Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Индонезия вступила в БРИКС в качестве полноправного члена
"Газпром" прекратил подачу газа через Украину
С Новым Годом!
"Газпром" с нового года прекратит поставки газа в Молдавию
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Суперэтатизм и социализм
17.01.12 11:04 Наука, техника, образование
Александр ТарасовСуперэтатизм и социализмК постановке проблемы

Для левых всего мира актуальными сейчас являются два вопроса: осознание причин поражения советского эксперимента и обновление социалистической теории. Для того, чтобы решить эти вопросы, необходимо сначала строго на научной основе разобраться в том, чем являлся в действительности так называемый реальный социализм, и составить представление о подлинно социалистическом (коммунистическом) обществе, о социалистическом (коммунистическом) способе производства.

Первая проблема важна не только потому, что левые должны извлекать уроки из собственных ошибок и не могут двигаться вперед, не разобравшись в собственном прошлом, но и потому, что на постсоветском пространстве существуют довольно влиятельные силы, активно действующие на политической арене и ориентированные на восстановление в общих чертах именно "реального социализма". Без решения обеих проблем невозможно обновление социалистической теории, а обновление это чрезвычайно необходимо, так как старая социалистическая теория серьезно дискредитирована в сознании мыслящей части левых, в то время как реальная действительность толкает значительную часть людей, считающих себя левыми, на путь активной борьбы с капитализмом, а организованные силы, ведущие эту борьбу, в большинстве своем пребывают в объятиях догм старых социалистических учений. Понятно, что это может, в лучшем случае, привести лишь к повторению истории.

Сначала о "реальном социализме". Существуют, как известно, две основные точки зрения на природу советского строя: что это действительно был социализм (искаженный либо даже неискаженный) и что существовавший в СССР и других странах "восточного блока" строй не был социализмом. Сторонники последней точки зрения в основном считают этот строй государственным капитализмом. Все остальные точки зрения (например, что "реальный социализм" являлся соединением капиталистического базиса с феодальной (или социалистической) надстройкой, или, как у Молотова, что он являлся "переходным периодом от капитализма к социализму"), строго говоря, научно не аргументированы и не выдерживают критики.

Оставаясь в рамках марксистской МЕТОДОЛОГИИ, представляется несложным доказать, что советское общество не было социалистическим (коммунистическим). При этом я, естественно, игнорирую сталинистское разделение коммунизма на две ступени – социализм и коммунизм, – как изобретенное специально для объяснения того, почему строй СССР не соответствовал представлениям основоположников научного коммунизма о социализме. Конъюнктурность и заданность этого "изобретения" сталинской науки очевидны. Следовательно, надо вернуться к марксовому пониманию, а именно, что социализм и коммунизм суть синонимы.

Итак, мы знаем основные характеристики социалистического (коммунистического) общества: это бесклассовый безгосударственный нетоварный строй прямой демократии (демократии участия), преодолевший эксплуатацию и отчуждение, основанный на общественной собственности на средства производства и порожденный социалистическим (коммунистическим) способом производства.

Очевидно, что "реальный социализм" этим ОСНОВНЫМ характеристикам социализма не соответствовал. При "реальном социализме" мы имели

а) государство (которое даже расширило свои полномочия по сравнению с капитализмом – вместо того, чтобы "отмереть");

б) товарно-денежные отношения, которые неизбежно, по Энгельсу, должны были порождать капитализм;

в) институты буржуазной представительной демократии (к тому же суженной, по сути, до олигархии);

г) эксплуатацию и отчуждение, по интенсивности и тотальности не уступавшие эксплуатации и отчуждению в капиталистических странах;

д) государственную (а не общественную) собственность на средства производства;

е) общественные классы;

и наконец

ё) тот же, что и при капитализме, способ производства – крупнотоварное машинное производство или, иначе говоря, индустриальный способ производства.

В то же время можно доказать, что "реальный социализм" не был и капитализмом: отсутствовал рыночный механизм (даже со времен "либермановской" реформы возникли лишь некоторые элементы рыночной экономики, но не собственно рынок, в частности, полностью отсутствовал рынок капиталов, без которого рыночный механизм в принципе неработоспособен); государство не выступало как частный собственник и совокупный капиталист (как это должно быть при госкапитализме), то есть в качестве одного (пусть главного) из субъектов экономики, а поглотило экономику и пыталось поглотить общество, то есть государство, скорее, выступало как совокупный феодал по отношению к своим гражданам, не имея в то же время возможности выступать в таком же качестве по отношению к иным средствам производства (ввиду отсутствия частной собственности и других "феодалов"); полностью отсутствовала конкуренция и т.д.

Я полагаю, что в СССР (и других странах "реального социализма") мы имели дело с особым общественно-экономическим строем – СУПЕРЭТАТИЗМОМ, строем, парным капитализму в рамках одного способа производства – индустриального способа производства.

В марксистской традиции строй именуется по наиболее прогрессивному собственнику ("рабовладельческий строй", а не "рабский" – от рабовладельца; "феодализм" – от феодала, а не от крепостного крестьянина; "капитализм" – от капиталиста, а не от рабочего). В этом смысле правильнее было бы именовать суперэтатизм просто ЭТАТИЗМОМ, но этот термин пока, к сожалению, в общественных науках, как принято говорить в таких случаях, переоккупирован.

В чем причина возникновения такой сложной конструкции, не встречавшейся ранее в марксизме, как два парных друг другу строя в рамках одного способа производства? Очевидно, в разнице собственников, видов собственности. Таким образом, получаем, что общественно-экономический строй формируется двумя основными признаками: СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА и СОБСТВЕННОСТЬЮ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Достаточно изменения одного из этих признаков – и изменится строй. В самом деле, переход от рабовладения к феодализму и от феодализма к капитализму сопровождался изменением способа производства, но не изменением формы собственности: во всех трех случаях мы имеем дело с ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Более того, в истории человечества уже был случай, когда в рамках одного способа производства существовали два парных общественно-экономических строя: это период античности, когда существовало классическое рабовладение (на Западе) и то, что Маркс называл "азиатским способом производства" (на Востоке). В советский период дважды в общественных науках (в 20-е – 30-е гг. и в 60-е гг.) возникали бурные дискуссии об "азиатском способе производства", которые закачивались ничем (поскольку были погашены указаниями сверху). Сам Маркс, как известно, решил к концу жизни пересмотреть свои взгляды на "азиатский способ производства", заподозрив, что никакого отдельного "азиатского" способа производства не было. Смерть не дала завершить ему эту работу. Между тем, Маркс был прав в своем подозрении. Сегодня мы обладаем достаточным количеством эмпирических данных для того, чтобы определять и "азиатский" и "античный" способы производства как один способ производства: крупнотоварное немашинное (домашинное) производство. Разница между Западом и Востоком заключалась лишь в форме собственности: классическое рабовладение на Западе предполагало частную собственность на средства производства, в то время как на Востоке существовала государственная собственность на средства производства (иногда она выступала в завуалированной форме: в форме "сакральной" собственности, когда средства производства формально принадлежали даже не государству, а богу или богам, или в форме "царской" собственности на средства производства – при этом царь (верховый жрец) не был частным собственником, а лишь менеджером, распорядителем "царской" ("сакральной") собственности). Говоря иначе, то, что Маркс определял как "азиатский способ производства", надо бы называть ЭТАТИЗМОМ (ЭТАТИЗМОМ-I, в отличие от этатизма-II, суперэтатизма).

Ограниченный размерами статьи и ее жанром ("к постановке проблемы"), я не стану развивать далее эту тему, тем более, что она заслуживает отдельной серьезной и аргументированной статьи, если не монографии. Скажу лишь, что парность строев при одном способе производства проявляется, как мы видим, при переходе от первобытного коммунизма к классовым обществам, к частой собственности – и наоборот, при переходе от частой собственности к социализму, что говорит, видимо, либо о сложности такого процесса, либо о неоднородности его в различных цивилизациях. Возможно, это связано с наличием или отсутствием в данном обществе такого института, как община.

Итак, при суперэтатизме собственником становится государство, а все граждане превращаются в наемных работников на службе государства. Государство, таким образом, превращается в эксплуататора, присваивает себе прибавочный продукт. При суперэтатизме ликвидируются антагонистические классы, а классовые различия вытесняются в сферу надстройки. Общество оказывается состоящим их трех основных классов: класса рабочих, класса крестьян и класса наемных работников умственного труда, который при ближайшем рассмотрении оказывается состоящим из двух крупных подклассов: управленческого аппарата, чиновничества, во-первых, и интеллигенции, во-вторых. Складывается своеобразная СОЦИАЛЬНАЯ ОДНОРОДНОСТЬ общества, в определенной степени – ОДНОМЕРНОСТЬ (если воспользоваться, переосмысляя его, термином Маркузе). Границы между классами размываются, облегчается переход из одного класса в другой, что является достоинством по сравнению с капиталистическим обществом.

Другим достоинством суперэтатизма по сравнению с капитализмом является ликвидация конкуренции – с присущей ей огромной тратой ресурсов и средств на конкурентную борьбу, на рекламу (как известно, на Западе расходы на конкурентную борьбу и рекламу иногда достигают 3/4 всех доходов компании).

Важным достоинством оказывается возможность преодолеть стихию рынка при помощи планирования, что позволяет – в идеале – рационально и экономно подходить к затрате ресурсов, а также прогнозировать и направлять научно-технический прогресс.

Наконец, важным достоинством суперэтатизма является возможность концентрировать в одних руках (государства) огромные материальные, людские и финансовые ресурсы, что обеспечивает высокую выживаемость системы в экстремальных условиях (как это было с СССР во II Мировую войну).

Социальные институты суперэтатизма, на которые любят указывать в качестве "важнейших достижений" сторонники "реального социализма" – бесплатное образование, здравоохранение, системы детского дошкольного и внешкольного образования и воспитания, рекреационные системы, дешевые жилье и общественный транспорт – собственно, не являются "достоинствами" суперэтатизма. Они порождены специфическими отношениями между государством и наемными работниками, напоминающими отношения между феодалом и его крестьянами: поскольку рынок рабочей силы был ограничен наличным количеством граждан и внешнего рынка рабочей силы не было, то, естественно, государство – работодатель и собственник средств производства – вынуждено было взять на себя заботу о здоровье, образовании и условиях жизни своих работников, так как это непосредственно сказывалось на производстве и, в первую очередь, на производстве прибавочного продукта, на доходах государства. Высокий уровень прибавочной стоимости достигался при суперэтатизме за счет чрезвычайно низкой заработной платы, но, в то же время, часть получаемых государством сверхприбылей перераспределялась затем через государственные структуры в пользу наемных работников в форме социальных программ, а также путем искусственного занижения цен на внутреннем рынке на продукты и товары первой необходимости, жилье и общественный транспорт. Государство таким образом, во-первых, понуждало граждан направлять часть своих доходов в выгодном для государства как собственника средств производства и работодателя направлении (например, на образование и санитарно-гигиенические цели), а во-вторых, могло контролировать получение необходимого минимума услуг и прав (образование, например) всеми гражданами без дискриминации, с одной стороны, и без самодискриминации (сознательного уклонения) – с другой.

Таким образом, при суперэтатизме наемный работник получал не обязательно хорошего качества, но гарантированно и даже в обязательном порядке то, что при капитализме он должен был покупать на рынке товаров и услуг как раз за ту часть зарплаты, которая (приблизительно, конечно) ему при суперэтатизме не оплачивалась.

Говоря иначе, и капитализм, и суперэтатизм не имели в этой сфере явных преимуществ, а лишь по-разному расставляли приоритеты: ДОСТУПНОСТЬ и ГАРАНТИРОВАННОСТЬ при суперэтатизме (с потерей качества и разнообразия) – и КАЧЕСТВО и РАЗНООБРАЗИЕ при капитализме (с потерей доступности и гарантированности). Нетрудно заметить, что вся разница объясняется прагматической причиной: наличием при капитализме внешнего для собственника средств производства по сути неограниченного рынка рабочей силы – и отсутствием такого рынка для собственника средств производства при суперэтатизме.

Что касается недостатков суперэтатизма по отношению к капитализму, я на этом специально останавливаться не буду, поскольку в последние 10 лет наши и зарубежные СМИ только об этом и говорили и писали.

Во всех известных нам странах суперэтатизм решал и решил те же вопросы общественного и экономического развития, что и капитализм, а именно:

а) ликвидация институтов феодализма и

б) индустриализация.

В этом смысле суперэтатистские революции были равнозначны революциям буржуазным – с той лишь разницей, что если в буржуазных революциях буржуазия оставалась гегемоном, используя часто пролетариат и крестьянство как массовую движущую силу революции, то в суперэтатистских революциях пролетариат (и/или крестьянство – в Китае, во Вьетнаме, на Кубе и т.д.) превращался из массовой движущей силы в гегемона, уничтожив, наряду с классом феодалов, и буржуазию.

Особенностью суперэтатизма явилось то, что он как строй не имел собственной идеологии и был вынужден пользоваться чужой – и даже чуждой себе – идеологией марксизма. Это естественно. Класс буржуазии сформировал в основном свою идеологию еще при феодализме – и осуществлял буржуазные революции уже под флагом этой идеологии. Государство – не класс, государство – всего лишь машина, существующая во всех классовых обществах, некому и незачем было создавать обожествляющую машину идеологию.

Кстати, отсутствие собственной, адекватной идеологии – одна из причин краха суперэтатизма в СССР и других странах советского блока.

За десятилетия сталинского режима, конечно, была проведена грандиозная работа по извращению марксизма и приспособлению его к нуждам суперэтатистского строя. В целом эту работу, как показала историческая практика, можно считать неудачной. Однако определенные плоды эта работа, конечно, дала – и мы можем сейчас наблюдать последствия этих усилий в идеологии "обожествления государства", которую проповедует, например, Г. Зюганов. Интересно, что и при позднем капитализме, при государственно-монополистическом капитализме, возникли идеологи и даже идеологические школы, которые, если внимательно присмотреться, разрабатывают именно идеологию суперэтатизма – в чистом виде, уже без марксистской окраски. В качестве яркого примера можно привести Берреса Ф. Скинера и близких к нему представителей необихевиоризма.

Это связано, видимо, с чрезвычайным усилением в эпоху позднего капитализма бюрократии. Бюрократия – единственный социальный слой, который получил выгоду от суперэтатизма. Государство персонифицируется в государственных служащих, то есть в чиновничестве, в бюрократии. По отношению к государству при суперэтатизме чиновник, бюрократ выступает, как и все остальные, в качестве наемного работника. Однако по отношению к другим наемным работникам он выступает в качестве менеджера, управленца, агента власти, зачастую – работонанимателя (то есть отчасти работодателя). Не будучи классом, а лишь бездушной машиной, государство при суперэтатизме не имеет каких-то классовых интересов. Бюрократия же, как справедливо писал Маркс, воспринимает государство как свою коллективную собственность. Это значит, что бюрократия паразитирует на государстве, постоянно пытаясь перераспределить часть государственных доходов в свою пользу – и нанося этим ущерб и обществу в целом, и самому государству.

Инстинктивно всякое государство с этим борется. Помимо государства с аппетитами бюрократии борются обычно и правящие классы, которые тоже рассматривают государство как СВОЮ коллективную собственность. При суперэтатизме, где правящих классов нет, государство либо должно бороться с частными аппетитами чиновничества очень жестко (при Сталине, например, как мы помним, управленческий аппарат подвергался систематическим репрессиям), либо смириться с угрозой тотального растаскивания государственных доходов чиновничеством, а в перспективе – и с перераспределением государственной собственности в пользу чиновничества. Что и произошло в конце концов в СССР и в других странах советского блока. Государственная машина способна противостоять частным интересам чиновников, лишь используя для этого других чиновников. Если же бюрократы от осознания своих ЧАСТНЫХ интересов разовьются до осознания своих СОСЛОВНЫХ интересов, то есть если бюрократия станет СОСЛОВИЕМ ДЛЯ СЕБЯ, – суперэтатистское государство окажется бессильным перед угрозами утраты собственности и превращения бюрократов (менеджеров) в собственников (капиталистов, бюрократ-буржуазию). Что мы и наблюдали недавно.

Теперь о подлинном социализме (коммунизме). Пролетарские революционеры не смогли создать социалистическое общество по двум основным причинам. Во-первых (и в главных), к моменту совершения пролетарских революций, вопреки марксистским принципам, и в ближайшей перспективе не было видно признаков нового способа производства, не говоря уже о том, чтобы он в общих чертах сформировался в недрах старого. Во-вторых, был ошибочно определен основой революционный субъект – пролетариат.

Вторую ошибку допустил уже сам Маркс. Марксистская методология предполагает, что революционный субъект должен появиться, как сейчас бы сказали, вне Системы. Не рабы уничтожили рабство и не крестьяне – феодализм. Точно так же не пролетариат должен был стать могильщиком буржуазии. Однако рассуждения Маркса нетрудно реконструировать. Не обнаружив вокруг себя класса, который, подобно буржуазии в феодальном обществе, существовал бы вне основного экономического уклада и представлял бы новый способ производства, Маркс обратил свой взор на наименее заинтересованный в капитализме класс – пролетариат. Маркс предполагал, что рабочие, не заинтересованные в своем статусе НАЕМНОГО РАБОТНИКА, взяв власть, приложат усилия к тому, чтобы изменить условия своего труда и сам способ производства. Мы знаем, что Маркс как практический политик был гораздо слабее Маркса-философа, кроме того, Маркс как человек был достаточно нетерпелив (вспомним, как он спорил с Энгельсом, когда именно – при его жизни – произойдет социалистическая революция). С одной стороны, Маркс еще в 1857-1859 гг. осознал, что именно ЗНАНИЕ должно стать непосредственной производительной силой будущего общества, с другой – НТР, которая показала, что это теоретическое положение Маркса верно, началась лишь во второй половине 40-х гг. XX в. Методологически получалось, что ведущим субъектом социалистической революции должен стать ученый (или, шире, интеллигент), на практике Маркс при жизни не видел и малейших признаков этого.

Это заложило некоторые явные противоречия в построения Маркса. С одной стороны, индустриальный способ производства неизбежно товарен, с другой – социалистический способ производства, как справедливо утверждал Маркс, – нетоварен. Материальный продукт НЕИЗБЕЖНО превращается в товар в ходе обмена. И лишь ЗНАНИЕ не является, строго говоря, товаром. Товар при обмене (продаже) отчуждается от одного владельца и переходит к другому. Знание при обмене (продаже), став "собственностью" покупателя, не отчуждается и от продавца. Поэтому знание в капиталистическом обществе никогда не оплачивается по своей полной стоимости. Это отражается и на оплате труда тех, кто создает и передает знание – ученых и преподавателей.

Более того, способ производства, основанный на знании, оказывается таким способом производства, при котором возможно ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ. Знание неотчуждаемо от его создателя и носителя. Он контролирует весь процесс "производства" знания.

Знание, наконец, находится уже сейчас по сути в ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ человечества. Несмотря на все попытки превратить знание в товар, закрепить в частном владении интеллектуальную собственность, 99,95% суммарного знания человечества общедоступно. Даже в ядерной физике засекречено лишь 0,35% информации и, очевидно, еще меньше подлинного знания. Объективные общественные потребности диктуют необходимость поддерживать режим доступности и открытости знания.

Производство и владение знанием бессмысленны, если "собственник" знания не делится им с обществом. Ученый (работающий в сфере научного знания) и художник (работающий в сфере художественного знания) предназначают плоды своей деятельности именно для окружающих.

Знание, наконец, удовлетворяет тому требованию, которое Маркс предъявлял к общественной собственности – чтобы она одновременно была и индивидуальной. Без этого, по Марксу, невозможно преодоление отчуждения, не произойдет диалектического снятия частной собственности. Общественная собственность, не бывшая в то же время индивидуальной, известна по первобытному коммунизму – и провоцирует присваивающую экономику.

Однако до начала 80-х гг. XX в., до эры персональных компьютеров и мировых компьютерных сетей, было неясно, на каких именно материальных носителях может осуществляться способ производства, основанный на знании. PC и оказался таким орудием труда и средством производства, который может быть одновременно в индивидуальной и общественной собственности (как это показывают мировые компьютерные сети). Ученый, писатель, архитектор, музыкант, модельер, работающий на своем PC, зависит от мировых сетей и баз данных и нуждается в них. С другой стороны, эти сети и базы данных лишены смысла, если у их не будет пользователей.

Наконец, тотальная компьютеризация и информатизация делают возможной прямую демократию. Когда-то Вольтер говорил, что прямая демократия хороша для маленьких стран, но неосуществима в больших (например, во Франции) – из-за расстояний и затрат времени. Современные коммуникации позволяют действовать одномоментно независимо от расстояний. Поголовная компьютеризация дает возможность всем членам общества участвовать в выработке и приятии решений и в контроле над их воплощением в жизнь.

Знание, став основной производительной силой, неизбежно уничтожит индустриальный способ производства. Автоматизация, роботизация и компьютеризация делают ненужной фабрику в том виде, в каком мы ее знаем – они по природе своей стремятся к "малым формам", к децентрализации. Экономическая децентрализация должна повлечь за собой и политическую (вспомним, что Маркс видел социализм как ассоциацию (федерацию) самоуправляющихся коммун). Наконец, автоматизация и компьютеризация вытесняют человеческий промышленный труд (даже высококвалифицированный) и понуждают работников переходить к высокоинтеллектуальному творческому труду. В высокоинтеллектуальном творческом труде преодолевается отчуждение (как господство овеществленного в машинах знания над живым знанием).

Маркс полагал, что социалистическая революция будет мировой. Для этого должен был сформироваться единый мировой экономический механизм, мировой капиталистический рынок. Маркс, как сейчас очевидно, опять торопился и понимал этот мировой рынок несколько упрощенно (как позднее и Ленин). Только сейчас складывается настоящий МИРОВОЙ РЫНОК – то есть рынок, обладающий всеми классическими чертами национального, но распространенный на всю планету. Финансовый мировой рынок уже сформирован, почти полностью (или даже полностью) сформирован мировой рынок сырья, у нас на глазах формируется мировой рынок товаров и услуг и начинает формироваться мировой рынок рабочей силы. Как только этот процесс завершится, можно будет говорить, что период экстенсивного развития капитализма исчерпал себя.

Мировая экономическая интеграция будет неизбежно подталкивать мировую политическую интеграцию (в том числе и в имперской форме). В то же время, исчерпав экстенсивный путь развития, капитализм вынужден будет сосредоточиться на интенсивном. Это повлечет за собой формирование интеллигенции как массового общественного класса – класса работников умственного труда, который капитализм постоянно будет пытаться превратить в класс НАЕМНЫХ работников умственного труда.

Вот эта НОВАЯ интеллигенция, этот новый класс, прямо связанный с новым – социалистическим – способом производства, основанном на знании, и должен стать гегемоном мировой социалистической революции. Для этого, естественно, необходимо, чтобы он стал "классом для себя", осознал свои классовые интересы (ликвидация частой собственности и капитализма и освобождение от положения наемного работника). То есть необходима революционная пропаганда и разъяснительная работа среди интеллигенции. Очевидно, впрочем, что при капитализме интеллигенция (работники умственного труда) как массовая категория населения, как КЛАСС может существовать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в форме НАЕМНЫХ работников умственного труда, что не только не совпадает с ее интересами, запросами и возможностями, но всегда было УНИЗИТЕЛЬНО для творческих личностей. Достаточно очевидно также и то, что союзниками интеллигенции в будущей революции могут стать все наемные работники (в том числе и промышленный пролетариат), поскольку ликвидация статуса наемного работника соответствует и их классовым и социальным интересам – а перспектива превратиться в свободных творцов и тружеников привлекательна и для них.

Сам по себе поздний капитализм в социализм не перейдет. Он уже сейчас активно сопротивляется прорастанию внутри собственного экономического механизма нового способа производства, тормозит научно-технический прогресс. Из-за конкурентной борьбы и установки на "получение прибыли любой ценой" начинает выдыхаться "компьютерная революция", попытки введения частой собственности на знание и информацию (так называемая интеллектуальная собственность) ведут к разбазариванию ресурсов планеты в ущерб человечеству во имя прибылей частных лиц и корпораций (уже сейчас западные химические концерны, например, скупили и "закрыли" свыше 200 патентов на производство нервущихся нейлоновых чулок; компания "Белл" купила еще до I Мировой войны патент на производство неперегорающей лампочки накаливания и тратит огромные деньги на продление этого патента и т.д.).

Наконец, капитализм пытается подменить категорию ЗНАНИЕ категорией ИНФОРМАЦИЯ. Это не одно и то же. Ученые, художники и общество в целом владеют именно ЗНАНИЕМ, в то время как ИНФОРМАЦИЕЙ может владеть и частный собственник как товаром (бюрократ, например, традиционно владеет как товаром именно информацией). Ложное знание, как известно – вовсе не знание. А ложная информация может быть не менее ценной, чем истинная. И т.д.

Очевидно, однако, что "информационное общество" – это шаг к обществу, основанному на знании. Природа информации и природа знания, механизмы их общественного обращения близки друг другу, информация, наконец, как и знание, является "неполноценным товаром", ибо может не отчуждаться полостью при обмене (продаже).

Наконец, я думаю, серьезными проблемами для революционных сил являются:

1) формирование наряду с мировым рынком и единой мировой экономикой мировой имперской системы;

2) финансово-имущественный подкуп широких слоев населения развитых западных стран – за счет неэквивалентного обмена с "третьим миром" – и, следовательно, социальная стабилизация позднего капитализма в развитых западных странах в форме "мещанского рая" и

3) использование капитализмом достижений НТР (как в военной сфере, так и в сфере массовой информации, пропаганды и контроля над сознанием) против революционных сил.

Мне представляется, что эти проблемы, которые придется решать в XXI веке сторонникам социалистической идеи, в конечном счете взаимосвязаны, ибо уже сейчас все три фактора действуют в комплексе. Если левые силы не смогут пресечь стихийно формирующийся сегодня сценарий мирового развития (создание мировой империи из развитых капиталистических стран, живущей за счет остального мира – то есть страдающего от нищеты, голода, войн, болезней и отравленной природы "третьего мира" – и населенной сытым мещанским стадом, "средним классом" с редуцированными культурными и духовыми запросами и готовым силой оружия оберегать свой высокий жизненный уровень и комфорт от "дикарей" "третьего мира") – земную цивилизацию ожидает катастрофа. Неизбежное истощение планетарных ресурсов побудит эту мировую империю в целях самовыживания перейти к таким совершенным и всепроникающим методам контроля и унификации мышления своих подданных, по сравнению с которыми орвелианские и замятинские антиутопии покажутся милыми детскими "страшилками".

5 мая – 7 июня 1996

Статья написана на основе доклада, прочитанного 14 мая 1996 г. на Международной научной конференции "Альтернативы общественного развития на пороге XXI века и социально-политические движения".

Опубликованa в журнале "Свободная мысль", 1996, № 12.

 

vsch19.01.12 10:36
Другая беда – экстенсивное, нерачительное отношение к пространству. Русский народ сформировался в качестве покорителя обширных и обильных ресурсами территорий. Ну для чего биться над двукратным повышением урожайности? Это ж такая, право, скука: заниматься селекцией, улучшать удобрения и средства защиты растений, совершенствовать технику; нет, лучше засеем вдвое больше гектаров. Наглядную иллюстрацию сказанному можно застать "поближе" к гражданскому обществу: при пересечении границы России с Украиной или Белоруссией полуобвалившиеся хижины сменяются добротными избами, а вместо бурьяна на полях дружно колосятся злаки. А заводы к чему модернизировать? Построим столько же морально старых предприятий – вот и вырастет вдвое производство. Неслучайно в западной – украинско-белорусской – части русского мира и предприятия в среднем пока эффективнее аналогичных предприятий в самой России.

Что за бред? Или это специальная статья для вбивания клина между русскими народами и обоснованием того что русские - недочеловеки?

Timmer19.01.12 10:55

2 vsch

Что за бред? Или это специальная статья для вбивания клина между русскими народами и обоснованием того что русские - недочеловеки?

Где это Вы здесь вычитали? В окнах заплутали?

PS Статья которую vsch так лих раскритиковал здесь ссылка . Обработанная и измененная версия здесь ссылка

vsch, троллим?

alx_me, читаем только отзывы?

alx_me19.01.12 11:24
2 vsch



Да, статья явно мутновато-коричневая. Упреждающий удар по возрождающейся идее? Перлы про эксплуатацию доставили радость. Очень вовремя её извлекли.
NightWolfM19.01.12 12:20
Секундочку, это не тот ли Тарасов, который при Советах в дурке сидел, а сейчас ездит с тренингами по России?
breaker-1119.01.12 12:50
"Упреждающий удар по возрождающейся идее?"



Социалистической?
gekkon19.01.12 13:07
Хитрая отмазка левых - сказать, что построенное в СССР вовсе не было социализмом, а было неким извращением и отклонением от чертежей. Дескать, дайте нам ещё один шанс, всё сделаем в лучшем виде!

В лучшем виде это как в КНДР? В Беларуси? На Кубе? Нигде ваши чертежи не дали красивого и стабильного результата. Поэтому удел левых - забавные шоу в стиле "Захвати Уолл-Стрит". Хэппенинги маргиналов и лузеров без намёка на конструктив.
Karabass19.01.12 13:43
gekkonу для ознакомления ссылка ссылка
антип-219.01.12 14:02
Статья от 1996 года. Тогда Ельцин плясал на всех площадках, а такие как Тарасов выступали со страшилками, подпевая Чубайсу и Гайдару. Став президентом, Ельцин расплатился с олигархами залоговыми аукционами. Потом 1998 год - дефолт. Народ обобрали в очередной раз. Сегодня 2012год. Знать опять пришло время народ обманывать, раз понадобились такие как Тарасов.
gekkon19.01.12 14:14
Karabass, что сказать-то хотели? Почитал ссылки, противоречий с моим текстом не вижу.
Karabass19.01.12 14:29
Это, например, прочитали?
//
6-я конференция ЕАКЛ в Афинах, 9—10 июня 2003 года, проходила уже в период ссылка . Этому была посвящена резолюция, принятая участникам конференции, осуждавшая ссылка и ссылка
//

Хоть одна правая партия осуждает США и НАТО??? Так кто более адекватен в современном мире, правые или левые? И как следствие -- с кем логичнее сотрудничать, а кого посылать?
breaker-1119.01.12 14:38
"Хоть одна правая партия осуждает США и НАТО???"



Можно осуждать и сотрудничать (например - содействовать переброске грузов в Афган).



ссылка



А чегой-то этой новости в обсуждениях нет? источник врёт?
Karabass19.01.12 14:43
А что в этой новости нового? То, что она здесь явный оффтоп?
gekkon19.01.12 15:07
> Karabass
Хоть одна правая партия осуждает США и НАТО??? Так кто более адекватен в современном мире, правые или левые? И как следствие -- с кем логичнее сотрудничать, а кого посылать?
Не очень понял следствие. Сотрудничать логичнее с теми силами, которые представляют большинство своих стран. Хоть одна левая партия имеет большинство в капиталистических странах?
Сотрудничество надо строить на взаимных интересах, а не на осуждении США. Если мы хотим получать взаимную выгоду от сотрудничества, конечно.
Xaoc19.01.12 15:37
> антип-2

Статья от 1996 года. Тогда Ельцин плясал на всех площадках, а такие как Тарасов выступали со страшилками, подпевая Чубайсу и Гайдару. Став президентом, Ельцин расплатился с олигархами залоговыми аукционами. Потом 1998 год -  дефолт. Народ обобрали в очередной раз. Сегодня 2012год. Знать опять пришло время народ обманывать, раз понадобились такие как Тарасов.

Как говорил суперданила - "Сила в правде!". В этих рассуждениях много правды, с которой нужно не бороться заткнув уши, а принять как помощь, во избежании следующих ошибок. Я и сам пришел к аналогичным выводам, пытаясь понять что не так было. Главная проблема суперэтатизма указана верно - он страшен не сам по себе (хотя очень медленно развивается), а тем, что в нем неизбежно перерождение в классовое общество. Я даже указывал сроки этого перерождения - три поколения. Суперэтатизм это государство с запрограммированной катастрофой. О (www.warandpeace.ru/ru/phorum/view/750/page=7/) бесклассовом обществе я рассуждаю на форуме немало. У него есть свои тонкости.

Единственное в чем я не согласен с автором, что СССР извратил учение Маркса. Он его весьма развил, особенно при Сталине. Сталину лишь не хватило развития ПС, чтобы создать гармоничное и стабильное общество. Но сейчас все необходимое для создания такого общества есть. Нет только желания у класса имущих, расставаться с рычагами власти. Кровососы могут только сосать, пока им хоботок не оторвут.

vsch19.01.12 17:17
2 Timmer

Где это Вы здесь вычитали? В окнах заплутали?

Вот именно в том абзаце, который я и привёл курсивом.
Karabass19.01.12 17:28
Не очень понял следствие.
Сотрудничать надо в первую очередь с теми, кто адекватен. Особенность настоящего момента состоит в том, что количество адекватных правых стремительно тает, приближаясь к нулю, а вот количество адекватных левых, напротив, с каждым годом растёт. Что не может не радовать.
Xaoc19.01.12 21:50

Не понятно - что за важность откуда придет революция и какое сословие является революционным. Ведь в этом как бы автор видит главную ошибку Маркса? Ну не рабочие, а разночинцы - какая разница? Ведь если тело находится в неустойчивом равновесии, то неважно какого рода толчок нарушит это равновесие, все равно тело покатится по предначертанной колее и займет то место какое вынудит гравитация. Кургинян тоже придает огромное значение чистоте революционных рядов и помыслов. И совершенно напрасно.

Кстати, интересная мысль! Может Маркс намеренно указывал ложную цель в качестве революционного сословья? Он ведь революционер, что не подвергается сомнению. А следовательно заинтересован в победе революции. Следовательно, если слить на раннем этапе, уязвимом для спецслужб, сакральные силы революции, то реакция вполне может их зачистить заблаговременно. Вот он и измыслил обманку про рабочих как революционный класс? А в реале революция исходила во все времена от золотой молодежи. И зачистить их не так просто - они все чьи-то сынки, имеющие влиятельные связи и крыши. И эта золотая молодежь тупо бесится с жиру, внося в социум полезный хаос, двигающий социальную эволюцию. Важно не КТО устораивает революцию, а для КОГО она будет потом выгодна. А это уже зависит от объективных этапов социального развития. На каждом этапе развития ПС существуют свои реальные силы способные взять власть и установить свой вариант общественной гармонии.

Sargas20.01.12 03:33
Маркс небыл революционером. Маркс был всего-лишь вдумчивым бухгалтером, проанализировавшим противоречия натурального хозяйства, приведшие к капиталистической революции, а затем - проанализировал противоречия системы капиталистической и пришёл к выводу - будет революция.
А уже Бухарины и Троцкие, взяв на вооружение вывод бухгалтера Маркса, принялиссь раскачивать лодку.
Аббе20.01.12 06:06
Все гады, один Такой то Растакой то - весь в белом и на лихом коне. Осталось найти этого, который на коне и будет счастье.
Уважаемые участники, а никто не хочет себе сказать нечто ИНОЕ?
Я постепенно пришёл к выводу о неразрешимости уравнений бытия. Да, именно так. И в целом неразрешимы и по отраслям бытия неразрешимы.
То есть по узеньким отраслям бытия - легко и непринуждённо. Не на долго. А потом начинают вмешиваться разные неучтённые помехи.
В доблесть воинского долга народа грабителя (подставить название по вкусу) вмешивается усталость и поражение. Или, что ещё страшнее - победа. Разрастается элита и режет потомков Отца Основателя, имеющих потомственное право на власть. Что у монголов или гуннов, что Василий Сталин.
Успешные торговцы неизбежно выделяют из себя бухгалтеров и финансистов. Их финансистов выделяются спекулянты, из спекулянтов трясут займы, они раздувают ПРОЦЕНТЫ..............Дальше читаем статью "Падение дома Барди". Правильно, дальше - Столетняя Война.
Частью Корана является сура о Марибской плотине. Это - Счастливая Аравия. Небогатые предки построили великолепную плотину. Гидроизоляция - из каменных плит, соединённых стальными скобами и штифтами на свинцовой заливке. Богатство, могущество. С Римом успешно воевали. Были заведомо богаче своих предков строителей. И вот, трижды вода разрушала плотину, прорывала её. Раз - моментально восстановили. Раз - год старались, отремонтировали. На третий раз - не стали ничего делать. Народ сгнил изнутри. Руки - ЕСТЬ. А спасительного решения - НЕТ. От основы своего бытия разошлись по горячей пустыне. Мусульмане до сих пор поминают их с недоумением.
Поверьте, таких примеров найти - дело небольшого времени и Вашего желания это читать. Одно и то же, в разных обличиях. Не трудно, но скучно. А потом - страшно.

Мир неуравновешен и неразрешим как в целом, так и в частностях.
Человечество ограничено с своих способностях попытками более, или же менее успешного составления относительно адекватных уравнений для принятия решений при том - не на долго. Поработали, пожили, исчерпали ранее накопленное количество вчерашних противоречий. Всё, дальше некуда. Своих противоречий накоплено выше крыши и они, в рамках ЭТОГО миропонимания - жить мешают, а разрешены быть не могут.
Пора, пора менять миропонимание. Из накопленных вчера проблем делать сырьё для питания общества. Только решение проблем ЭТИХ трёх поколений будет совсем другим, нежели они применяли. И увы, эти поколения - уже не решают почти ничего. В лучшем случае - их отодвинут от решений. В худшем - не хочу и думать.
Посмотрите, подумайте. Может здесь что то и есть разумное.
Timmer20.01.12 09:20

Ну во 1-х "Большинство критиков Маркса критикуют свое убогое представление о нем" (С).

2. Я хотел обратить внимание на третью часть статьи, в свете принятия законов PIPA и SOAP, мне именно это показалось актуальным. А законы будут приняты.

3.Мне всегда нравилось мечтать о будущем на научной основе.

Alibaba31.01.12 05:56

Читал, читал и думал - автор что-то не дочитал или наоборот, перечитал. А когда он пнул ногой Зюганова, все сразу стало на свои места. Заказуха.

Ну да, сейчас же выборы скоро. Вытащили статейку из сундука.

Самое главное что сделал автор это запудрил мозги своим этатизмом и суперэтатизмом. А вот главное определение социализма назвать постеснялся. Социализм это прежде всего СПРАВЕДЛИВОЕ общество. Это главный критерий, по нему и судить социализм это или нет.

Вторая чушь несусветная это приравнять социализм и коммунизм между собой. К. Маркс утверждал, что коммунизм можно построить при победе пролетарской революции на всей планете, а уж если этого не произошло, то тот строй, который был в СССР, коммунизмом уж никак назвать нельзя. Назвали социализмом, ибо для построения коммунизма не хватало таких мелочей, как победа революции на всей планете, развитие производства до такой степени, что всего и вся для всех жителей планеты будет столько, что и не сосчитать. А самое главное и абсолютно невыполнимое требование это воспитание НОВОГО человека у которого будет новое не эгоистичное мышление напрвленное только на работу для общества и ради общества. Посмотрите на страну. 70 лет воспитания нового человека не дало положительного результата, ибо некоторые особи Homo sapiens не могут быть воспитаны по причине особенности устройства их мозгов. Мы не роботы, коим можно залить в ПЗУ одну и ту же программу и ждать от них абсолютно идентичной реакции на происходящие вокруг события. Наш мозг программируется годами и весьма хаотично, знания усваиваются частично и имеют тенденцию забываться, т.е. стираться. Новые знания после определенного возраста усваиваются с трудом, а у некоторых особей и вовсе крыша съезжает вплоть до маразма. Прибавьте сюда склонность к излишествам нехрошим, кои тоже определяются генетическими особенностями Homo sapiens. А такую вещь, как совесть, можно найти далеко не у каждого индивида. Дефицит! Одним словом, все мы с брачком, кто с малым, а кто с большим.

Либо ученые изобретут метод делать нам мозги одинаковыми, либо коммунизм возможен только среди роботов. Тогда вопрос: а на хрена нам такой коммунизм?

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» После атаки БПЛА в Саратовской области повреждено промышленное предприятие
» Турция выступила с ультиматумом курдским боевикам в Сирии
» Катар опроверг информацию о намерениях поставлять газ в Европу через Сирию и Турцию
» Эксперт Митилинеос: Остановка транзита газа обошлась Европе в 100 млрд евро
» В Британии сотни работников присоединились к иску против McDonalds
» НАТО получит от Израиля системы борьбы с дронами
» Еврокомиссия заявила, что у ЕС нет проблем ни со снабжением, ни с запасами газа
» Число погибших при землетрясении в Тибете выросло до 126

 Репортаживсе статьи rss

» Луна должна подешеветь
» Технологический порыв: главные изобретения 2024 года
» Встать в строй: как в 2024 году усилился ВМФ РФ
» Кто придумал Новый год: история и традиции праздника
» Сергей Лавров: разумеется, у Трампа есть рычаги воздействия на Киев
» Антон Алиханов: в России уже производят свои Барби и лего
» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным

 Комментариивсе статьи rss

» Политический кризис в Канаде. Что пишут СМИ
» Армения тщетно ищет нового гаранта безопасности: «Терпите, мы на вашей стороне»
» «Битва гигантов» за каналы: Нужны ли они России, если есть Северный морской путь?
» Как Белоусов меняет российскую военную машину
» «А через пару лет приходит Россия и стучится в дверь»: в Euroclear почуяли неладное
» НАТО встревожено перемещениями российского флота «в двух шагах» от Италии
» «Главное оружие снайпера — не винтовка, а страх, который он сеет»
» Опубликован полный текст решения о взыскании $9 млн с Euroclear

 Аналитикавсе статьи rss

» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"