То, о чем мечтали многие, наконец-то, произошло. Суд лишил прав Мару Багдасарян. Пожизненно. Основанием для решения суда послужил диагноз "эпилепсия", поставленный в медицинской карте стритрейсерши. Сама же медкарта оказалась в поле зрения прокуратуры в момент, когда Мара пыталась облегчить свою участь в связи с назначенными ей в ГБУ "Жилищник района Сокол" обязательными работами. Она сама предоставила медкарту, чтобы не убирать снег на улице зимой, а сидеть с документами в офисе. Как неловко получилось. Впрочем, не все потеряно. "Рожденные приказывать" Во-первых, отец Багдасарян, оплачивающий все ее штрафы, намерен добиваться возврата прав дочери. А во-вторых, у Мары есть еще друзья и единомышленники, которые пока катаются. Вот недавно один из них, Вартан Саркисов, на пешеходном переходе насмерть сбил мужчину, шедшего в церковь. Другой, Игорь Ишаев, устроил аварию на МКАД. В этой аварии получил переломы обеих ног его друг и пассажир Мурад Балакеримов. Это брат Карахана Балакеримова — того самого полицейского, что вылетел из МВД за злостное пренебрежение ПДД. Что хочется отметить в связи с этими событиями? Облажаться может каждый — такова уж природа человека и молодости. Вопрос — в отношении к совершенному. В способности принять ответственность и оценить свои действия. На данный момент из всех перечисленных особ признал свою вину только Саркисов. Остальные идут по противоположному пути: Багдасарян всеми способами пытается увильнуть от реального наказания, прочие дерзят обществу в соцсетях. Карахан Балакеримов: "Мы не подчиняемся — мы рождены приказывать!" Игорь Ишаев: "Не мне стесняться! Я готов поспорить, что у всех была авария в жизни, но вас тронула именно моя история — только потому, что я успешнее, богаче вас?! Ваша зависть от вас так и прет! Кто вы все такие? Кто вложил это в ваш маленький мозг? Ждите, <...>, в гости. И даже если вы прячетесь за замочком в соцсетях, это вам не поможет". Судя по его блогам, Игорь уже пересел в новенькую Audi и относится к скоростному режиму, как раньше. Дело тут не в самом неравенстве. Дело в природе этого социального явления. Пора об этом поговорить. О природе неравенства Вопреки мнению либералов о том, будто все претензии к капиталистической системе основаны на въевшейся в нас "совковости", на привычке к уравниловке и мечте "все отнять и поделить", на самом деле народ вовсе не против неравенства вообще. Народ против очень конкретного неравенства — того, которое не объясняется разумными доводами. Иными словами, неравенство должно быть обосновано общественной полезностью — тогда оно приемлемо. Общественная полезность "успешного" И. Ишаева — под большим вопросом. Он не произвел никаких благ, которые могли бы уравновесить его машины и развлечения. Это просто система так распределила блага, созданные другими людьми, в пользу Ишаева. Российское постсоветское общество пытается понять: с чем, с какой угрозой оно столкнулось, но не может выдавить из себя ничего, кроме сакраментального "Вот уроды!" Это беспомощное изумление и неспособность определить угрозу связаны с тем, что угроза имеет тот же генезис, что и утрата знаний о ней. Социалистическое учение о социальной природе преступности было утрачено не просто одновременно с возрождением капитализма в России, но и в результате этого возрождения. Это словосочетание — "социальная природа преступности" — выпало из нормального обихода. И даже если мы вспоминаем это выражение, то перед глазами встает никак не миллионер, а некто оборванный и нищий, в китайском адидасе… И в руках у него — не ключи от спорткара, а ножик плохого качества, баллончик с газом или обрезок трубы. Социализация без социума Помните незабвенное "Пацан к успеху шел… не фартануло"? Этих "нефартовых пацанов" вроде бы ничего не объединяет с Багдасарян, Ишаевым и прочими "золотыми" мальчиками и девочками. Но на самом деле, это две стороны одной медали — сверхрасслоения российского общества. В каждом из этих случаев перед нами — яркие примеры антисоциального поведения, детерминированного социальными условиями, в которых вырос преступник. Ишаев — ничем не лучше "Шоколада" из видеоролика. Они оба — продукты уродливой системы распределения благ. И так уж получилось, что антисоциальное воспитание получили и "Шоколад" Гуссейнов, и Игорь Ишаев. Получилось так потому, что оба они специализировались вне общества. Социализация вне социума — это, казалось бы, оксюморон, но деньгам, как и их отсутствию, под силу и не такое. Имущественное положение обсуждаемых персон таково, что они — и сверхбогатые, и сверхбедные — в результате своего исключительно бедного или исключительно богатого положения оказались далеко за пределами обычного социума. Одних от общества отделила нищета, вторых — сверхбогатство. Социализация — это процесс усвоения человеком норм, правил, понятий, представлений, ценностей, идеалов, практических навыков и знаний, необходимых для успешного функционирования в социуме. То есть это процесс усвоения культуры, идеологии, мировоззрения и умений. Социализация позволяет формирующемуся человеку направить свои склонности в общественно одобряемые формы их реализации. В обществе человек, склонный к клептомании, может стать рыбаком или коллекционером. Вне общества он станет вором. Человек испытывающий удовольствие от доминирования и убийства, в обществе становится охотником, военным или хирургом. Вне общества — "Шоколадом" или "героем АТО". Человек, нуждающийся в постоянном выбросе адреналина, может стать гонщиком, летчиком, даже космонавтом. Или вот стритрейсером. Потому, что он вне общества. Он чужак. И мы для него — чужаки. Ему чужды наши проблемы, наши вызовы, наши Армия и Космос. И наша рыбалка с марками. Без судьбы и счастья Как это ни ужасно, но культура, в том числе правовая, а также мировоззрение, идеология и практические навыки, включая навыки вождения автомобиля, — это производная от образа жизни. Который, в свою очередь, определяется экономическими отношениями — то есть способом добычи материальных ресурсов, авторитета, повышения места в социальной иерархии. Нынешнее общество и так достаточно сильно страдает от атомизации, и никого уже не удивляет, что ребенок "из приличной семьи" может превратиться в Маугли, воспитанного стаей телевизоров. Но в случае со сверхбедностью и сверхбогатством это постмодернистское "дикарство" усугубляется многократно. Дети в этих условиях получают, по сути, антисоциальную социализацию, при которой общество воспринимается как отдельный враждебный объект. В случае сверхбедности это машина подавления, лишающая человека судьбы. В случае сверхбогатства это парк развлечений и объект доминирования. Нечто вроде гигантского Westworld из одноименного сериала с Хопкинсом. Социальные лифты для обеих категорий закрыты. Они не могут ни подняться, ни спуститься. Те и другие в равной степени лишены собственной биографии и судьбы. И следовательно, они лишены полноценности. А значит, и счастья. Именно поэтому некоторые люди, добившиеся богатства, лишают собственных детей наследства. При вскрытии завещания те страдают, не понимая, какое счастье они обрели. Иерархия сочувствия Абсолютно та же самая проблема наблюдается и на уровне международных отношений. Разница между странами Третьего мира и странами "Золотого миллиарда" стремительно растет. Сверхбогатство и сверхбедность накрывают уже не отдельные семьи и даже уже не страны. Это становится вопросом континентов. "Первый мир", гоняющий по мировым биржам на своих ТНК и время от времени сшибающий насмерть пару сотен тысяч человек то в одной стране, то в другой, — это уже привычная картина. Как и "иерархия сочувствия", выстроенная в глобальных СМИ, когда из-за убийства пары англичан мир переживает больше, чем при гибели трех сотен иракцев. И эта пропасть все углубляется — за счет ликвидации среднего класса внутри стран и увеличения разрыва между богатыми и бедными государствами. А Россия? Пока что по степени разделения доходов мы находимся примерно в середине мирового "табеля". Однако если это движение в сторону "эры Золотого миллиарда" не остановить и не заменить какой-то концепцией равномерного развития, то наша страна вместе с большей частью остального мира довольно скоро превратится в территорию, населенную стритрейсерами и "Шоколадами". Те и другие станут охотиться на крепостных, закрепленных за ТНК. На данный момент безусловно важно, чтобы закон сработал и виновные были наказаны. Но нужно понимать, что это только купирование симптомов системной болезни, которая называется "социальная несправедливость". |