Но когда на этой неделе китайские лидеры встретятся со своими американскими коллегами, им стоит призадуматься, прежде чем критиковать, поскольку наличие скрытых обязательств означает, что китайская отчетность выглядит хуже - и потенциально гораздо хуже, - чем на первый взгляд. Благодаря нескольким годам подряд экономического роста и еще более быстрого роста доходов бюджета, официальное отношение долга к ВВП, по данным на конец прошлого года, составляло 17,7%, что значительно ниже, чем почти во всех крупных экономиках. Проблема в том, что при этом не учитываются заимствования местных правительств, рост объема кредитования, поддерживаемый Пекином, и плохие активы, снятые с баланса банковской системы, но по-прежнему существующие. Если принять все это в расчет, китайский долг, по оценкам аналитиков, приблизится к 60% ВВП, а Китай окажется в одной лиге с США, где в конце 2008 года, до запуска масштабной программы стимулирования экономики, это соотношение составляло 70%. Конечно, Вашингтон в настоящее время встал на путь взрывного увеличения долга, которого Пекин в основном избежит. США заложили в федеральный бюджет нынешнего года дефицит на уровне 12,9% ВВП, тогда как в Китае этот показатель составляет лишь 2,9%. Однако состояние китайских финансов ухудшается быстрее, чем рассчитывало правительство, увеличивая размеры как объявленного, так и скрытого долга, который ограничит маневренность властей. "Это серьезно, потому что, во-первых, значительная часть долга скрыта, и во-вторых, местные правительства в настоящее время удваивают свои долги, - заявил главный экономист Standard Chartered Bank в Шанхае Стивен Грин (Stephen Green). - И как любой финансовый дефицит, это ограничивает возможности дальнейшего стимулирования". Пожалуй, в настоящий момент это болезненная точка. В то время как китайская экономика встает на ноги и инвестиции частного сектора растут, мало кто думает, что Пекину придется увеличить расходы сверх существующей двухлетней программы стимулирования размером 4 триллиона юаней ($585 млрд.). Но ограничение возможностей тревожит китайских лидеров. В первом полугодии нынешнего года доходы бюджета уменьшились на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя правительство планировало их рост на 8%. Расходы росли быстрее, чем планировалось, а во втором полугодии ожидается их дальнейший рост на волне инфраструктурных проектов. Конечно, налоговые поступления тесно связаны с деловой активностью, и рост китайской экономики должен принести деньги в казну. Но июньские улучшения связаны преимущественно с продажей земельных участков - разовым источником прибыли, маскирующим предстоящие трудности. "Даже когда мы делаем поправки на оптимизм прогнозов бюджетных доходов в связи с оздоровлением экономики, дефицит остается на уровне 5% в год на протяжении трех ближайших лет", - заявил экономист BNP Paribas в Пекине Исаак Мен (Isaac Meng). Однако реальным поводом для тревоги является трясина непрямых долгов. По оценкам министерства финансов, на начало нынешнего года долг местных правительств превысил 4 триллиона юаней, или 16,5% ВВП, то есть оказался значительно больше, чем предполагалось. Кроме того, есть еще 400 млрд. юаней плохих долгов на банковских балансах и как минимум 1 триллион юаней безнадежных долгов, снятых с балансов и переданных в компании по управлению активами. Рекордный рост банковского кредитования в этом году означает, что суммарный размер обязательств значительно вырастет. Банки осыпают деньгами инфраструктурные проекты, которые считаются надежными, так как поддержаны государственными гарантиями. Грин отметил, что, по его консервативной оценке, в этом году обязательства Пекина по обеспечению ссуд составят 1,75 триллиона юаней, и этого достаточно, чтобы дефицит 2009 года вырос до 10% ВВП. Самым тревожным во всем этом является потенциальная "долговая бомба" при низком уровне участия правительства в финансовой инженерии, которая непрозрачна и держится на привлечении значительных заемных средств. Действующие правила запрещают китайским банкам кредитовать государство за счет основного капитала, необходимого им для получения новых ссуд для инвестирования. Но местные власти и банки широко используют лазейку в виде трастовых компаний. Процедура довольно проста. Трасты создают специальные "денежные продукты", которые банки продают своим клиентам. Затем банки передают средства трастам, а они, в свою очередь, переправляют их правительствам как основной капитал. Коротко говоря, местные власти наслаивают долг на долг. Китайский банковский регулятор уже начал предупреждать трасты и банки о растущих рисках. Не так давно казалось, что плохие кредиты китайской банковской системы представляют долговую угрозу для всей экономики. Решением проблемы в течение прошлого десятилетия были двузначные темпы экономического роста, уменьшающие отношение долга к ВВП и увеличивающие налоговые поступления в бюджет. Пекин уже думает об увеличении налогов, например, на сигареты, но главным планом по уменьшению долга остается возврат к стремительному экономическому росту. Но пока что Китаю необходимо финансировать растущий дефицит. Хотя бы на этом фронте правительство может чувствовать себя уверенно, даже если ему придется в этом году эмитировать облигации на сумму, превышающую запланированные 950 млрд. юаней, и проводить новую эмиссию, чтобы покрыть нехватки в ближайшие годы. "Сбережения и ликвидность так велики, то проблемы неспособности Китая финансировать свой дефицит явно не существует", - заявил экономист UBS в Пекине Тао Ван (Tao Wang). По материалам Reuters. |