Мировая экономика "вступила в новую опасную фазу" своего развития. Это предупреждение нового директора- распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард стало лейтмотивом всего годового собрания руководящих органов МВФ и Всемирного банка, состоявшегося 23-25 сентября в Вашингтоне. Под стать кризисной ситуации была и нервозная обстановка на сессии. Бывший министр финансов США Лэрри Саммерс, в недавнем прошлом главный экономический советник президента Барака Обамы в аппарате Белого дома, признался, что за 20 лет своего участия в подобных форумах он не припомнит "ни одного, на котором положение дел было бы более серьезным" и на котором сам он "испытывал бы более сильную тревогу за будущее глобальной экономики". "Между тревогой и испугом" По оценкам МВФ, экономический рост в мире в целом должен в нынешнем и будущем годах составить по 4 проц. Внешне эти цифры могут казаться неплохими, однако, представляя в преддверии годового собрания новый прогнозно- аналитический доклад Фонда, его главный экономист Оливье Бланшар пояснил, что на самом деле они отражают серьезный пересмотр прогнозов в сторону ухудшения. Еще в июне нынешнего года МВФ ожидал существенно более высоких темпов роста: в 2011 г. – на 0,3 проц., а в 2012 г. – на 0,5 проц. В этом контексте руководители Фонда в один голос указывали, что за последнее время в мире значительно ослабела уверенность в дальнейшем поступательном развитии экономики, возросла опасность того, что реальность окажется хуже прогнозов. Об этом же предупреждают и независимые специалисты, которым, естественно, положение позволяет высказываться свободнее, откровеннее и – в нынешнем контексте – пессимистичнее. Так, известный финансист и филантроп Джордж Сорос на днях написал, что "финансовые рынки влекут мир к новой Великой депрессии". На его взгляд, "власти, особенно в Европе, утратили контроль над ситуацией. Им надо восстановить этот контроль, причем сделать это немедленно". По оценкам одной из крупнейших в мире инвестиционных компаний PIMCO /читается "Пимко" – "Тихоокеанская компания по управлению инвестициями – прим. ИТАР-ТАСС/, распоряжающейся активами стоимостью более 1,3 трлн долл., реальный экономический рост в мире в 2011-12 гг. будет составлять лишь примерно по 2,5 проц. /кстати, технически в МВФ рост на уровне до 2 проц. считается порогом спада/. Руководитель компании Мохамед Эль-Эриан в ходе публичных дебатов во время сессии признавал, что в оценке нынешнего положения дел в мировой экономике сам он находится "между тревогой и испугом". Европа на пороге спада Наиболее тяжелая ситуация сложилась сейчас, как известно, в странах Западной Европы, охваченных долговым кризисом. Цифры говорят сами за себя. В Греции в нынешнем году прогнозируется спад на 5 проц. ВВП, в Португалии – на 2,2 проц. Кипр застыл на нулевой отметке. Ирландии составители доклада сулят экономический рост, но лишь на 0,4 проц. Недалеко от нее ушли Италия /0,6 проц./ и Испания /0,8 проц./. Да и Великобритании /1,1 проц./, Дании /1,5 проц./, Нидерландам /1,6 проц./, Норвегии и Франции /по 1,7 проц./ похвастаться особо нечем. К тому же для некоторых из них, включая Италию, 2012 г. обещает, по мнению МВФ, быть еще сложнее. Общие ожидаемые показатели для еврозоны в 2011 и 2012 гг. – соответственно 1,6 проц. и 1,1 проц. роста. При этом специалисты Фонда предупреждают, что "если периферийный долговой кризис станет и дальше распространяться на коренные экономики зоны евро, то это будет чревато существенным нарушением глобальной финансовой стабильности". Правда, перспективы распада еврозоны они, по их словам, пока не видят, но признают, что без принятия самых решительных мер избежать дефолта в той же Греции будет очень нелегко. На поиски "коллективного ответа" на нынешнее обострение кризиса в развитых экономиках руководитель Европейского департамента Фонда Антонио Борджес отводит срок в "ближайшие несколько недель". Очевидно, имеется в виду время, остающееся до саммита "большой двадцатки" ведущих мировых держав 3-4 ноября в Каннах. А комментаторы в прессе не уверены, что рынки дотерпят и до этой совсем уже недалекой даты. Например, бывший замминистра торговли США по экономике Роберт Шапиро 28 сентября утверждал, что европейцев отделяет от "расплавления финансовой активной зоны" /по аналогии с атомным реактором/ всего "две-три недели". Подтверждения тому он, по его словам, слышал "в коридорах МВФ" во время годового собрания. В свою очередь, руководитель программы изучения мировой экономики в вашингтонском Фонде Карнеги Ури Дадуш, отвечавший ранее за экономическое прогнозирование во Всемирном банке, считает, что без "убедительных мер" со стороны ЕС – опять же "в ближайшие недели" – "еврозона может и рухнуть". Напоминая об уязвимости таких крупных стран, как Испания и даже Италия, эксперт признает, что видит на горизонте признаки "идеальной бури", способной "повторить Великую депрессию 1930-х гг.". Чья бы корова мычала Да что там отставники! Действующий министр финансов США Тимоти Гайтнер на сессии МВФ и ВБ назвал европейский долговой кризис "самым серьезным фактором риска, с которым сталкивается сейчас мировая экономика", и добавил, что "угрозу каскадного дефолта, набегов на банки и катастрофического риска надо убрать со стола, поскольку иначе она подорвет все остальные усилия как в Европе, так и в глобальном масштабе". А несколько дней спустя президент Обама заявил в Калифорнии, что европейцы "пугают весь мир". На его взгляд, они "не вполне оправились от кризиса в 2007 г. и так полностью и не ответили на вызовы, с которыми столкнулась их банковская система". "Теперь все это усугубляется тем, что происходит в Греции", – продолжал американский лидер. Европейцы "переживают финансовый кризис, который пугает весь мир, и пытаются действовать ответственно, но принимают меры не так быстро, как надо бы". В Старом Свете, особенно в Германии, критические высказывания Обамы вызвали шквал возмущенных откликов по принципу "чья бы корова мычала". Журнал "Шпигель" собрал и распространил на английском языке подборку комментариев на эту тему. В частности, министр финансов страны Вольфганг Шойбле заметил, что "проблемы Европы – это еще не все проблемы Америки", и добавил, что "советовать со стороны всегда легко". Газета "Бильд", представленная в подборке, как "самая массовая по тиражу", назвала "лекцию Обамы" по поводу еврокризиса "надменной, самонадеянной и абсурдной", а заодно напомнила, что "важнейшим "спусковым крючком" финансово-экономического кризиса были американские банки и их безрассудные операции с недвижимостью". Рупор деловых кругов "Хандельсблат" указала, что "Обама управляет страной, где, несмотря на многомиллиардную государственную помощь, экономика переживает застой, компании – вопреки призывам к патриотизму – отказываются инвестировать, и где одна за другой идут политические "окопные войны". Газета считает, что попытки американских властей "подавить кризис, завалив его /очаги/ деньгами", не только "не приносят успеха", но и "наносят колоссальный побочный ущерб", выражающийся в утрате доверия к властям и национальной валюте, а также в "параличе всякой динамики – вследствие того, что сокрушительная гора долгов лишает пресловуто оптимистичных американцев уверенности в себе". Американский застой Со стороны, как говорится, виднее. Немецкие СМИ перечислили основные "болевые точки" американской экономики, отражающиеся – пусть гораздо более иносказательно и завуалированно – и в документах и комментариях МВФ и ВБ. В прогнозно-аналитическом докладе Фонда раздел, посвященный США, озаглавлен "Новое ослабление на фоне удручающих долговых вызовов". Сентябрьская оценка ожидаемого роста для Америки в текущем году – 1,5 проц. – на целый 1 проц. хуже июньской. Эль-Эриан из PIMCO тоже считает, что США в ближайшие 12 месяцев ждет застой. Я спрашивал у него, какой запас времени, на его взгляд, имеется у американских властей, и он ответил: "Смотря для чего. Одно дело, если они хотят избежать только рецессии, другое – и рецессии, и долгового кризиса". В первом случае, по мнению специалиста, "у них есть 6 месяцев", во втором – "пара лет". Разумеется, для этого необходимо хотя бы минимальное взаимопонимание и взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти в Вашингтоне. С учетом нынешнего политического климата в стране это само по себе отнюдь не гарантировано. По закону о контроле над бюджетом, который был принят в августе нынешнего года и позволил США избежать дефолта по суверенным долгам, специально созданный в Конгрессе двухпартийный "суперкомитет" обеих палат должен к 23 ноября с.г. выработать пакет мер по сокращению бюджетных дефицитов страны как минимум на 1,5 трлн долл. за ближайшие 10 лет. Крайний срок установлен с расчетом на то, чтобы Конгресс успел обсудить, скорректировать и утвердить эти меры к 23 декабря /иначе, как подсказывает календарь, законодатели рискуют лишить самих себя Рождественских и новогодних каникул/. Если, несмотря на все усилия, полюбовно договориться о затягивании поясов не удастся, то с 2013 финансового года начнется принудительная секвестрация бюджета, включая и программы в сфере национальной безопасности. Президент Обама еще 19 сентября представил свой план сокращения дефицитов на 3,6 трлн долл. за те же 10 лет. Но этот документ предусматривает существенное увеличение налогового бремени, особенно для наиболее состоятельных американцев, и республиканская оппозиция сразу приняла его в штыки. Политологи – кто с горечью, а кто и со злорадством – хором назвали инициативу Белого дома мертворожденной. Пресса же вообще расценила это предложение, как не столько экономический, сколько политический маневр, призванный заставить республиканцев либо пойти на идеологически неприемлемые для них уступки, либо в преддверии выборов предстать перед избирателями в неприглядной роли защитников толстосумов. По существу откликнулся на план Обамы и МВФ – правда, конечно, опосредованно. На следующий же день после выступления американского лидера Фонд опубликовал свой так называемый "Фискальный монитор" – отчет, который в обычных условиях кроме специалистов почти никто не читает. На сей раз он был подхвачен новостными агентствами, поскольку о США в нем говорилось, что доверие к ним на мировых рынках "может внезапно ослабеть, если не будут представлены достаточно подробные и амбициозные планы сокращения дефицитов и долгов". "Любая заслуживающая доверия стратегия должна будет включать реформирование /недискреционных/ социальных программ и увеличение /бюджетных/ доходов", – подчеркивалось в документе. Недискреционными статьями расходов /entitlements/ в США именуются программы социальной и медицинской помощи престарелым и неимущим, которые по закону финансируются автоматически, независимо от желаний и возможностей властей в рамках конкретного бюджета. Для политиков-демократов, включая Обаму, это по существу неприкосновенные "священные коровы", и реформировать их сегодняшние хозяева Белого дома готовы лишь путем снижения расценок на услуги, т.е. выкручивания рук поставщикам этих самых услуг и страховым компаниям, а никак не за счет населения. С другой стороны, республиканцы не прочь "приватизировать" часть этих программ и таким образом снять нагрузку с бюджета. Некоторые участники отборочного этапа президентской предвыборной гонки в стане оппозиции договаривались в нынешнем году до того, что американский собес в его нынешнем виде – это, мол, своего рода "финансовая пирамида", от которой в любом случае рано или поздно необходимо будет избавиться. Но зато у консерваторов есть собственное политико-идеологическое табу – на повышение налогов. А именно его имел в виду МВФ, говоря о необходимости для США увеличения доходной части бюджета. Таким образом, не только экономически, но и политически простых решений Фонд для Америки уже не видит. БРИКС как локомотив роста Затяжной кризис ведущих держав Запада выдвинул в локомотивы мирового экономического роста страны с развивающейся и переходной экономикой. Крупнейшие из них входят вместе с Россией в группу БРИКС. По новым оценкам МВФ, в Китае в нынешнем году ожидается рост ВВП на 9,5 проц., в Индии – на 7,8 проц., в России – на 4,3 проц., в Бразилии – на 3,8 проц., в ЮАР – на 3,4 проц. Вслед за лидерами своих регионов тянутся и страны СНГ / в среднем 4,6 проц. ожидаемого роста за текущий год/, "азиатские тигры" /4,7 проц./, государства Черной Африки / 5,2 проц./ и Латинской Америки /4,5 проц./. Сопоставимые показатели – у стран Ближнего Востока и Северной Африки / 4,0 проц./. Для сравнения: Японии, пережившей недавно разом и стихийное, и техногенное бедствия, составители доклада сулят в нынешнем году спад на 0,5 проц. В Канаде ожидается рост на 2,1 проц. О показателях США и зоны евро уже говорилось. В этих условиях в преддверии годового собрания всех занимал вопрос о том, не возьмутся ли страны БРИКС помочь терпящим бедствие европейцам. Финансисты группы, проведшие отдельную встречу в рамках годового собрания МВФ и ВБ, дали ответ: помочь готовы, но не в рамках отдельной собственной инициативы, а по линии профильных международных организаций и объединений, включая "большую двадцатку". Позже их представители поясняли, что у БРИКС нет даже технических возможностей – хотя бы в силу различия национальных законодательств – для проведения совместных финансовых "спасательных операций". Они подчеркивали, что их о помощи никто и не просил. Это чистая правда: западные специалисты, включая лидеров тех же МВФ и ВБ, хором говорят, что европейцы должны помогать себе сами, а странам БРИКС адресуют прежде всего призыв наращивать внутренний спрос и тем самым участвовать в сглаживании мировых "дисбалансов". Но все же репортеры, в том числе и западноевропейские, явно были слегка разочарованы. Момент для выигрышного пропагандистского жеста был упущен. Россия: "неровное" оздоровление В России МВФ ожидает в нынешнем году экономического роста на 4,3 проц. ВВП, а в 2012 году – на 4,1 проц. В июне назывались более высокие цифры – соответственно 4,8 проц. и 4,5 проц. Но и уточненные показатели лучше официальных российских прогнозов. Уровень безработицы среди россиян Фонд оценивает пока в 7,3 проц., в будущем году он должен опуститься до 7,1 проц. Инфляция, по подсчетам МВФ, должна достичь по итогам 2011 года 7,5 проц. В целом, в свете всех этих цифр Фонд считает, что российская экономика восстанавливается после кризиса, но процесс этот идет "неровно". Так совпало, что перед самым началом осенней сессии бреттон-вудских организаций Совет директоров МВФ рассматривал итоги очередного годового обзора ситуации в российской экономике. Поэтому и цифры, и основные выводы по нашей стране были известны заранее и на годовом собрании особого интереса уже не вызывали – тем более, что у всех хватало более безотлагательных забот. После обсуждения в Совете директоров российский исполнительный директор Фонда Алексей Можин указывал, что в отличие от большинства развитых стран у России в краткосрочной перспективе все в порядке: рост экономики возобновился, уровень долга остается низким, бюджет практически сбалансирован, а инфляция снижается. "Основные вызовы ожидают нас в среднесрочной и долгосрочной перспективе, – сказал мне специалист. – Я бы выделил три главные проблемы: демографическая ситуация, ресурсная зависимость и деловой климат. Именно вокруг этих вопросов и шла дискуссия". В общемировом прогнозно-аналитическом докладе ситуация в России подробно не рассматривалась. Авторы констатировали, что притоки капитала, питавшие до кризиса кредит, частный спрос и экономический рост в целом, "пока не начали возвращаться, поскольку инвесторы по-прежнему опасаются политической неопределенности в преддверии выборов, а также негостеприимного делового климата". Специалисты МВФ указывали также, что "прогнозы по ценам на нефть, хотя и по-прежнему высокие, все же слабее, чем в июне этого года". По новым оценкам, средняя цена на нефть в мире составляла в 2010 году 79,03 долл. за баррель. В нынешнем году ожидается повышение этого показателя до 103,2 долл., а в 2012-м – снижение до 100 долл. за баррель. Имеется в виду среднее арифметическое цен на нефть сортов Брент, Дубайской и Техасской светлой нефти. "Будь готов! – Всегда готов!" Весной прошлого года главный экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии /ЕЦА/ Индермит Гилл сказал мне, что если в предыдущий кризис 2000-01 гг. Россия "вошла слабой, а вышла из него еще слабее", то в кризис 2008-09 гг. она "вошла сильной, а выходит из него еще более усилившейся". Поэтому на нынешней сессии я поинтересовался мнением Гилла о том, насколько, на его взгляд, российская экономика готова к возможным новым потрясениям. Взяв немного времени на раздумья, он ответил, что Россия "лучше подготовлена к следующему кризису, чем многие из ее соседей в Европе". Однако, по его убеждению, критерием должно служить все же не это. На самом деле России "следует спрашивать, такие же ли у нее хорошие позиции, как у ее глобальных равных партнеров – Китая, Индии и Бразилии", – пояснил специалист. Несколько дней спустя мне представилась возможность задать тот же вопрос руководителю миссии МВФ в России Юхе Кахконену. Он считает, что наша страна сейчас "в каких-то отношениях лучше, а в каких-то – хуже подготовлена" к возможной новой волне глобального финансового кризиса, чем до его начала. Поясняя свою точку зрения, Кахконен напомнил, что в свое время Москва успела накопить крупные резервы, позволявшие ей обходиться без дорогостоящих заимствований. Но меры по стимулированию экономики во время кризиса истощили эти запасы, финансово-бюджетная политика "была очень мягкой" и "восстановления "буферов" не происходило", сказал специалист. Поэтому теперь у властей нет "сильных позиций" для "компенсирования рисков" с помощью фискальных мер, указал он /между прочим, в МВФ считают, что без учета нефтяных доходов бюджетный дефицит в России в нынешнем году может достичь 11 проц при плановом задании не более 4,7 проц/. С другой стороны, по словам Кахконена, в сфере денежно- кредитной и курсовой политики "достигнут прогресс". "Стало больше гибкости валютного курса, центральный банк готов будет в случае необходимости срочно добавить ликвидности", – указал руководитель миссии. На вопрос о том, каков главный канал кризисного воздействия на Россию, он назвал вероятное снижение цен на нефть. Соответственно, упреждающие меры предосторожности для Москвы Кахконен видит прежде всего на путях "укрепления буферов", т.е. наращивания резервов. Угроза от долгового кризиса в Европе, на его взгляд, для России пока не очень актуальна и может выразиться разве что в появлении со временем "проблем с финансированием для российских банков". "Узкий просвет" Понятно, правда, что эта сравнительно благодушная оценка может быть оправдана лишь в том случае, если в ближайшее время под тяжестью непосильных долгов не начнут рушиться крупнейшие европейские банки. В подобном случае и весь состав мировой экономики едва ли удержится на рельсах. Сейчас он летит, как в известной песне Владимира Высоцкого, "вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю", а сидящие в вагонах люди с замиранием сердца думают о том, справятся ли с управлением профессионалы, находящиеся в кабине машиниста. Один из таких профессионалов – француженка Лагард, заступившая минувшим летом на нелегкую вахту в МВФ после скандальной отставки своего соотечественника Доминика Стросс-Кана. Конечно, судить о ее работе пока еще рано, но внешне эта обаятельная и решительная дама, почти без акцента говорящая по-английски, производит самое благоприятное впечатление. Во всяком случае на дебютном для нее годовом собрании акционеров Фонда никто уже и не вспоминал о том, что по основной специальности она юрист, а не экономист. Не отрицая того, что на экономическом горизонте, особенно над Европой и Америкой, "сгустились тучи", Лагард в то же время подчеркивает, что "путь к оздоровлению имеется", хотя и "более узкий", чем в прошлые годы. В заметках по итогам сессии, размещенных ею в личном блоге в одном из американских сетевых изданий, она объясняет этот оптимизм тремя причинами: "общим осознанием" того, что отступать некуда, "общим диагнозом" имеющихся проблем, а также "общим ощущением", что "начинают проясняться" необходимые антикризисные шаги. В сфере финансово-бюджетной политики, по убеждению хозяйки МВФ, приоритетом является "фискальная консолидация", причем "не слишком медлительная", чтобы не нервировать рынки, но и "не слишком поспешная", чтобы не вредить экономическому росту. Денежно-кредитная политика в тех же целях должна оставаться мягкой и креативной, продолжает Лагард. Жизненно важна реформа финансового сектора, поддержание кредитоспособности банков. Не следует забывать и о структурных реформах, включая их "социальное измерение", поясняет она, имея в виду меры в поддержку занятости и заботу о наиболее уязвимых слоях населения. Главное же – не ограничиваться составлением планов, а "работать, работать и работать над их выполнением", причем "не в ближайшие годы, а в ближайшие недели", подчеркивает директор-распорядитель МВФ. Источник: По материалам ИТАР-ТАСС |