Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
Начальник войск РХБЗ Кириллов погиб при взрыве на Рязанском проспекте
Бундестаг вынес вотум недоверия Шольцу
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Исламский банкинг: реальность и перспективы
24.05.09 21:27 Экономика и Финансы

VIP-Inform
Владимир Борисович Дергачев – экономист-востоковед, кандидат экономических наук. Вице-президент фонда "Арабо-Евроазиатское содружество". Работал в торговых представительствах в Египте, Сирии, Ираке. В 1997–2002 гг. – главный эксперт Международного московского банка, выпускающий редактор издания "Экономика РФ: Основные показатели и прогнозы". Автор научных публикаций в "Экономической газете", "Бюллетене иностранной коммерческой информации", журнале "Внешняя торговля". Был консультантом по проблемам стран Ближнего Востока в администрации Президента РФ. Специалист в сфере финансовой системы мусульманских стран освещает сложную и перспективную сферу международного финансового сотрудничества.

В последние годы исламские предпринимательские институты стали важной составной частью экономик не только мусульманских государств, но и стран Западной Европы. Среди вышедших за пределы мусульманского мира финансово-экономических структур – банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Сфера географического распространения этих институтов стала настолько широка, что в течение нескольких лет крупные европейские финансовые институты используют свои финансовые ноу-хау, чтобы разрабатывать продукты, отвечающие требованиям шариата. И у этого процесса есть свои объективные причины. Помимо успехов, которых добились в последние годы экономики исламских государств при складывавшихся в это время высоких ценах на нефть, это еще и рост численности мусульман в мире. Уже сегодня в Амстердаме, Гааге и Роттердаме мусульмане составляют 60 процентов среди жителей этих городов моложе 20 лет. А в некоторых районах крупных городов Германии доля мусульман составляет 40–50 процентов. Поэтому стремление европейских банков открывать "исламские окна" выглядит вполне прагматичным. Это бизнес, и ничего другого.

Между тем именно исламский банкинг, а при более широком подходе – исламские финансы, рассматривавшиеся ранее в качестве своеобразного анклава, оппозиционного традиционным финансовым структурам, продемонстрировали в современных условиях неожиданную устойчивость и жизнеспособность, особенно заметную на первом этапе мирового финансово-экономического кризиса. И это несмотря на то, что западное сообщество не преодолело в полной мере своего недоверия к миру ислама в целом, а доля активов исламских финансовых компаний и банков составляет только 1,7 процента всех активов мировой банковской индустрии.

Общее количество исламских финансовых институтов сейчас достигает тысячи, в том числе на банки и инвестиционные компании приходится 400 организаций, 100 представлены страховыми компаниями, а остальные 500 единиц являются фондами. В пользу потенциала роста этого сегмента мировых финансов говорит и их географическое размещение: организации рассредоточены по 50 странам мира, их суммарные активы достигают 1 триллиона долларов США (из которых на активы исламских банков приходится около 760 миллиардов долларов). До начала мирового кризиса темпы ежегодного прироста активов, соответствующих исламским правовым нормам, составляли около 20 процентов, причем наиболее бурное развитие демонстрировал сектор исламского банкинга, увеличивший в 2008 году объем своих операций на 62 процента против 2007 года.

При этом важно не смешивать понятия исламских финансов с финансовой системой исламских государств в целом: на долю первых приходится только 25 процентов всего финансового рынка мусульманского мира, в то время как остальные три четверти операций осуществляются с использованием традиционных финансовых инструментов. Полностью исламизированные банковские системы действуют только в Судане и Иране.

И все же ширится ареал, где осуществляют свою деятельность исламские финансовые организации. Если раньше их операции были сосредоточены преимущественно в странах Персидского залива и Юго-Восточной Азии, то теперь сфера их интересов распространилась на государства Западной Европы. Прагматизм западных стратегов проявился в том, что, в случае отсутствия возможности включить в законодательство принципы исламского банкинга, ими применяются правовые нормы, ориентированные на исламские критерии, и используются общие рыночные инструменты, не противоречащие европейской правовой системе (в сфере налогообложения, соответствия нормативам регулирующих органов, требованиям пруденциального надзора и т.д.). Швейцария и Нидерланды не пошли на изменение своего законодательства, а принимают решения на основе индивидуального подхода к каждой совершаемой сделке в рамках шариата и ее анализа на предмет соответствия законодательству.

Не вдаваясь в детали исламских финансовых продуктов (сукуки, мурабаха, мудараба, иджара, таваррук, мушарака и т.д.), отметим их основные отличительные черты. Правовые основы исламского банкинга предполагают оказание финансовых услуг посредством инвестирования денежных средств на основе участия в прибылях и убытках своих клиентов вместо процентных методов предоставления капитала; не принимаются риски, возникающие из-за неопределенности условий сделки; запрещается совершение спекулятивных операций, взимание процента, финансирование производства алкоголя, табачной продукции и т.д. Согласно исламской политэкономии, деньги могут рассматриваться как потенциальный капитал, однако получение прибыли владельцем капитала требует от него активного участия в проекте, а основным источником дохода у банка (во всяком случае, декларируемым) является плата за обслуживание клиента и обналичивание денежных средств.

Привлекательность исламских финансовых инструментов до последнего времени подтверждалась ростом объемов производимых с их использованием операций. До кризиса спрос на рынке исламских финансов превышал предложение – явление, одной из причин которого была более низкая стоимость предлагаемого исламскими банками ссудного капитала по сравнению с традиционными методами долгового финансирования.

Особого внимания заслуживают так называемые сукуки (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения.

По данным "ВТБ-Капитал", в настоящее время в мире обращается сукуков на сумму 90 миллардов долларов США, а начавшееся падение объемов их эмиссии в 2008 году (в три раза по сравнению с 2007 годом – с 50 до 15 миллиардов долларов) было связано с фетвой исламских богословов, признавших 80 процентов всего объема эмиссии сукуков не соответствующими нормам шариата. Отрицательным фактором, сказавшимся на привлекательности сукуков, является и то, что нижней границей объема заимствования, определяющей целесообразность эмиссии сукуков, является планка в 100 миллионов долларов США.

Парадоксально, но взаимное сближение России и исламского мира происходит гораздо активнее в политической и религиозной, чем в финансовой сфере, где оно минимально, о чем свидетельствует печально известный пример Международного коммерческого "Бадре-форте" банка. Серьезно сказывается на наших торгово-экономических связях и отсутствие корреспондентских отношений с банками крупнейших исламских государств, например с Саудовской Аравией. До сих пор решается вопрос об открытии первого совместного российско-исламского банка. Работу в этом направлении ведет "Витас Банк". Есть примеры обращений банков КСА и Бахрейна с просьбой об открытии своих филиалов на территории России.

Сегодня на повестке дня создание соответствующего правового поля, подготовка кадров, обладающих знаниями в области исламской экономической модели, преодоление существующих стереотипов и разработка стандарта исламского банка в России. В целом востребованность и распространение исламских финансовых инструментов в России будет зависеть от их привлекательности и наличия политической воли, степени адаптации банковского законодательства к нормам шариата, паритетности в сфере налогообложения, ликвидации препятствий правового характера при выработке норм, ориентированных на исламские критерии. Настороженность по отношению к этому виду банкинга вряд ли преодолима при отсутствии соответствующей координирующей структуры и взаимной толерантности.

 

AlexJoker24.05.09 22:37
Думаю будущее за шариатским банкингом, Казахстан ввёл его ещё в прошлом году.....во всяком случае американская финансовая система отмирает........
bogden25.05.09 00:08
Согласен, очень импонирует такой подход к Делу
liv128.05.09 11:01

Исламский банкинг - оппозиционный анклав традиционным финансовым структурам.

"Традиционные финансовые структуры" = еврейские методы ростовщичества, принятые христианским экономическим миром, с попустительства и подачи светских властей государств Европы. Еще до 18 века участие христиан в ростовщичестве осуждалось в католической церкви, не говоря уже о православии! Деньги допускалось давать не в рост, а в форме вкладов в акционерный капитал, чтоб банкир, наравне нес риск убытка и прибыли от финансируемого им дела (соврмеменные формулировки).

Поэтому МедевеПутину нужно срочно перевести банковскую систему России на модель "православного банкинга" и получится тотже исламский банкинг (при этом не надо запрещать банкам проповедующим "традиционные" методы давать в рост) -это и будет наш настоящий ответ кризису Мировой (читай Иудейской) финасовой модели!

mcf28.05.09 11:07

liv1

Ага, начни с главного. Православие... как же... Я думаю они не одобрят, что их бабло не дают вкладываьт как они привыкли.
Эти перцы бабло пилят похлеще наших чинуш. Слабая стала церковь, не следит за собой.

ahil28.05.09 11:38

2mcf, если кто то там чего то и "пилит", то это его действия, и к Православию имеет отношение опосредованое, ни где нет в Православии учений и намеков о том что идите и "пилите". И если кто то там что то "попилил" то это его грех. Слабая Церковь, это слабое общество. Православные это не инопланетяне, и не ангелы. Вроде как и мэр должен не воровать и губернатор, и гаишник за движением следить, а доктор не вымогать деньги на операцию и т.п. священник на машине то конечно это караул, а если уж не дай Бог услышали что "попилил", все караул. Это же священник, из них каждый должет быть святым.

И я более чем уверен что РПЦ, выступит противником "православного банкинга", даже если в этом банкинге останется от Православия одно лишь название.

mcf28.05.09 11:45

ahil

В том то и дело, что у нас общество слабое, независимо от церкви и от чего-то еще. Нет у нас общества, и государсво и церковь этим пользуется пока дают. Это надо пресекать. Судиться изо дня в день. Наказывать.

ahil28.05.09 11:51
2mcf, нас я боюсь модераторы не поймут. Но что то мне подсказывает, что в суде правды не больше чем в мэрии. И как то меня вообще не прильщает судиться. Я вот в этом году уже раз давал взятку гаишнику, и в том два раза. Так что по сути дело меня тоже можно посадить. Сильное общество это сильные его члены. Так что я постараюсь хоть немного стать лучше, и работу свою выполнять по мере сил лучше, глядишь и обществу с этого будет благо.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» Шмыгаль: Украина 1 января 2025 года остановит транзит российского газа
» 21 регион сократит допустимую долю иностранных работников на 2025 год
» США одобрили продажу Египту танков Abrams и ракет Hellfire
» Санкции против "Газпромбанка" угрожают проекту "Пакш-2", заявил Сийярто
» FT: Шольц резко ответил Дуде на предложение по активам России
» Американский сенат принял законопроект о временном финансировании
» В Казани при атаке БПЛА вспыхнули пожары в жилых домах
» При украинском обстреле Рыльска погибли пять человек, 12 пострадали

 Репортаживсе статьи rss

» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией
» Нейросети выживают реальных авторов из соцсетей
» «Авито» начала тестировать бесплатную доставку из-за границы

 Комментариивсе статьи rss

» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма
» Историк рассказал, как украинских националистов "кинул" еще Гитлер
» Как атомной отрасли удалось сохранить научные школы, единство и управляемость
» Пробный залп Трампа по БРИКС — шаг к уничтожению доллара
» Чемезов: решение Путина объединить оборонные предприятия в холдинги спасло ОПК
» Вашингтон обеспокоился из-за строительства АЭС в Узбекистане
» Россия разбивает энергосистему Украины на острова
» Сирия все. Остальным приготовиться

 Аналитикавсе статьи rss

» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"