Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
Начальник войск РХБЗ Кириллов погиб при взрыве на Рязанском проспекте
Бундестаг вынес вотум недоверия Шольцу
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Важнейшая проблема экономической политики
20.05.14 07:55 В России

Евгений Примаков (академик РАН)

Оптимизация экономических отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами в нынешних условиях приобретает особую значимость. От регионов во многом зависит обеспечить крайне важный рост экономики, давайте говорить прямо, ее выход из рецессии.

Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации, развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы.

Роль наших регионов возрастает в результате событий, связанных с кризисом на Украине. С одной стороны, необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов, включая акцент на импортозамещении, для противостояния экономическим санкциям. С другой - нужно извлекать уроки из украинских событий для нашего федерального развития. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет прежде всего о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.

Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров. Не менее опасна и другая тенденция - резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 миллиардов рублей, что в 3,a3 раза превысило прогнозы министерства финансов.

Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается. Если передаются определенные функции регионам, то необходимо адекватное финансирование, а его пока нет. Особенно болезненно для регионов сказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение социальной программы, изложенной в майских указах президента, переведя им явно недостаточные для этого финансовые средства. В результате многие регионы и муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности. Такой рост долгов отнюдь не отражает развитие регионов, как представляют некоторые наши руководители. Полученные кредиты идут не на инвестиции, и, следовательно, не на развитие, а, как правило, за счет инвестиций на покрытие обязательств, спущенных из правительства. Между тем в 2014 году регионы должны погасить более 430 миллиардов рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов. Под силу ли это преобладающему большинству регионов? Совершенно ясно, что самостоятельно они справиться с этим не смогут. Пока трудно сказать, какое решение предлагается финансовым блоком правительства.

По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2013 году собственными доходами без учета субвенций свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства.

Где выход из создавшегося положения? Назову лишь несколько проблем. Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует прежде всего закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили.

Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. Конечно, в этом процессе большая роль принадлежит и самим субъектам Федерации, но нужно для этого развязать им руки.

Это не должно, естественно, отводить на второй план ответственность субъектов Федерации и муниципалитетов за эффективность использования бюджетных средств, оптимизацию расходов, решительную борьбу с коррупцией.

В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными проблемы продуманного центром размещения производительных сил на территории нашей страны. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но до сих пор нет комплексного, хочу это подчеркнуть, комплексного плана решения этой поистине исторической задачи.

О необходимости такого комплексного плана говорится, но этого пока мало, хотя положительные изменения и наблюдаются. Недавно, например, на заседании правительственной комиссии выступил глава минвостокразвития Александр Галушка. Он перечислил 16 наиболее эффективных проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но не запускаются из-за проблем с инфраструктурой. Министр предложил правительству профинансировать инфраструктуру для инвесторов. Причем на каждый поступивший из бюджета рубль будет вложено 17 рублей в проекты из неправительственных источников. На инфраструктуру предлагается затратить средства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Среди компаний, представивших проекты, "Роснефть", "Норильский никель", "Металлоинвест", "Полюс золото". Наконец-то делается акцент не на общеконцептуальных положениях, а на выполнении конкретных проектов. И здесь есть над чем задуматься. Площадь региона, которым занимается минвостокразвития - почти половина России, но проживают здесь 7,5 процента населения страны, а доля обрабатывающей промышленности составляет 3 процента от общероссийской.

Недавно были созданы несколько "территориальных" министерств в правительстве Федерации. Они занимаются территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири, Крымом, а теперь уже и Северным Кавказом. Таким образом эти министерства являются проблемными.

Представляется, что создание территориальных министерств - разумный шаг, в том числе в деле изменения принятия решений по территориям на правительственном уровне. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства правительства, имеющие к этому отношение. Такой подход даже в условиях координации на уровне заместителя председателя правительства оказался в немалой степени безответственным.

Теперь положение должно меняться. Представляется, что территориальные министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта и на них должны в своей части работать другие министерства правительства.

Сложится ли такая система - покажет будущее. И дело здесь не в простом признании координирующей роли "территориальных" министерств. По словам руководителя Счетной палаты, минвостокразвитию предоставлено лишь 2,4 процента ассигнований в программе Дальнего Востока. В результате весьма ограничено влияние этого министерства на другие министерства, вовлеченные в программу, и, конечно, оно не может выполнять в таких условиях координационную роль.

К тому же сегодня у нас прибавилось два субъекта Федерации - Крым и Севастополь, что, несомненно, должно способствовать всемерному вниманию к отношениям между различными федеральными структурами.

Статья написана на основе выступления Евгения Примакова на заседании Меркурий-клуба 19 мая 2014 года.

 

Kerch20.05.14 10:09

Вообще-то вначале нужно обновить корпус корабля, т.е. общественную систему, включающую отношения собственности, финансово-банковские процессы, социальные отношения, образование, а потом и рулём гос. управления крутить. Хотя вопрос из разряда, что было раньше курица или яйцо? Что нужно вначале отработать механизмы гос. управления или реформировать систему? Одно без другого не пойдёт.

Мудрый Примаков понимает, от чего зависит эффективность народного хозяйства, но не договаривает о необходимости убрать навязанные нам в своё время организационные и системные тормоза. Хотя об этом он говорил ещё в прошлом году. Конечно, нужно начинать с серьёзного проработанного планирования. Но есть одно НО.

Недавно прочитал объёмный труд большого авторитетного коллектива "Национальная идея России". 4 тома, каждый по 400 и больше страниц. А в конце чтения возникает вопрос, ну и в чём же она состоит? Я к тому, что может быть мы уже созрели для гласного обсуждения планов развития страны и регионов. А то в узких самозамкнутых научных коллективах нам такого напланируют… Много, научно и ни о чём…

camrad21.05.14 08:03
А какие национальные идеи у других государств? С США там все понятно.С ЕС тоже. А Вот Китай, Индия?
Разве Россия как таковая не может быть национальной идеей? Просто как государство достойное для жизни нормального человека.
Я не понимаю, нужны ли там царь, вера, отечество или сталин-ленин-коммунизм. Чем бы затараканить мозг обывателю....
Что такое вообще национальная идея? Царь был. Коммунизм был. Чего бы еще такого....
Kerch21.05.14 18:13
Да есть она у нас национальная идея и присутствует она и в речи нынешних лидеров политических и православных и из истории более менее понятно. Но вот ведь парадокс какой - начни её выражать в словах и ускользает она эта идея. Наверное это происходит из-за её смысловой масштабности, которую способны выразить, да и то в критические для России периоды люди уровня Сергия Радонежского, Сталина.
Будем надеяться, что и мы скоро услышим ясно и кратко сформулированую национальную идею, её морально-нравственные смыслы, культурно-историческую преемственность и социально-экономические ориентиры.
Но то, что сегодня пишут о национальной идее может быть только удобрением для её заботливого взращивания. ВВП как-то тоже обмолвился что готов даже заплатить тому человеку, который правильно сформулирует нац идею России. Но видимо это делать придётся самому ВВП. Он к этому моменту идёт решительными шагами, судя по его работе.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» SS: регионы Восточной Финляндии находятся в глубоком кризисе из-за санкций
» Орбан призвал как можно скорее отменить антироссийские санкции
» В столице Йемена прогремел мощный взрыв
» Международный валютный фонд выдвинул новые условия Киеву
» Хинштейн инициировал комплексную проверку Корпорации развития Курской области
» В Москве задержали экс-замминистра просвещения по подозрению в хищении
» Абхазия попросила Россию о гуманитарной поставке электроэнергии
» Пентагон сообщил об успешном испытании двух новых дальнобойных ракет

 Репортаживсе статьи rss

» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией
» Нейросети выживают реальных авторов из соцсетей

 Комментариивсе статьи rss

» США создают биологическое оружие нового поколения
» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма
» Историк рассказал, как украинских националистов "кинул" еще Гитлер
» Как атомной отрасли удалось сохранить научные школы, единство и управляемость
» Пробный залп Трампа по БРИКС — шаг к уничтожению доллара
» Чемезов: решение Путина объединить оборонные предприятия в холдинги спасло ОПК
» Вашингтон обеспокоился из-за строительства АЭС в Узбекистане
» Россия разбивает энергосистему Украины на острова

 Аналитикавсе статьи rss

» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"