«Негативная ностальгия - навязчивые идеи некоторых эмигрантов... о том, насколько все плохо было в их родной стране» Салман Ахтар, «Иммиграция и личность» …Кто-нибудь обратил внимание на то, что на форумах различных российских изданий в Интернете больше всего злобствуют те, кому, казалось бы, нет для того никаких причин? Больше всего возмущаются положением дел в России и тем, что россияне, в большинстве своем, предпочитают это положение при Путине тому, которое сложилось при Ельцине, больше всех радуются российским проблемам и топают ногами от ярости, когда какие-то из них удается хотя бы частично разрешить, бывшие наши соотечественники, уехавшие в так называемые «цивилизованные» и «развитые» страны. Казалось бы, чего же злобствовать-то? Вы устроились там, где мечтали; по вашему мнению, россияне должны вам только завидовать, вы регулярно издаете ритуальные выкрики: «Какое счастье, что я в этой стране больше не живу!» Тогда зачем с таким маниакальным упорством, достойным лучшего применения, читать газеты страны, уехав из которой, вы испытываете такое блаженство? Неужели не хочется ограничиться одними лишь «Гардиан» и «Нью-Йорк Таймс», а еще лучше – «Дэйли Мейл», тем более, что если там и упоминают о России, то именно в таких тонах, как вам приятно? Но нет, неймется господам бывшим соотечественникам. Виной тому - целый коктейль эмоций. Хочется, чтобы и позавидовали им оставшиеся в России, и самоутвердиться, что сделали правильный выбор, уехав, и поучить нас, «нецивилизованных», как нам жить. Особенно обидно, когда никто не завидует, а уж если даже никто и не заметил, что Россию покинула такая выдающаяся личность, то у нее исчезают последние сомнения в «нецивилизованности» оставшихся. А как же насчет свободы выбора? Сами, значит, свой выбор сделали, а вот допустить, что у россиян могут быть другие мечты и чаяния, чем. у них самих, ну никак не могут... Сразу начинают вопить про «происки кровавой гебни». Иногда создается такое впечатление, что многие из этих людей специально чуть ли не днюют и ночуют на российских сайтах - занятые выискиванием того, что в России плохо. И при каждой находке радуются, а при каждом известии о том, что в России стало хоть чуточку лучше, начинают топать ногами, подобно волшебникам из «Сказки о потерянном времени», украденное время у которых кончилось, и они вот-вот исчезнут. Так и вспомнишь героя Аркадия Райкина: «Есть люди, которым очень плохо, когда другим хорошо»... Желающие «цивилизовать» Россию делятся на данных форумах на 2 группы: а) уехавшие, которым постоянно необходимо подтверждение того, что уехали они не зря. Эти не в силах забыть Россию. И не потому, что они ее любят, а потому что считают себя неоцененными по заслугам на родине. Как Незнайка – «не доросли до моей музыки». б) не знающие по-настоящему жизни в «цивилизованном» мире, но воспитанные на фильмах типа «Хочу в тюрьму» Аллы Суриковой и других «шедеврах» 90х годов, и в силу этого считающие Запад краем «молочных рек и кисельных берегов», где даже в тюрьме ну просто рай и благодать. Был у меня один такой знакомый еще в институтские годы. «Э, разве у нас это жизнь? Вот на Западе...» - восклицал он по поводу и без повода, да так часто, что моя подруга однажды не выдержала: «Шурик, ну ты же не знаешь, как там! Ты за границей был?». «Был!»- уверенно ответил он. - «В армии служил в Монголии...». Для начала - пару слов о неоцененных «незнайках». Среди них довольно много российских барышень, повыходивших замуж за иностранцев, а также молящихся на своих работодателей эмигрировавших программистов и «политических» беженцев. Если в 90е годы на таких в аэропорту «Шереметьево» смотрели снизу вверх (особенно если те предъявляли иностранный паспорт), да и за его пределами на них только что не молились, то сейчас такого отношения к себе они уже не встречают, и им ужасно обидно. Как говорила одна моя знакомая, которая к такому отношению в России настолько привыкла, что начала его и за рубежом требовать к себе, «Я же не турчанка какая-нибудь! Я - жена голландца!»... «Раз в России дела даже хоть немного налаживаются, значит, мы зря уезжали? Зря жили с нелюбимыми мужьями, зря терпели, когда нас заставляли бесплатно работать внеурочно, зря мучились, учили языки; зря врали о том, как нас преследуют по политическим мотивам?». Возможно, они даже самим себе в этом не признаются, но многих из них втайне гложут именно такие мысли. И еще обиднее им, что настал наконец тот день, когда в ответ на их высокомерные попытки учить россиян как им жить, вместо того, чтобы в рот им смотреть, как при Ельцине, россияне им все чаще отвечают: «А кто вы, собственно, такие? Уехали себе - и сидите там. Вы утратили всякое право что-либо нам советовать». Принадлежащие ко второй же группе - из тех, кто еще не перестал смотреть первым в рот. Они будут заверять вас, как заверяла на страницах “Комсомолки” одна женщина-врач, что ‘это только у нас медсестры заклеивают рты детям-сиротам - потому что не справляются с рабочей нагрузкой, а вот на Западе «социальные работники выполняют работу медсестры» (то есть, кормят больных, подмывают их??). Интересно было бы узнать, в какой же именно это стране.. Для таких людей святая вера в то, что на Западе все лучше, чем в России, в силу его «цивилизационного превосходства» - как наркотик. Когда их ставишь перед несходящимися с их теорией фактами, они от них просто-напросто злобно отмахиваются - а если настаивать на своем, то могут даже стать опасными, как наркоман, у которого отняли наркотик. Когда эту веру в них подрывают, у них начинается «ломка». Их аргумент - «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда». «В этой стране», - любят повторять представители обеих групп (эмигранты иногда решаются на то, чтобы сказать «у вас», но редко: эта фраза сразу же лишает их любого морального права учить россиян, как надо жить, а ведь именно с этой целью положение в России и комментируется ими). Заголовок: «Девочка попала под машину». Комментарий(мечтательно): «Эх, а вот в Америке знаете какую бы компенсацию за это выплатили?». Контр-комментарий: «Тогда почему б Вам туда не уехать и не броситься там под колеса?»... «В этой стране» медсестры плохо обращаются с больными, в армии - дедовщина, на улицах – «всякие там черные», а женщины «боятся рожать». «В этой стране» меня почти умиляет. В этой? А в какой стране при капитализме по-другому? В советские годы на бытовом уровне с фарцовщиками джинсами и прочим барахлом я не общалась, у меня был другой круг интересов, и первое мое столкновение с проявлением бытового евроцентризма - в студенческие годы (а точнее, даже немного позже: на вступительных экзаменах в аспирантуру, -помню, вызвало у меня удивление. Осень 1989. Сдавали мы экзамен по марксизму-ленинизму в Академии Наук. В очереди передо мной был молодой человек из породы тех, кого в те годы называли «мальчики-мажоры». «А Вы в какой институт поступаете, молодой человек?»- спросил его преподаватель. И он в ответ произнес - с каким-то подобострастным благоговением, как священник произносит имя Иисуса, - «В Институт Европы!» Выражение лица у него было такое, что пред именем этим все должны были поклониться ему в ноги, но не потому, какой он замечательный, а потому ЧТО он будет изучать. Помню, я еще посмотрела на того молодого человека с сожалением и подумала, что у него что-то не в порядке с головой). Благоговение перед «Европой» (Америкой, либо обеими) у таких людей лучше всего выражается словами из Некрасова: «Вот приедет барин...» - и далее по тексту. В сознании таких россиян, на Западе живут какие-то особенно высококультурные и человечные люди, которым можно (и нужно) жаловаться на все свои беды, и которые обязательно помогут. Такие, как голланцы в фильме «Хочу в тюрьму!» Аллы Суриковой, которые, кажется, только для того и существуют на свете, чтобы облагодетельствовать своего российского гостя. Мимо их сознания как-то незамеченно проплывает, что «добренькая» UK, Гордона Брауна которого так глубоко волнует проблема голода на африканском континенте, привязывает свою «помощь» к непременной либерализации торговли и еще целому списку шантажных экономических требований для данных стран, в результате воплощения которых в действительность голодных на континенте станет во много раз больше, чем сейчас. «Цивилизованные» страны без выгоды для себя, извините за выражение, воздух не спустят. А может быть, именно в этом цивилизация и заключается?... Наших западников (не оплачиваемых Западом, об этих и говорить не стоит, а искренних, в Запад верующих (и такие еще у нас есть!) не смущает тот факт, что западные «правозащитники», к которым они взывают, не замечают бревен в собственных глазах. (например, в Нидерландах, чьи военные участвуют в оккупации Ирака и Афганистана, есть правозащитная организация в защиту Чечни - а как насчет стран, в которых «балуются» сами голландские вояки?). Или когда на Западе с возмущением пишут о депортации грузинских мигрантов из России - но никто не упоминает о том, что в Нидерландах подготовлен законопроект о депортации на Антиллы молодежи, родившейся там и приехавшей в Нидерланды, хотя эти молодые люди вовсе не являются нелегальными мигрантами: они - по рождению ГРАЖДАНЕ ТОЙ ЖЕ СТРАНЫ, которая их высылает! Никто не пишет о том, что в Нидерландах сейчас создаются базы данных на граждан по этническому признаку (попробовали бы такое устроить в России!). Вот уже много лет нам рассказывают о западной демократии и свободе слова и волеизъявления, - и как же после этого реагировать на то что в Северной Ирландии в Демократической Юнионистской Партии (самой крупной местной политической партии!) кандидаты на выборах подписывают контракт с партийным руководством, что в случае избрания на пост, если они в какой-то момент не согласятся с курсом партии, их оштрафуют на 20.000 фунтов (потом сумму, правда, немного снизили) и немедленно уволят?.... Во многих наших российских «левых» тоже жива евроцентристская иллюзия - о высококультурных трудящихся западного «рабочего класса», который ну непременно выступит в поддержку освободительных социальных движений в других странах. В реальности же по отношению западных «левых» к любому явлению на мировой арене, как по лакмусовой бумажке, можно судить о безопасности того или иного движения для империализма (сапатисты, антиглобалисты, Африканский Национальный Конгресс, а теперь и Шинн Фейн в Северной Ирландии, наконец-то дорвавшиеся до власти ценой превращения в любимчиков английского и американского империализма, которых последний отныне приводит в пример иракцам и палестинцам – см. «IRA compromise good for Middle East»).. Когда Западу по-настоящему начинает кто-то или что-то угрожать, западные «левые» от них моментально отвернутся (Фидель давно уже превратился у них в «диктатора», Чавес - еще пока нет, но на очереди). Предлог может быть любой - в этой стране обижают собачек, или гендерный (например, западная феминистка в предисловии к книге ливанской коммунистки Сохи Бехара постоянно подчеркивает, что арабы «плохо относятся к женщинам», и поэтому внутри партии последним непременно должны быть неприятно выполнять указы руководства!). Шинн Фейн, которая раньше, например, даже о Чечне почти не высказывалась, превратившись в «правящую партию» (которой будет позволено решать некоторые вопросы местного значения, на небольшом клочке земли с населением всего в 1,5 миллиона человек), не только отказалась от идеи национализации банков и вот-вот проголосует за снижение налога на иностранные корпорации, но и все чаще выступает... за введение «международных сил» (читай- западного империализма) в Дарфур! Естественно, потому что там «нарушают права человека» и «совершается геноцид». Об этнических чистках сербов в Косово наши «высококультурные «левые» скромно помалкивают. На своем съезде они уже признали его «независимость - хотя в свое время маршировали по улицам Дублина против натовской агрессии в Югославии. Tempora mutantur… И на поддержку этих людей стоит надеяться, когда Западу придет время отдавать награбленное? И к их советам о том, как нам обустроить дом наш, нам надо прислушиваться?.. (окончание следует) |