19 января 2019 годаПрошёл месяц с тех пор, как президент США Дональд Трамп сообщил в "Твиттере" о своём судьбоносном решении вывести войска из Сирии, и мы снова можем наблюдать знакомую картину. Стоило Трампу принять внешнеполитическое решение, как окружение президента начало прилагать все усилия, чтобы затянуть его выполнение.
Однако в случае Сирии наличествуют признаки того, что это промедление устраивает Трампа. Визит сенатора Линдси Грэма в Анкару и его встреча с президентом Реджепом Эрдоганом, безусловно, были одобрены Трампом. В последнее время Грэм вёл продолжительные разговоры с Трампом, стараясь убедить последнего критически взглянуть на решение о выводе войск из Сирии.
Напомним, раньше Грэм был хорошим приятелем покойного сенатора Джона Маккейна, известного своей неисправимой русофобией. В своё время Грэм оказался "белой вороной", поскольку сломал партийные шаблоны и выступил с яростной критикой президента, однако сегодня он считается одним из основных союзников Трампа.
Таким образом, можно предположить, что Грэм предпринял поездку в Анкару по поручению Трампа. Турки поняли это, и Грэм был благосклонно принят Эрдоганом. Американский сенатор также провёл ряд других важных встреч – с министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, министром обороны Хулуси Акаром и главой разведки Хаканом Фиданом. Напомним, всего лишь на прошлой неделе советник по национальной безопасности Джон Болтон столкнулся с демонстративным пренебрежением – Эрдоган попросту отказался его принять.
Помимо этого, параллельным курсом ведутся интенсивные дискуссии между дипломатами и военными чиновниками. В частности, в середине января глава турецкого Генштаба генерал Яшар Гюлер встретился с председателем Объединённого комитета начальников штабов генералом Джозефом Данфордом в Брюсселе. На 5 февраля запланировано заседание рабочей группы США-Турция на уровне заместителей министров иностранных дел в Вашингтоне. На следующий день состоится министерская конференция по ИГ (организация запрещена в РФ), в которой примет участие Чавушоглу.
Основное внимание приковано к ситуации в Северной Сирии. Пожелания Анкары состоят в том, чтобы США постепенно и методично оставили занятую территорию, предварительно передав свои базы турецким военным и убрав оружие, завезённое в Сирию для снабжения курдских бойцов. Однако недавно появились новые тенденции. Трамп поддержал предложение Эрдогана, сделанное в 2013 году, о создании "безопасной зоны" в северной части Сирии, вдоль границы с Турцией, ширина которой для начала составит 32 километра. Турецкие и американские генералы обменялись мнениями по этому поводу на встрече в Брюсселе.
Турция стремится взять под свой контроль "безопасную зону" (которая, кстати, по территории будет больше, чем Ливан), в то время как США установят над ней "бесполётную зону". Леон Панетта, ранее возглавлявший ЦРУ и занимавший пост министра обороны, высказал идею о том, что странам также следует создать операционную базу в "безопасной зоне" с тем, чтобы "Сирия двигалась в правильном направлении".
Подпись к изображению: Карта, выпущенная агентством "Анадолу", Анкара, 16 января 2019 г.
34
Для Эрдогана происходящее стало настоящим воплощением мечты – Турция вновь стала "воином на боевой колеснице" в сирийской стратегии США. Однако на самом деле Вашингтон, возможно, стремится подорвать сближение позиций Турции и России по ситуации на севере Сирии.
Надо отметить, линии разлома уже обозначились. Россия подчеркнула, что освобождённые США территории должны попасть под контроль сирийского правительства. Фактически, в этом вопросе Москва служит связующим звеном между Дамаском и курдами (курды также считают неприемлемым какое бы то ни было турецкое военное присутствие на севере Сирии).
Москва и Дамаск в принципе отвергают понятие "безопасной зоны", находящейся под контролем иностранных держав, на сирийской территории. Они требуют безоговорочного и полного вывода американских войск. Кроме того, они призывают Турцию к тому, что на сегодняшний день приоритетом является очистка северо-западной провинции Идлиб от экстремистских группировок. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Турция не только не выполнила свои обязательства в этом отношении, но и не смогла предотвратить попадание большей части территории провинции (около 70 процентов) под контроль филиалов "Аль-Каиды", которые теперь угрожают российским и сирийским силам в соседних регионах. Но сложившаяся ситуация не слишком беспокоит Турцию, поскольку находящиеся в Идлибе экстремистские группировки, в основном, являются её марионетками.
Стоит сказать, что Москва проявляет большую сдержанность в выражении открытых сомнений по поводу намерений Турции в Сирии. Как известно, Эрдоган направляется в Россию, чтобы встретиться с президентом Путиным 23 января. Москва допустила ошибку, смешав российские коммерческие интересы на турецком рынке с политикой Эрдогана в Сирии, чем и пользуется турецкий лидер.
Итак, США разжигают территориальные амбиции Турции на севере Сирии, который раньше находился под властью Османской империи. По сути, Вашингтон стремится реанимировать американо-турецкое партнёрство в качестве союзников по НАТО. "Возвращение" Турции в альянс будет иметь серьёзные последствия для американской стратегии, направленной против России. Так, на прошлой неделе американская "техническая группа" посетила Анкару для продолжения переговоров о том, чтобы Турция отказалась от своего соглашения по приобретению российского ЗРК С-400. США сделали встречное предложение о поставках системы ПРО Patriot в Турцию, от которого ранее отказались.
Можно ожидать, что в ходе встречи Путин постарается повлиять на присущий Эрдогану скептицизм в отношении надёжности США в выполнении обещаний и обязательств. Россия ожидает, что Турция дважды подумает, стоит ли предпринимать рискованную военную экспедицию вглубь сирийской территории, игнорируя противодействие со стороны Москвы и Дамаска.
Большой вопрос заключается в следующем: если дело дойдёт до того, что Эрдоган примкнёт к США, спровоцирует ли это полномасштабное российско-сирийское военное наступление с целью освобождения Идлиба от группировок "Аль-Каиды" и сохранения восточного побережья Средиземного моря вне "безопасной зоны"? Важно заметить, что в последнее время Москва намекает на некий "план Б" в Идлибе.
Конечно, Москве следует тщательно оценить возможные последствия военного наступления в Идлибе. Главным неизвестным остаётся реакция Вашингтона, не говоря уже о том, что полноценная атака на Идлиб напрямую затронет интересы Турции в сфере безопасности и вызовет раздражение Эрдогана.
Надо помнить об огромных деловых интересах России в Турции. Кроме того, над Чёрным морем и Кавказом собираются грозовые тучи. Напряжённой остаётся ситуация на Украине; в регион рвётся НАТО. Без сомнения, сотрудничество Турции приобретает жизненно важный характер для России. Для Эрдогана Путин был безупречным партнёром, который стремился учитывать турецкие интересы в сфере безопасности, в то время как у Анкары нет "хороших друзей" в регионе, когда речь идёт о сирийском конфликте.
Что ж, можно подытожить, что Трамп поступил умно, воспламенив излюбленную "османскую мечту" Эрдогана. Теперь Трамп ожидает, что Эрдоган начнёт вести себя как одержимый. "Безопасная зона" с гарантией поддержки США позволит Вашингтону присутствовать в сирийском политическом процессе в целях обеспечения того, что "Сирия движется в правильном направлении", как выразился Панетта. В общем, Трамп существенно изменил правила игры для России.
Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха
Путин сообщил о договоренности с Эрдоганом сотрудничать в обустройстве Сирии
Москва. 23 января. INTERFAX.RU -- Военные и дипломаты России и Турции продолжат усилия по постконфликтному восстановлению Сирии, сообщил президент РФ Владимир Путин.
"Важное значение имеет сотрудничество России и Турции в постконфликтном обустройстве Сирии. Договорились с господином президентом, что военные и дипломаты двух стран продолжат скоординированные усилия на этом направлении с целью содействовать массовому возвращению сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц", - сказал Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Путин подчеркнул, что усилия по стабилизации обстановки в сирийском Идлибе не должны мешать борьбе с террористами в этом районе. "Видим, что турецкие партнеры делают многое для устранения исходящей оттуда (из Идлиба) террористической угрозы. Вместе с тем, нужно совместно, сообща работать в целях окончательного снятия напряженности в этом районе", - сказал он президент России.
Путин отметил, что в ходе переговоров обменялся с турецким коллегой мнениями о том, какие дополнительные шаги две страны могут предпринять для стабилизации ситуации в районе Идлиба.
Он заявил, что Россия будет добиваться реализации договоренностей с Турцией по Идлибу для уничтожения террористов в этом регионе. "Будем добиваться того, чтобы все наши договоренности были исполнены. У нас общие убеждения о том, что мы должны совместно продолжить борьбу с террористами, где бы они не находились, в том числе в Идлибской зоне", - сказал Путин.
Путин рассказал, что также удалось договориться о том, как скоординировать работу на ближайшее время. "В нашем присутствии министры обороны провели дополнительные консультации. Они вырабатывают дополнительные совместные меры. Будем их реализовывать", - сказал президент РФ.
По его словам, пока в буферной зоне много проблем, но Турция прикладывает значительные усилия для выполнения всех договоренностей по обеспечению безопасности.
О выводе американских войск из Сирии
Путин выразил мнение, что вывод американских войск из северо-восточных районов Сирии станет позитивным шагом. "Речь шла о том, как повлияет на дальнейшее развитие ситуации в Сирийской Арабской Республике намерение руководства Соединенных Штатов Америки вывести американские войска из северо-восточных районов страны. Если такие шаги, такие планы будут действительно реализованы, это станет позитивным шагом", - сказал Путин.
Он отметил, что этот шаг позволит стабилизировать обстановку. "В данном контексте мы поддерживаем налаживание диалога официального Дамаска с представителями курдов", - сказал Путин.
"Такой диалог, несомненно, будет способствовать консолидации сирийского общества и национальному примирению, пойдет на пользу не только Сирии, но и всем соседним государствам", - добавил он.
Будущее Конституционного совета
Путин заявил, что Конституционный комитет Сирии сформировать пока не удалось, однако заложена прочная основа для запуска процесса политического урегулирования.
"Конечно, уделили внимание теме создания Конституционного комитета, который призван заняться основополагающими аспектами будущего государственного устройства Сирии. Российские и турецкие дипломаты в плотном контакте с иранскими коллегами провели серьезную работу по согласованию состава этого комитета, выполнили все договоренности, достигнутые в Стамбуле с французской и немецкой сторонами. Увы, сформировать Конституционный комитет до конца прошлого года не удалось", - заявил Путин.
Трудности с формированием Конституционного комитета Сирии требуют от всех сторон большей воли и терпения, заявил Путин. "Что касается трудностей, да, к сожалению, они возникли. Здесь нам всем, всем заинтересованным участникам этого процесса нужно проявить больше политической воли, больше последовательности и искреннего, я хочу это подчеркнуть, искреннего желания добиться результата", - сказал он
"Однако, - подчеркнул президент РФ, - благодаря нашим усилиям, заложена прочная и сбалансированная основа для запуска устойчивого и жизнеспособного процесса политического урегулирования".
Буферная зона
Эрдоган заявил, что у Анкары нет проблем с Москвой по вопросу о буферной зоне в Сирии. "С Россией в этом плане у нас каких-либо проблем не имеется, потому что эти регионы будут очищены от террористических элементов",- сказал президент Турции на пресс-конференции, отвечая на вопрос, имеется ли конкретное достижение договоренностей с США по буферной зоне.
По его словам, "соответствующие встречи по созданию зоны безопасности продолжаются".
"Те регионы, которые представляют для нас угрозу, имеют очень большое значение. И мы должны предпринимать соответствующие меры. С американцами в наших контактах мы видим, что они положительно подходят к нашим требованиям: 25-30 км глубины - мы подчеркиваем",- сказал президент Турции.
После того, как договорённости будут окончательно достигнуты, "соответствующие наши инстанции и министр иностранных дел и министр обороны будут проводить соответствующую работу и будут сохранять нашу чувствительность по данному вопросу", сказал Эрдоган.
Президент Турции также подчеркнул, что Анкара намерена укреплять координацию с Москвой в Сирии в целях недопущения вакуума власти в районах этой страны. По его словам, единственная цель Турции как государства - "это борьба с террористическими группировками, очищение территории от этих элементов, прежде всего, от ИГ (запрещена в РФ - ИФ) и YPG ("Отряды народной самообороны" - ИФ)".