"Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным" Сенека Введение
Кризис – это время осмысления и преодоления ошибок. Очевидно, что путь сырьевой экономики и построения "безидейного" рынка в РФ оказался не столь эффективен, как ожидалось. Все большей критике подвергаются ряд положений "стандартных рецептов" МВФ по реформированию переходных экономик. Многие крупнейшие экономисты сейчас все больше переосмысливают фиаско "рынка без тормозов", во многом обусловившего нынешний мировой кризис. На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющимся безусловным лидером мирового развития, чья экономическая мощь начинает все больше конкурировать с США и ЕС, при том, что последние переживают далеко не лучшие времена.
Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39 % от российского [1, с.376], в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население – составлявшее 82,1% [1, с.216]. Значительная часть страны - 59,37 % расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31 % всей площади [1, c.158].
Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7. 055 трл.долл. (2 место в мире после США, имевшей ВВП 13.778 трл долл.), в то время как ВВП России (по ППС) на 6 месте - 2,120 трл.долл, что составляет всего 30 % от уровня Китая [2.1]. И если российская экономика пострадала от мирового кризиса самым серьезным образом, Китай пока демонстрирует относительную стабильность. Так в чем секрет успеха китайских реформ?
Основа успеха – сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование
В начале 19 века доля Китая в мировом производстве была достаточно значительна - около трети мирового ВВП (1820 г.) [1,c.270]. Однако техническая отсталость и подчинение Китая интересам запада привела к утрате этих позиций. Уже с начала 20 века многие государственные деятели Китая стремились возродить былое величие страны. Значительные ошибки и перегибы на закате "административной экономики" - такие, как стратегия "большого скачка" (1958-1962 гг.) и "культурная революция" (1966-1976 гг.), приведшие Китай к значительному кризису вызвали критическое осмысление ошибок и понимание необходимости нового курса [3].
Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил "новый курс" строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы – "социалистической"), провозгласив политику “реформ и открытости”. Эти реформы отличает постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии.
Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. Эти задачи решались на базе сильной, просвященной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран. В этот же период был отмечен рост интереса к Китаю как со стороны запада, так и зарубежной китайской диаспоры.
Уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены – с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза [1, стр.321]. В течении 1978-2005 г. ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения - почти в 7 раз [4, стр.1]. Темп роста экономики в течении 1979-2004 г. в среднем составлял около 9.4 % [1, стр.321], в 2005-2008 – 10.35 % [2.2]. В 2008 г. 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала "Fortune". Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, объем которого за 2008 г. составил 1.4 трлн. долл., что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место.
К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к - 2050 г. достижение уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течении 2030-2050 г. [1, c.345], [5, c.145], но возможно и раньше.
Напротив, на начальном этапе российских реформ (1992-1998 г.г.) государство не ставило четких целей - например по росту ВВП и уровню доходов населения, кроме абстрактной идеи "построения рыночной экономики", при этом российское государство имело все признаки слабости. Наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, не слишком востребованного и поныне, а использовали готовый сценарий "шоковой терапии", предложенный международным валютным фондом. Наши "достижения" скромны - испытав серьезный спад на начальном этапе реформ, Россия вышла на уровень ВВП 1990 г. только в 2007 году.
Стратегия Китая
Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и "азиатских тигров" - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций [4, стр.5]. Важнейшее конкурентное преимущество Китая – дешевизна достаточно квалифицированной "рядовой" рабочей силы, стоимость которой в течении длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста.
Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.
Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.
Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество – дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г.должна вырасти с 36.2 до 56 % [1, c.332]. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты.
Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего ( а затем и внешнего рынка) с минимальными ценами. Однако копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD технологий, особенно доступных DVD плееров мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.
На очереди автомобильная экспансия, по итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей – здесь собираются значительная часть мировых брендов. Хотя качество некоторых "собственных" авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо. В 2008 г. автором Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей [6]. В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США [7]. Не смотря на то, что у нас открылись сборочные производства нескольких иностранных брендов, успехи собственно российского автопрома выглядят более, чем скромными – за последние десять лет были выпущено небольшое количество новинок – Лада- Приора, Лада-Калина, УАЗ-Патриот и т.д.
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим "национальным достоянием". В 2005 г. в стране было около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75 % городского населения, он дает до 60 % всего ВВП, 65 % всех патентов, 46.2 % всех налоговых поступлений и 62.3 % всего экспорта Китая [7.1]. Малый бизнес для страны – настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России – около 15 %, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.
Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту (2007, [2]) - США – 19.1%, Гонконг – 15.1 %, Япония – 8.4%, Южная Корея – 4.6 %, Германия – 4 %; по импорту – Япония – 14 %, Южная Корея – 10.9%, Тайвань – 10.5 %, США – 7.3 %, Германия – 4.7 %. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд.долл. при активном сальдо 170 млрд.долл, объем российско-китайской торговли – 56.8 млрд.долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г.
Региональная политика
Значительную роль в успехе реформ имеет региональная политика. Ее отличительная черта – самостоятельность регионов. В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы [8]. Большое значение имело создание особых экономических зон, созданных после 1984 г. в ряде городов - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов [9]. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы – открытость есть развитие. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существуют сайт [10], где каждый регион Китай описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы.
Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система "разделения котлов") [10.1, гл.8] способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система – закрепление "финансовых заданий". У нас такая система пока не создана – как результат многие региональные власти РФ не проводят активную политику привлечения инвестиций и вообще реально мало что делают для развития своей страны. Наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными – они создавались не более, как внутренние оффшоры.
Преобразования на селе
Реформы начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенный сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.
Указанные меры создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, привели к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации, подготовили серьезную платформу для развития всей экономики в целом, явились "школой" развития предпринимательства. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах.
Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать.
В 2006 в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7 % мировых пахотных угодий, производит около 20 % зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур [4. стр.4]. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается и за 2008 год составила 11.3 %.
Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе. Превращение наших крестьян в "аграрных пролетариев" во времена советской власти крайне дорого обошлось России, которая до революции была одним из мировых лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на позитивное введение института частной собственности на землю, сельскохозяйственная политика государства не является эффективной.
Нет существенных мер по поддержке сельского хозяйства, развития фермерства, в результате рост производства сельскохозяйственной продукции в РФ не превышает нескольких процентов в год. Земля – основное национальное богатство России, но используется оно недостаточно – при огромном фонде многие жители села живут в домах далеко не лучшего качества и не располагают участками такого размера, который позволил бы им вести эффективное хозяйство. Развитие сельского хозяйства, активное освоение территории РФ может явиться важнейшим фактором активного роста экономики, повышения внутреннего спроса, роста рождаемости, стимуляции регионального развития и преодоления низкого уровня жизни.
Финансовая политика
Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики [11], создающей условия для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированные на доминировании национальной валюты – юаня. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течении 1992-1998 г.г. - стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования [12] препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается по-прежнему проблемой. Финансовой стабильности способствует грамотная политика регулирования процентных ставок и уровня банковских резервов. Экономика имеет очень высокий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) – 150% (в развитых странах 80-100%). При этом в Китае умеренный уровень инфляции, хотя в последние несколько лет он увеличился - около 4.8 % за 2007 г., 5.9 % за 2008 г. (для сравнения РФ за тот же период – 11.9 % и 13.3 %).
В точном соответствии с рецептами Дж.М.Кейнса [5, c.112-115] страна имела стабильно дефицитный бюджет, составлявший до 15 % от доходной части в 1979 -1980 г, 2-3% в 1981-1990 г., 6.5-10% в 1991-1997 г. В 2005 г. дефицит составил 208 млрд.юаней при доходной части 3, 163 трл. юаней, т.е. 6.5 % [4,c.104]. Ожидается, что дефицит бюджета за 2009 г. не превысит 3 % от ВВП. В стране наблюдается значительные темпы роста расходов бюджета, с 1978 г. по 1997 г. расходы они выросли с 111.1 до 865.1 млрд. юаней, т.е. в 7.7 раза. Эти факты подтверждают, что активная инвестиционная политика препятствует разрастанию инфляции даже при дефиците бюджета.
В Китае очень высокая норма личных сбережений – около 50% от ВВП на конец 2007 г. Благодаря стабильности финансовой системы и значительной роли государства в ней население держит свои средства в банках. Общие активы финансовых организаций банковского сектора по состоянию на конец ноября 2008 г. достигли около 61.1 млрд.юаней (т.е. около 8.94 трлн.долл) [13]. Для сравнения активы банковской системы РФ на 1.12.2008 г. составили 25.92 трлн.руб. - около 926 млрд.долл. Ставки в Китае достаточно низки – ключевая годовая ставка кредитования – 5.31%, ставка до депозитам – 2.25% (на 23.12.2008). Совокупность указанных факторов на фоне нормального инвестиционного климата приводят к активному и стабильному росту экономики.
В банковской системе преобладают государственные банки. Вследствие в прошлом активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20 % от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. снизилось до 5.5 %. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации [14]. Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО – на повышение ее открытости для иностранного капитала. В тоже время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика -2.44% (2008 г.) Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но тщательно сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, в т.ч. в регионах.
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Не смотря на мировой финансовый кризис, в течении 2008 г. денежная масса М2 выросла на 17.8 % с 40.34 до 47.52 трлн. юаней, объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн.юаней (около 735 млрд. долл.) [15] . За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн. юаней, т.е. на 18.79 % относительно января 2008 г., объем ссуд – на 1.62 трлн. юаней (236 млрд.долларов) [16].
Что касается банка России, то здесь ситуация прямо противоположная. Ставка рефинансирования с февраля 2008 г по декабрь выросла с 10% до 13%. Объем денежной массы М2 в течении 2008 г. за счет осенних кризисных явлений, связанных с бегством от рубля и оттоком капитала вырос всего на 1.7% с 13.272 до 13.493 трлн.руб., в тоже время за январь 2008 г. он упал до 11.990 трлн.руб., т.е. сократился на 11.1%. Если до кризиса ставки по кредитам для надежных заемщиков опускались до уровня 12-15%, то сейчас они выросли до уровня 20 %, что существенно замедляет темпы развития экономики.
Дефицит рублей, т.е. "денежное сжатие" по прежнему является доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем дальше затягивается нормализация процессов денежного обращения в стране, чем выше угроза рецессии, роста числа банкротств, неплатежей, передела собственности, увеличения безработицы.
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г.) [4, c.112], к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне.
В октябре 2006 г. золотовалютные резервы Китая достигли 1 трлн.долл. и он вышел на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн.долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Пекину принадлежит значительная роль в преодолении валютно-финансового азиатского кризиса 1997-1998 г. [4, стр.4]. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем – возможно одной из мировых валют.
Длительный период практически без кризисного развития Китая (подобно тому как это было во времена немецкого экономического чуда и ряда других стран) наглядно подтверждает, что когда экономика имеет значительные резервы развития ее краткосрочные дисбалансы можно эффективно преодолевать, избегая кризисных явлений.
Наши денежные власти, с 1992 г. во многом ориентировавшиеся на рецепты МВФ, такими достижениями не располагают. Шоковая терапия начала 90-х привела к раскрутке инфляции, уничтожению сбережений населения, что в совокупности с введением значительного НДС – 28 % привело к неблагоприятному фону для развития производства и предпринимательства. С 1992 г. мы прошли через кризисы разной интенсивности - 1995, 1998, 2004, 2008 г. В начале 2000-х годов уровень монетизации в РФ составлял около 15%, увеличившись к 2008 г. до 40 %, что по прежнему значительно меньше уровня развитых стран.
Накопив в период благоприятной конъюнктуры значительные финансовые резервы, денежные власти РФ, прибегнув к их фактической стерилизации, не смогли обеспечить их эффективное использование. Российская финансовая система в рамках западно-либеральной модели создает условия для свободного пересечения спекулятивных капиталов как из страны, так и внутрь ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке приводит к устойчивому привлечению внешних валютных займов, периодически создавая "девальвационный навес" (кризис 1998 г, 2008-2009 г.г.). На фоне неблагоприятного инвестиционного климата наша финансовая система не способна эффективно усвоить деньги, что создает проблемы при развитии реального сектора. Обеспечить доминирование национальной валюты - рубля в таких условиях сложно. Сравнение показателей экономик Китая и РФ еще раз наглядно подтверждает, что главным является не столько пассивная "бережливость", сколько активное развитие. Список литературы
1. Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко, "Китай-Россия 2050: стратегия соразвития", Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2006 г. 2. Economy of the People′s Republic of China, http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_the_People′s_Republic_of_China 2.1 ВВП (по ППС) лидеров мировой экономики, www.wikipedia.org 2.2 GDP growth 1952-2008, http://www.chinability.com/GDP.htm 3. ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), "Китай: подходы и особенности экономических преобразований", http://chinapro.ru/economy/2/ 4. Институт Дальнего Востока РАН, "Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура", Москва, 2007 г. 5. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, "Китайская экономика в XXI веке", СПб, Питер, 2004 г. 6. С.Дружинин, "Китай штампует автомобильные новинки", http://www.chinapro.ru/rubrics/1/915/ 7. И.Чуприн, "Китай в январе вышел на первое место в мире по объему автопродаж", http://www.rian.ru/economy/20090206/161118008.html 7.1 Малое предпринимательство Китая, http://www.giac.ru/ 8. Василий Михеев, Институт Дальнего Востока РАН , "Китай: опыт стратегии “сфокусированного” развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61 9. ЧЖОУ СИНЬЧЭН, директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), "Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи", http://rusref.nm.ru/indexpub17.htm 10. Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm 10.1 Дин Жуджунь, Ковалев М.М., http://www.economy.bsu.by/library/Дин%20Жуджунь/Жуджунь_Ковалев_Путь_к_рыночной_экономике.pdf 11. А.Н.Анисимов, "ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ" , http://www.netda.ru/belka/economy/aspec/raspad11$.htm 12. Б.Б.Рубцов, Финансовый рынок КНР, www.mirkin.ru/_docs/finsistema_kitai.pdf 13. Общие активы финансовых организаций банковского сектора Китая превысил 60 трлн. юаней, http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=168197&col_no=328 14. Банковская сфера Китая в целом остается здоровой, http://big5.xinhuanet.com 15. Money and Credit Recorded Rational Growth and Financial System Performed Stably, People′s Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1245 16. RMB Loans Recorded Large Increase in January, People′s Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1265 17. Обнародована стратегия развития энергетики Китая, http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=30663&idChannel=343 18. Eva Cheng, Public sector less than 40% of economy CHINA, http://www.greenleft.org.au/2007/734/38026 19. Министерство коммерции КНР, Среднегодовой рост объема прибыли центральных предприятий Китая составлял 150 млрд. юаней, http://russia.mofcom.gov.cn/aarticle/counselorsreport/200808/20080805719460.html 20. "Китай становится ведущим научным центром мира", http://www.svobodanews.ru/Article/2006/12/11/20061211140926833.html 21. Тед Фишмен, "КИТАЙ, INC.Восход сверхмощного глобального конкурента", Москва, ЭКСМО, 2007 г.
Продолжение следует... |