Wall Street Journal (США) Дион НиссенбаумСША заявляют, что высокая стоимость железной дороги может подорвать основу экономической стратегии Кабула Вашингтон. Надежды Афганистана превратить свои запасы минеральных ресурсов стоимостью в 1 трлн. долларов в двигатель экономики могут рассеяться из-за препятствий при строительстве железнодорожной системы, необходимой для транспортировки полезных ископаемых из страны, говорится в проекте доклада американских военных.
Нарисованный полицейский вблизи принадлежащих Китаю разработок в окрестностях КабулаИсследователи, проводившие работу по заказу американских военных, пришли к выводу, что строительство железной дороги может стоить больше 54 млрд. долларов. В докладе замечено, что постройка и ввод в эксплуатацию сети железных дорог по всему Афганистану будет стоить столько, что может сделать нерентабельной крупномасштабную разработку запасов полезных ископаемых в одной из беднейших стран мира.
Выводы, содержащиеся в 80-страничном проекте доклада, сделанном по заказу Министерства обороны, который стал известен The Wall Street Journal, поднимают серьёзные вопросы по поводу амбициозных планов Афганистана конвертировать свои богатые месторождения полезных ископаемых в надёжную экономическую базу.
Джанан Мосазаи, пресс-секретарь министерства иностранных дел Афганистана, поставил под сомнение такую высокую оценку затрат и предположил, что в долгосрочной перспективе выгоды от создания национальной сети железных дорог перевесят издержки.
"Связать Афганистан с существующими железнодорожными сетями региона – это важнейший компонент в реализации перспективы экономически интегрированной сердцевины азиатского региона, в центре которого находится Афганистан", – заявил Мосазаи.
Официальные представители США отказались прокомментировать предварительный доклад. Так как американские военные усилия в Афганистане сворачиваются, а миллиарды долларов помощи сокращаются, американские и афганские власти работают над тем, чтобы вдохнуть жизнь в еле дышащую экономику этой южно-азиатской страны с помощью денег от продажи нефти, природного газа, меди, железной руды и добычи других ископаемых.
Афганские власти надеются получить 300 миллионов долларов от проектов по разработке полезных ископаемых – около 15% невоенного бюджета – к 2016-му году. За следующие 12 лет, как надеются афганские власти, доходы от добычи минеральных ресурсов будут составлять половину ВВП. В настоящее время крупномасштабных действующих проектов по разработке залежей полезных ископаемых в Афганистане ещё нет.
При поддержке стратегов из министерства обороны США правительство Афганистана агрессивно распродаёт свои крупнейшие доли в месторождениях компаниям из Китая, Индии, Канады и США, от которых оно надеется получать плату за лицензии и отчисления за разработку недр.
США начали настойчиво рекламировать полезные ископаемые в качестве спасения экономики Афганистана с 2010-го года, когда они раструбили о своих оценках, что страна имеет около 1 трлн. долларов в потенциальных запасах полезных ископаемых.
Однако реализация перспектив добычи в Афганистане затягивается из-за множества осложнений – начиная с обвинений во взяточничестве, из-за которых ушёл один из министров горной промышленности, до нападений повстанцев, что представляет проблему безопасности при реализации проектов.
Один из крупнейших разворачивающихся сейчас проектов – план индийского правительства и частной канадской компании по разработке крупного месторождения железной руды в центральной провинции Бамьян – потребует надёжной железнодорожной сети в стране, где фактически вообще нет железных дорог.
Китайские власти проводят собственный анализ в стране, чтобы определить, имеет ли для них смысл строить железную дорогу как часть их проекта по добыче меди в Мез Айнак, расположенном недалеко от Кабула; китайские государственные компании взяли на себя обязательство вложить в его развитие 3.5 млрд. долларов.
Однако американские исследователи, работавшие по заказу военных и предупредившие в своём докладе, что их новое предварительное исследование базируется на множестве непрогнозируемых параметров, которые могут изменить неясные прогнозы, перечисляют препятствия, которые будет трудно преодолеть.
Для вывоза железной руды из страны потребуется построить до 3 тысяч миль (4 827 км) трасс через горные хребты высотой 16 тыс. футов (около 4 800 м), для которой в некоторых местах нужно будет построить ряд мостов и туннелей, заключается в докладе.
Из-за сложных условий местности между Бамияном и Кабулом, сооружение одного 600-мильного участка трассы обойдётся почти в 7.5 миллиардов долларов, включая двухколейный путь на горных участках.
В докладе делается вывод, что, по-видимому, не существует хорошего железнодорожного маршрута для перевозки железной руды из Бамиана, отдалённой провинции на высоте 9 000 футов (2 700 м), в которой находились гигантские статуи Будды, уничтоженные талибами в 2001-м году. "Участки между Кундузом и Банианом, или между Банианом и Кабулом не имеют профилей, подходящих для движения тяжеловесных поездов, перевозящих железную руду", – говорится в предварительном докладе.
Лучшей альтернативой, по мнению исследователей, была бы железнодорожная ветка длиной 2 260 миль (3 616 км) до Пакистана, которая обойдётся в более чем 45 миллиардов долларов к 2040-му году. И даже в этом случае, делается заключение в докладе, проект будет стоить на 10 миллиардов дороже, чем полученная от него прибыль.
Если бы инвесторам пришлось строить железнодорожную трассу до Пакистана, то, по словам западных чиновников, железнодорожная система его настолько расстроена, что привязка маршрута транспортировки афганских минеральных ресурсов к Пакистану сама по себе была бы авантюрой.
"Думаю, что рассматривать Пакистан как железнодорожный маршрут, это нереалистично, – сказал один из западных чиновников, который работает над проблемой добычи полезных ископаемых в Афганистане. – В Пакистане – бардак".
Для Афганистана ограничением является и то, что соседние с ним страны используют три разных типа железнодорожной колеи, что затрудняет его собственные возможности строить железнодорожный маршрут, который можно было бы связать с граничащими странами.
Западные чиновники, знакомые с содержанием этого отчёта, в частном порядке высказывают сомнения по поводу оценок, приведённых в исследовании, и говорят, что Афганистан будет в состоянии продолжить ряд крупных проектов, в том числе сделку с китайцами по меди, где перевозку полезных ископаемых можно осуществлять грузовым транспортом, а не по железной дороге.
Исследователи изучают другие потенциальные маршруты транспортировки за пределы страны, по мере продвижения проекта по разработке месторождения железной руды. Разработчики индийско-канадского проекта рассчитывают потратить не менее трёх лет на изучение месторождения железных руд мощностью 1.8 миллионов тонн, прежде чем принять решение, стоит ли извлекать минералы и транспортировать их из страны.
Хотя правительство Афганистана подталкивает Китай, чтобы он завершил свои исследования и построил железнодорожную линию, среди западных представителей, имеющих отношение к разработке полезных ископаемых в Афганистане, общее мнение всё больше склоняется к тому, что Китай вряд ли будет строить железные дороги в Афганистане, потому что ему для вывоза из страны меди железная дорога не так уж нужна.
Более того, строительство ни одной железной дороги в Афганистане не окупится, если по ней не будет транспортироваться железная руда, делается заключение в докладе.
"Железная дорога общего назначения никогда не будет экономически выгодной в Афганистане, – заявил один из западных представителей в Афганистане. – Если афганские власти в ней заинтересованы, они, в сущности, собираются взвалить на себя обузу".
Оригинал статьи |