Русофилы и русофобы в Словакии Я не русофил и не русофоб, я русский писатель, волей судьбы занятый политикой в парламенте небольшой европейской стране - Словакии. Исторически Словакия это заповедник европейского русофильства. В 19 веке словацкая элита был разделена на "панславов", уверовавших в доминировавшую тогда в России доктрину панславизма и светлое будущее славян под крыльями могучей России, и "мадьяронов" - прислужников венгерских угнетателей. "Панславы" были в большинстве. Русские цари, возможно, сами того не заметив, помогли словакам стать народом со своей элитой, языком, литературой. И хотя царей давно нет, словаки передают из поколения в поколение добрую память о России. Вторым серьезным аргументом в пользу словацкого русофильства стала помощь советской армии словацкому народному восстанию в 1944 году. Тогда русские спасли загнанных немцами в горы словацких партизан, хотя это спасение тоже едва ли было замечено наступающими войсками армии Конева. Аргументом против русофилов стал 1968 год, когда на улицах Братиславы появились советские танки, в которых сидели солдаты, не знавшие, где они находятся. Подозревавшие, что их привезли в Болгарию, удивлявшиеся тому, что эти болгары оказались вдруг чехами. И наконец узнавшие, что это не чехи, а словаки. Жители Братиславы этим солдатам приносили воду, но еду, в отличие от 1944 года, не давали. Но и под танки особо не бросались. Историками отмечено, что жертв советского вторжения 1968 года в Словакии было в разы меньше, чем в Чехии. Последним штрихом в небольшом историческом экскурсе может стать добровольный уход советских войск в 1990 году. Словаки отнеслись к этому событию осторожно, спокойно, без истерики, которой сопровождали "уход оккупантов" чешские СМИ. Неожиданной была официальная интерпретация причины ухода советской армии. Чехословацкие СМИ объясняли это так - чешский певец и композитор по имени Коцаб, мгновенно ставший героем пражских кафе, обратился к СССР с просьбой: а не уйти ли вашим войскам из маленькой Чехословакии? "Конечно, уйдем, раз пан Коцаб попросил!" - ответили из Москвы, и на восток потянулись эшелоны с солдатами и техникой. А пан Коцаб открыл в Праге ювелирный магазин. В результате всех этих исторических событий в Словакии до сих пор живет довольно много русофилов среди простых людей. Правда, русофобы закономерно господствуют в словацких СМИ, принадлежащих американским или западно-европейским собственникам. Словацкие политики в большинстве своем, скорее, русофилы, хотя и очень робкие, осторожные. Но есть среди них и русофобы официальные, записные, из числа тех, кого в 1998 году привели к власти американцы. Это единицы, но весьма экспонированные в СМИ и искренне убежденные в том, что Россия есть источник мирового зла. Есть ли русофилы среди русских Я много лет искал ответ на вопрос, почему представители российской власти так настороженны и даже холодны к многочисленным в Словакии и других странах Европы русофилам, людям, испытывающим симпатии или даже любовь к России и русским. Мой ответ таков: европейское русофильство в принципе не понятно русским и особенно высокопоставленным представителям государства российского за его границами по простой причине - им самим незнакомо это чувство. То есть русские чиновники за границей, призванные принять в дружеские объятия растроганных "чужих" русофилов, сами русофилами не являются. Русских, то есть самих себя, любят как-то не очень, раз в год по обещанию. Даже не столько любят, сколько жалеют - особенно утром первого января. Русских людей на самом деле можно успешно обвинять в чем угодно, но вот самовлюбленностью они не страдают, в отличиет от нарциссов янки. Русский человек по определению настроен всегда критически, в том числе и по отношению к себе. Что не мешает ему хвалить и славословить вслух - если начальство требует или просто так надо. Поэтому русские чиновники за границей в лучшем случае абстрактно любят мать-Россию и конкретно готовы защищать эту мать в меру своих скромных сил. В худшем случае мать-Россия им глубоко до лампочки, они яростно борются за свои шкурные интересы. Не мне судить, какая позиция преобладает, но могу искренне констатировать на основе своих знаний: любовь иностранцев к России, или просто симпатии к ней, или хотя бы интерес, совершенно не трогают сердца и умы чиновников. Они не верят в эту любовь и не придают ей какого-то значения. У них есть более важные занятия - пьянящий дух наживы перебивает все остальные более сложные и тонкие ароматы. Такова эпоха. Все ищут деньги - и многие, особенно чиновники, их успешно находят. А от русофильства словацких стариков какая нажива? Одни хлопоты. О нелюбви русских к русским
И все же подлинные корни непонимания европейского русофильства в другом: русский человек, неважно, посол он или шофер, сам очень сложно относится к своей русскости или, скажем наукообразно, национальной идентичности. Это нормально, особенно для представителей больших и великих народов, чьи истории полны войн и кровопролития. Это более чем нормально для народа имперского, где понятие "русский" давно стало близко понятию "главный". Будучи реальным котлом народов и цивлизаций, Россия породила, может быть, самое сложное в мире отношение к собственной "русской идентичности". Кто такие русские вообще? Удмурты тоже русские? Карелы с поморами? А русские на Украине или украинцы в России? А белорусы, в подавляющем большинстве своем не знающие белорусского языка? Во главе с батькой с кричаще украинской фамилией Лукашенко? У подавляющего большинства русских, возможно, не повернется язык сказать простую фразу: "Я люблю русских!". "Люблю Россию!" - пожалуйста. А вот с любовью русских к русским так сложно, что весьма жирный и влиятельный слой русской интеллигенции либерального толка русских людей традиционно не любит уже почти триста лет подряд. Презирает и третирует, и конца этому презрению "элиты" к собственной национальной идентичности не предвидится. Недавно умерший автор многих скучных томов, либерал мирового формата, написал то единственное, что меня заинтересовало в его творчестве: "Какой стыд, какой позор быть русским человеком!" Либерал был некстати стыдлив и русских очень не любил. Об этой нелюбви ного говорил сам, все о ней знали, но легко простили либералу эту ненависть к отчизне изнутри. Русские знают себя лучше, чем русофильствующие представители других народов, знают, что из нас, как из куска дерева, может получиться и икона и дубина. Русские тысячелетиями живут в своем суровом русском мире, среди русских икон и дубин, и доминирует в русской душе не любовь к себе самому, а то, что Достоевский правильно назвал всемирной отзывчивостью. Русских всерьез занимают судьбы мира, смысл жизни и даже здоровье вождя кубинской революции команданте Фиделя Кастро. Русскому человеку, даже совсем необразованному, ведома недоступная чужому уму и сердцу парадигма русских крайностей - от бездонной доброты к бесконечной жестокости. Та самая русская широта, на которой пробовали зубы почти все русские писатели. Русские знают русскую сложность, многие русские догадываются о том, что мир Европы и европейцев хотя и не очень им близок, но зато он проще, логичнее, понятнее. Если у европейца есть деньги и он не нарушает законы - а такие европейцы до сих пор встречаются, - то поведение европейца легко предсказуемо, прозрачно. Попробуем сказать то же самое о русском - и мы упремся в пропасть сложностей и вопросов. Если у русского сегодня есть деньги, то завтра их может не быть. Если русский не нарушает законы - то откуда у него появятся деньги? Но даже если случилось чудо - у него есть деньги, и он соблюдает русские законы, похожие на дышло в своем динамизме и переменчивости, - понятнее и предсказуемей русский от этого чуда все равно не становится. Напротив, получается какой-то уж слишком сложный русский, весьма и весьма подозрительный. Белая ворона. Прежде всего для своих соотечественников. "Под честного косит, чистеньким хочет выглядеть!" - так прозвучит приговор, отменить который практически невозможно. Сказанное выше не означает, что русские все поголовно нечестны или просто воры. Нет, как у советских была придуманная Маяковским собственная гордость, так у русских есть своя честность, русская честность, причем почестнее многих нерусских. Но она другая и намного сложнее, чем генетическая честность скучных швейцарцев. Если же говорить совсем просто, то большинство русских искренне не понимают, за что их кто-то может любить, и к русофилам относятся настороженно, подозревают подвох, а поверив в искренность, могут принять возвышенных русофилов за восторженных дурачков. Русские и еврорусофилы - лиса и журавль
От общения еврорусофилов с русскими людьми, особенно с сильными, державными или просто богатыми, можно получать утонченное удовольствие. Особенно, если в нем не участвовать, а просто смотреть со стороны. На самом деле восторженных дурачков среди новых друзей и поклонников России в той же Словакии немного. Преобладают среди словацких русофилов серьезные практические люди, почему-то убежденные в том, что Россия обязательно ответит на теплые чувства в ее направлении. Большинство русофилов в той или иной мере ожидают каких-то осязаемых дивидендов от своей любви к России и русским. Что есть наиболее широко распространенное банальное заблуждение. Дивиденды от любви к России может получить и получает действительно большой друг, бывший канцлер Германии Шредер - в обмен на стратегически важный северный газопровод. А вот полюбивший Россию на последнем этапе своего политического пути Милошевич до дивидендов в виде почетного отбывания срока в России не дожил. С противоположной, русской стороны наблюдается не менее увлекательный процесс недопонимания совсем другого рода. Не успевшие сориентироваться в особенностях европейского русофильства русские принимают возлияния поначалу за чистую монету и лихорадочно ощупывают ошарашенного русофила на предмет халявы. "Ах ты, дурашка, еще и Россию любишь, Толстого с Достоевским знаешь, помогать России готов от всей души. Ну, давай, показывай, что у тебя есть. Может, нам чего пригодится - возьмем, раз ты такой добрый!" Русофилы в этот момент впадают в тягостное недоумение. Они не знают слова "халява", не понимают, что русские ищут халяву всегда и везде, даже во сне. И в их русском измерении это правильно, потому что халява никогда не переведется на земле русской и ее обширных окрестностях. Еврорусофильство таким образом необразованный и несведущий русский понимает как новую халяву - и ведет себя соответственно. Осознав, что в ответ на хвалебную речь о России и дружбе с ней русский ожидает конкретных шагов, например спонсорства какого-то начинания, грубо говоря, денег в обмен на дружбу, еврорусофил отшатывается и сбивчиво озвучивает свой продуманный монолог о том, как Россия должна помогать любящим ее друзьям. Как лично он, особенно любящий Россию, надеется на эту помощь. Тем более, что денег у России тьма - и что ей стоит дать такие крохи! В таких забавных переговорах всегда воспроизводится сюжет русской народной сказки о лисице и журавле, угощавших друг дргуа. Журавль-еврорусофил получил от лисицы тарелку с размазанной кашей и глупо стучит клювом. Лисица-русский получил возможность полюбоваться тем, как журавль достает своим длинным клювом угощение из глубокого горшка. Исчерпывающие ответы на массовые заблуждения еврорусофилов о возможной русской помощи в обмен на добрые чувства дает русский бизнес в Европе. Все больше русских денег вкладывается в Европе, но местных русофилов русский бизнес понимает как попрошаек и не дает им ничего. Впрочем, русофильство в таких странах, как Словакия, это прежде всего серьезный и основательной повод выпить. И поскольку в выпивке русские люди дают фору всей планете сразу, последнее слово обычно за ними. Настоящая любовь к России вспыхнула в Цхинвале
Бывают моменты, когда русских действительно любят. Искренне, от души. Это происходит, когда русские спасают кого-то и, спасая, жертвуют собой. Так случилось несколько дней назад в Южной Осетии, где русские воины спасли осетинов от жестокой резни. И, спасая безоружных осетинских женщин, стариков и детей от вооруженных до зубов убийц в форме грузинской армии, русские воины гибли. Вопрос, который нельзя не задать в заключение этих заметок о еврорусофильстве: есть ли еще где-то в Европе воины, способные жертвовать собой ради спасения представителей братского осетинского народа от жестокости отморозков из числа другого, тоже еще недавно братского народа, грузин? Может быть, это солдаты международного контингента НАТО, глубоко забившиеся в норы в Афганистане? Или янки, уничтожившие сотни тысяч арабов в Ираке? Отвлекаясь от сложной политической подоплеки еще на закончившейся войны в Южной Осетии и Грузии, нужно сказать не всеми замеченную правду. Русских солдат будут любить спасенные ими десятки тысяч осетин. И не только они - Россия в последние дни на Кавказе показала пример высокой, динамичной и мудрой политики. Впервые за многие годы, если не десятилетия. Мудрость России в том, что, защитив осетин, русские остановились и показали миру разницу. Вот пять лет подряд вооружаемые американцами и всем НАТО грузинские войска, три дня уничтожавшие безоружных осетин с помощью самой современной военной техники. Безнаказанно выжигавшие живых людей напалмом как вредных жуков. А вот русская армия, перед которой вооруженные до зубов грузины бежали, бросив все, чем их пять лет вооружал весь цивилизованный мир. Забыв все уроки и наставления. Оставив в качестве трофеев сотни единиц боевой техники и огромные запасы боеприпасов. Русская армия заняла грузинские города и села, но никого не убивает и отнюдь не торопится захватывать Тбилиси и свергать отмороженного Саакашвили. Такую армию можно уважать, таких солдат спасенные русскими будут любить искренне. Нравится это кому-то или нет, но реальные перспективы еврорусофильства связаны с начавшейся после Косова эпохой малых и больших войн в Европе, где, возможно, появятся и другие народы, которым суждено будет полюбить русских искренне и от всего сердца. Вообще любовь в политике не имеет почти никакого значения. Любовь к России и русским тоже. Любить русских это любить огромного медведя, который может не понять нежных чувств, не заметить, нечаянно оторвать голову. Но без медведя нет тайги, без тайги нет Сибири, без Сибири нет России, без России весь мир сирота.
17 августа 2008 года Братислава |