Борьба США за мировые рынки сбыта достигла апогея. Механизм нынешняя администрация придумала беспроигрышный: вовлечь как можно большее число государств во всевозможные коммерческие союзы, подразумевающие практически неограниченные зоны беспошлинной торговли, чтобы державы-конкуренты не смогли создать законные барьеры на пути американских товаров. Уже подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Еще более важной представляется Вашингтону организация Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), ведь так можно получить мощный административный ресурс для экспансии на европейский рынок. Сейчас США ставят перед собой и Евросоюзом задачу прийти к соглашению по Трансатлантическому партнерству до окончания президентского срока Барака Обамы (январь 2017 года). В противном случае, как заявил заместитель министра торговли США Стефан Селиг, работа над учреждением потенциальной зоной беспошлинной торговли затянется на годы. А ведь речь идет о потребительском рынке емкостью около 820 млн человек. Кроме США и стран ЕС, в ТТИП будут включены Канада, Мексика, Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия, а также страны — кандидаты в члены ЕС, то есть, возможно, Турция и — чем черт не шутит! — Украина. Тогда перед Америкой откроются самые лакомые куски европейского рынка, причем для проникновения туда не нужно будет заниматься такими глупостями, как демпинг или создание конкурентных преимуществ. Последний раунд переговоров США и ЕС, по словам Селига "на данный момент наиболее успешный", прошел в апреле. Замминистра торговли сообщил, что Брюссель и Вашингтон дали своим командам четкие указания: "быть прагматичными и сделать все возможное для того, чтобы добиться прогресса по ТТИП при нынешней администрации". "Очевидно, что это потребует политической воли с обеих сторон. Это будет сложное решение с точки зрения открытия рынка в некоторых чувствительных областях. Это естественно, что самые сложные решения остаются под конец", — сказал Селиг. Под "чувствительными областями" имеется в виду, прежде всего, экспорт из США в Европу пищевых продуктов из генетически модифицированных организмов (ГМО). В начале мая, напомним, немецкая газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на секретные документы по переговорам о ТТИП, ставшие достоянием экологической организации "Гринпис", фактически обвинила Вашингтон в давлении на Брюссель. Оказывается, США в процессе ведения переговоров пообещали создать препятствия экспорту автомобилей из Евросоюза в Америку, если ЕС не пойдет на уступки по импорту американской сельскохозяйственной продукции. Вашингтон тем самым хочет добиться разрешения на экспорт в Европу продуктов с запрещенными в ЕС компонентами — ГМО и обработанным гормонами мясом. Скандал разразился громкий. Однако в Вашингтоне все равно верят в успех переговоров с Брюсселем. И продолжают гнать лошадей. "Нам и европейским коллегам ясно, что если мы упустим возможность завершить переговоры в этом году, уйдут месяцы, а может быть и годы, прежде, чем мы сможем вновь включиться в конструктивную работу и вести переговоры по существу", — заявил Селиг. У этой спешки есть и еще одна немаловажная причина. Подписание договор о ТТИП на руку американским энергетическим компаниям, которые мечтают наводнить Европу своим сжиженным природным газом (СПГ). Трансатлантическое партнерство значительно снизит конкурентоспособность европейцев на газовом рынке. У производителей из США появится возможность продавать свой более дорогой газ в ЕС, а "Газпрому" могут просто перекрыть или ограничить доступ в Европу в административном порядке. Для этого действовать надо быстро. Ведь Германия, даром что союзник США, может не устоять перед соблазном стать главным транзитером российского газа в ЕС и продавить-таки сооружение трубопровода "Северный поток 2". Успеть к 2017-му надо еще и потому, что в будущем году истекают полномочия не только Обамы, но и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и ее возможный сменщик может оказаться не столь проамерикански настроенным. Транстихоокеанское партнерство тоже имеет для США стратегическое значение, но по другим причинам. В первую очередь, организация ТТП преследует цель ослабить, насколько это возможно, экономическое влияние Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Высокопоставленные чиновники в Вашингтоне этого никогда не скрывали. Уже упомянутый замминистра торговли, в частности, отметил избыточную производительность в Китае, особенно продукции черной и цветной металлургии, что негативно влияет на мировой рынок и США. Скажем, переизбыток стали в Китае составляет 400 млн тонн — это втрое больше годового объема производства этого металла в США. По словам чиновника, имеющие господдержку компании Китая экспортируют сталь на американский рынок за счет американских же работников. "Мы потеряли около 14 тыс рабочих мест с начала 2015 года, ряд производств по стали закрылись. И это просто неприемлемо, — подчеркнул Селиг. — Мы сделаем все, чтобы защитить их". Напомним, договор о создании Транстихоокеанского партнерства подписали в октябре прошлого года 12 стран: США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Бруней, Вьетнам, Сингапур и Малайзия. ТТП предполагает беспошлинное движение товаров на всем пространстве зоны и другие льготы для стран-членов. В качестве зоны свободной торговли эта ассоциация, по планам ее создателей, должна охватить до 40% мирового рынка. Однако соглашение о ТТП еще должна ратифицировать каждая из стран-участниц. В том числе — США, где это должен сделать Конгресс, республиканское большинство которого выступает против документа. Но это не самое страшное препятствие: дело в том, что в Транстихоокеанском партнерстве, как и в Трансатлантическом, есть свои "чувствительные области", которые могут рассорить его участников. Как отметил американский экономист нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц, Новая Зеландия грозится выйти из соглашения, так как недовольна тем, как Канада и США контролируют торговлю молочными продуктами. Австралии не нравится то, как США и Мексика регулируют торговлю сахаром. А США недовольны тем, как Япония регулирует торговлю рисом. И все это было сказано спустя два дня после подписания договора о ТТП. Кроме того, Стиглиц подметил, что в рамках данного соглашения необоснованные преференции на едином тихоокеанском рынке могут получить американские фармацевтические и табачные компании. Этот факт тоже не может порадовать потенциальных партнеров США по ТТП. "Никого не должно удивлять, что международные соглашения Америки создают не свободную торговлю, а управляемую. Так происходит, когда к процессу принятия решений не допускаются представители интересов, не связанных с бизнесом. Не говоря уже о народных избранниках в Конгрессе", — подытожил в октябре свои рассуждения Стиглиц. Суета американской администрации вокруг нужных им партнерств, спешка и давление на потенциальных партнеров могут породить волну противодействия как ТТИП, так и ТТП. Такое сопротивление способно стать, в конечном счете, непреодолимым препятствием на пути к превращению мира в один большой управляемый из Вашингтона рынок. |