Восемь посланий В.В.Путина вместе - ценный документ для истории "второй республики" РФ. В них видна эволюция языка, установок и даже философии власти.
Смысл последнего текста в сцеплении многих символов, он будит и надежды, и тревоги. Многое связывает его со смертью Ельцина. Как будто огромная пиявка с нашей кровью отвалилась - или все мы отрыгнули что-то мерзкое, что было частью нас самих. В паре мест Послания это приоткрыто. Вчитайтесь в такие слова: "Есть и те, кто... хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни - для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство. Другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности".
Вот чем было наше недавнее прошлое, символически закрытое похоронами 25 апреля: Смута, когда одни безнаказанно грабили людей и государство, а другие лишали нашу страну экономической и политической самостоятельности. Впервые власть от них отмежевывается. Но ведь их много, они - порождение нашей культуры и никуда не денутся. Научиться с ними жить - целая проблема.
А вот другая чуть ли не революционная формула В.В.Путина: "Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю". Это - разрыв со всей духовной основой неолиберальной реформы, с ее агрессивным западничеством. Вспомните истошный вой 90-х годов о "России - тысячелетней рабе" и других атрибутах "русской ментальности".
Правда, открыто назвать наши "базовые морально-нравственные ценности" власть еще не решается, но шаг сделан важный. Эти ценности, измордованные интеллектуальной челядью Горбачева и Ельцина, теперь символически легитимированы "сверху". Это меняет дело. Если раньше нашу школу "законно" уничтожали как порождение "тысячелетней рабы", то теперь мы знаем, что это делает вредитель. Он пока не разоблачен, но это вопрос времени - пособничать ему не следует.
Второй вывод из Послания в том, что оно восстанавливает в правах растоптанные в 90-е годы ценности созидательного труда, само понятие народного хозяйства. Россия вновь претендует быть страной, а не инертной зоной мирового рынка. Впервые говорится не о ВТО, а о том, что надо восстановить свое, отечественное авиастроение и свое судостроение. И критерий для такого решения не конкурентоспособность, а безопасность страны, ее суверенитет (издавна и поныне действует правило: "Самые важные вещи делайте сами"). Сказано и о том, что надо восстанавливать связность страны, которую в 90-е годы разрывали и растаскивали множеством "тихих" способов. По словам В.В.Путина, в РФ было закрыто 2/3 аэропортов (на деле 73% - в 1992 году было 1302, к 2007-му осталось 351). Пространство страны, связанное воздушным транспортом, было рассыпано на изолированные клочки. Конечно, до реального дела далеко, но слово сказано, а это очень много значит. Люди теперь увидят проблему и всех "действующих лиц" по-новому.
И все же я подчеркну и другую, теневую сторону всего сказанного в Послании. Оно тревожно. На мой взгляд, в каждом абзаце скрыто предупреждение: власть не может (или неспособна) называть вещи своими именами и ставить задачи, соизмеримые размеру этих вещей. Я думаю, действуют обе причины. "Лицензия на правду" у власти ограничена, на конфликт с "элитой" она не пойдет. И в то же время люди из команды В.В.Путина не могут мысленно "освоить" реальность, взять ее в системном контексте и взвесить на верных весах. Это Послание слишком искреннее, вот что страшно. Эксперты пишут текст, президент его читает, и все они не видят дикой несоизмеримости этого текста и реальности. Потому что если бы видели, написали бы по-другому.
И проблема, похоже, даже глубже. Невозможность мыслить адекватно реальности определена самим масштабом и динамикой кризиса. Его маховик еще крутится с такой силой, что страшно взглянуть, можно лишь притормаживать - символическими словами и действиями, в надежде, что Россия перетерпит, пока инерция этого маховика угаснет сама собою. Природа нынешней политической системы такова, что реальная мобилизация народа на "общее дело" для этой системы неприемлема - она от нее рассыплется, как от крика петуха. Наше общество как лунатик, который взобрался на карниз под крышей, его нельзя будить - расшибется.
Но понемногу просыпаться надо. Давайте считать утверждения в Послании, которые противоречат реальности, скрытыми сигналами тревоги: обрати внимание! Такой сигнал тревоги звучит в общей установке, что Россия уже преодолела кризис и находится на пути к процветанию. Мол, рубеж перейден, верным путем идете, товарищи!
В.В.Путин сказал: "Россия полностью преодолела длительный спад производства". Полностью! Объем промышленного производства в РФ к концу 2006 года лишь на 3% превысил уровень 1980 года. А в 1990 году промышленное производство было почти на треть больше, и нам еще далеко до того, чтобы этот спад преодолеть, мы лишь слегка оживили старые парализованные мощности. А производство машиностроения в 1990 году было на 46% больше, чем в 2006-м. С сельским хозяйством дело намного хуже - нам еще очень далеко до уровня 1980 года, и мы к нему почти не приближаемся.
Провал колоссальный, ряд отраслей почти утрачен. Нужна мобилизационная восстановительная программа, но способна ли верховная власть высказать эту истину? Готово ли общество ее услышать? О бизнесе и речи нет, даже странно было бы услышать от Дерипаски хоть что-то о народном хозяйстве.
Лейтмотивом Послания служит формула: "Следует принять долгосрочную программу развития..." - а дальше обозначается какая-то сфера (дороги, судостроение и пр.). Каждый раз эта вводная фраза углубляет чувство тревоги. Ведь на деле речь идет о деградации или разрушении этой сферы! Какой же смысл принимать программу развития, если продолжает действовать механизм разрушения! Ясно, что прежде надо выполнить программу по остановке этого механизма.
В 1941-1945 годы в нашей стране действовал механизм разрушения нашего хозяйства. В эти годы приоритетной была программа по уничтожению этого механизма - "Все для фронта, все для победы!". Это было всем понятно, и потому "долгосрочная программа восстановления и развития", начатая сразу после победы, сплотила общество не меньше, чем война, и была эффективной.
Более того, программа развития и вырастает только из программы борьбы против сил разрушения. Но власть не может сказать этой очевидной вещи - и это сигнал тревоги. Вдумаемся в слова В.В.Путина: "Я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время ситуация практически не улучшается... Правительство, как будто специально, никаких мер не предпринимает". Президент предупреждает нас: мой срок кончается, я уйду - и что вы с таким правительством поделаете?
И так по всему кругу вопросов. "Существенным фактором... должно стать развитие речных перевозок". Какое развитие! Развитие было с 1970 по 1990 год - рост в три раза, а за 90-е годы спад в 6 раз, и никакого подъема. Но ведь созданный в 90-е годы механизм по уничтожению водного транспорта никуда не делся! Этот механизм - целостная самовоспроизводящаяся система, и его надо демонтировать, чтобы стало можно вновь развить речной транспорт. Именно этой программы общество ждет от государства, но о ней нет и речи. Речь только о деньгах и законах - о бледных знаках, маскирующих реальность. Но эти знаки и количественно несоизмеримы с реальностью.
Вот суждение В.В.Путина (в сокращении): "Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако эта нагрузка для подавляющего большинства граждан оказалась абсолютно неподъемной. Из 3 млрд кв. м жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Сегодня объем аварийного жилья - более 11 млн кв. м. Вопрос, который вообще не терпит никакого отлагательства, - расселение аварийного жилья. Невнимание государства к этим проблемам считаю аморальным. Правительство в 2007 году запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья всего 1 млрд руб.".
К кому же президент обращается с упреком в аморальности? К государству, главой которого он является. Как это понять? Что за величины он приводит - разве не видно, что они несоизмеримы? Государство обязано расселить людей из аварийных домов (забудем о ветхих). Для этого требуется построить 11 млн кв. м жилья, а выделено денег на 2007 год, чтобы построить примерно 20 тыс. кв. м - 0,02%. Я уж не говорю, что сообщаются данные о размере ветхого и аварийного фонда за 2001 год, хотя в 1999 году темп износа жилья, оставленного без ремонта, вышел в экспоненциальный режим.
Президент констатирует, что население не может оплатить ремонт жилищного фонда (в 2003 году Госстрой оценивал расходы только на стабилизацию положения в 5 трлн руб.). Не может, хоть расстреляйте это население! Как же повернулась рука подписать закон, возлагающий на это население обязанность оплатить ремонт? Интересно было бы проникнуть в ход мысли людей, стоящих у руля государства, а также всей рати советников, экспертов и пропагандистов.
Вот едва ли не главный вопрос национальной повестки дня России.