Политика США повышает неопределенность в Азиатско-тихоокеанском регионе, оказывает тормозящее влияние на интеграционные процессы, а также затрудняет выработку соглашений на высшем уровне в рамках Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), считает управляющий партнер EY по России Александр Ивлев (б. бренд - Ernst & Young). 25-й саммит форума АТЭС состоится в Дананге (Вьетнам) 10-11 ноября. Во встрече примут участие главы государств и правительств России, Австралии, Брунея, Вьетнама, Индонезии, Канады, Китая, Республики Корея, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинеи, Перу, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин, Чили и Японии, а также глава исполнительной власти Специального административного района Гонконг КНР и представитель руководителя Китайского Тайбэя (Тайваня). Ивлев отметил, что в мире в настоящее время наблюдается изменение подходов к международной торговле. Роль механизмов Всемирной торговой организации (ВТО) снизилась, усилился протекционизм в политике ряда стран, в том числе в США, что влияет на всю систему регулирования торговли и инвестиций. "Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время претерпела несколько резких изменений (выход из соглашения о транстихоокеанском партнерстве, изменение общего курса политики страны после выборов очередного президента, приоритет двусторонним, а не многосторонним соглашениям и т.д.), что повысило неопределенность в регионе и в целом оказывает тормозящее влияние на интеграционные процессы в регионе в целом, а также затрудняет выработку соглашений на высшем уровне в рамках АТЭС", - заявил Ивлев. РАЗНЫЕ ЦЕЛИ Кроме того, отметил собеседник агентства, США выступают за модернизацию структуры и соглашений АТЭС, добиваясь для себя выравнивания условий торговли, однако для других участников организации, прежде всего Китая, такое изменение воспринимается не иначе, как попытка добиться преференций. "Само понимание целей интеграции в регионе у США и стран Восточной Азии отличаются. Существуют многочисленные противоречия по различным вопросам экономического сотрудничества и международных отношений и между другими странами в регионе", - подчеркнул он. "Можно ожидать, что механизмы ВТО и международной торговли в целом будут трансформироваться в ближайшие годы, поскольку роль США в глобальной системе в этих сегментах велика. Актуальны такие темы тарифные ограничения, правила прохождения товаров, нетарифные меры регулирования торговли, услуги и инвестиции (в том числе в цифровой экономике), структурные реформы в глобальной экономике, развитие человеческих ресурсов. Геополитические события на Корейском полуострове и в мире в целом, трансформация энергорынков также вносят напряженность в развитие событий для стран АТЭС", - полагает Ивлев. По его мнению, практическое воплощение решений организации по многим направлениям остается в области намерений и пожеланий. "Механизмы выработки соглашений АТЭС нуждаются в дальнейшем развитии и упрочении, если организация оказывать существенное влияние на развитие региона. К настоящему времени страны АТЭС добились наиболее значительных результатов по таким направлениям как развитие инвестиций и торговли, обмен информацией", - считает он. РОССИЯ И АТЭС Рассуждая о сотрудничестве России со странами региона, Ивлев отметил, что перспективы в долгосрочной перспективе выглядят благоприятно, но также и проблематично, поскольку этот регион характеризуется неоднородностью и неравномерностью развития. АТЭС – это крупный сегмент глобального мира, где производится почти 54% мирового ВВП и проживает почти 39% населения Земли, напомнил он. "Геополитическая нестабильность в настоящее время снижает возможности для сотрудничества России с рядом развитых экономик, однако, хочется надеяться, этот период сменится взаимовыгодным и устойчивым развитием отношений", - заявил Ивлев. Он также заметил, что Россия комплексно рассматривает проблемы и выступает с инициативами о развитии удаленных территорий в экономиках стран АТЭС. "Также значительный интерес Россия проявляет к вопросу сотрудничества в области формирования новых высокотехнологичных рынков, цифровой экономики, государственных закупок (информационные технологии, противодействие коррупции, управление рисками, повышение эффективности, снижение издержек и т.д.), продовольственной безопасности", - подчеркнул он. "Еще одним из направлений, где Россия демонстрирует интерес, является развитие инновационных кластеров, в том числе в рамках создания совместных предприятий. Кроме того, Россия поддерживает развитие таких тенденций как увеличение экономической активности женщин и повышение транспарентности экономик", - добавил Ивлев. ВОПРОС ПЕРСПЕКТИВЫ Управляющий партнер EY по России напомнил, что с большинством стран в АТЭС Россия развивает сотрудничество, но с разной интенсивностью. В числе основных и традиционных партнеров он назвал Китай, Японию, Южную Корею, США и Вьетнам. "В последние десятилетия развивалось сотрудничество с Сингапуром, Таиландом, другими быстро растущими странами в Восточной Азии. При этом Россия открыта для сотрудничества со всеми экономиками АТЭС", - продолжил он. В последние годы торговля России со странами АТЭС растет. В прошлом году в товарообороте России доля стран АТЭС составила около 30%, в экспорте – 24%, в импорте-40 процентов. "Потенциал для развития сотрудничества между Россией и странами АТЭС значительный, но как он будет развиваться в перспективе, пока не вполне ясно. В ближайшие годы можно ожидать постепенного улучшения ситуации во взаимодействии России со странами АТЭС и динамичного роста показателей товарооборота", - прогнозирует собеседник агентства. Однако, предупреждает он, следует также принимать во внимание нестабильность глобальной экономики и геополитические риски, которые могут затруднить рост стран и снизить обороты торговли между ними. "Интенсивное развитие сотрудничества между странами АТЭС возможно на долгую перспективу, если не будут мешать политические и административные барьеры. Важно достичь высокого и стабильного уровня доверия, но пока это пожелание на перспективу", - заключил Ивлев. |