Южная Корея и плохая игра одного актера, которая понятна даже Америке Такаси СудзукиВ Южной Корее появились люди, которые серьезно критикуют внешнюю политику президента Пак Кын Хе "за Китай, против Японии", призывая ее "вернуться на сторону сотрудничества с заокеанскими союзниками". Они утверждают следующее: "Выступать против Японии приятно, но это обязательно выльется в отдаление от Америки, что разрушит нашу страну".
"Держать ухо востро с Китаем"
В центре этой группы стоит Чо Кап Че. Он длительное время стоял во главе южнокорейского ежемесячного журнала Monthly Chosun, этот человек – один из идеологических лидеров консервативного движения. Будучи в оппозиции, он основал Штаб национального движения консерваторов. Этот общественный активист родился в 1945 году и периодически возглавляет массовые протесты.
Он ведет деятельность в интернет-СМИ, среди которых можно назвать сайт ChoGab-je.com, как наиболее точно отражающий его позицию. Сайт наряду с развитием собственных идей Чо Кап Че приглашает молодых авторов и лидеров консервативного движения высказывать свои мнения.
23 августа он опубликовал обширную статью под заголовком "Держать ухо востро с Китаем, припрятав кинжал". Привожу самую показательную часть из этой статьи.
"Союз “Южная Корея – США”является звеном в коалиции “Южная Корея – США – Япония”. Если отношения между Южной Кореей и Японией ухудшаются, то вся коалиция перестает нормально функционировать. Когда на Корейском полуострове вспыхнула война, то Япония играла роль тыловой базы для союзных войск США и Республики Корея. Правительство Пак Кын Хе рано или поздно дойдет до предела в своей прокитайской и антияпонской политике", – написал он, говоря об опасности политики "за Китай и против Японии".
27 августа под именем журналиста Кима также вышла статья на ChoGab-je.com. В ней он писал: "Если Южная Корея сможет преодолеть свои антияпонские чувства, а Япония – свою ненависть по отношению к Корее и ограничить влияние прошлого, то они смогут избавиться от настоящей проблемы в лице Коммунистической партии Китая и КНДР". Ключевые пункты из этой статьи привожу ниже.
Тайвань мы защитим, а Южную Корею – нет
– США не выступают против правых взглядов Японии. Причина в том, что Япония сдерживает Китай в Северо-Восточной Азии, чего США не могут сделать самостоятельно.
– Правительство Пак придерживается направления сдерживания Японии через Китай. Это ошибочная стратегия, она связана с высокой вероятностью промахов во внешней политике страны. Результатом, возможно, станет ослабление позиции Южной Кореи в Северо-Восточной Азии.
Консервативные СМИ Южной Кореи нечасто выступают с такой жесткой критикой основного направления внешней политики власти. Легко понять их страх ослабления союза или, другими словами, "отдаления" между США и Республикой Кореей, вызванное максимальным обострением отношений между Японией и Южной Кореей.
На самом деле яростная критика "уклона Японии вправо" и антияпонские настроения, вызвавшие "ненависть Японии к Корее", совершенно охладили чувства необходимости поддержки безопасности Южной Кореи среди японцев.
В случае чрезвычайной ситуации на Корейском полуострове Япония, находясь под угрозой удара со стороны КНДР, будет сомневаться, давать ли согласие на поддержку американской армии в Южной Корее.
Сейчас "ненависть к Корее" замедляет реализацию права на коллективную самооборону, которая обсуждается в Японии. Так как считается, что если такое право у Японии появится, то вырастет вероятность участия Японии во "Второй Корейской войне".
Даже в рядах выступающих за реализацию права на коллективную самооборону в Японии со скоростью света распространяется следующая позиция: "Японские силы самообороны должны сражаться вместе с американской армией для защиты Вьетнама, Филиппин и Тайваня, которые являются дружественными Японии странами. Однако японцам не стоит проливать кровь за Южную Корею, которая только и делает, что выступает против Японии и прислуживает Китаю".
Против Олимпиады и права на самооборону
С другой стороны, на данный момент правительство Южной Кореи не выражает четкой позиции касательно права Японии на коллективную самооборону. Корея знает, что об этом праве изначально заявляли США. При этом Китай выступает категорически против. Южная Корея, уже избравшая антияпонское направление, ничем не поддерживает мнение Китая.
СМИ выступают против единым фронтом. В корейском обществе антияпонские настроения превратились в своего рода религию. Будь то заявка на проведение Олимпиады или право на коллективную самооборону, Южная Корея в любом случае выступает против действий Японии. Хотя, конечно, не без давления со стороны Китая.
В такой обстановке Чо в своей статье от 28 августа "Реализация права Японии на коллективную самооборону выгодна Республике Корея!" призывает корейцев к поддержке Японии в праве на самооборону.
Традиционно корейские консерваторы считают, что слаженный союз между Японией и США повышает безопасность Южной Кореи. Исходя из статьи, можно заключить, что их мысль заключается в следующем: "Нельзя упускать такую хорошую возможность".
Если КНДР развернет свои ракеты с ядерными боеголовками, то начнется война
У южнокорейских консерваторов уже были прецеденты с "потерей возможностей". В 2012 году правительство Ли отказалось заключать военное соглашение между Японией и Южной Кореей в самый день подписания договора (ссылаясь на третий пункт в первом разделе договора о поддержке южнокорейской армией Японии в случае противостоянии с Китаем).
В правящей партии победила идея Пак, которая из всех лидеров партии поддерживала самые тесные связи с Китаем. По сей день журналист Ким не скрывает своей печали: "Договор должен был послужить безопасности страны, но мы сами потеряли бесценное сокровище".
Итак, почему консерваторы Южной Кореи стали бить в колокола, предупреждая об опасности, исходящей от антияпонской политики?
Дело в том, что ядерная программа КНДР шаг за шагом продвигается, и беспокойства консерваторов связаны с возрастающей угрозой войны. Для самой Республики Корея увеличивается важность "тыловой базы" в лице Японии настолько, что это порождает напряженность внутри страны.
Чо в своей статье "Держать ухо востро с Китаем" описывает опасность ситуации, сложившейся вокруг Южной Кореи (пункт о разворачивании ракет с ядерными боеголовками приведен ниже).
Прямой удар по Сеулу через семь минут после запуска
– КНДР проведет миниатюризацию зарядов для ядерных боеголовок, разместит их на уже имеющихся баллистических ракетах, удар которых в сторону Сеула достигнет цели за семь минут.
– Способа защиты от удара нет. В столичном округе живет половина населения страны, здесь сосредоточено до 70% экономики. Такой атакой Южная Корея будет уничтожена.
– После ядерного удара Северная Корея пригрозит США: "Если нам будет нанесен ответный удар, то мы выпустим ядерные ракеты в направлении США и Японии". Неизвестно, осмелятся ли США отвечать КНДР в таких условиях.
– В таком случае Северная Корея может взять в заложники Южную Корею, лишь вооружившись ядерными боеголовками, и тогда все будет решаться по ее указаниям.
– Чтобы не попасть в заложники к Южной Корее, необходимо разработать стратегию развала КНДР, чтобы предотвратить ядерные разработки и отключить работу физиков-ядерщиков.
– Для подготовки к широкомасштабной войне необходимо либо устранить ракеты врага, либо самим получить ядерное оружие для самообороны.
В феврале 2012 года угрозы со стороны КНДР о применении ядерного оружия прозвучали три раза подряд. Поначалу взоры всего мира обратились к Корее, в Сеул съехались военные журналисты, но стоило шумихе утихнуть, как об этом сразу же забыли. Однако для Южной Кореи ядерная программа КНДР продолжает тикать над ухом, как бомба замедленного действия.
Самый эффективный способ – собственное ядерное оружие
Японские консерваторы, в отличие от корейских, не только не выступают против Китая, но и бывает, даже поддерживают его. Причина в том, что они рассматривают КНДР в качестве главного врага, а для того, чтобы обезопасить себя от ее агрессии, нужно поддерживать дружеские отношения с Китаем.
Однако Чо и его единомышленники не останавливаются на призывах отказаться от антияпонской политики. Они даже критикуют прокитайскую направленность. С чем же это связано?
Причина в том, что Китай продолжает, как и раньше, прикрывать Северную Корею, которая продвигает свою ядерную программу. В конце июня на встрече глав государств Республики Корея и Китая Си Цзиньпин ни разу не упомянул о "ядерном разоружении КНДР".
Кроме того, он заставил президента Пак дать обещание о денуклиаризации Корейского полуострова. Корейские консерваторы восприняли это как заявление Китая о том, что Республике Корея запрещается заниматься ядерными разработками.
66% населения Южной Кореи поддерживает ядерное вооружение. Они, как и Чо в вышеупомянутой статье, считают, что самый эффективный способ противостояния Северу – это собственное ядерное оружие.
Перед встречей глав государств Китай продолжал нашептывать Южной Корее: "Если приблизишь меня к себе еще больше, я поставлю тебя выше Северной Кореи". Корейцы с радостью отправили президента Пак Кын Хе в Пекин на переговоры.
Китай обвел Пак вокруг пальца
Холодный прием, оказанный Пак в Пекине, после таких реверансов был большим потрясением для корейцев. Недоверие и настороженность по отношению к Китаю со стороны консервативно настроенной часть населения, уделяющей особое внимание вопросам безопасности страны, резко усилилось и укрепило их решение вернуться на сторону заокеанских союзников во главе с США.
Их решительность и отражает заголовок "Держать ухо востро с Китаем, припрятав кинжал". Во вступительной части своей статьи Чо пишет следующее:
– Нельзя отказываться от ядерного оружия для самообороны, поддавшись на уловки Китая.
– Вступление в японо-американскую систему баллистических ракет средней дальности нейтрализует ядерные ракеты Китая.
– Китай стремится к гегемонии в Северо-Восточной Азии. Для этого ему необходимо будет обязательно разрушить союз Южная Корея – США – Япония.
– Китай в процессе объединения Корейского полуострова стремится ослабить или же разрушить союз между Южной Кореей и США.
– В умах части корейцев остаются привычки преклонения перед могуществом Китая. Они будет поддерживать разрушение союза с США и выступать за нейтралитет.
Других статей, столь открыто ратующих за противостояние Китаю и дружбу с США, а в этой связи и налаживание отношений с Японией, мне не попадалось. Южнокорейские СМИ традиционно наполнены антияпонскими статьями.
Воззвание к Обаме
Например, возьмем статью главного редактора южнокорейской газеты "Чунан Ильбо" от 4 сентября и ее основные пункты, типичные для подобных публикаций:
– Действия Японии с целью получения права на коллективную самооборону выглядят подозрительно. За счет этого Япония сможет отправить свои войска на Корейский полуостров даже без какого-либо удара по своим территориям.
– США с одобрением смотрят на вооружение Японии, потому что нуждаются в ее силе для сдерживания Китая. На самом деле США и Япония настроены заодно по отношению к странам Азии, включая меры по предотвращению финансового кризиса, что также связано со сдерживанием Китая.
– Хочу спросить у США: "Неужели вы забыли Перл-Харбор?" Нападение милитаристской Японии на США предсказывал еще борец (и будущий президент) за независимость Кореи Ли Сын Ман. Он предупредил президентскую чету Рузвельтов и госсекретаря США, но к нему не прислушались.
– Республика Корея и Китай должны выражать свое недовольство по отношению к вооружению Японии в переговорах с США. Америка должна хладнокровно обдумать свои интересы и решить, согласна ли она придавать силы Японии, ущемляя Южную Корею и удаляя Китай из круга друзей. Мы хотим, чтобы президент Обама не повторил ошибок президента Рузвельта.
Заблокировать Японию за спиной США и Китая
"Япония и США хотят объединить силы и заблокировать Китай", - Чо и Ким не опровергают общепринятого видения ситуации, однако их позиция по отношению к Японии прямо противоположна правительственной, так как они выступают за союз с Японией.
Главный редактор И полностью разделяет внешнюю политику правительства Южной Кореи в статье под названием "Согласие между Южной Кореей, США и Китаем". Исходя из такой позиции, логично, используя союз между Южной Кореей и США, заблокировать Японию и тем самым купить благосклонность Китая.
С другой стороны, Чо считает, что "связать США и Китай невозможно, это иллюзия. Возвращение к заокеанским союзникам – единственный путь к выживанию". Естественно, что для этого необходимо восстановление отношений с Японией.
Политика "согласия между Южной Кореей, США и Китаем" правительства Пак, или способ переплыть на сторону сильнейшего в паре США – Китай, строится на трех китах.
1. Поддерживая отношения с США, сблизиться с Китаем.
2. В качестве стран для поддержки США и Китая определить Японию и КНДР.
3. Жаловаться на весь мир о "правом уклоне Японии" и "отсутствии у нее понимания своих военных преступлений".
На самом деле пункт номер три является ключевым. Как следствие, пункты один и два его поддерживают.
Возможна ли политика невидимки?
– Понизив в глазах международного сообщества статус Японии, Южная Корея займет ее место. США станет непросто управлять Кореей.
– Если США потребуют от Южной Кореи заключить с Японией военное соглашение и присоединиться к кольцу вокруг Китая, то Корея будет отговариваться: "Мы всем сердцем стремимся к этому, но правый уклон в Японии и массовые антикорейские настроения делают этот союз невозможным", не давая увидеть США свое истинное прокитайское направление.
– США не отвечают на блокирование Японии Китаем. Южная Корея вместо Китая принимается за критику Японии перед США. Прислуживая Китаю, Корея показывает ему свою значимость.
Видимо, во внешней политике Южной Кореи пункт три считается неотъемлемым, так как едет ли президент Пак в США или Китай, встречается ли с лидерами России или Германии, она везде усердно критикует Японию.
Однако может ли такое поведение во внешней политике в метаниях между США и Китаем продолжаться бесконечно? До тех пор, пока Южная Корея не станет достаточно важной страной в глазах соседей, ни США, ни Китай не будут действовать по ее указке.
Как говорится, на воре и шапка горит. Китай, подумав, что "Южная Корея совсем обнаглела: находясь в союзе с США, она просит приблизить ее вместо КНДР", предложил ей вступить в коалицию.
Типичная зависимость
Если США заинтересуются двуличной внешней политикой Южной Кореи, то, скорее всего, придут в ярость: "Если хотите участвовать в программе ракет средней дальности, то прекратите свои пререкания и оправдания в адрес Японии и докажите свою преданность союзу".
Ким тоже пишет об этом: "Интеллектуалы США и Японии видят процесс перехода Республики Корея из лагеря заокеанских союзников на сторону материка". Это так и есть. Наверное, в Южной Корее найдется немного людей, способных говорить правду соотечественникам в глаза, но среди специалистов по Азии эта точка зрения является общепринятой.
Впервые я об этом услышал в январе 2008 года в ходе публичной дискуссии на симпозиуме Центра "Восток-Запад" в Бангкоке.
Когда развернулась активная дискуссия по поводу вопроса о том, "какие страны в Азии будут противостоять усилению Китая", специалисты практически всех стран сошлись во мнении, что Республика Корея будет первой, кто переметнется на сторону Китая.
В ноябре 2012 года в своей книге “The rise of China vs. The logic of Strategy” старший советник Центра исследований международных стратегических вопросов Эдвард Н. Люттвак указывает на "зависимость Южной Кореи от Китая на уровне ДНК" и "смутно мотивированную ненависть по отношению к Японии".
Люттвак в главе 16 под названием "Является ли Корея типичным вассалом Китая в системе Поднебесной?" пишет следующее:
– Республика Корея зависит от способности США противостоять в полномасштабной войне с КНДР, а также от Китая, способного выдержать единовременный удар. Однако Америка не может довольствоваться такой ситуацией. Потому что в таком случае половину риска и затрат на охрану Южной Кореи, которые должны нести США, нужно поручить Китаю как обратную сторону медали влияния на эту страну.
– В позиции Республики Корея по уклонению от ответственности в обеспечении безопасности проявляется скрытое желание воевать с Японией. В то время как у берегов Южной Кореи китайские рыболовные судна ширят свою противозаконную деятельность, нападая на своих "братьев" из Морской охраны, Южная Корея продолжает направлять свою злобу в адрес совершенно безвредной цели. Так, перед японским посольством в Сеуле была установлена статуя корейской женщине, призванная отразить проблему "женщин для утешения".
– Такой уход от реальности наносит ущерб влиянию страны в международной политике и ее позиции как союзника. Это делает ее еще более уязвимой перед страной, от которой исходит реальная угроза.
США и Япония смотрят, постепенно теряя интерес, на антияпонскую игру одного актера –Южной Кореи. Единомышленники Чо, наблюдая за этими метаниями, выступили с предупреждением: "Такая игра долго не продлится!" Однако неизвестно, сойдет ли со сцены правительство Пак.
Китай аплодирует представлению Южной Кореи
Дело в том, что у этого спектакля существует благодарный зритель, готовый петь дифирамбы. 26 августа в Сеуле Пан Ги Мун, ставший генеральным секретарем ООН после поста министра иностранных дел Республики Корея, выступил с речью на корейском, в которой предупреждал о движении Японии в сторону изменения конституции.
Японское правительство и СМИ раскритиковали это как "вмешательство во внутреннюю политику", после чего Пан Ги Мун извинился, но дипломатический отдел Китая незамедлительно выступил в его поддержку.
Газета "Чосон Ильбо" 29 августа вышла со статьей об этих событиях под названием "Нахальные японские СМИ яростно осуждают генерального секретаря ООН", ниже заголовок сопровождался подписью: "Китай поддержал высказывание".
Корейцы, которых Китай наконец-то "погладил по головке" за антияпонские высказывания, выглядели обрадованными. Поэтому, сколько бы господин Чо ни указывал на то, что "все вокруг все видят насквозь", Южная Корея не меняется. Оригинал публикации: 米国も見透かす韓国の「卑日一人芝居」 |