В прошедшем месяце российско-украинские отношения значительных изменений не претерпели и продолжают характеризоваться как стабильно напряженные. Основными факторами, оказавшими влияние на их развитие, стали: - парламентский кризис на Украине; - предвыборная деятельность кандидатов на пост президента страны; - очередные попытки пересмотра Киевом исторической роли России; - официальный визит патриарха Кирилла на Украину; - обострение дипломатических отношений между РФ и Украиной; - продолжающиеся попытки интеграции Украины в НАТО. Внутриполитическая обстановка на Украине остается крайне сложной. Одной из главных причин, оказывающих дестабилизирующее влияние на ее развитие, остается продолжающееся противоборство основных политических сил. В начале июля деятельность Верховной рады Украины была заблокирована Партией регионов, требовавшей принятия законопроекта о повышении минимальной зарплаты и прожиточного минимума во втором чтении и в целом. К продолжительной парламентской блокаде привела главным образом незаинтересованность основных оппозиционных политических сил Украины в действенной работе парламента, а также неспособность лидеров депутатских фракций договориться о принципах общей работы, в частности, образовать работоспособную коалицию. В случае продолжения блокады президент будет иметь необходимые правовые основания для принятия решения о роспуске действующего парламента. Более того, с 11 июня 2009 года после принятия Высшим административным судом кассационного постановления, отменяющего решение нижестоящего суда, вновь обрел законную силу указ Ющенко от 2008 года о роспуске парламента. По мнению команды президента Украины юридически парламент был законно распущен еще с осени 2008 года (хотя фактически все это время работал), что и было подтверждено высшим судом. Однако из-за противодействия со стороны депутатов и судебного решения о незаконности этого указа решение о роспуске Рады фактически реализовано не было. Впоследствии Ющенко неоднократно заявлял о том, что парламент нелегитимен. В то же время сами парламентарии (прежде всего сторонники Юлии Тимошенко) полагают, что парламент работает на вполне легитимной основе. По их мнению, коалицию формируют не депутаты, а представленные в Верховной Раде фракции. При этом списочная численность трех образующих действующую коалицию фракций (БЮТ, НУНС и Блока Литвина) превышает половину от всех депутатов. 13 июля сего года Тимошенко предложила оппозиции три законопроекта, обуславливающих, по ее мнению, необходимость возобновления работы Верховной рады. Премьер-министр Украины призвала Партию регионов "проявить хотя бы минимальную политическую ответственность, разблокировать парламент и обеспечить принятие сверхважных антикризисных законов". Кроме того, глава правительства предложила оппозиции принять во втором чтении закон о выборах президента, "поскольку в избирательную кампанию Украина должна войти с законодательной базой, которая сделает невозможными фальсификации, гарантирует честность и прозрачность избрания нового главы государства". Лидер Партии регионов В. Янукович согласился поддержать рассмотрение в парламенте всех вопросов, связанных с проведением Евро-2012 и с поддержкой граждан, банковские вклады которых обесцениваются, а также принятие закона о выборах. В результате депутатам Верховной рады Украины удалось найти компромисс, возобновить работу парламента и принять несколько решений. В частности, 16 июля они ратифицировали соглашение о займе у ЕБРР (соглашение предусматривает предоставление Украине ссуды в сумме 400 млн долларов для финансирования улучшения автомобильных дорог и безопасности движения), отправили на повторное второе чтение законопроекты о рефинансировании банков и о повышении прожиточного минимума. Попытка провести внеочередную сессию шестого созыва Верховной рады Украины по инициативе 151 народного депутата фракций БЮТ и Партии регионов вновь потерпела неудачу. Лидеры фракций на согласительном совете так и не смогли договориться относительно вопросов, которые должны быть включены на рассмотрение парламента. Ряд депутатов от Партии регионов вновь заблокировал трибуну и президиум Верховной рады, чтобы воспрепятствовать работе коалиции. Оппозиция продолжает настаивать на рассмотрении в качестве первоочередного вопроса о повышении социальных стандартов. По мнению аналитиков, Янукович и Тимошенко сейчас не заинтересованы в работе Верховной рады, поскольку не хотят использования трибуны парламента для агитации за других кандидатов. Интересы фракции БЮТ заключаются в том, что при неработающем парламенте правительство будет регулировать свои действия постановлениями Кабинета министров Украины, объясняя это отсутствием возможности принятия необходимых законов парламентом. Еще одной причиной блокирования работы парламента является нежелание голосовать за внесение изменений в Конституцию Украины в части снятия депутатской неприкосновенности. Начавшийся в конце июля сего года 10-дневный визит главы Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла на Украину в целом вызвал негативную реакцию со стороны антироссийских политических сил в этой стране. В частности, поездка патриарха сопровождалось религиозными антикампаниями в Киеве со стороны политических организаций национального толка и отколовшейся от Московского патриархата части украинских священников. В первую очередь отмечается политическая подоплека визита предстоятеля церкви в целях "недопущения дальнейшего усиления позиций непризнанной украинской православной церкви", которую активно поддерживает президент В. Ющенко. Критики, указывая на близость Московского Патриарха к Кремлю, полагают, что он "проводит политику российского неоимпериализма". В целом отмечается заметное усиление роли церкви в российском обществе и ее поддержка на государственном уровне в качестве будущей основы новой государственной идеологии России. При этом в Европе полагают, что укрепление религиозных настроений в обществе является неотъемлемым признаком большинства авторитарных режимов. Очередное обострение дипломатических отношений между Украиной и Россией было связано с подозрениями Киева в том, что российские дипломаты слишком активно занимаются поддержкой пророссийски настроенных общественных организаций на юге Украины. 23 июля сего года МИД Украины предписал покинуть страну советнику посольства РФ В. Лысенко, курирующему вопросы ЧФ РФ. Причиной высылки, по утверждению украинской стороны, является необеспечение российским чиновником согласования с Киевом вопроса проезда колонны БТР ЧФ РФ по Севастополю, задержанной в итоге украинской автомобильной инспекцией. Однако некоторые местные издания полагают, что таким образом администрация президента стремится ослабить влияние России на ситуацию в регионе перед предстоящими президентскими выборами. Отношения между Россией и Украиной по-прежнему остаются напряженными из-за противодействия Москвы стремлению Киева вступить в НАТО и ЕС, намерения Украины закрыть базу российского Черноморского флота в Севастополе, а также из-за конфликта вокруг цен за транспортировку российского газа, поставляемого в Европу через территорию Украины. Руководством Украины вновь предпринимались активные меры по обеспечению интеграции страны в европейские структуры. В частности, в конце июля 2009 года президент Украины Виктор Ющенко уполномочил главу миссии Украины при НАТО Игоря Сагача подписать "декларацию о дополнении хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО". Суть дополнения заключается во внесению в хартию пункта об "обязательном вступлении Украины в НАТО". Кроме того, В. Ющенко поручил правительству страны принять безотлагательные меры по обеспечению соглашения с НАТО по вопросу транзита и перевозки по территории Украины грузов альянса, предназначенных для международного контингента НАТО в Афганистане. Следует отметить, что большинство населения Украины по-прежнему негативно относится к идее вступления страны в Североатлантический альянс. 2 июля 2009 года административный суд Киева обязал президента Виктора Ющенко провести референдум о вступлении Украины в НАТО, т. к. подавляющее большинство украинцев высказывается против членства страны в Североатлантическом альянсе, как это было после референдума в 2006 году, когда против вступления проголосовало свыше 4 млн граждан. В отчетном периоде продолжалась активная деятельность украинского руководства, направленная на пересмотр исторической роли России и дискредитацию идеи славянской общности двух народов, что в конечном итоге способствовало дальнейшему ухудшению двусторонних отношений. Так, в начале июля на Украине торжественно отмечалось 350-летие Конотопской битвы, это было сделано вопреки достигнутым недавно договоренностям с руководством РФ об "использовании идеологии исторического понимания при обсуждении чувствительных вопросов общей истории". Празднование годовщины Конотопской битвы является со стороны руководства Украины своего рода демонстрацией "исторической независимости" от России и отсутствия общей славянской истории. Такая постановка вопроса не только вызывает неприятие со стороны значительной части населения и представителей исторической науки Украины, но и вносит раскол в украинское общество и дестабилизирует обстановку в стране, а также ведет к обострению украинско-российских отношений. 14 июля на торжественном собрании, посвященном 10-летию входящей в БЮТ партии "Батькивщина"("Отечество"), премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила о том, что Украина должна строить отношения с Россией на принципах равноправия, но в первый раз за всю историю независимой Украины - с позиций силы, с позиций соблюдения национальных приоритетов и национальной идеи и с позиции равного среди равных". По мнению экспертов, данными заявлениями Тимошенко, которая сейчас находится на втором месте по популярности после Януковича, стремится повысить свой рейтинг на востоке страны в рамках кампании по выборам президента Украины. Таким образом, внутриполитическая обстановка на Украине остается нестабильной. Сохраняются значительные противоречия внутри страны и в отношениях с Россией. Мировой экономический кризис продолжает углублять и без того тяжелое положение в экономике Украины. Характерной чертой современных российско-украинских отношений остается враждебность и агрессивность в высказываниях политиков и СМИ обеих стран, несмотря на наличие значительного числа договоренностей и соглашений, действующих в экономической сфере. |