На предстоящий 17–19 апреля с.г. Саммит Америк, который пройдёт в Порт-оф-Спейне, столице Тринидада и Тобаго, планировались привычные для этого форума темы: процветание и развитие, энергетическая безопасность, охрана окружающей среды. Однако в повестку дня пришлось вносить изменения. Как объявил Патрик Мэннинг, президент Тринидада и Тобаго, главы 34 стран Западного полушария (без Кубы) обсудят круг вопросов, касающихся всемирного финансово-экономического кризиса. Без совместной координации действий по предотвращению его разрушительного воздействия региону не обойтись.
Кризис дал президенту США Бараку Обаме идеальный предлог для "перезагрузки" отношений со странами Латинской Америки, которые были доведены до ничтожного состояния за годы правления Буша-младшего и его команды "ястребов-неоконов". Их стремление к силовому решению острых региональных проблем отвергалось даже традиционными союзниками. Особую тревогу латиноамериканцев вызывали действия Пентагона и спецслужб США по дестабилизации Венесуэлы, Боливии и Кубы. Спровоцировав внутренние беспорядки в этих странах по "цветным сценариям", США получили бы основание для прямого вмешательства. Однако боливарианское правительство Уго Чавеса устояло, сумел отстоять свою мирную революцию Эво Моралес, справились с экономическими и энергетическими проблемами, а также диссидентскими "атаками" кубинцы. ****
Немного об истории саммитов Северной и Южной Америк. Так повелось, что все коллективные мероприятия в Западном полушарии организовывались Вашингтоном. Но с 1991 года в регионе стали регулярно проходить Иберо-американские встречи в верхах (с участием Испании и Португалии, но без США), что не могло не вызвать негативной реакции Вашингтона. Соединённые Штаты попытались вернуть себе инициативу и с 1994 по 2005 г.г. провели в США, Боливии, Чили, Канаде, Мексике и Аргентине очередные и специальные саммиты, направленные на обеспечение доминирующих позиций империи в Западном полушарии.
Последний такой саммит прошел в аргентинском курортном городе Мар-дель-Плата. Он имел для Вашингтона особое значение. Обозначившееся военно-политическое поражение США в Ираке, неспособность действующей администрации справиться с внутренними финансово-экономическими проблемами страны требовали от Буша неординарных шагов во внешней политике. Одобрение Четвёртым саммитом формирования Всеамериканской зоны свободной торговли под контролем США могло стать подтверждением эффективности администрации Буша на международной арене. Однако руководители ведущих стран Латинской Америки меньше всего были настроены выслушивать тирады Буша о преимуществах свободного рынка и необходимости глобализации национальных экономик.
Тогдашний президент Аргентины Нестор Киршнер подверг критике идею "свободной торговли" в интерпретации Буша. "Создание свободного рынка, - сказал он, - не может быть единственным путем на дороге, ведущей к процветанию и благополучию народов. Такого рода соглашение должно в первую очередь отвечать национальным интересам, а также компенсировать потери развивающимся странам. Интеграция может стать реальностью в том случае, когда будут приняты меры по ликвидации диспропорций в нашем развитии. Иначе так называемый свободный рынок приведёт к еще большему обнищанию стран и росту их внешней задолженности". Обращаясь к Бушу, Киршнер особо подчеркнул, что политика, которую США навязывают континенту, "не только провоцирует нищету и бедность, но и ведет к нестабильности и падению демократически избранных правительств".
Президента Аргентины поддержали все страны-члены МЕРКОСУР и президент Венесуэлы Уго Чавес. Четвертый саммит закончился для США провалом. "Уломать" строптивых латиноамериканцев не удалось. Буш покинул Мар-дель-Плату, не дождавшись официального завершения форума. Чтобы подсластить американцам пилюлю, по предложению президента Колумбии Альваро Урибе, было принято компромиссное решение о создании специальной комиссии для проведения анализа состояния торговых отношений в регионе и на этой основе организации новых консультаций по вопросу Всеамериканского свободного рынка. Но вряд ли комиссия имела перспективу. Президент Чавес так резюмировал итоги саммита: "Главным проигравшим участником сегодня оказался господин Буш. Вашингтонский план создания зоны свободной торговли уже умер".
**** За годы "антитеррористических" войн в Ираке и Афганистане Соединённые Штаты сильно запустили свои отношения с Латинской Америкой. Пожалуй, единственной демонстрацией внимания Вашингтона к региону был "План Колумбия", формально направленный на борьбу с наркокартелями, а фактически на разгром лево-марксистских партизанских группировок и укрепление системы военных баз по соседству с "популистскими" странами. По "Плану Колумбия" было израсходовано не менее 6-7 млрд. долларов. Всем остальным странам региона выделялись ограниченные средства: на цели военно-технического сотрудничества, нейтрализацию неподконтрольного наркотрафика, формирование политических и журналистских кадров (агентуры влияния) и т.п. При малейшем "непослушании" финансирование отзывалось в назидательно-воспитательных целях. Все очевиднее становилось, что в условиях лавинообразно нарастающего кризиса у США просто нет "лишних денег" на поддержание союзников в Латинской Америке.
С унизительными процедурами финансового "урезания" пришлось столкнуться даже колумбийцам, которые, в принципе, всегда послушно следовали предписаниям и указаниям Вашингтона. Традиционно лояльный президент Коста-Рики Оскар Ариас сказал по аналогичному поводу: "Соединенные Штаты закрыли свою программу помощи нашей стране под предлогом, что годовой доход на человека превысил 6 тыс. долларов (самый высокий в Центральной Америке), но фактически это означает наказание за то, что мы хорошо справляемся с нашими (социальными) задачами. Мне кажется неадекватной подобная логика". На самом деле истинная причина "урезания" костариканцам была другой. В сентябре прошлого года Ариас осмелился на весь мир заявить, что "объем оказания Венесуэлой финансовой помощи Латинской Америке в пять-шесть раз превышает ту, которую оказывают ей Соединенные Штаты. Я только констатирую факты. Щедрость Венесуэлы – это реальность". Ариас предпринял также шаги для вступления в Петрокарибе, нефтяную организацию, патронируемую Венесуэлой, которая обеспечивает энергопоставки странам региона на льготных основаниях.
*** В преддверии Пятого саммита Госдепартамент США проводит работу по организации поддержки инициативам, которые озвучит на Тринидаде Барак Обама. С точки зрения Вашингтона, приобщение стран региона к программе борьбы с кризисом, которая была сформулирована и одобрена на встрече G20 в Лондоне в стратегических интересах западного мира, самая неотложная задача.
Именно по этой причине столицу Коста-Рики посетил вице-президент США Джо Байден. Там он встретился с руководителями стран Центральной Америки, которые ранее на совещании в Манагуа (Никарагуа) определили совместную позицию по преодолению финансово-экономического кризиса в субрегионе. Их вывод о причине возникновения кризиса был категоричен: "Центральная Америка стала жертвой проблем, которые зародились на севере". Ответственность за экономическую, политическую и социальную нестабильность в регионе участники форума возложили на Соединенные Штаты. Есть смысл перечислить всех членов Центральноамериканской системы (ЦАИС), пришедших к этому неблагоприятному для администрации Обамы выводу: Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор и Белиз. Еще десять лет назад было трудно представить, чтобы эти страны в такой обвинительной тональности говорили о Соединённых Штатах.
Выслушав претензии центральноамериканских политиков, Джо Байден отправился в чилийский курортный город Винья-дель-Мар на встречу с "прогрессивными лидерами" континента (именно так они подавались в мировых СМИ): президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силва, Чили - Мишель Бачелет, Уругвая - Табаре Васкесом, Аргентины - Кристиной Фернандес де Киршнер. В качестве почетных гостей из Европы Бачелет пригласила премьер-министра Испании Луиса Родригеса Сапатеро и английского премьера Гордона Брауна. Отсутствие в Винье-дель-Мар президентов-"популистов" Уго Чавеса, Эво Моралеса, Даниэля Ортеги, Рафаэля Корреа было истолковано в консервативных масс-медиа как попытка организаторов встречи позиционировать себя в качестве умеренных реформаторов, не разделяющих курса на проект построения "Социализма XXI века".
Для вице-президента Байдена многообещающим результатом встречи в Винье-дель-Мар стала четко заявленная умеренная позиция "прогрессивных стран" Латинской Америки, в первую очередь, Чили, Бразилии и Уругвая, не разделяющих "радикализма" Чавеса, Моралеса и Ортеги. Такая делимитация политических сил в регионе сохраняет для Вашингтона определенные возможности для манёвра, вбивания клиньев, налаживания диалога с одними и, в случае необходимости, игнорирования других.
Лейтмотив выступления Обамы на Пятом саммите предсказуем: для Соединённых Штатов главное в драматических обстоятельствах усиливающегося глобального кризиса – не конфронтация, а сотрудничество с латиноамериканцами на финансово-экономическом и энергетическом поле. Об этом заявлял вице-президент Байден в ходе своего турне по Латинской Америке. На это указывал заместитель госсекретаря Томас Шэннон, который тоже провел рабочие встречи с президентами Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. В ходе пресс-конференции по итогам поездки Шэннон произнёс такую ключевую фразу: "Результаты саммита Америк не должны противоречить стратегии, которую одобрят в Лондоне президенты G20". Так что никаких оригинальных антикризисных проектов в Порт-оф-Спейне не предвидится. Шэннон признал, что в нынешних условиях Вашингтон не может оказывать существенную прямую помощь Центральной Америке. Но обещал: США будут содействовать странам субрегиона в получении финансовой поддержки от Международного банка развития и МВФ.
Нельзя оставить без внимания слова Байдена, сказанные им после встречи с президентом Чили Бачелет: "Эпоха, когда Соединённые Штаты в одностороннем порядке диктовали, когда мы говорили и не слушали, закончилась. Мы желаем обсуждать проблемы, желаем альянса. Мой визит является только началом возобновления нашего альянса".
"Альянс ради прогресса"? Да, такое уже было в истории отношений между США и Латинской Америкой. Программа оказания щедрой помощи странам континента была объявлена президентом Джоном Кеннеди в марте 1961 года. В нынешних кризисных условиях идея повторения "Альянса ради прогресса" на новом историческом этапе звучит привлекательно, но нереалистично: причина все та же - угроза финансового краха США.
***
Несмотря на доминирующую кризисную проблематику, саммит вряд ли обойдется без обращения к другим наболевшим проблемам.
Одна из них – экономическая блокада Кубы со стороны США, которые никак не могут отказаться от своего полувекового курса на её изоляцию и отстранение от региональных процессов под различными предлогами, включая "несоответствие" кубинской системы правления западной демократической модели. Репрессивная стратегия Вашингтона в отношении Гаваны трещит по швам, к его рекомендациям и оценкам "режима" с недоверием относятся практически все некогда безоговорочные "yes–союзники" США на континенте.
По мнению Фиделя Кастро, предстоящий саммит "будет испытанием огнём для народов стран Карибского бассейна и Латинской Америки". В одном из своих недавних комментариев на злободневные темы он написал: "Многие из концепций, которые могут быть включены в финальную декларацию саммита, неприемлемы", это будет "откат в прошлое после 50 лет сопротивления (Кубы) блокаде и изоляции".
Президент Никарагуа Даниэль Ортега не менее категоричен в своих высказываниях: "Саммит Америк без участия Кубы состояться не может. Мы с братскими народами Латинской Америки должны дать решительный бой в рамках ОАГ по отмене санкций в отношении Кубы, принятых в 1962 году под давлением США".
Фиделя и Ортегу поддержал Уго Чавес: "Эта встреча в верхах будет замечательной. Обстановка вокруг неё уже накаляется. Почему не присутствует Куба? Этот вопрос является предельно простым и одновременно чрезвычайно глубоким. Нам снова хотят повторить привычные дискриминационные речи империи (о Кубе и блокаде). Следовательно, ничего не изменилось, все остаётся по-прежнему?" Для Чавеса кубинская проблема является вопросом чести Латинской Америки. Она не должна позволить дальнейшее применение карательных мер против острова. "Преследование Кубы – это преследование Венесуэлы, всех наших народов, - подчеркнул Чавес. – Об этом надо заявить на Тринидаде и Тобаго. Никто не заставит нас замолчать".
Вице-президент Байден на встрече с "прогрессистами" обозначил позицию США: "На саммите надо избежать кубанизации диалога с Латинской Америкой. Куба не является главным вызовом для Западного полушария, основной вызов – это экономика". Байден пояснил, что Вашингтон считает необходимым введение "переходного периода" на острове, "содержание которого определят сами кубинцы, которые должны жить в условиях свободы и экономического процветания". После полувековой борьбы с социалистическим режимом на Кубе Соединённым Штатам невероятно трудно отказаться от идефикс: исторического реванша за все пережитые поражения – от разгрома "экспедиции контрас" на Плайя-Хирон до нейтрализации последствий экономической блокады. Любые подвижки администрации Обамы в сторону сближения с Кубой будут восприняты в консервативно-реакционных кругах США как сдача принципиальных позиций "кастрокоммунизму". Особенно яростное сопротивление смене курса окажут "неоконы" и экстремисты из числа кубинских эмигрантов. Не следует также забывать, что именно в этой среде зародился план ликвидации президента Джона Кеннеди, который считал возможным нормализацию отношений с Гаваной.
*** Чтобы "сверить часы" и определить общую позицию на Пятом саммите, в Кумане (Венесуэла) 14-15 апреля будет проведено совещание президентов стран ALBA – Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки. В нем примут участие президенты Никарагуа, Боливии, Гондураса, Парагвая (в качестве приглашенного), премьер-министр Доминики, представитель Кубы. Предполагаемое отсутствие Рафаэля Корреа, президента Эквадора, объясняется уважительной причиной – в стране на носу выборы.
Прогнозируется, что в Венесуэле одобрят документ, в котором самым перспективным вариантом выхода из мирового кризиса будет назван путь социалистического развития. Участники саммита ALBA обсудят также различные технические аспекты вопроса о создании общей денежной единицы – сукре, над чем сейчас трудятся министры финансов, центральных банков, специальные уполномоченные. Политическое решение по сукре уже имеется. Вначале это будет виртуальная денежная единица для текущих торговых расчётов и компенсаций. Но в среднесрочной перспективе сукре приобретёт конкретные физические очертания. Так что в ALBA в числе первых откликнулись на предложение Дмитрия Медведева о реформировании мировой финансовой системы, курсе на мультивалютную корзину, в которой кроме евро, доллара, фунта стерлингов должны быть другие региональные (резервные) валюты…
*** Джордж Буш старательно избегал личных контактов с Уго Чавесом, главным возмутителем спокойствия на континенте, предпочитая, как Кондолиза Райс и все другие из команды "неоконов", ведение "микрофонной войны" против венесуэльского "тирана". Когда Чавес и его соратники отвечали на подобные выпады, замечу – отвечали, а не начинали, со стороны американцев следовала обычная реакция: "этот солдафон не способен к цивилизованному общению".
Со стороны Обамы и Клинтон уже прозвучали первые выстрелы этой самой микрофонной войны. Чавес, разумеется, ответил, приберегая, правда, главные калибры до полного выяснения тактико-стратегических установок новой администрации США в отношении Боливарианской республики Венесуэла.
Пока что нет сведений о том, что во время Пятого саммита Америк президенты проведут личную встречу. Захочет ли Обама составить собственное мнение о Чавесе? Есть ли шанс на диалог?
Сам Чавес настроен на него. "Я готов нажать кнопку "перезагрузка", - заявил он. – Я первый надеюсь на то, что наступит перемена в наших отношениях. Их надо поставить на рациональную почву. Мы ничего не хотим навязывать Соединенным Штатам, но не желаем, чтобы они диктовали нам, суверенной стране, как надо жить".
*** Уже на стадии подготовки Пятый саммит Америк имеет драматическую интригу. Конфликтивный заряд на континенте накапливался долгие годы, не получая разрядки из-за пренебрежения Вашингтоном проблемами Латинской Америки, а также пассивности исторически сложившихся региональных форумов, включая ОАГ. Время подпирает, проблем все больше. Готовы ли Соединённые Штаты к тому, чтобы честно нажать на кнопку "перезагрузка"? |