Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

ВС России пересекли границу с Украиной в Курской области, сообщил Путин
Ушаков рассказал об итогах переговоров с США в Эр-Рияде
Переговоры по Украине в Эр-Рияде пройдут во вторник
Лавров и Рубио провели телефонный разговор
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Удастся ли восстановить российскую физическую школу?
07.10.10 00:20 Наука, техника, образование

Александр Привалов:

Два сына России, а ныне подданные иностранных монархов - подданный голландской королевы А. К. Гейм и подданный великобританской королевы К. С. Новоселов - заслужили высшее научное признание, получив Нобелевскую премию по физике.

Таких случаев, когда выходцы из России прославляют чужую страну, ставшую для них домом, можно вспомнить множество. История России в XX, да, как выясняется, и в XXI веке тому способствует. Отношение к таким случаям по необходимости однозначно: хорошо, сын России достиг замечательных успехов. Хорошо, что он получил в родной стране хорошее образование, позволившее ему этих успехов достигнуть. Уже не столь хорошо, что он не нашел себе места в нашей науке. Дело здесь не в желании утвердить крепостное право - ученый вправе жить и работать, где хочет. Дело здесь в огорчении от того, что у выдающихся ученых русского происхождения сотрудники и ученики будут не наши, а зарубежные. Соответственно, и научные школы процветут не наши, а зарубежные, что только увеличит отставание отечественной науки.

Можно сколько угодно говорить, что наука не знает границ, а уж такая наука, как физика, тем более: формулы из учебника физики абсолютно интернациональны. Все так, но научные школы совсем уже интернациональными не бывают. Сотрудничество, ученичество, преемственность - все это предполагает какую-то пространственную локализацию. Когда бы это не имело отношения к конкретному месту в конкретной стране, университеты не конкурировали бы между собой с использованием тех аргументов, что вот в такой-то области знаний у них есть признанная во всем мире научная школа. А они очень даже прибегают к тем доводам, что у нас не кафешантан какой-нибудь, а давняя школа со славными именами. Это оказывает, говоря физическими терминами, важный гравитационный эффект: славные имена и репутация научной школы привлекает талантливых учеников, они делают новые открытия, отчего репутация школы еще укрепляется. Устойчивая традиция тут очень важна. Она обеспечивает воспроизводство.

Вдвойне она важна, потому что потеря научных школ, как правило, бывает невосполнима. Сто лет назад физика была по преимуществу немецкой наукой. Исследования, финансируемые имперским Институтом кайзера Вильгельма, были передовым словом науки. События, случившиеся в Германии в первой половине XX века, известны, менее известно, что одним из последствий стало исчезновение после 1945 года такого понятия, как немецкая физика. В смысле "передовая, наиболее продвинутая, где же учиться физике, как не в Германии" и. т. д. Причем это не означает, что немцы погрязли в невежестве, что немецкие университеты не готовят превосходных специалистов, что Германия не принадлежит к числу технологически наиболее передовых стран. Всё это при ней, не говоря уже о том, что это весьма и весьма богатая страна. Тем не менее, немецкой физики в том смысле, в каком это говорилось век назад, больше нет. Научные школы восстановить не удалось.

В случае с СССР получилось нечто аналогичное. У советских правителей было два представления о том, почему надо развивать науку, в особенности физику. Изначально после преодоления первой революционной порухи возродилась восходящая еще к временам абсолютизма идея, что держава должна поощрять науки, искусства и ремесла. До известной и даже приличной степени физика поощрялась еще до войны. После известной записки Сталину насчет атомной бомбы наука стала поощряться с многократным рвением. Выяснилось, что это не просто украшение, придающее блеск трону, а это такая штука, которая нужна до зарезу. Без продвинутой науки не будет сверхоружия.

Все это было и прошло, и окончательно завершилось при распаде СССР. О блеске трона и говорить было смешно и несовременно, мысль военная и державная тоже никого не занимала, к тому же и денег в казне не было вообще. Ученым было предложено спасаться как могут, благо и границы к тому времени стали открыты настежь. Ученые спасались как могли. В таких условиях научные школы не сохраняются. Удастся ли их восстановить теперь - отдельный вопрос, ответа на который мы не знаем. Пример Германии тут внушает мало оптимизма.


Нобелевский лауреат Андрей Гейм не знает, что его позвали в Сколково

Ученый отметил, что о намерении России пригласить его работать в Сколково он "не знает и знать не хочет". "Меня это никак не интересует. У меня нет российского гражданства, я гражданин Голландии, там у вас люди что – с ума посходили совсем?", - заявил он "Русской службе новостей". Как рассказал ученый, он не собирается возвращаться в Россию, потому что ему очень комфортно в Великобритании. Гейм отмечает, что жители Лондона даже чем-то похожи на москвичей.

По его словам, графен мог быть создан и в России, однако "шансы его создания были 1 из 1000 – по сравнению с тем, что можно было сделать за границей". По этой причине физик и принял решение уехать работать за границу. "В Англии я понял, что в течение 6 месяцев там можно сделать то же самое, что в России в 90-х годах сделать в течение 10 или 20 лет. И для экспериментатора, которому нужна аппаратура, средства для исследований, условия работы здесь и там были настолько различные, что даже вопроса не стояло оставаться или нет. Оставаться в России было для меня все равно, что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами, а работа для меня хобби и тратить свою жизнь на мышиную возню абсолютно не хотелось", - подчеркнул Нобелевский лауреат.

Напомним, ранее руководитель департамента международного сотрудничества фонда "Сколково" Алексей Ситников заявил журналистам о намерении пригласить нобелевских лауреатов по физике Андрея Гейма и Константина Новоселова к участию в проекте.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
Аббе07.10.10 04:48
Научная школа - это, как минимум, - продукт общественного согласия за много десятилетий, может - веков. Мы, общество - разумное, мы ищем путей развития, мы готовы изменяться в реализации новых знаний. В науку, в раскрутку результатов исследований нужно вкладывать средства. и успех всей науки, как прочность цепи зависит от самого слабого звена.
*Простите за похваление своего болота. Новосибирск. Академгородок. И достопочтенное Сколково. Городок хороший или плохой? Невежливый вопрос - детей помыть нужно или новых сделать? Вся техника по большей части развивается консервативно. В изделиях совершенно новых - масса решений из многократно проверенных изделий предыдущих поколений.
*Ну так ПОКАЖИТЕ, что дескать да, Городок - устарел, в нём накопились такие и такие изменения, он нехорош. На нём отработаем хотя бы сколько то новейших технологий. И результат перенесём в перспективное Сколково. Эдакий учебный центр. Но нет. Будут вкладывать средства в дорогостоящий проект в местах с заведомо дорогой рабочей силой и ещё более дорогой землёй с ОБЕЩАНИЯМИ высокой эффективности.
*Не производит впечатления дела серьёзного.
Архип07.10.10 08:19
На мой взгляд, самым слабым звеном сейчас является средняя школа. Я никак не пойму, как можно совместить постоянные призывы нынешнего президента к развитию высоких и нано-технологий и сокращение школьной программы по физике до самых минимумов? Если 10-20-30 лет назад в старших классах было 4-5 уроков физики в неделю, плюс 1 час астрономии, то сейчас - только 2 часа на все!
Не знаю, кто создает такое противоречие (правая рука не знает, что делает левая?), но если в ближайшее время это не осознают на уровне министерства образования, возглавляемого, кстати, физиком, то вопрос о восстановлении российской физической школы отпадет сам собой, как не имеющий смысла.
nebesny07.10.10 08:36
Гей: - "я гражданин Голландии, там у вас люди что – с ума посходили совсем?" Как рассказал ученый, он не собирается возвращаться в Россию, потому что ему очень комфортно в Великобритании.

Для таких вот перлов есть одно, но очень ёмкое определение - "освинячиться на единичном подъёме" ... Он сам-то понял что намолотил?

А "эксперт" Привалов в очередной раз выдал объём протухшего воздуха - статья вобщем ниачОм!!! Но это такая традиция -ждать информационный повод чтоб потом в пол строчки выдать на гора кучу штампов про всё на свете, но не по делу. И вечно все в борьбе, то за (или "с") русским языком борются, то наступает инфоповод и тут-же переключаются на тему физкультуры/спорта, то всё бросив начинают выдавать оценки и массово обсуждать религию в школе ... А к чему всё это? На пол пути бросаются ВСЕ обсуждения, про телодвижения вообще молчу.

valerius07.10.10 08:44
Российскую научную школу можно только создать. А советскую - восстановить вместе с Советским Союзом.
Mr.Gans07.10.10 09:09
Интересно, в случае войны между нами и НАТО, эти "Два сына России" на чьей стороне будут ?
Амиго07.10.10 09:11
2Архип - Не думаю, что дело только в средней школе. А может быть даже не в ней. Из своего поколения и однокласников (которые заканчивали школу в 80-х) я очень мало встречаю тех, кто способен решить квадратное уравнение. Хотя некоторые из них были отличниками. Если человеку не интересно, то он все равно не поймет из того, что давали по математике или физике. Может быть просто запомнит. Дело в общем фоне общества. Сейчас еще финансово-кредитный фон. Даже посредственный человек может что-то откусить из этого фона. А вот посредственный физик ничего из этого не получит. Разве что стать учителем или преподавателем. Поэтому только самые способные и смелые остаются верными своим интересам. Понятно, что как только они замечены, так их и вылавливают туда, где пожирнее. Я вот попытался своему сыну найти интересные документальные фильмы по физике или астраномии, нашел только BBC и Discovery. Хотя и они не совсем удовлетворяют. И уже полгода пытаюсь пробиться в планетарий. То ремонт, то закрыт, то отпуск. Нет фона, не будет ученых.
2Mr.Gans - когда основательно увлечен наукой/техникой, то становишься космополитом. Для ученого политика как помеха. Их всегда нужно удерживать, чтобы работали на свою страну. Если будет война Россия-НАТО, они уедут в Китай. Или в Японию. Или в Австралию.

Karabass07.10.10 10:46
Об утечке русских мозгов ссылка ;)
mcf07.10.10 11:31
Вопрос в сабже поставлен некорректно. Он должен звучать так:
"Хотят ли в России восстановить науку ?".
Ответ заложен в затратах бюджета на науку. В последние годы бюджет только сокращается.
А все эти лозунги про инновации всего лишь кричалки политиканов для совсем тупого электората.
Vvictor07.10.10 12:04

Если в стране не производят осцилографов, а на границе за их ввоз взимают пошлину по максимуму + ндс, это о чем-то говорит?

И сколько лет такой стране придется строить базу для науки? Заметьте, осцилографы - это самое простое и дешевое. Когда устареют и поломаются окончательно установки советских времен, тогда и кончится наука. Говорить о возрождении просто смешно. Надо строить, но ни малейших позывов в этом направлении не наблюдается. На ближайшую перспективу участь населения России - кирка и лопата, но никак не научные разработки.

Что касается проектов типа Сколково, то они, конечно, будут приносить пользу своим создателям, улучшать жизненый уровень узкого круга лиц, может быть даже там изобретут новую модель сотового телефона в строгом соответствии со стандартом 4G. Мне кажется, что подобные проекты будут только блокировать любое развитие всего, что хоть как-то будет напоминать науку. Главное их назначение - избавиться наконец от академии наук и заняться на воле разведением Петриков с последующим распилом бабла.

y_krylov07.10.10 12:36
> Mr.Gans
Интересно, в случае войны между нами и НАТО, эти "Два сына России" на чьей стороне будут ?
А Энштейн во время войны был на чьей стороне?

Настоящих Ученых, как внутренне свободных людей , как раз и отличает искренность суждений.

Потому что смысл их жизни не в том чтобы занять место повыше в иерархической пирамиде. Жизнь отдается достижению научных целей. А если эти цели легче реализовать в Англии, где качество жизни гараздо выше чем у нас + техническое оснащение+достойная их труда зарплата, то совсем не удивительно почему ученые уезжают и не хотят возвращаться. Зачем?

"Оставаться в России было для меня все равно, что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами, а работа для меня хобби и тратить свою жизнь на мышиную возню абсолютно не хотелось", - подчеркнул Нобелевский лауреат "

cator07.10.10 12:37

Про мышиную возню Гейм правильно отметил. Когда на научный гранд, где научная часть составляет несколько страниц, нужно подавать 150 страниц разных таблиц, когда в университетах уходит до 90% времени на всякие планы и отчеты, когда до 80% средств разворовывается или идут на не целевые расходы, когда аспирант получает пару тысяч рублей в месяц, а оснащенность лабораторий в подавляющем большинстве мест не позволяет делать ничего, кроме старых лабораторных работ для студентов, то ни о каком восстановлении научной школы речи быть не может. Но, похоже, такая задача вовсе не ставиться государством. Никто этим не занимается, более того, образование нещадно сокращается. Мегапроекты, на подобии Сколково, ни к чему не приведут, это очевидно, потому что сначала нужно победить или придавить коррупцию и бюрократию (а они часто связаны), а затем что-то реальное выстраивать.

Мы возвращаемся к периоду поздней императорской России, когда коррупция душила любую техническую и научную мысль. Главная же сейчас цель - это обогащение любыми средствами, а наука к такой цели быстро не ведет.

polartoad07.10.10 13:01

1. Создать физическую школу можно. Требуются деньги, общий базовый уровень экономики, не обязательно супер высокий, достаточно уровня Ирана - Китая и в первую очередь желание и воля.

2. Германии она была после войны не особо нужна - им дали возможность, и они ею смогли воспользоваться, встроиться в мировое разделение труда на достаточно хорошее место производителя машин и оборудования. Германии не надо было участвовать в гонке вооружений, которая выступала после войны основным заказчиком у физиков. С другой стороны возможностей было не так много. Она не была всемирным эмиссионным центром, который позволяет хорошее финансирование.

3. В результате МЭКа мы возможно увидим становление европейской (русско-немецкой) физической школы.

Marketolog_s07.10.10 14:32
> cator

...

Мы возвращаемся к периоду поздней императорской России, когда коррупция душила любую техническую и научную мысль. Главная же сейчас цель - это обогащение любыми средствами, а наука к такой цели быстро не ведет.


Тем не менее тогда в России власть была какой-никакой, а российской. Не колониальной администрацией в пробковых шлемах как сейчас.

Возможно благодаря этому, не смотря на бюрократию и коррупцию, мы имели Мечникова, Павлова, Менделеева, Попова, и прочих.

Сейчас же вполне логично, что колонии не положено иметь свою науку. Т.е. дальше красивых речей заходить не должно - и не заходит. Уже 20 лет. НИ ОДНОГО ученого с мировым именем территория, некогда бывшая Россией, за 20 лет не "родила". Вот и Гейм вполне логично не относит и ни в коем случае не собирается ассоциировать себя со словом "Россия".

alligator07.10.10 14:54
Скорее всего не удастся. Возьмем тот же Физтех. В настоящее время Физтех стал крупнейшим поставщиком сотрудников в зарубежные исследовательские центры. Максимум через десять лет вуз просто лишится профессорско - преподавательского состава в его нынешней квалификации поскольку практически все стоящие выпускники оказываются быстро востребованы за рубежом.
alex_mihejev07.10.10 15:50
В свое время рассказывали родители - у нас читал г-н N, светила, авторитет и автор учебников... он сам учился у другого светилы... потом стал учить его сын... после осталась череда ярких студентов которые ... ну и.т.д. Т.е. была преемственность, знания передавались из поколения в поколения, росли новые ярки ученые. Один талантливый преподавательученый мог зажечь несколько новых звезд.. и этот цикл потерян... что было у меня... студен 5го курса идет в аспирантуру, пишет конспект лекций, сам же их читает, потом начинает преподавать, максимум что он видел другого такого же студента (преподавателя) или пришлого человека, который пришел просто получить ЗП за свои часы. Это как на заводе мастер берет подмастерья, учит, чтобы потом тот научил других, и этот круг разорван.

И второе много активных молодых людей после вуза временно уезжают зарубеж на работу и уже мало кто возвращается обратно..
Вова07.10.10 16:07
Когда то были споры между физиками и лириками. Так в этих спорах, на данный момент, победили спекулянты. И если они так и останутся победителями, а всё к тому идёт, то скоро высшая школа нам будет не нужна вовсе. Останутся только МВА разных видов.
Karabass07.10.10 16:17
Доктор физико-математических наук, директор Объединенного института ядерных исследований А.Сисакян рассказывает о современной ядерной физике: основные открытия и их история; новейшие проекты, актуальное состояние и перспективы; ОИЯИ (Дубна), его международные представители и совместная работа. ссылка
Очень рекомендую борцунам с просиранием полимеров. Отрезвит 100%.

Аббе07.10.10 16:34
Простите, всё обсуждение можно свести к нескольким постулатам.
*Первое. Наличие науки - всегда результат политической воли в течение длительного срока, нескольких поколений.
*Второе. Политическая воля выражается в государственных программах. В крайнем случае - финансирование от частного капитала в те же самые сроки.
*Третье. Программы как выражение политической воли - выражаются в постановке ЗАДАЧ и ФИНАНСИРОВАНИИ решения задач. Ну и управление свыше.
*И выделение из ВЫСШЕГО руководства последовательно по поколениям ГРУППЫ людей высшей квалификации, выделение в их распоряжение средств и не съедение таковых во время междусобойных разборок - уже является особым ресурсом, крайне редким.
*Если в революционном Берлине толпа ворвалась в арсенал и потребовала оружия, то им таковое выдали. 1848 год. Но мы ПОМНИМ. помним, что новейшие разработки (казнозарядные патронные винтовки) назвали хламом и с презрением спасли победы над всей Европой. Пожалуй все победы Германии сделаны в первую очередь - ШКОЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ. Всё грустно и просто.
*И если такового набора нет, то и говорить не о чем. Вчера - полимеры, завтра школьники и знать не будут такого названия. Зачем? Ведь есть Дом-2!
*Ставится задача - можно попытаться. Не выделяется хотя бы один ресурс - пиление денег.
alex_mihejev07.10.10 16:34
полимеры с полимерами, но ТОЛЬКО за деньги физическую школу и не построишь и не восстановишь, многие учение уехали не только потому что у них маленькая ЗП, но есть еще семьи, дети, жоны, родная милиция ну и т.д. далеко не факт что получив британскую ЗП в РОссии толпы ученых ринутся обратно работать в Россию..
alex_mihejev07.10.10 16:38
TO Аббе

согласен на 100%, особенно важен тезис - поколения! из массы нужно выбрать зерна, потом их взрастить, потом дать им родить новое поколение и только тогда НАЧНЕТСЯ становление именно понятия - научная школа :)
Vvictor07.10.10 18:32

...потеря научных школ, как правило, бывает невосполнима...

Знание - сила. Любую войну ведут с целью лишить врага силы.

И это одна из основных причин, по которой ни о каком восстановлении школ не может быть и речи.

Скорее всего мы полностью утратим именно научный потенциал, а так называемых ученых будем выписывать из-за границы. Что, собственно, и начинается в Сколково. Основы такого подхода успешно закладывает министр Фурсенко. Да и зачем шахтеру с лопатой наука?

nebesny07.10.10 18:47

Вот бескостными молотите и молотите - всё не по делу!!! Что у вас тут резко пропало? Пропала физика на фоне получения Нобелевки двумя русскими (пусть и бывшими)? Или что пропало - резко/неожиданно, что Вас так именно сегодня так возбудил этот вопрос?

По 5 часов физики тут требуют срочно в школы вернуть ... простите, а зачем? Если человек (ребёнок) гуманитарий по складу ума и характера - для чего его насиловать физикой, химией и прочими науками?

Проблема не в том что образование у нас отсутствует или плохое, а в том что нет достойной мат.базы для того чтоб задумки реализовывать ...

BarCode07.10.10 19:11
С талантливыми хоккеистами или футболистами заключают контракт привязывающий их к клубу, который в них вложился.
Почему с абитуриентом поступающим на бесплатное отделение не заключить КОНТРАКТ, привязывающий его к Родине?

Мы тебя вырастили, человеком сделали - или работай на Отчизну, какая бы она ни была или верни деньги (с процентами :) ) за потраченные на тебя усилия и дуй на все четыре стороны. Или интересующаяся сторона пусть вложится, но тут должны быть экспортные заградительтные пошлины.

Ведь эти ребята ("утёкшие мозги") как правило учились за бесплатно (т.е. в том числе и за мой, как налогоплатильщика счёт). Вот мне и интересно. Почему бы не потребовать?

BarCode07.10.10 19:26
На аналогии с футболистами объясните, как может игрок послать свой клуб в ..опу.
Мамонт07.10.10 19:27
Т.е. практически восстановить шарашки? Ну-ну. У Сталина такие кунштюки еще проходили, а сейчас это будет колхоз "40 лет без урожая". Нельзя дважды войти в одну и ту же воду. И вообще я не понимаю письсимизьма некоторых товарисчей. В 17-м году русской науке был нанесен не менее серьезный ущерб, на мой взгляд сопоставимый с ущербом последних 20-30 лет. Однако же советская научная школа состоялась, и еще как состоялась. Дело в другом. Нужен некий сверхпосыл, некий национальный консенсус относительно науки - простите, точнее определить не берусь; попой чую - а точно выразить не могу. Что-то вроде гумилевского пассионарного толчка. Или системы мелких толчков. Типа как дрючили преподы американских студентов после нашего прорыва в космос 57-61 годов: "Не хочешь учить математику? Будешь учить русский".
BarCode07.10.10 19:32
Я говорю - КОНТРАКТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, а Вы мне про Сталина, шарашки ...
tinka07.10.10 19:39
BarCode

Потому что максимум такого контракта (и никак не больше, ни по времени ни по деньгам) - это затраченные деньги на учебу (N лет платного образования можно посмотреть по прейскурантам вузов) , зарубежная компания легко заплатит все издержки учебы (тем более таланту, ввиду того что отдача будет больше ;-) ) переманив более вкусным (свободным) контрактом - . (и это помимо банального бегства за границу) ;-/

+ при пересечении границы, аппарат принуждения государства остается позади. (Березовский деньги вернул?)

т.е. банально кинут и будут издалека настольгировать по родине и культуре но упорно не возращаясь назад ;-) + еще одни стимул невозврата повесим ;-)

Vvictor07.10.10 19:43

То BarCode.

Нет, конечно, если дело дойдет до заключения контрактов, тогда чего уж.

Так ведь посылали только при намёке на саму возможность вопроса. Так что никаких аналогий, всё строго.

Для Мамонта.

Возможно в 17-м и был нанесен сопоставимый ущерб науке. Хотя тут можно дискутировать. Как сравнивать ноль с миллионом? Делить или вычитать?

А вот национальный консенсус дейтвительно был. Звали его Иосиф Виссарионович, не к ночи будь помянут.

BarCode07.10.10 20:07
tinka
А кто сказал что "стоимость" учёного нужно считать по прейскурантам вузов? Это у платников можно посчитать стоимость обучения за N лет. А у бесплатника - КОНТРАКТ (в нём может быть оговорено всё что угодно). Не согласен - учись платно, не будешь никому ничего должен.
Можно конечно "кинуть" и свалить за бугор. Но это уже вопросы законности и международного права и к теме это не относится.
tinka07.10.10 20:42
BarCode

.....в нём может быть оговорено всё что угодно..... - нет это не так, далеко не все что угодно. т.е. написать конечно можно, вот только бессмысленно. (что-то наподобие брачного контракта, можно писать что угодно - но разговор пойдет про деньги)

если же считать не по рыночным ценам (не по прейскурантам) а например завысить или обусловить размер - то там самым мы повышаем лишь мотивировку не возвращаться в страну, при такой возможности. Далее вы не можете заведомо худшую условия предложить - не только по юридически, но и потому что банально создадите например мотив поступать не здесь, а за рубежом, т.е. уезжать будут все равно, будут только искать различные методы.

Если же закрывать страну на замок. ;-) - но в этом случае по моему эффективней комбинации с "шарашками"

Может не будем придумывать дешевые способы? А дадим им здесь то зачем они туда едут.

Право слово не по политическим же мотивам они уезжают? ;-)

Мамонт07.10.10 20:52
Ввиктор, Сталин как СТАЛИН всерьез начался в 30-х, а подъем советской науки пожалуй все-таки пораньше начался. Так что скорее революция толчком была, тоже не к ночи будь помянута.
Вообще сравнивать футболиста и ученого - это значит до такой степени не понимать что такое ученый, что дальше некуда. У меня дача рядом с Академгородком. БарКодэ, если у Вас следующим летом будет возможность добраться до Новосибирска - можете пожить там (я только на выходные приезжаю) и недельку-другую погулять по Академу. Знаете зачем? В глаза прохожим посмотреть. Другое измерение для себя откроете. Другую Россию. Не хорошую, не элитную - просто ДРУГУЮ. Этих людей вы как козу на веревочку-контракт не посадите никогда. Задача России не в том, чтобы их ЗАСТАВИТЬ что-либо делать. Задача - в том, чтобы им этого ЗАХОТЕЛОСЬ. Тогда (и только тогда) они порвут всё и всех.
Vvictor07.10.10 21:27

Мамонту

Это не слишком важно, когда всё началось. Мы говорим о науке как о системе, о школе , как сказано в названии заметки. А система была всё же выстроена в 30-е. По немецким образцам, дореволюционными людьми, но исключительно добротно. Кто руководил именно этим строительством - не знаю, к стыду своему. Поэтому и вспомнил грузина, который к процессу приложил отнюдь не малые усилия. Мы говорили о консенсусе - вот консенсус и есть. В конце концов и большевички под руководством усатого и дореволюционные спецы очень эффективно работали на пользу государства, а не распихивали зелень по карманам.

BarCode07.10.10 21:31
tinka
Может не будем придумывать дешевые способы? А дадим им здесь то зачем они туда едут.
Одно другого не исключает (можно и стимулировать и привязать обязательствами).

Мамонт
Вообще сравнивать футболиста и ученого - это значит до такой степени не понимать что такое ученый
Я бесспорно далек от этого измерения (учёного мира). Однако живем мы в мире реальном. Ну не я придумал монетизацию всего и вся. Просто сейчас наших выпускников ВУЗов "партнёры" получают и вовсе за бесплатно. Так может наши мозги хотябы продавать (желательно задорого)?
P.S. Спасибо за приглашение, надо подумать :).
Karabass07.10.10 21:33
...те слова, между прочим, которые я привел – Чехова, я узнал на самом деле из некоторого отчета, который написал американский ученый Сидни Дрелл, который возглавлял комиссию по расследованию причин провала крупного американского проекта – сверхпроводящего суперколлайдера.
А вывод был комиссии, что если бы это был международный проект, то он был бы устойчивым, он бы не провалился. Вот видите, как важно иногда… объединение усилий. И надо сказать, что вот в 2000 году было подписано соглашение о ратификации… Ну, я думаю, что следующий… вот этот следующий слайд. Путин подписал, будучи президентом Российской Федерации, закон о ратификации соглашения между правительством России и Объединенным институтом об условиях пребывания международной организации в России. Поскольку на новом своде законов нужно было получить такой закон, и сегодня это некая основа нашей стабильности. И сегодня на базе этой стабильности к 2010 году, видите, состав стран значительно расширился, сегодня на постоянной основе у нас работает 24 страны.
Восемнадцать, как мы говорим, полных членов института и шесть ассоциированных членов института. Несколько месяцев назад последней, вступившей в институт, была республика Египет. Ученые из этих стран реально работают, а страны вносят свой взнос в бюджет института. Но 1992 год был началом нового этапа, то есть композиция стран начала меняться, с одной стороны. С другой стороны, конечно, девяностые годы были очень и очень тяжелыми годами. Ну, я думаю, что это и по другим направлениям жизни нашей, и не только науки, было видно. Если говорить о программе института, то вот здесь показаны некоторые открытия из числа… мы оценивали более сорока открытий. Сегодня системы государственной регистрации открытий нету в нашей стране, в Советском Союзе была. Поэтому сейчас мы уже смотрим и по старым параметрам регистрации, и смотрим некоторую … по гамбургскому счету, что называется, реакцию мировой общественности.
И я привожу эту цифру не для того, чтобы похвастаться – хотя , в общем-то, можно хвастаться, наверное. А потому, чтобы показать широту исследований, проводимых в институте. Вы видите здесь и открытие частицы – например, антисигма- минус-гиперон. Это физика частиц. И пострадиационное восстановление клеток. Это радиационная биология. И ядерная физика – открытие новых ядер, безрадиационные переходы в мезоатомах. И химических свойств веществ… То есть, фактически, весь диапазон наук о строении материи в институте изучается.

И мы сейчас перешли ко второму семилетнему плану развития института... таким образом у нас определенные цели, и долгосрочные, и краткосрочные, все время ставились. И мы сегодня рассматриваем научную политику института как некую необходимую триаду знаний – как я уже говорил. И наш институт остается центром фундаментальной науки, в первую очередь. На котором базируются и образовательные программы… и, конечно, площадкой для инновационных проектов, и для сотрудничества со странами – со всеми странами-участницами. Со всем миром. В инновационных областях. Инновационные области, так же, как и фундаментальная наука, в общем-то, тоже должны строиться по международной модели. За исключением, быть может, специфических вопросов, связанных с оборонной тематикой...

...
И вот здесь показана, на этой таблице, картинка тех базовых установок – условно я их уже назвал "микроскопами в наномир". Но не только в наномир, но и в фемптомир, потому что мы доходим там до размеров десять в минус пятнадцатой. Это, с одной стороны, основа и для нанотехнологий, и для технологий будущего. И вот вы видите здесь те реально либо действующие, либо модернизируемые установки, которые в Дубне существуют и являются самыми передовыми. Вообще всего количество ускорительных установок, которыми мы располагаем – оно перевалило за десяток. Вот. Но я бы хотел отметить, что у нас есть источники нейтронов – вот, например, ИРЕН – это источник нейтронов. Он был запущен в прошлом году, так же вот ИБР -2М, модернизуемый сейчас реактор на быстрых нейтронах, он будет запущен в этом году.
Действительно, нейтроны являются хорошим способом исследовать конденсированное состояние вещества. То есть как раз это типичный микроскоп в наномир. Кроме этого, ускорители тяжелых ионов. Низких энергий – это вот в правом верхнем углу. U400-MR и U400-R, они сейчас модернизуются, и будут работать в комплексе, который мы условно называем комплексом DRIBs. И вот здесь показаны годы, когда вот будут происходить, или происходили, основные события по их модернизации. В левом углу вы видите нуклотрон – в этом году мы закончили модернизацию нуклотрона. Это сверхпроводящий ускоритель тяжелых ионов. И на базе этого нуклотрона мы будем делать проект "НИКА", который как раз и будет посвящен изучению кварк-глюонной материи.
То есть, перехода конкретно адронной материи в кварк-глюонную материю. Вот это один из таких новых… проектов, которые определят лицо Дубны завтрашнего дня... ссылка
Главный Злодей07.10.10 22:38
Ответ заложен в затратах бюджета на науку. В последние годы бюджет только сокращается.
Чушь изволите пороть. До 2009 года бюджет академии наук только увеличивался, вырастя с 6 миллиардов в 2000-м до 49 с лишним в 2009. Однако результаты мы видим. И то, что осетра начали урезать (начали ли?) - свидетельство тому, что правительство таки утомилось слушать вопли геронтократов о недофинансировании при неизменно нулевом выхлопе.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» AFP: ЕС запретит вещание еще восьми российских СМИ в Европе
» Первые УТС-800 для Минобороны приступили к испытаниям, заявили в УЗГА
» Российским танкам увеличат мощность двигателей, сообщили УВЗ
» Из России с 2022 года ушли более 300 американских компаний
» Трамп назвал Зеленского диктатором
» О встрече с Трампом и переговорах в Эр-Рияде. Главные тезисы Владимира Путина в ходе поездки в Санкт-Петербург
» Торговая война с США может стоить Индии 7 миллиардов долларов
» ВС России пересекли границу с Украиной в Курской области, сообщил Путин

 Репортаживсе статьи rss

» Основатель Pink Floyd Уотерс выступил в СБ ООН по украинскому вопросу
» «Подвозим горючее на передовую в режиме секретности и маскировки»
» 35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
» Минобороны опубликовало документы об освобождении Венгрии от нацизма
» ФСБ рассказала, как в 1941 году советские чекисты начали путь к Победе
» Василий Небензя: мы за мир на Украине, а не перемирие
» Мир делят победители: Ялтинской конференции — 80 лет
» Заповедные территории РФ в 2024 году посетили более 17,5 миллиона туристов

 Комментариивсе статьи rss

» Daily Mail: боеготовность сухопутных войск Германии снизилась наполовину
» Турция и Россия в Сахеле: конкуренты или партнёры?
» «Мыслящие танки» США нацелены на Центральную Азию
» Эксперт рассказал про отношение Ким Чен Ира к России
» Почему Россия, наращивая запасы лития, никак не начнет его промышленную добычу
» «Трамп кинул Европу и Украину». Невероятное стало для Запада очевидным
» Трамп развернулся к прямым переговорам с Россией, пишут СМИ
» Китайская армия повышает уровень секретности: Трамп послал «неверные сигналы»

 Аналитикавсе статьи rss

» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
» «Абрамсы» сдерживания: на восточном фланге НАТО зарождается «танковая сверхдержава»
» Какие "черные лебеди" видны на горизонте и как не стать "обществом спектакля". Интервью "РГ" с гендиректором ВЦИОМ Валерием Федоровым
» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"