Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Заявление Президента Российской Федерации
Россия начала использовать замороженные активы иностранцев
Украина впервые ударила Storm Shadow вглубь России, сообщил Bloomberg
ВСУ нанесли первый удар ATACMS по российской территории
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Угроза ядерной войны. (фрагмент 1)
28.02.07 13:25 США: опыт строительства империи

Стенограмма заседания клуба "Содержательное единство"

Дата заседания : 15.02.2007
Тема заседания : Угроза ядерной войны

Сергей Кургинян - президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр"
Юрий Бялый - вице-президент ЭТЦ
Юрий Бардахчиев - руководитель военно-стратегического отдела ЭТЦ

Угроза ядерной войны Пацифистские мифы и угрожающая реальность Доклад клубу "Содержательное единство"
15 февраля 2007 года

Министр обороны США Роберт Гейтс сначала ввел Россию в "ось зла", а потом фактически извинился. А мы? Кто-то тут же стал успокаивать: мол, "не надо драматизировать". А Путин... Путин всех удивил. Он отреагировал резко и вопреки политической конъюнктуре. Это, как нам кажется, стоит многого.

Ну, а теперь о Гейтсе.

Часть первая. Who is Роберт Гейтс?

Гейтс - разведчик, прошедший путь "от рядового до маршала". Занимается Россией (СССР) более 40 лет. Защитил по СССР докторскую диссертацию в Джорджтаунском университете. Тут все важно. И то, что в Джорджтаунском университете (это вам не Йель и не Гарвард), и то, что по данной тематике. И проявил фантастическую живучесть!

Ведь орала же по его поводу одна гранд-дама эпохи Клинтона: "Эта вонючая немецкая свинья пусть убирается в свой фатерланд!" И пока она орала, вокруг Гейтса происходило всякое. Скандалы с банком BCCI (спецфонды проекта "Ислам против СССР"). Убийства "прогейтсовских" цэрэушников чуть ли не прямо у ворот Лэнгли. Но Гейтс - уцелел!

Уцелел он и раньше, в ходе скандала "Иран-контрас". Гейтс пожертвовал тогда "ладьей ради качества". Конкретно - собственным назначением на пост директора ЦРУ ради собственного выживания и политического выживания тогдашнего вице-президента Джорджа Буша-старшего.

Гейтс ушел - и вернулся. Джордж Буш-старший, кого он так тогда выручил, не остался в долгу. И Гейтс стал директором ЦРУ! Но только в мае 1991 года. Вплотную к августовскому ГКЧП (что неслучайно).

Гейтс - специфический специалист по СССР и России. Он специалист по смерти СССР и России. В мае он заступил на пост. А в августе - подтвердил профессиональную состоятельность.

На следующий год Гейтс приехал в Россию, в Москву. И прошелся "торжественным маршем" по Красной Площади. А затем заявил окружившим его журналистам: "Это мой личный парад победы".

Гейтс - "в теме". Он - профи. Слов на ветер он не бросает. Будучи только что назначенным министром обороны, он заявил в Конгрессе, перед "высшим политсоставом США": "...Нам необходим полный набор средств ведения войны, включающий как части специального назначения, необходимые для борьбы против террористов, так и наземные силы, способные сражаться с большими регулярными армиями. Мы обеспокоены политикой таких стран, как Иран и Северная Корея... Мы не знаем, какие изменения произойдут в таких странах, как Россия и Китай...".

Гейтс прекрасно понимал, как будут реагировать на его выступление в Конгрессе. Значит, он не "ляпнул". Он выстрелил - и попал в десятку.

Гейтс - аппаратный ас. Подставляться под скандал он не будет! Значит, вызывая скандал, он имел санкцию.

В Пентагоне Гейтс "на новенького". Как себя ведут новички? Советуются! С кем? Прежде всего с кастовым военным ядром. Не договоришься с ним - съедят за три месяца. Выразитель кастового духа - председатель Объединенного комитета начальников штабов Питер Пейс. Который прошел путь от командира взвода морских пехотинцев во Вьетнаме, был вместе с Рамсфелдом одним из авторов американской стратегии в Ираке, пользуется большим уважением в военной среде и имеет прозвище "безупречный Пит".

При этом Пейс - осторожен, и не вводит Россию в "ось зла". А Гейтс - вводит. То есть, вопреки обычной логике поведения, "идет против корпорации". Так делают только в случае крайней необходимости.

Гейтс должен разбираться с наследством Рамсфелда, предыдущего - и очень влиятельного! - министра обороны. Рамсфелд - неоконсерватор. "Ястреб". Он такой же враг России, как и Гейтс. В США у нас друзей нет. Но неоконсерватор - это верующий в церкви "глобальной исламской угрозы", и еще - враг Китая.

А поскольку сразу со всеми воевать нельзя, то русские - на закуску. Пока же неоконсерваторы были бы не против иметь Россию нейтральной, или даже умеренно дружественной. У них нет дружественной стратегии в русском вопросе. Ни у кого в США ее, повторяем, нет. Но и враждебной стратегии против России у них нет. Да и знаний о России, как враге #1, тоже нет.

А у Гейтса все это есть. Когда специалист по смерти России (и только по смерти России) назначается министром обороны, а специалист, которому Россия "по барабану", выкидывается в помойку - это что значит? Что смерть России становится актуальной задачей. Так ведь?

Гейтс провел "разведку боем", включив Россию в "ось зла". Собрал данные. Корректно "отъехал". И будет действовать дальше. Он будет действовать, дей-ство-вать - слышите это слово? А мы?

Часть вторая. "Однако, тенденция"

Мудрый представитель малого северного народа, видя неуклонный массовый падеж своих оленей, говорит: "Однако, тенденция!"

Наши блистательные эксперты так не умеют. Для них тенденций нет. Равно как и смысла нет. Их послушаешь - так Гейтс "дурочку свалял". Не подумал... а ведь надо было как-то оправдать перед Конгрессом запрос на гигантский военный бюджет следующего финансового года. И все тут.

Он что, был в доску пьян? Исключено! Обкурился? Исключено! Потерял бюрократический нюх? Абсолютно исключено!

Однако предположим, что он (бесконечно умудренный и осторожный человек, назначенный на смертельно опасный пост) - свалял-таки дурочку!

Но как быть с тенденцией?

Назову лишь выборочные слагаемые оной.

Слагаемое #1 - заявление Гейтса.

Ну, ладно. Свалял дурочку. Выводим за скобки.

Слагаемое #2 - "фултоновская речь" Чейни в Вильнюсе на саммите стран Балтийско-Черноморского бассейна 4 мая 2006 года. Та самая, в которой Чейни обвинил Россию в "шантаже", "запугивании", "подрыве территориальной целостности соседей" и "вмешательстве в демократические процессы". Кульминацией выступления стало заявление Чейни о том, что России предстоит сделать выбор: "вернуться к демократии" - или "стать врагом".

При этом выражение "холодная война" Чейни в этом выступлении повторил три раза! Чейни - тоже свалял дурочку?

Слагаемое #3 - статья в мартовском номере журнала "Форин Афферс" за 2006 год двух экспертов К.Либера и Д.Пресса. В которой они подробно рассматривают сценарий первого "обезоруживающего" ядерного удара США по России, детально разбирают упадок российских сил "ядерного сдерживания" и рассчитывают количество боеголовок, которые нужно сбросить на Россию для того, чтобы она в ответ "не дернулась"... Эксперты сваляли дурочку... "Форин Афферс" (осторожничающее суперэлитное американское издание по международной политике) сваляло дурочку... О`кей! Идем дальше.

Слагаемое #4 - выпущенный 6 марта 2006 года доклад влиятельнейшего американского Совета по международным отношениям (СМО).

Доклад готовила рабочая группа СМО во главе с бывшим демократическим кандидатом в вице-президенты на выборах 2004 г. Джоном Эдвардсом и бывший республиканским кандидатом в вице-президенты на выборах 1996 г. Джеком Кемпом. А в саму рабочую группу, координатором которой стал Стивен Сестанович, бывший специальный советник госсекретаря по делам постсоветских государств, вошли:

- Ричард Бэрт, бывший замгоссекретаря США и глава американской делегации на переговорах с СССР о сокращении стратегических наступательных вооружений;

- Строуб Тэлботт, бывший замгоссекретаря и главный советник Клинтона по делам СНГ;

- Майкл Макфол, один из наиболее авторитетных специалистов по России, профессор Стэнфордского университета;

- Джордж Джоулвэн, бывший главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (1993 - 1997).

В докладе СМО Россия, впервые за много лет, с подробным перечислением признаков и самыми нелестными эпитетами, вновь предстает как "империя зла". И дается рекомендация - исключить РФ из G-8 ("восьмерки"), и вернуться в формат "семерки" членов мирового "клуба стран-лидеров".

СМО, видимо, тоже свалял дурочку...

Слагаемое #5 - нарастающий в последние год-полтора шквал антироссийских публикаций в американской прессе, с беспрецедентной грубостью высказываний в адрес нашей страны. В том числе, в редакционных статьях наиболее респектабельных газет и журналов. Кто-то называет это плодом деятельности нескольких бывших российских опальных олигархов, которые, якобы, и "проплатили" эту антироссийскую и антипутинскую "заказуху". Ладно, они сваляли дурочку. А "под их дудку" крупнейшие мировые СМИ - наиболее авторитетные "рупоры" для высказывания мнений и оценок высшего американского истеблишмента - также валяют дурочку?

Слагаемое #6 - истории с Политковской и Литвиненко, "развернутые" мировыми СМИ - причем при полном отсутствии каких-либо доказательных оснований - в невероятную кампанию обвинений российских спецслужб, президента Путина и вообще "ужасной России".

Опять какие-то "козлы" зачем-то сваляли дурочку?

Все валяют дурочку. Только наши блистательные эксперты из Института США и Канады, ИМЭМО и других аналогичных структур дурочку не валяют. А если наоборот?

Часть третья. Слова и дела

Блестящий американский системщик Джозеф Най в своих статьях и книгах подробно обсуждал специфику "мягкой власти" (soft power). Слова - это не просто болтовня, как кому-то кажется. Это оружие мягкой войны. В том числе, войны образов, войны понятий. Речь следует вести об идеологической и психологической войне, уже погубившей СССР. А также о политической войне (на Тайване была академия, выпускавшая таких "спецов", опекал ее блестящий цэрэушник Рей Кляйн). А также о спецвойне, в которой точечные убийства, диверсии, провокации, - это перец, уксус, майонез, подаваемые к главному блюду. Или камешки, способные стронуть лавину.

Когда не хватает мягких воздействий, применяют жесткие.

Оговорив это, продолжим разбор слагаемых обозначенной тенденции.

Слагаемое #7 - односторонний выход США из договоров по противоракетной обороне (ПРО) и стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-2). Это, согласитесь, уже никак не слова!

Слагаемое #8 - новая стратегическая доктрина США.

17 сентября 2002 года Дж.Буш озвучил "Доклад о стратегии в области национальной безопасности". Он стал, по сути, первой попыткой сформулировать доктрину обеспечения безопасности США после 11 сентября 2001 года.

В этом докладе Буш в качестве государственной стратегии выдвинул стратегию "предварения" (т.е. "превентивных ударов"). И эта стратегия "предварения" официально заменила стратегии "устрашения" и "обуздания", которых Вашингтон придерживался в течение нескольких десятков лет.

Согласно новой "Стратегии национальной безопасности США":

- Основные угрозы безопасности США исходят от государств-изгоев и террористических сетей, которые стремятся получить оружие массового уничтожения. Этим мотивируется переход от политики нераспространения ОМУ - к "противораспространению";

- США не допустят достижения какой-либо страной военного паритета с собой;

- США намерены применять военную силу первыми, чтобы предупредить враждебные действия, даже если нападение на США в данный момент не готовится или невозможно: "Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем они полностью сформируются". Именно для обозначения таких действий документ вводит термин "предварение" (preemption);

- США должны остаться единственной в мире страной, имеющей право на применение силы против угроз прежде, чем они полностью сформируются, и не позволят другим нациям использовать "предварение" как оправдание для агрессии.

Наконец, "Стратегия национальной безопасности" США гласит: "Наши вооруженные силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединенных Штатов".

Слагаемое #9 - новая "военно-космическая" доктрина США

В октябре 2006 года президент США Дж.Буш подписал директиву "Национальная политика в области космоса". Основные положения директивы следующие:

- США имеют право "лишать доступа в космос любую страну, враждебную интересам США";

- "Соглашения или ограничения по контролю над вооружениями не должны нарушать право США осуществлять исследования, разработку, испытания, деятельность, а также иные действия в космосе в целях национальных интересов";

- "США сохраняют за собой право, возможность и свободу действий в космосе. Свобода действий в космосе так же важна для США, как мощь в воздухе и мощь на море";

- Для защиты национальных интересов США будут "предпринимать действия, необходимые для защиты своего космического потенциала, отвечать на вмешательство, а также в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал, враждебный для национальных интересов США".

При этом еще в мае 2005 года на слушаниях в Конгрессе США начальник Управления по ПРО Министерства обороны генерал Генри Оберинг сообщил, что в 2008 г. Пентагон намерен приступить к экспериментальным работам, связанным с размещением ракет-перехватчиков в космическом пространстве.

Слагаемое #10 - новая "военно-энергетическая" доктрина США.

В конце ноября 2006 года на конференции НАТО в Риге американский сенатор-республиканец Ричард Лугар (кстати, еще один специалист по России) заговорил об энергетической войне. Мол, действия в сфере энергетики, приводящие к угрозам энергетической безопасности, следует приравнять к военным действиям. И реагировать на них военными средствами.

Болтовня? Слова безответственного сенатора? В США мало безответственных сенаторов. И Лугар явно не из них. Потому что безответственные в политике долго не живут. А он живет долго. И при разных администрациях - бессменный сенатор аж с 1976 года!

Блестящие эксперты из блестящих российских институтов нам вновь скажут, что и Лугар свалял дурочку. А вслед за ним - и многие другие? Так, видимо, получается! Потому что через пару месяцев то, что наши эксперты-"успокойщики" (так и хочется сказать "упокойщики") называют "валянием дурочки", превращается в законопроект под названием "Акт об энергетической безопасности"! Этот законопроект, внесенный Лугаром вместе с его коллегой-демократом, в середине января принят к рассмотрению Сенатом США. Законопроект предусматривает (внимание!) использование военной силы США и НАТО для ликвидации так называемых "энергетических угроз". Даже в тех случаях, когда нет ни малейшего намека на угрозы военные.

Опять валяние дурочки?

Когда по городам России (в том числе, по Москве, где обитают загадочные существа, именующие себя "элитными американистами") будут нанесены ядерные (или даже неядерные) удары - как эти загадочные существа будут себя вести (если уцелеют - и как они уцелеют?)? Но предположим, что они странным образом окажутся за пределами зоны риска (интересно - где это?) Что они тогда будут делать? Пожимать плечами? Говорить, что предмет их исследований "свалял дурочку в особо крупных масштабах"?

Может, я перегибаю палку? Ан нет!

Слагаемое #11 - американское предложение разместить на территории Польши и Чехии, этих новых членов НАТО, радиолокационную станцию (РЛС) противоракетной обороны и систему базирования противоракет. РЛС предполагается разместить в Чехии, а противоракеты (числом пока десять) - в Польше. Правительства обеих стран, скорее всего, в итоге будут "за". Население - раскололось. Кто-то использует этот раскол... Дело может затянуться. Но тут главное в самой затее. Она никак не из разряда "болтовни"! Это конкретный шаг. Конкретное финансирование.

Что скажет по этому поводу "успокойка"? 11 февраля сего года в передаче "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" господа Алексей Арбатов и Павел Золотарев трактовали данное событие в духе все того же "валяния дурочки".

Сразу оговорим, что ни Алексея Арбатова, ни Павла Золотарева мы никоим образом не собираемся демонизировать, - такие демонизации всегда отвратительны. И если бы эти господа выражали свое экзотическое мнение по менее серьезному вопросу, к нему можно было бы отнестись либо с полной уважительностью, либо с мягкой иронией.

Но, простите за пафос, - речь идет о судьбе страны. И дурочку, как мне кажется, валяют не американцы, а наши оптимистические эксперты.

Так что этот вопрос нужно рассмотреть обстоятельно.

Часть четвертая. Успокоительные мифы и суровая реальность

Господин Золотарев, в прошлом - генерал-майор нашей армии, говорит, что 10 американских противоракет в Польше не представляют для нас угрозы. Потому что их всего лишь 10, а у нас ракет - "до фига".

Однако, по мнению американских коллег генерала Золотарева, для первого удара по России требуется максимум 1100 боеголовок. Такое количество нужно для того, чтобы "накрыть" сразу все. И шахтные позиции базирования стратегических ракет. И аэродромы стратегической авиации. И базы атомных подводных лодок. И даже районы дислокации и маневрирования мобильных российских стратегических ракет.

Так что же у нас в действительности есть, и каковы реальные угрозы?

Что у нас есть

У России сейчас на вооружении сухопутных РВСН (Ракетные войска стратегического назначения) и морских СЯС (Стратегические ядерные силы) имеется примерно 670 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и около 2600 ядерных боезарядов. Однако эти цифры каждый год снижаются.

Главная причина - старение состоящих на вооружении ракетных комплексов, произведенных еще в советское время. Часть из них была сделана на Украине (в днепропетровском ПО "Южмаш" и на Павлоградском механическом заводе), часть в России, но стареют и те, и другие.

В 2002 году было принято решение о продлении срока службы наиболее мощных МБР РС-20 "Сатана" до 2016 года, хотя многие из ракет уже стоят на боевом дежурстве около 25 лет. Регулярные пробные пуски РС-20 показывают, что эта сверхмощная ракета, способная преодолевать практически любую современную систему ПРО, имеет еще "советский", огромный запас прочности и рабочего ресурса. Однако стареет и "Сатана", и потому ежегодно снимаются с боевого дежурства и эти ракеты.

Российские эксперты утверждают, что ежегодно снимается с боевого дежурства до дивизии старых МБР "Сатана" с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Поскольку в дивизии не менее 65 ракет, то только потери боевого состава "Сатаны" до 2012 года могут составить порядка 330-400 ракет.

Одновременно снимаются с боевого дежурства и ликвидируются старые мобильные твердотопливные ракеты РС-12М "Тополь". Из 270 нынешних старых "Тополей" за пять лет в строю останется менее 120.

А что при этом ставится на боевое дежурство, и в каких количествах?

Пока - не более 6 - 7 в год модернизированных моноблочных (с одной боевой частью) "Тополей-М". У нас не набралось даже одной полноценной дивизии "Тополей-М" (в дивизии пять полков по 10 МБР, а у нас лишь четыре полка). Теперь уже бывший министр обороны РФ Сергей Иванов признавал, что для покрытия выбывающего состава в год нужно вводить не менее 30 "Тополей-М". Но если нынешние темпы сохранятся, РВСН получат за пять лет взамен ликвидированных "многоголовых" ракет всего-навсего 35 моноблочных "Тополей-М". И останется у нас к 2012 году (моменту развертывания американцами крупномасштабной ПРО общим объемом в 200 противоракет, частью которой является чешско-польское звено в 10 противоракет), - всего-навсего около 150-200 стратегических МБР. Причем большинство остающихся ракет - моноблочные.

Совокупный ядерный потенциал России тогда снизится до примерно 1500 боеголовок. То есть, станет меньше 2200 боеголовок, которые разрешены Договором о сокращении стратегических потенциалов (СНП) между Россией и США.

Но и это не все. В оценках экспертов и даже в прессе появляются сообщения о том, что за последние два года стоимость производства одного "Тополя-М" возросла в три раза. Дальнейшее совершенствование ракеты, связанное с усложнением системы наведения и обеспечением более высокой точности попадания в цель, ведет к еще большему удорожанию этих ракет. И потому утверждается, что, по технологическим и экономическим причинам, в ближайшие годы в России вряд ли будет ставиться на боевое дежурство более 3-4 "Тополей".

Нам, конечно, напомнят, что у нас еще есть стратегические подводные ракетоносцы с ядерным оружием на борту.

Однако атомная подводная лодка разрабатывается под конкретную ракету, и снятие ракеты определенного типа с боевого дежурства почти стопроцентно означает и утилизацию лодки.

Была уникальная ракета РСМ-52 ("Барк") с 10 РГЧ ИН и дальностью полета более 10 тыс. км, способная при старте из подводного положения проходить сквозь ледяной панцирь северных широт. Она стоит на вооружении тяжелых атомных крейсеров типа "Акула" проекта 941. Но на двух "Акулах" из сорока ракет "Барк" осталось только десять, остальные по причине ветхости выгружены из шахт и направлены на утилизацию. Третий подводный крейсер проекта "Акула", "Дмитрий Донской", в 2002 году был переоборудован под ракетные шахты для "Булавы".

Еще один тип мощных ракет РСМ-54 "Скиф" (вооружение подводных ракетоносцев класса "Дельфин" и "Кальмар") может постигнуть та же участь. Последние испытания этих ракет в 2004 году во время военно-морских учений в Баренцевом море оказались неудачными. Если технические неполадки, которые привели к срыву пусков, не будут устранены, то и "Скифы", и оборудованные ими АПЛ уже до 2012 года досрочно уйдут в отставку.

Основным военно-морским компонентом российских СЯС должна стать межконтинентальная баллистическая ракета "Булава". К 2010 году планировалось ввести в строй первую атомную подводную лодку проекта 955 с серийными ракетами "Булава" на борту. Однако из семи испытательных пусков "Булавы" лишь первые четыре были успешными, а последние три - неудачными. Эксперты надеются, что АПЛ с "Булавой" вступят в строй не позже 2015 года. Но уже в 2016 году исполнится 20 лет с момента, когда на стапелях Северодвинска была заложена первая АПЛ этой серии. То есть она уже морально устареет и будет нуждаться, как минимум, в серьезной модернизации. Всего же в России пока заложено только три таких АПЛ.

Учитывая старение всего нашего атомного подводного флота, к 2012 году в его боевом составе вряд ли окажется более 6 действующих стратегических ракетоносцев (и, соответственно, порядка 60-80 ракет). При этом, по оценкам специалистов, на боевом дежурстве в океане будет находиться не более двух АПЛ, а остальные окажутся на стоянках в базах. Отследить их с помощью современных средств противолодочной обороны США, в частности, с помощью спутников и противолодочных самолетов "Орион", и уничтожить прямо в базах или на выходе в море, - не составит труда.

Итого, к 2012 году на вооружении России в "рабочем" состоянии окажется не более 360 стратегических МБР.

Первый ядерный удар США по сегодняшней российской системе стратегических ядерных вооружений (СЯС) должен оставить от этой СЯС ошметки. По американским оценкам - не более 4-6% потенциала СЯС. По российским - до 10%.

Это значит, что, даже по оптимистическим российским оценкам, после первого "обезоруживающего" ядерного удара США у России останется не более 30-35 стратегических ракет. Именно эти 30-35 ракет должен будет "зачищать" комплекс американской стратегической ПРО, обладающий, как минимум, 200 противоракетами с соответствующей инфраструктурой раннего предупреждения, целеуказания и поражения. По отношению к этим 30-35 российским ракетам даже 10 противоракет в Польше - это уже очень и очень серьезная цифра.

Между тем, совершенно очевидно, что американцы создают ПРО, используя так называемую стратегию просачивания. Каждое отдельное звено ПРО будет сравнительно небольшим. И наше лобби "успокоителей" будет говорить, что оно несопоставимо с нашим потенциалом. Но, повторяем, задача американской ПРО, - "зачищать" то, что останется после первого обезоруживающего удара. Наши же "успокойщики" сопоставляют американскую ПРО не с этими остатками, а с нашим нетронутым совокупным потенциалом.

Но что есть "у них" против наших ракет?

После Карибского кризиса СССР и США, наученные опытом 60-х годов, начали договариваться об ограничении роста ядерных арсеналов друг друга. Были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2, Договор о запрещении ядерных испытаний, Договор об ограничении систем противоракетной обороны.

Рейган, который отказался от концепции "разрядки", вернулся к гонке вооружений. Главным вкладом в нее Рейгана стала система СОИ - Стратегической оборонной инициативы (Strategic Defense Initiative). СОИ должна была стать первой в мире противоракетной системой космического базирования. Во всем мире эта программа получила название "Звёздных войн".

Одним из наиболее претенциозных элементов системы СОИ должен был стать боевой лазер космического базирования. Однако из-за крайней дороговизны и технической сложности эта идея в 1980-е годы была отброшена.

Но другая идея СОИ - боевого лазера воздушного базирования - была реализована американцами в 2004 году, когда на авиабазе Эдвардс (Калифорния) состоялись первые испытания лазера AL-1. В настоящее время боевые лазеры воздушного базирования на модифицированных "Боингах-747" планируется включить в состав создаваемой системы ПРО. Эти самолеты должна быть рассредоточены по всему миру вблизи "ракетоопасных" стран и быть в постоянной готовности к взлёту для перехвата и уничтожения стартовавших баллистических ракет ещё до момента отделения от них боеголовок.

В 1990-е годы планы Рейгана по созданию СОИ - хотя в гораздо меньшем масштабе - продолжило развивать правительство Джорджа Буша-старшего.

23 июля 1999 года Билл Клинтон подписал закон о создании Национальной системы противоракетной обороны (НПРО). В соответствии с этим законом, Минобороны США должно разместить элементы системы ПРО для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет "технически возможно". А уже 2 октября 1999 года США провели первое испытание прототипа НПРО, в ходе которого над Тихим океаном противоракетой была сбита баллистическая ракета "Минитмен" с учебной боеголовкой.

С приходом к власти в 2000 году Дж.Буша-младшего интерес к созданию ПРО резко возрос. В 2001 году Джордж Буш объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и их союзников и дружественных им стран, не исключив размещения на их территориях элементов системы. Среди первых в этом списке оказалась Великобритания как ближайший союзник США. Ряд стран Восточной Европы, в первую очередь Польша, также официально выразили желание разместить на своей территории элементы системы ПРО, включая противоракеты.

Нынешняя национальная ПРО США основана на применении противоракет для уничтожения МБР и "крылатых ракет", а также на применении систем, "ослепляющих" приближающиеся управляемые ракеты противника. Она, по официально заявленным задачам, предназначена для защиты всей территории США от ракетно-ядерного удара, в первую очередь, со стороны так называемых "стран-изгоев" (КНДР, Иран и Сирия).

Американская ПРО создается как система многоэшелонированной обороны. То есть, предназначена для перехвата ракет противника на всех участках траектории их полета.

Основными противоракетными комплексами США являются:

- боевой комплекс противоракет наземного базирования MIM-104 Patriot;

- боевой комплекс противоракет GBI;

- перспективный мобильный противоракетный комплекс дальнего перехвата THAAD.

По оценке американских экспертов, в XXI веке противоракета THAAD в составе одноименного ПРК станет одним из основных средств борьбы с баллистическими целями перспективной системы ПРО на ТВД. Она предназначена для поражения оперативно-тактических ракет (дальность стрельбы до 1000 км) и баллистических ракет средней дальности (до 3500 км) на высотах 40 -150 км и дальностях до 200 км (рис. 1)

рис. 1

Кроме того, в США разработан заатмосферный перехватчик кинетического действия EKV с инфракрасной головкой самонаведения, способный действовать против ракет на баллистическом участке траектории. Дальность обнаружения целей головкой самонаведения составляет 300-500 километров.

Форсированно реализуется также программа KEI - создания ультраскоростного высокоманевренного кинетического перехватчика нового поколения. Этот перехватчик, по требованию Пентагона, должен обеспечить вероятность поражения баллистических целей не ниже значения 0,85, - то есть, близко к идеальному.

Размещение отдельных элементов ПРО на территории США началось 29 сентября 2004 года, когда было объявлено об установке первых пяти ракет-перехватчиков системы ПРО США в пусковые шахты на базе Форт-Грили (Аляска). Это размещение прошло в рамках первого этапа развертывания системы ПРО, который, в полном объеме, должен включать:

- размещение на Аляске и в Калифорнии от 40 до 100 ракет-перехватчиков,

- строительство одной новой радиолокационной станции раннего предупреждения о ракетном нападении,

- модернизацию нескольких действующих РЛС.

Первый этап, видимо, завершится уже в 2007 году.

На втором этапе (до 2010 года) для обнаружения запусков баллистических ракет на низкую околоземную орбиту должно быть выведено 24 спутника STSS, а на геостационарную орбиту - два спутника SBIRS. (отметим, что не столь современная военно-разведывательная спутниковая группировка США "Лакросс" уже действует не один десяток лет).

На третьем этапе (до 2015 года) еще 150 ракет-перехватчиков будут размещены в Северной Дакоте, а на орбиту будут дополнительно выведены десятки космических аппаратов военного назначения.

При этом в зону размещения и ответственности американской ПРО включен и ряд европейских стран.

В октябре 2004г. Тони Блэр дал согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего ракетного предупреждения в Файлингдейлс (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков.

Еще до этого Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия).

Польша, Чехия, Венгрия (а теперь и Румыния) изъявили готовность разместить у себя противоракетные комплексы. В мае - августе 2006 группа экспертов Минобороны США уже посетила эти страны для оценки мест размещения противоракетных объектов. Рассматривается несколько вариантов размещения баз - наземный и подземный, в одной стране или в нескольких соседних, с распределением между ними ракетных комплексов, РЛС и остальной, в том числе информационно-командной, инфраструктуры.

Во время сентябрьского (2006) визита в США премьера Польши Ярослава Качиньского была достигнута договоренность о размещении на территории Польши десяти ракет-перехватчиков в защищенных подземных шахтах.

20 января 2007 премьер Чехии Мирек Тополанек сообщил о поступившем предложении разместить на территории Чехии радиолокационную станцию США, входящую в глобальную систему ПРО.

Кроме Европы, в создании отдельных элементов ПРО участвуют и другие союзники США. Так, Япония производит и закупает противоракеты типа "Эгис", "Пэтриот" и SM-3. Еще одним участником американской ПРО является Израиль, занимающийся модернизацией противоракет Arrow. Наконец, Канада ведёт переговоры с США о придании противоракетных функций командованию НОРАД, отвечающему за противовоздушную оборону США и Канады.

А что у нас?

В отличие от американской ПРО, отечественная система ПВО-ПРО предназначена для отражения ограниченного ядерного удара по Москве и Центральному промышленному району.

Система российской тактической ПРО (названная А-135) принята на вооружение 1995 году. Командный пункт находится в г.Солнечногорск. Имеет в своем составе РЛС "Дон-2Н" возле Софрино, 68 ракет 53Т6 ("Газель") для перехвата в атмосфере и 32 ракеты 51Т6 ("Горгона"), рассчитанные на перехват МБР за пределами атмосферы.

В качестве основного элемента обороны Москвы от ударов средств воздушно-космического нападения противника принята система зенитно-ракетного комплекса среднего радиуса действия С-300 в разных модификациях. В том числе, в модификации С-300ПМУ2 "Фаворит" (рис. 2).


рис.2

В стандартный состав ЗРК С-300 входят:

- узел обнаружения и целеуказания, состоящий из командного пункта и двух РЛС - кругового обзора и секторного обзора,

- зенитно-ракетный комплекс, состоящий из многоканальной станции наведения ракет, 6 пусковых установок различного типа и 6 пускозаряжающих установок.

Командный пункт системы обеспечивает управление всеми боевыми средствами и сопровождает до 70 целей, в том числе интенсивно маневрирующих и низколетящих. Дальность поражения целей - до 150 км, высота перехвата баллистических ракет- от 2 км до 25 км.

Дальнейшим развитием ЗРК С-300 стал ЗРК С-400, принятый на вооружение в 2004 году. С-400 может на дальностях до 400 км поражать крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации (в то числе, изготовленные по технологии радионевидимости Stealth), а также перехватывать боеголовки баллистических ракет. Обнаружение цели возможно на дальностях до 600 км. Первый полк С-400 развернут в 2006 году, до 2015 предполагается развертывание 18 дивизионов С-400.

Ключевым элементом российской ПРО является система раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В состав системы предупреждения входят:

- первый (космический) эшелон из группировки космических аппаратов, который должен обнаруживать старты баллистических ракет в любом месте нашей планеты и за минимальное время выдавать информацию о месте старта;

- второй эшелон, включающий сеть наземных радиолокационных станций, которые обнаруживают баллистические ракеты и боеголовки в полете на дальности до 6000 километров;

- автоматизированная система обработки данных средств СПРН, информационных средств систем противоракетной обороны и контроля космического пространства.

После распада СССР отечественная система СПРН стала потихоньку разваливаться. Две "дальних" советских РЛС в Латвии, в Скрунде, были взорваны, оголив северное и северо-западное ракетоопасные направления.

Сейчас у нас имеются следующие наземные РЛС дальнего обнаружения:

- На Украине - типа "Днепр" - в Севастополе и Мукачеве. Перекрывают сектор "Юго-Запад", включая Средиземное море, Ближний Восток и Европу до Атлантики. Но договор об их постоянном использовании до сих пор не ратифицирован Верховной Радой. Более того, планируется их передача из ведения МО Украины в Национальной космическое агентство. Что будет означать возможность беспрепятственного допуска зарубежных, включая американских, экспертов и специалистов.

- В Белоруссии - типа "Волга" под Барановичами. Перекрывает сектор Европы и Северной Атлантики. Пока работает без ограничений. Но что произойдет, если Россия окончательно испортит отношения с Минском, и Лукашенко или его преемники бросятся в объятия НАТО?

- В Азербайджане в Габале - типа "Дарьял". Перекрывает южный сектор. В штатном режиме работает нерегулярно.

- В Казахстане на Балхаше - типа "Днепр". Перекрывает южный и юго-восточный сектор. Работает штатно.

Есть еще станции в Печоре (типа "Дарьял", перекрывает северно-западный и северный сектор) и Иркутске (типа "Днепр", перекрывает северо-восточный и юго-восточный сектора). Обе работают штатно.

В 2006 г. введена в строй новая РЛС системы СПРН типа "Воронеж-ДМ" под Санкт-Петербургом, заменившая по сфере контроля (северо-запад и север) станции в Скрунде.

Станциями типа "Воронеж-ДМ" планируется заменить по направлениям (с размещением на территории РФ) все действующие РЛС на территории стран СНГ, кроме новой "Волги" в Белоруссии.

Орбитальная спутниковая группировка российской СПРН (система "Око") по состоянию на май 2006 состоит из трёх спутников - 1 УС-КМО на геостационарной орбите (Космос-2379 запущен 24.08.2001) и 2 УС-КС на высокоэллиптических орбитах (Космос-2388 запущен 1.04.2002, Космос-2393 запущен 24.12.2002). 21 июля 2006 с космодрома Плесецк запущен на высокоэллиптическую орбиту спутник УС-КС, который, по всей вероятности, заменит один из выработавших свой ресурс аппаратов.

Для создания полноценной спутниковой группировки СПРН необходимо, как минимум, еще 6-8 современных спутников. По оценкам экспертов, для этого потребуется, минимум, еще 3-4 года. На сегодня же система "Око" из-за отсутствия нужного количества спутников является "ущербной". Ее "ущербность" привела к тому, что Россия не смогла зафиксировать старты ракет КНДР (когда ракета "Тэпходонг" перелетела через территорию Японии и упала в Тихом океане) и Китая (когда в середине января 2007 г. китайская ракета средней дальности с кинетической боеголовкой сбила прямым попаданием свой же старый спутник, находившийся на 900-километровой орбите).

Один из высокопоставленных российских военных, имевших прямое отношение к эксплуатации системы СПРН, дал ей такую характеристику: "Страна, обладающая стратегическими наступательными ядерными силами, без системы СПРН, без информационно-разведывательного обеспечения ядерных сил напоминает слепого и глухого человека с огромной дубиной в руках. Неизвестно, какая страна применила свое ядерное оружие. По кому наносить ответный ракетно-ядерный удар? Поэтому систему ядерного сдерживания можно сейчас рассматривать только в совокупности ударных и информационных сил".

Таким образом, можно констатировать, что сегодня Россия, не имея полноценной Системы раннего предупреждения о ракетном нападении, наполовину "глуха", и наполовину "слепа" (рис. 3).

рис. 3


Часть пятая. Так есть ли угроза?

Наши оппоненты уверенно заявляют, что угрозы никакой нет.

Если бы речь шла о позиции частных лиц (в том числе, наших уважаемых американистов), то не было бы и серьезных оснований для беспокойства. Но такова же позиция российского МИДа, согласно которой польско-чешская затея США не несет для нас никакой угрозы.

При этом президент РФ Владимир Путин в Мюнхене жестко заявляет, что мы будем искать асимметричный ответ на эту (внимание!) угрозу ПРО. Так есть угроза ПРО или нет?!

Американцы валяют дурочку или мы не можем взяться за ум?

В 1992 году вдруг оказалось, что только наша организация готова быть оппонентом Генерального штаба в вопросе о Договоре СНВ-2. Мы - государственники, и к армии относимся прекрасно. Но военные тогда вели себя отвратительно. Ничем не лучше господина Козырева. А когда их "припирали к стенке" фактами и доказательствами - щеголяли чинами, званиями, регалиями. Ну, что сказать?

Бисмарк говорил, что война слишком серьезное дело для того, чтобы доверять ее генералам. Но то - дела давно минувших дней. Сейчас наши генералы говорят об угрозе со стороны американской ПРО. И Генштаб говорит об угрозе ПРО. И Верховный Главнокомандующий говорит об угрозе ПРО.

Но вот "упокойщики" говорят, что все "тип-топ". Что сверхдержава #1 - валяет дурочку. "Упокойщики" говорят, а МИД повторяет.

Между тем, ситуация - крайне тяжелая. И "упокойка" совершенно недопустима. Как недопустимо и глупое профессиональное чванство: мы, де, профессионалы и понимаем, что основные удары нашего СЯС пойдут по траекториям, не имеющим никакого отношения к польско-чешской затее. А именно - через Северный Полюс и Полярную зону, а также через север Тихого океана.

Мы рады такому профессионализму. Правда, нам кажется, что это известно уже даже первокласснику. Но как блистательные эксперты собираются воевать на европейском театре военных действий?

Эксперты с важным видом отвечают, что с помощью ракет средней дальности. Каких ракет? Если крылатых, в основном, посылаемых со стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, то "дальняя авиация" - это самая уязвимая часть нашей ядерной триады, да и любой триады вообще. А баллистические ракеты средней дальности, напомним, были запрещены по Договору о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года. И, вроде, должны были быть полностью уничтожены.

Что, мы, как американцы из договоров ПРО и СНВ-2, можем в одностороннем порядке выйти из РСМД? А осталось ли что-то из нужных ракет у нас на хранении? Если и осталось, то что может быть поставлено на боевое дежурство? В какие сроки и с какими затратами?

Но даже если ракеты средней дальности можно использовать - то и американскую ПРО можно использовать против них. Или "упокойщики" считают, что американская ПРО может сбивать только стратегические МБР и не может сбивать такие же баллистические ракеты средней дальности? А почему они так считают? И те, и другие близки по основным параметрам полета и траектории. Так что разницы принципиальной нет.

А может, "упокойщики" представляют себе такую войну, в которой мы вообще не будем бить по Европе - континентальной и островной. А она будет бить по нам. И американский флот из Атлантики будет бить по нам. И много что еще будет происходить. Это что - профессиональный подход? Как собираются "упокойщики" поражать:

- авианосные соединения США в Атлантическом океане,

- пусковые установки стратегических ракет и базы подводных лодок союзников США - Великобритании и Франции, которые, согласно Договору НАТО, не могут не вступить в войну в случае вступления в нее США,

- крупные объекты американской ПРО в Гренландии, Великобритании и других местах. В том числе, в "коренной" Европе.

США уже официально договорились о размещении в странах Восточной Европы элементов своей национальной противоракетной обороны (рис. 4).

рис. 4


И при этом США утверждают, что выбор Европы для размещения этого американского проекта с символическим названием "Сын звездных войн" определяется необходимостью перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты так называемых "пороговых стран". При этом открыто называются Иран и Северная Корея.

Однако Иран Европе никогда не угрожал, да и угрожать в ближайшие лет десять не сможет, о чем мы ниже скажем подробно. А вот России американское ПРО, несомненно, угрожает. Причем, по ряду позиций.

Во-первых, размещение американских РЛС в Чехии и позиционного района антиракет в Польше позволит Пентагону приблизиться к нашим стратегическим ядерным силам настолько, что он получит возможность перехватывать и сбивать часть наших ракет на начальном, разгонном участке траектории, когда они наиболее уязвимы.

Во-вторых, даже если отбросить сценарий прямого военного столкновения, наличие американской системы ПРО в Европе окажется средством постоянного давления на Россию - экономического, политического, психологического.

В-третьих, эти элементы американской ПРО, скорее всего, являются лишь первым шагом в дальнейшем развертывании более масштабной системы противоракетной обороны в Европе.

Какие ответные шаги сможет предпринять Россия в случае вероятного обострения отношений с США и начала военного конфликта? Особенно с учетом того, что сегодня, при наличии у США высокоточного оружия (крылатых ракет и бомб с лазерным наведением), почти нет разницы, будет конфликт ядерным или нет?

Сценариев, видимо, может быть лишь два - угрожать Европе и угрожать самим США. И при реализации обоих сценариев нам придется заняться тем, что во времена прежней холодной войны называлось "наращиванием ядерных мускулов".

Для угрозы Европе нам придется, прежде всего, перенацелить достаточную часть своих ядерных ракет на европейские объекты американской ПРО, военные базы, аэродромы, узлы радиоэлектронной разведки, командные пункты управления и так далее.

Максимальную долю своих МБР России понадобится сделать многоблочными, что даст определенную гарантию от их перехвата со стороны американской ПРО.

Для подстраховки, возможно, понадобится перенести часть своих шахтных МБР из европейской части страны на Урал и в Сибирь, за пределы досягаемости РЛС американской ПРО.

Еще одним компонентом действий России может стать развертывание собственных элементов ПРО - ракет-перехватчиков, размещаемых "лицо в лицо" польско-чешской системе ПРО.

Новое поколение европейцев, конечно, не помнит времена "холодной войны". Но старшее поколение еще не так давно, в 80-е годы ХХ века, выступало против размещения в Европе американских "Першингов", прекрасно понимая, что ракеты "притягивают" ракеты. И что каждая новая американская база в Европе попадает в список целей советских СЯС.

Угрожать США мы можем лишь с помощью МБР. И хотя это наиболее жесткий вариант, других, более "мягких" средств ведения войны, у нас в действительности не остается. Удары по США могут быть нанесены из шахтных пусковых установок или мобильными комплексами МБР европейской части страны, а также с территории Сибири. И хотя все координаты наших ШПУ американцам известны, есть еще мобильные комплексы МБР, а также подводные ядерные ракетоносцы на морях. Подобная угроза, поддержанная реальным усилением наших СЯС, вполне может быть серьезным "аргументом сдерживания".

Продолжение: здесь

 

BlackShark28.02.07 23:51
Кургинян, иди-ка ты в свой театр рулить, специалист, млин, по ракетам. Я в этом тексте вижу десяток "горбух" сразу, а могу найти и сотню.

Амы, кстати, из СНВ-2 НЕ ВЫХОДИЛИ. Мы его не ратифицировали.

И "уязвимость" самолетов ДА - это мощное заявление.Мужики-то не знают!

Неохота пинать "эксперта" ногами, тем более уже в третий раз.

Короче, такие вот Кургиняны - живой пример того, что кухарка не может допускаться к управлению государством, а тем более гнилой творческий интеллигент - к обсуждению тем стратегической стабильности и СЯС.

Подобные пуликации серьезный сайт не украшают.
kosta_m02.03.07 09:36

Я НЕ СПЕЦИАЛИСТ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ПЕССИМИСТ НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВСЕ НЕСКОЛЬКО ХУЖЕ

DMaster02.03.07 19:50

2 BlackShark:

ты если умный -- аргументируй свою позицию: с фактами, цифрами, ссылками на источники... а так неча на серьезном сайте трепать языком, подобные комментарии оставь для удафф.ком

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию по Ирану
» Глава Минобороны ФРГ отказался бороться за пост канцлера, поддержал Шольца
» Ползучее расширение мандата: МАГАТЭ превышает свои полномочия — Ульянов
» Оставшаяся без российского газа OMV пытается оспорить запрет российского суда
» План "Германия". Раскрыта подготовка ФРГ к войне с Россией
» «Что и требовалось доказать»: Финляндия не готова к размещению войск НАТО
» США заранее получили от РФ информацию о запуске ракеты "Орешник"
» Военная база США в Сирии подверглась ракетному обстрелу

 Репортаживсе статьи rss

» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове

 Комментариивсе статьи rss

» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов
» Призраки прошлого: в Литве продолжают бороться с коммунизмом
» Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом
» Сергей Глазьев представил стратегию ускорения роста ВВП до 8% в год
» Что известно о планах переподчинить ФРС президенту США

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"