Несмотря на сложную обстановку в Кавказском регионе и острейший внутриполитический кризис в Грузии, который вполне может сделать ситуацию неуправляемой, руководство НАТО не отказалось от проведения учений Cooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09 в Грузии с 6 мая по 1 июня. Планируется, что в них примут участие около 1,3 тысячи военнослужащих из 18 стран альянса, среди которых Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Канада, Хорватия, Чехия, Грузия, Греция, Венгрия, Молдавия, Сербия, Испания, Македония, Турция, ОАЭ, Великобритания и США. Первый этап учений пройдет в Тбилиси. При этом порядка 1300 военных из стран НАТО и государств-партнеров альянса будут находиться на грузинской базе в Вазиани. Вторым этапом учений станут военно-полевые маневры на уровне батальонов, которые будут проходить на той же военной базе в Вазиани с 18 мая по 1 июня. Хотя НАТО и заявляет, что целью данных учений является боевое слаживание для совместной обороны границ от внешних агрессоров, но с точки зрения военных специалистов известно, что военные учения предполагают подготовку и проведение дальнейших боевых операций. В этом можно убедиться на примере недавних событий в Южной Осетии. Подобные грузино-натовские учения, названные "Немедленный ответ-2008", прошли в прошлом году на военной базе Вазиани в окрестностях Тбилиси(где в настоящий момент планируются новые учения НАТО и Грузии). Тогда было объявлено, что цель маневров - "улучшить оперативную совместимость между войсками США и Грузии на случай потенциальных боевых ситуаций". И всего через неделю Грузия напала на Южную Осетию, что привело к 5-дневной кровопролитной российско-грузинской войне и объявлению независимости Южной Осетии и Абхазии от Грузии. Это является основным фактором, настораживающим российское правительство и всех, кому небезразличны судьбы мирных жителей Южной Осетии и Абхазии. План учений в НАТО начали разрабатывать еще весной 2008 года. Как сообщают представители альянса, его целью является улучшение взаимодействия между НАТО и странами-партнерами в рамках программы "Партнерство ради мира". Однако, несмотря на запланированный характер учений, не возникает сомнений, что учения носят провокационный характер и не способствуют разрядке ситуации на Кавказе. Так же становится очевидным, что альянс не только не осуждает прошлогоднюю агрессию Грузии, но и наоборот поддерживает ее. Такие действия остается расценивать исключительно как некий вызов не только грузинской оппозиции, но и Южной Осетии, Абхазии и России. Российское правительство в свое время все- таки рассчитывает, что НАТО в рамках взаимодействия с Грузией будет избегать шагов, которые приведут к возникновению в Тбилиси ощущения вседозволенности и безнаказанности. Необходимо отметить, что непредсказуемая ситуация в пограничных с Южной Осетией и Абхазией зонах требует дополнительных мер по стабилизации и обеспечению верховенства права. До настоящего времени Грузия так и не подписала никакого юридически обязывающего соглашения о неприменении силы в регионе. Москва настаивала на необходимости такого документа еще до начала грузинской агрессии против Южной Осетии, однако в Тбилиси на такое предложение ответили категорическим отказом, что еще раз подтверждает высокую вероятность того, что невинные люди вновь могут быть подвержены опасности со стороны Грузии. Таким образом, грузино-осетинский конфликт остается одним из основных направлений внешней политики США на Кавказе. Потеряв влияние на Западном Кавказе, Вашингтон не намерен отказываться от решения грузино-осетинского конфликта в соответствии со своими геополитическими интересами. Сделав основную ставку на своего ставленника в Грузии - Саакашвили, Штаты пытаются посредством активного давления склонить к выбору своего сценария других участников конфликта и Россию. При этом в долгосрочной перспективе этот сценарий не сулит ничего хорошего ни России, ни закавказским республикам. |