Нижеследующий анализ ни на что не претендует и ни на что не опирается, это набор аналогий и ощущений.
Начнем с момента кризиса 1998 года. Он оздоровил отечественное книгоиздание, с одной стороны выбив слабых игроков с рынка издания фантастики, а с другой подняв планку качества издаваемых текстов. Еще бы! Когда у человека туго с деньгами, и перед ним стоит альтернатива «батон колбасы или книжка», он муру всякую покупать не станет. Действительно, если сравнить ситуацию «тогда» с ситуацией «сейчас» заметно два принципиальных отличия: книг издавалось сильно меньше, а процент качественной фантастики был в разы выше. Нравилось это читателям? Безусловно! Почему так было? Потому что издательства работали своими деньгами и каждое книжное наименование имело рассчитанную рентабельность, срок возврата инвестиции, прогнозируемую прибыль.
Я не буду вдаваться в технические и экономические подробности, но для современной офсетной печати и используемой модели допечатной подготовки издания, уже как лет 10 тираж книги в твердом переплете меньше 5000шт – дело дурацкое. В некий момент, году в 2001, объем книготорговой сети стал равен минимально рентабельному тиражу. Т.е. напечатал тираж 5000 шт, каждый прикормленный книготорговец «взял по пачке» и все, тираж ушел, можно печатать следующий. К этому времени издательства слегка поднакопили денег и могли себе позволить давать книги на реализацию, с отсрочкой получения денег в месяц-два. Книга стала товаром. (Это была первая фаза надувания пузыря)
Все бы хорошо, но через некоторое время, рост уперся в то, что сбытовая сеть перестала успевать переваривать книги. Вместо денег в издательства грозил пойти поток возвратов недопроданных тиражей. Что грозило затоварить склады издательств, тысячами наименований книг по несколько единиц хранения. Понятно было всем, что этот процесс убьет логистику издательств априори. Назревала ситуация, когда становилось дороже ХРАНИТЬ, чем избавится по любой цене. И выход был найден! Появилась система сливных складов-магазинов-ларьков, куда уходили нереализованные прямым способом книги. Тогда же, я думаю, в издательствах систему учета рентабельности перевели с учета «по наименованию», на рентабельность «от месячного тиража по всем наименованиям». Это позволило сделать скачек на следующий уровень – использовать эффект мультиплексирования* в системе продаж. Стали возможны всевозможные математические штуки, опирающиеся на усредненное потребление. В целом бизнесмодель стала устойчивей и гораздо прибыльней. Книга превратилась в стандартизированный индустриальный продукт. (Это вторая фаза надувания пузыря)
- самый яркий пример мультиплексирования у операторов связи. Смотрите: интернет оператор покупает канал 100мб/сек за 1000$/мес, продает его 1000 абонентам, нарезав тарифами «5 мегабит на рыло» за 20$ в месяц. Казалось бы, 1000 абонентов х 5 мегабит для оказания услуги потребуется 5 гигабит. Но канал то всего 100 мегабит, как так? Очень просто, в связи с тем, что абоненты не пользуются услугой все одновременно, можно обойтись меньшим каналом. 100 относится к 5000, как один к пятидесяти, можно говорить, что в этом примере коэффициент мультиплексирования равен 50. Ну и прибыль у оператора соответствующая, купили за 1000$, продали за 1000 абонентов х 20$ с носа = 20 000$. Отличный бизнес! Есть только ма-аленький нюанс, пользователь со временем начинает выжирать всё больше трафика. Т.е. система должна постоянно расти. Сегодня мы получаем деньги за то, что будем продавать завтра.
В таком виде книжный рынок въехал в эпоху «шального нефтяного бабла». В этот момент, для бизнеса стали доступны дешевые кредиты. Процедура кредитования упростилась, проценты были вполне подъемными и в механизм книгоиздания стали загружать деньгами. Про авторов книг, размеры гонораров, качество текстов, за редким исключением никто не вспоминал. Есть книжная серия, которая с каждого рубля вложенного за год приносит 2, при этом в банке деньги можно взять под 15-20% годовых. Выгодно? Весьма!
На этой стадии издательства перестала(!) интересовать ПРИБЫЛЬ от продажи книг. Для увеличения доступа к неограниченным кредитным деньгам достаточно было постоянно увеличивать количество издаваемого. Книгоиздание стало финансовым инструментом, в который выгодно вкладываться. (это была третья фаза надувания пузыря)
Увы, неограниченный финансовый рост возможен только в теории на практике неограниченный рост приводит к потере устойчивости. Как только, в связи с финансовым кризисом, прекратилась внешняя подпитка издательств кредитным баблом, «прямоточные финансовые двигатели» перестали работать.
UPD. К счатью, до четвертой фазы пузырения рынков мы не дошли. Книжные фьючерсы не торговались на бирже. :) Да и производных ценных бумаг от книжных деривативов тоже не появилось. И слава богу.
Что дальше?
Всё будет хорошо, читатель от этого только выиграет.
Сейчас произойдет сжатие рынка фантастики. Весь этот громадный пузырь медленно сдуется. Будут прикрыты книжные серии, которые напоминали братские могилы. Издательства опять начнут работать с авторами и заботится об организации продаж конкретной книги конкретного автора. Вот чего точно не будет, так это издания бесконечного количества беспомощных текстов. Те авторы, у которых есть имя – будут востребованы, МТА, те которые готовы работать над собой, пойдут доучиваться, прочие найдут себя в другом деле. |