Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин подписал закон о ратификации договора о всеобъемлющем партнерстве с Ираном
США поставили новый ультиматум Китаю
Рекордные цифры. Мишустин отчитался о работе правительства
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Фабрика изгоев: Роман Носиков о сходстве сверхбогатых и сверхбедных в России
27.03.17 08:41 В России

То, о чем мечтали многие, наконец-то, произошло. Суд лишил прав Мару Багдасарян. Пожизненно.

Основанием для решения суда послужил диагноз "эпилепсия", поставленный в медицинской карте стритрейсерши.

Сама же медкарта оказалась в поле зрения прокуратуры в момент, когда Мара пыталась облегчить свою участь в связи с назначенными ей в ГБУ "Жилищник района Сокол" обязательными работами. Она сама предоставила медкарту, чтобы не убирать снег на улице зимой, а сидеть с документами в офисе.

Как неловко получилось. Впрочем, не все потеряно.

"Рожденные приказывать"

Во-первых, отец Багдасарян, оплачивающий все ее штрафы, намерен добиваться возврата прав дочери. А во-вторых, у Мары есть еще друзья и единомышленники, которые пока катаются.

Вот недавно один из них, Вартан Саркисов, на пешеходном переходе насмерть сбил мужчину, шедшего в церковь. Другой, Игорь Ишаев, устроил аварию на МКАД. В этой аварии получил переломы обеих ног его друг и пассажир Мурад Балакеримов. Это брат Карахана Балакеримова — того самого полицейского, что вылетел из МВД за злостное пренебрежение ПДД.

Что хочется отметить в связи с этими событиями?

Облажаться может каждый — такова уж природа человека и молодости. Вопрос — в отношении к совершенному. В способности принять ответственность и оценить свои действия.

На данный момент из всех перечисленных особ признал свою вину только Саркисов. Остальные идут по противоположному пути: Багдасарян всеми способами пытается увильнуть от реального наказания, прочие дерзят обществу в соцсетях.

Карахан Балакеримов: "Мы не подчиняемся — мы рождены приказывать!"

Игорь Ишаев: "Не мне стесняться! Я готов поспорить, что у всех была авария в жизни, но вас тронула именно моя история — только потому, что я успешнее, богаче вас?! Ваша зависть от вас так и прет! Кто вы все такие? Кто вложил это в ваш маленький мозг? Ждите, <...>, в гости. И даже если вы прячетесь за замочком в соцсетях, это вам не поможет".

Судя по его блогам, Игорь уже пересел в новенькую Audi и относится к скоростному режиму, как раньше.

Дело тут не в самом неравенстве. Дело в природе этого социального явления. Пора об этом поговорить.

О природе неравенства

Вопреки мнению либералов о том, будто все претензии к капиталистической системе основаны на въевшейся в нас "совковости", на привычке к уравниловке и мечте "все отнять и поделить", на самом деле народ вовсе не против неравенства вообще. Народ против очень конкретного неравенства — того, которое не объясняется разумными доводами. Иными словами, неравенство должно быть обосновано общественной полезностью — тогда оно приемлемо.

Общественная полезность "успешного" И. Ишаева — под большим вопросом. Он не произвел никаких благ, которые могли бы уравновесить его машины и развлечения. Это просто система так распределила блага, созданные другими людьми, в пользу Ишаева.

Российское постсоветское общество пытается понять: с чем, с какой угрозой оно столкнулось, но не может выдавить из себя ничего, кроме сакраментального "Вот уроды!"

Это беспомощное изумление и неспособность определить угрозу связаны с тем, что угроза имеет тот же генезис, что и утрата знаний о ней. Социалистическое учение о социальной природе преступности было утрачено не просто одновременно с возрождением капитализма в России, но и в результате этого возрождения.

Это словосочетание — "социальная природа преступности" — выпало из нормального обихода. И даже если мы вспоминаем это выражение, то перед глазами встает никак не миллионер, а некто оборванный и нищий, в китайском адидасе… И в руках у него — не ключи от спорткара, а ножик плохого качества, баллончик с газом или обрезок трубы.

Социализация без социума

Помните незабвенное "Пацан к успеху шел… не фартануло"?

Этих "нефартовых пацанов" вроде бы ничего не объединяет с Багдасарян, Ишаевым и прочими "золотыми" мальчиками и девочками. Но на самом деле, это две стороны одной медали — сверхрасслоения российского общества.

В каждом из этих случаев перед нами — яркие примеры антисоциального поведения, детерминированного социальными условиями, в которых вырос преступник.

Ишаев — ничем не лучше "Шоколада" из видеоролика. Они оба — продукты уродливой системы распределения благ.

И так уж получилось, что антисоциальное воспитание получили и "Шоколад" Гуссейнов, и Игорь Ишаев. Получилось так потому, что оба они специализировались вне общества. Социализация вне социума — это, казалось бы, оксюморон, но деньгам, как и их отсутствию, под силу и не такое.

Имущественное положение обсуждаемых персон таково, что они — и сверхбогатые, и сверхбедные — в результате своего исключительно бедного или исключительно богатого положения оказались далеко за пределами обычного социума. Одних от общества отделила нищета, вторых — сверхбогатство.

Социализация — это процесс усвоения человеком норм, правил, понятий, представлений, ценностей, идеалов, практических навыков и знаний, необходимых для успешного функционирования в социуме. То есть это процесс усвоения культуры, идеологии, мировоззрения и умений.

Социализация позволяет формирующемуся человеку направить свои склонности в общественно одобряемые формы их реализации.

В обществе человек, склонный к клептомании, может стать рыбаком или коллекционером. Вне общества он станет вором.

Человек испытывающий удовольствие от доминирования и убийства, в обществе становится охотником, военным или хирургом. Вне общества — "Шоколадом" или "героем АТО".

Человек, нуждающийся в постоянном выбросе адреналина, может стать гонщиком, летчиком, даже космонавтом. Или вот стритрейсером. Потому, что он вне общества. Он чужак. И мы для него — чужаки. Ему чужды наши проблемы, наши вызовы, наши Армия и Космос. И наша рыбалка с марками.

Без судьбы и счастья

Как это ни ужасно, но культура, в том числе правовая, а также мировоззрение, идеология и практические навыки, включая навыки вождения автомобиля, — это производная от образа жизни. Который, в свою очередь, определяется экономическими отношениями — то есть способом добычи материальных ресурсов, авторитета, повышения места в социальной иерархии.

Нынешнее общество и так достаточно сильно страдает от атомизации, и никого уже не удивляет, что ребенок "из приличной семьи" может превратиться в Маугли, воспитанного стаей телевизоров.

Но в случае со сверхбедностью и сверхбогатством это постмодернистское "дикарство" усугубляется многократно. Дети в этих условиях получают, по сути, антисоциальную социализацию, при которой общество воспринимается как отдельный враждебный объект.

В случае сверхбедности это машина подавления, лишающая человека судьбы. В случае сверхбогатства это парк развлечений и объект доминирования. Нечто вроде гигантского Westworld из одноименного сериала с Хопкинсом.

Социальные лифты для обеих категорий закрыты. Они не могут ни подняться, ни спуститься. Те и другие в равной степени лишены собственной биографии и судьбы. И следовательно, они лишены полноценности. А значит, и счастья.

Именно поэтому некоторые люди, добившиеся богатства, лишают собственных детей наследства. При вскрытии завещания те страдают, не понимая, какое счастье они обрели.

Иерархия сочувствия

Абсолютно та же самая проблема наблюдается и на уровне международных отношений. Разница между странами Третьего мира и странами "Золотого миллиарда" стремительно растет. Сверхбогатство и сверхбедность накрывают уже не отдельные семьи и даже уже не страны. Это становится вопросом континентов.

"Первый мир", гоняющий по мировым биржам на своих ТНК и время от времени сшибающий насмерть пару сотен тысяч человек то в одной стране, то в другой, — это уже привычная картина. Как и "иерархия сочувствия", выстроенная в глобальных СМИ, когда из-за убийства пары англичан мир переживает больше, чем при гибели трех сотен иракцев.

И эта пропасть все углубляется — за счет ликвидации среднего класса внутри стран и увеличения разрыва между богатыми и бедными государствами. А Россия? Пока что по степени разделения доходов мы находимся примерно в середине мирового "табеля".

Однако если это движение в сторону "эры Золотого миллиарда" не остановить и не заменить какой-то концепцией равномерного развития, то наша страна вместе с большей частью остального мира довольно скоро превратится в территорию, населенную стритрейсерами и "Шоколадами". Те и другие станут охотиться на крепостных, закрепленных за ТНК.

На данный момент безусловно важно, чтобы закон сработал и виновные были наказаны. Но нужно понимать, что это только купирование симптомов системной болезни, которая называется "социальная несправедливость".
 

kiRus27.03.17 11:01
<< Российское постсоветское общество пытается понять: с чем, с какой угрозой оно столкнулось, но не может выдавить из себя ничего, кроме сакраментального "Вот уроды!" >>

Теме "социальной несправедливости" лет ой как поболе, чем Багдасарян. Как, собственно, и самому явлению. "Постсоветское общество", выкарабкавшись 90х, давно и много чего поняло... Направо пойдешь - в буржуазном ярме сгниешь... Налево пойдешь - в огне революций сгоришь... Прямо пойдешь - головы не снесешь... Богатыри треба... не писатели.

Настасья27.03.17 11:23

Роман Носик внезапно открыл классовое общество. То что люди обладают властью не благодаря своим исключительным личным качествам, а благодаря той собственности какой они распоряжаются Роман Носик, но из-за исповедуемой им идеологии, принять не может и надеется, призывая бога законности, что власть будет принадлежать только хорошим. То что законом можно пользоваться в личных интересах, то что законы можно принимать исходя из личных интересов, Роману Носику пока еще не известно. Порадуемся за человека.

argus9827.03.17 12:23
> Настасья - люди с антисоциальными наклонностями есть в любом классе классового общества и в любом бесклассовом обществе. Были, есть и будут. Такова природа человека (Эволюция, блин).
Автор лишь указывает на то, что сверхбедность и сверхбогатость способствуют антисоциальному поведению таких людей. И в этом их (богатство и нищета) схожесть. В чём автор абсолютно прав.
zorran27.03.17 12:56
Настасья, вы несправидливы к автору, видимо в силу не знакомства с его творчеством.
Giotoo27.03.17 13:30

Этого мало...

Надо идти дальше...

Любовь к дорогим вещам (потому что они дорогие) должна быть поставлена под вопрос... Тяга к обилию позолоченных вещей смешной... Показная кичливость богатством - следствие заниженной самооценки... Любовь к роскоши - отсутствием вкуса...Покупка океанского лайнера с штатом команды в 200 человек, для того чтобы один раз в три года проплыть на нем... или покупка дома в 100 комнат на одну семью из 5 человек - должно стать признаком неадекватности...

Ставить вопрос - не является ли бесконечное накопление на счетах денежных средств умственными отклонениями...

Жадность должна подвергнуться высмеиванию и осуждению...

Накопительство должно быть бессмысленным... начиная от 20 пар обуви и двадцати домов и заканчивая двадцатью миллиардами денег...

Критерий "Богатый - значит успешный", должен быть заменен на "Богатый - значит жадный"...

Это необходимо не "ради добра и справедливости во всем мире" или "неких идеалов"... нет... это необходимо для постепенного выхода на понимание и введение математической величины "максимальной уровень потребления"... выше которого потребление и накопительство является иррациональным...

Teichmann27.03.17 13:34
Поскольку мы не завидуем героям статьи, а жалеем их, надо им помочь. Нужны общественные институты для их социализации. Вот пример из истории Японии:
"Однажды группа из пяти или шести слуг плыла в столицу на лодке, и случилось так, что ночью их лодка столкнулась с гражданским судном. Пять или шесть матросов прыгнули в лодку и громогласно велели слугам сняться с якоря, как того требовал морской закон. Услышав это, слуги двинулись на них с криками: "Морские законы пригодны для таких людей, как вы! Неужели вы думаете, что мы, самураи, позволим вам указывать, где бросать якорь? Мы вас зарубим и выбросим за борт - всех до последнего человека!"..."
Как видите, аналогия довольно близкая. Но на это можно возразить: "А какова сегодня может быть общественная польза от введения института самураев? Да никакой!"
Действительно, никакой. Потому что вообще не ясно, что такое в наши дни "общественная польза". Каковы цели общества? Обогащение не может быть самоцелью. У него должен быть смысл. Так почему бы не найти смысл в освобождении от общества? Автор не видит этого нюанса. Бедняк раздавлен своей нищетой и не может соответствовать требованиям общества, богач же свободен от них. Он остаётся наедине со своей личностью, и тут может оказаться, что личность не развита. "Маугли, воспитанный стаей телевизоров", - не плохо сказано. Но при чём тут социализация. Это вопрос культуры и развития. Просто человек "социализированный", т.е., ведущий жизнь белки в колесе, настолько занят, что не имеет понятия о таких проблемах. Он смотрит из окошка на проносящиеся по улице дорогие лимузины, и сердце его наполняется сочувствием и жалостью...
Корректор27.03.17 17:54
> kiRus

"Постсоветское общество", выкарабкавшись 90х, давно и много чего поняло... Направо пойдешь - в буржуазном ярме сгниешь... Налево пойдешь - в огне революций сгоришь... Прямо пойдешь - головы не снесешь... Богатыри треба... не писатели.

В России всегда есть третий вариант. Называется – "Русский бунт". Бессмысленный и беспощадный. И для него революционные предпосылки не нужны, достаточно доминирующей в обществе этической системы. Ее теперь упорно и ошибочно теперь называют "совковой". Но она есть, всегда была и никуда не делась. И в рамках этой этики быть "успешным" и выше закона в России позволено. Даже поощряется. Да только и цена "успешности" тоже очень высокая.

Настасья28.03.17 22:53

argus98

Автор лишь указывает на то, что сверхбедность и сверхбогатость способствуют антисоциальному поведению таких людей. И в этом их (богатство и нищета) схожесть. В чём автор абсолютно прав

"Анархо-демократическая модель, сложившаяся в качестве результата политики "перестройки" и "гласности", очень скоро породила повышенный спрос на порядок. "Низы" желали его во имя обуздания безудержного эгоизма "верхов", последние же, в свою очередь, вздыхали о "сильной руке", способной предоставить им полные и окончательные гарантии наскоро приобретенной собственности. В этих условиях фигура каудильо, "разогнавшего" "всяких там" коммунистов, анархистов и "уголовников", защитившего Церковь и реанимировавшего экономику, казалась вполне респектабельной и даже востребовалась в качестве образца полярно противоположными политическими силами - от либералов до неофашистов. При этом никто особенно не желал вдаваться в детали.

В дальнейшем костяк войск "националистов" (как называли себя сторонники мятежа, не устававшие повторять, что, в противовес международному масонству и коммунизму, которым служат республиканцы, сами они отстаивают подлинно национальные интересы Испании)"

"Без Нюрнберга" ОЛЕГ АУРОВ

Без понимания причин, только лишь желая устранить следствия, самые благие намерения.

zorran

Настасья, вы несправидливы к автору, видимо в силу не знакомства с его творчеством.

Знакома.

iz0902.04.17 02:35
Когда решаются вопросы представителей наций, которые давно не в дружбе, то здесь трудно понять, кто виноватый.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы

 Новостивсе статьи rss

» Посла Китая в Киеве вызвали в МИД Украины
» За США будет отдуваться один Келлог: Уиткофф вслед за Рубио отказался ехать в Лондон
» Россия и Оман договорились о взаимной отмене визового режима
» Жертвами теракта на севере Индии стали почти 30 человек
» Стенд-ап комики Комиссаренко и Романов лишены гражданства РФ
» Зеленский заявил о готовности к любым переговорам с РФ, не отменив запрет на них
» Глава Минсельхоза сообщила о росте экспорта продовольствия и рекордном урожае
» Подтверждено участие Владимира Путина в ПМЭФ-2025

 Репортаживсе статьи rss

» «Рособоронэкспорт» представит новейшие российские вооружения и гражданскую технику на SITDEF PERU 2025
» Более половины платежей импортеров совершается в рублях
» В регионах Черноземья разворачивают весенний сев
» Как Россия укрепляет военное присутствие в Индийском океане
» Сергей Чернышев: РОС максимально приблизит нас к Луне и Марсу
» Дипломатическая рок-звезда. Выступление Сергея Лаврова вызвало ажиотаж на Анталийском дипломатическом форуме
» Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
» База и уровень: Судан ждет от Москвы помощи в восстановлении страны

 Комментариивсе статьи rss

» Националисты Казахстана радуются ударам ВСУ по казахстанской инфраструктуре
» Вассерман: необходимо добиться признания украинцев частью русского народа
» Полноценный допуск европейцев за стол переговоров по Украине зависит от России
» У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
» Россия стоит на миграционно-демографическом перепутье
» Пять составляющих стратегической победы России — взгляд из Китая
» Евросоюз обрекает Африку на голод, вылавливая всю рыбу в прибрежных водах
» Основная проблема русских - это абсолютная ненадежность американцев (Э.Тодд о новом мировом порядке)

 Аналитикавсе статьи rss

» Счетная палата: В работе «Почты России» есть «целый комплекс системных проблем»
» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"