Александр Чайковский Скоро на пост посла США в Российской Федерации прибудет Майкл Макфол. На этом посту он станет лишь вторым некарьерным дипломатом за последние 30 лет. Общепринятая американская оценка представляет его как "действительно ведущего исследователя своего поколения" по СССР/России, с репутацией "ярого защитника российской демократии и резкого критика крутых мер против инакомыслия, принятых В. Путиным". В администрации Б. Обамы на посту специального помощника президента по вопросам национальной безопасности и директора отдела России и Евразии в Совете национальной безопасности США Макфол заслужил реноме "архитектора" политики в отношении России и автора стратегии "перезагрузки". Первая информация о выдвижении Макфола на посольский пост появилась в конце мая 2011 г., вскоре после объявления В. Путиным о создании Общероссийского народного фронта, что, по всей вероятности, было воспринято в Вашингтоне как заявка на президентство в 2012 г. Такая перспектива, несомненно, шла вразрез с видением администрации США, чётко и однозначно выраженным вице-президентом Дж. Байденом во время его визита в Москву в марте этого года: президентство Путина будет "плохо для страны и плохо для него", Россия от него устала, эта усталость будет нарастать и неизбежно приведет к событиям, аналогичным тем, что происходят в арабском мире. В Вашингтоне говорят: "People is policy", то есть "Кадры решают всё". Какими знаниями, навыками и ресурсами обладает М. Макфол, чтобы проводить интересы США в России на данном историческом этапе? Что готовят для России Соединённые Штаты на ближайший предвыборный сезон и годы президентства В. Путина? Майкл Макфол: главный американский создатель и эксплуататор подрывных сетей в России Майкл Макфол (Michael McFaul) родился в 1963 г. в штате Монтана, в 1981 г. поступил в Стэнфордский университет на факультет международных отношений и славянских языков. Первая поездка Макфола в СССР датируется 1983 годом - студентом он приехал в Ленинград. Во время следующего пребывания в СССР в 1985 году - в 22-летнем возрасте - его мнение о советском строе сложилось окончательно: "Я понял систему гораздо лучше и моей реакцией на это стал сохранившийся надолго лютый антикоммунизм и антисоветизм", рассказывал Макфол в интервью университетскому изданию Stanford Report в 2001 г. В середине 1980-х он проводит два лета в Польше, "черпая вдохновение в деятельности тогда запрещённого, подпольного движения "Солидарность"". Стэнфордские профессора заметили целеустремлённого студента: "Для нас было ясно, что он незаурядный молодой человек с очень перспективным будущим", говорил о Макфоле К. Блэйкер (Coit Blacker), в 1992-1996 гг. занимавший пост специального помощника президента по вопросам национальной безопасности и старшего директора по России, Украине и Евразии в Совете по национальной безопасности США. В 1986 г., награждённый престижной стипендией Родса, Макфол отправляется писать диссертацию в Оксфорд. Учитывая его особый интерес к государственным переворотам - примеры которых, по его словам, он изучал в России, Венгрии, Чехословакии и Польше - оксфордские профессора направили его антисоветское усердие на исследование советской поддержки движениям за освобождение в Африке (Ангола, Зимбабве, ЮАР). Для работы над диссертацией на тему "Южноафриканское движение за освобождение и интервенция великих держав: к вопросу о теории революции в международном контексте" Макфол изучал португальский язык в Лиссабоне. В 1988 г. Макфол возвращается в Москву, чтобы провести интервью с советскими экспертами-африканистами, и этот момент, по его словам, становится поворотной точкой в жизни. Он встретил некую диссидентку, эксперта по Африке, которая сказала ему: настоящие революционеры сейчас в России, и её контакты сейчас как раз готовят свержение коммунистического строя. "Она познакомила меня с несколькими антикоммунистами-революционерами, которые, честно говоря, казались в то время изрядно помешанными", вспоминает Макфол. Это были члены группы "Демократическая Россия" - Аркадий Мурашов, Евгений Савостьянов, Михаил Шнейдер, Виктор Дмитриев, а также Гавриил Попов, проповедовавшие не социал-демократию, как другая антикоммунистическая оппозиция, а самые радикальные реформы в стиле жёсткого тэтчеризма, которые неизбежно разрушали не только социалистическую систему, но и собственно советскую государственность. Макфол обеспечил их связь с западными агентствами и фондами для получения финансирования, и это сыграло важную роль в продвижении "Демократической России" и радикальных реформ. Переворот 19 августа 1991 г. привёл "изрядно помешанных" к власти: "Многие из моих друзей после распада СССР стали высокопоставленными официальными лицами, и это в некотором роде "засосало" меня в Россию на следующее десятилетие. И с тех пор мои связи остались". "В течение последних двадцати лет я анализировал и практиковал продвижение демократии", - рассказывает Майкл Макфол в своей последней книге "Продвижение демократии в мире". В течение 1992 г. он базируется в Москве в качестве первого представителя Национального демократического института (НДИ), одной из четырёх структур Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED). Первый президент NED Аллен Вайнштейн про свою деятельность говорил в интервью "Вашингтон пост" в 1991 г.: "Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад подпольно делало ЦРУ". Директором НДИ в то время был Джей Брайан Этвуд (J. Brian Atwood), чьим первым местом работы в 1964-1966 гг. было Агентство национальной безопасности США, а после 1993 - пост главы Агентства США по международному развитию (USAID). Затем, с конца 1992 по 2009 г. Макфол чередовал либо совмещал руководящие и преподавательские посты в Фонде Карнеги и Стэнфордском университете, курсируя между Москвой, Вашингтоном и Стэнфордом. В частности, он служил содиректором программы по оборонной конверсии в Центре по международной безопасности и контролю над вооружениями в Институте Фримена и Спогли при Стэнфордском университете (1992-1994 гг.), директором программы по российской внутренней политике (была и такая!) в головном офисе Фонда Карнеги в Вашингтоне, параллельно создавая и возглавляя Московский центр Карнеги (1994-1995 гг.). В 2005 г. Макфол, в качестве заместителя, возвращается под руководство К. Блэйкера - теперь директора Института Фримена и Спогли в Стэнфорде. С 2003 по 2009 г. Макфол - содиректор проекта "Демократия в Иране" совместно с вице-президентом NED Ларри Даймондом. В разные моменты на протяжении этих лет Макфол консультировал Государственный департамент, министерство обороны, Агентство США по международному развитию, Национальный фонд в поддержку демократии и другие правительственные агентства и компании, как упоминается в его подробнейшей биографии на сайте Стэнфордского университета. За эти годы Макфол написал около 20 книг и бессчётное число статей. Работы эти отнюдь не академического характера - они читаются, скорее, как донесения с места действий. Ибо, на протяжении двух десятилетий М.Макфол энергично занимался политической разведкой и построением подрывной инфраструктуры в России, в тесном контакте с Белым домом и СНБ, Госдепом, министерством обороны, спецслужбами и связанными с ними исследовательскими институтами - в его терминологии, "анализировал и практиковал продвижение демократии". В феврале 2009 г. Макфол переходит в исполнительную власть на пост ответственного за Россию в Белом Доме и СНБ и приступает к реализации своих наработок. На слушаниях в сенате он привёл длинный список успехов политики "перезагрузки" России как метода "сотрудничества, приносящего пользу безопасности и благополучию США". Какую же пользу безопасности и благополучию России принесла и ещё будет приносить "перезагрузка"? Это наиболее выгодный для США способ подчинения России, при котором, под видом "сотрудничества", возможности российского государства используются во имя интересов США - как в дзюдо вес противника используется против него самого. Первый в длинном списке Макфола "успех" внешней политики США в отношении России - создание и расширение Северной сети доставки (Northern Distribution Network), которая уже сейчас обеспечивает более половины тылового снабжения войск США и НАТО в Афганистане, а к началу 2012 г. достигнет двух третей. С момента старта воздушного транзита в августе 2009 г. пространство России пересекли более 1500 рейсов, доставившие помимо грузов более 235000 американских солдат, при этом основная масса военных грузов идёт наземным транзитом. С точки зрения интересов России, Северная сеть доставки значит обеспечение тылового снабжения армии противника, укрепляющего южную линию фронта против России и гарантирующего безнаказанность производства и трафика опиатов из Афганистана, которые убивают около 100000 россиян ежегодно - катастрофическая цифра, на порядки большая жертв США в Афганистане. Другой важный для США успех - поддержка Россией американского курса по Ирану: Россия проголосовала в ООН за значительное расширение режима санкций и отменила гарантированную контрактом поставку ракет С-300. Воздержание России по резолюции Совета Безопасности ООН №1973 по Ливии "обеспечило международную поддержку для успешных операций НАТО по защите ливийского населения", заверил Макфол. С точки зрения интересов России, поддержка курса США на смену "режимов" и водворение американских марионеток значит потерю крупных инфраструктурных и оружейных контрактов, сокращение числа союзников, растущее военное присутствие США, ослабление российских позиций в ООН с перспективой изоляции на мировой арене. По словам Макфола в июне 2010 г., вслед за политической начинается экономическая "перезагрузка" России; помощник президента Сергей Приходько в ответ назвал документ о стратегическом партнерстве в области инноваций. В чём состоит это партнёрство? В феврале 2010 г. Государственный департамент и Совет по национальной безопасности (!) организовали делегацию руководителей высокотехнологических компаний для поездки в Москву и Новосибирск с целью продвижения инновационной повестки дня, включая свободу интернета и использование коммуникационных технологий для активизации деятельности гражданского общества. Для пущей убедительности делегация была сдобрена голливудским актёром Эштоном Качером, обеспечившим смазливую маску целям Госдепа и СНБ. Ещё один говорящий пример участия США в "модернизации" России: 13 октября 2011 г. компания Cisco Systems и Агентство США по международному развитию (USAID) подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого в развитие индустрии информационно-коммуникационных технологий в России будут вложены 50 миллионов долларов, из них 9 миллионов - средства USAID. Эти деньги пойдут на две программы: "Технологии успешного предпринимательства на Северном Кавказе", которая включает создание восьми Институтов предпринимательства Cisco в пяти регионах Северного Кавказа; и программу "Сетевые академии Cisco на службе обществу", которая готовит специалистов для "оказания волонтёрской помощи в информатизации социальных структур и организаций на безвозмездной основе". По словам заместителя главы USAID по Европе и Евразии Пейдж Александер, эти программы позволят охватить "потерянное население, которое мы не можем достичь обычными способами", и продвинет цели USAID по "раскрытию информации и увеличению гражданского общества". Поддержка Соединёнными Штатами "инноваций" значит для России расширение подрывной деятельности США в интернете и в обществе, доступ к стратегическим разработкам в секторе высоких технологий, ликвидация стратегически важных для России инновационных проектов, приватизация достижений российской науки и вывод полученных за её счёт прибылей за рубеж. Если бы советские конструкторы ждали инвестиций из Америки, первый спутник никогда бы не поднялся в космос. Модернизация для Вашингтона - это механизм для дальнейшего освоения российской экономики на благо американских корпораций и международного финансового капитала, перенаправление народного богатства в карманы американских корпораций либо их лобби в России, которое так же направляет эти деньги на западные рынки - что ёще более ценно в период кризиса. Планируемая приватизация государственных пакетов в крупнейших российских компаниях лишит российский бюджет долгосрочных доходов - точно так же в конце 1980-х обрезали доходы федерального центра для развала СССР. Стратегия: держи своих друзей близко, а врагов еще ближе В чём состоит стратегия Белого дома по отношению к России, в разработке которой Макфол играл ведущую роль, и которую он теперь будет реализовывать из Спасо-хаус? На слушаниях в сенате Макфол в очередной раз называл стратегию "dual-track engagement" - стратегию "двухколейного вовлечения", термин из советских времен, который Макфол занял у одного из своих менторов Джорджа Шульца. Эта стратегия означает активное взаимодействие с российским руководством на правительственном уровне и параллельно этому энергичное общение с гражданским обществом. В переводе с американского официального дискурса, это значит выжимание из Кремля крупных уступок в интересах США и параллельное ведение активной подрывной работы внутри российского общества. Как пояснил Макфол на слушаниях, "Мы не собираемся позволять фальшивый торг, по которому [русские бы говорили]: "поскольку мы с вами работаем по проблеме Х на правительственном уровне, вы не будете делать то-то с российским гражданским обществом". Мы решительно отвергали такую связь, когда она нам предлагалась ранее, и... я буду считать это главным вызовом и главной своей ответственностью как посла США в России". Макфол проповедует такую стратегию на протяжении по крайней мере последнего десятилетия. В мае 2007 г. на слушаниях в палате представителей США он заверял, что самая эффективная политика в отношении России - отнюдь не изоляция, сдерживание или конфронтация, а возможно более глубокое взаимодействие одновременно с российским правительством и российским обществом. При этом, чем больше проектов для сотрудничества на государственном уровне, тем больше возможностей для проникновения в российское общество - с конечной целью "вернуть Россию обратно на путь демократизации". Понятно, что под "демократией" понимается государство-сателлит США, современная полуколония, чьё руководство возможно быстрее и инициативнее исполняет указания администрации США. Ничего общего с изначальным смыслом термина - "народовластие" - демократия по-вашингтонски не имеет. Держи своих друзей близко, а врагов еще ближе - этот старый принцип итальянской мафии, увековеченный голливудским блокбастером "Крестный отец", давно обрёл энергичную жизнь в недрах Белого дома. Ещё одна концепция, проливающая свет на текущие и будущие действия Макфола - разработанная им в 2002 г. "Доктрина свободы" (The Liberty Doctrine). Эта доктрина определяет продвижение индивидуальной свободы за рубежом как основной приоритет внешней политики США, обеспечивая следующие преимущества. Во-первых, таким образом противостояние США формулируется в терминах идей, личностей и режимов, а не в терминах государств, ибо друзья у Америки есть везде, даже в Ираке и в Афганистане, и их нужно привлекать, а не отвергать, объясняет Макфол. Во-вторых, доктрина свободы даёт идею, к которой могут присоединиться другие государства, партии и личности, которые не обязательно хотят служить национальным интересам США; так, например, если представить войну в Ираке как реализацию стратегических интересов США, то им придётся действовать там в одиночку; если же представить войну как кампанию "за свободу Ираку", то это соберёт коалицию. И, в-третьих, доктрина свободы подразумевает две фазы противодействия враждебному режиму - разрушительную и созидательную; вторая фаза обязательна, ибо иначе США придётся вести одну военную кампанию за другой с нескончаемой чередой врагов. Вот почему трансформация их в партнёров-сателлитов, т.е. "демократии", чрезвычайно важна. "Национальная безопасность США выиграла от продвижения демократии гораздо больше, чем безопасность любой другой страны", констатирует Макфол. "Цель американской власти, таким образом, должна состоять в расширении сообщества демократических государств и демократических граждан по всему миру". Тактика: "исход битвы определят внутрироссийские силы" Американские чиновники редко сбиваются с официального жаргона. Но однажды на выездном семинаре Гуверовского института в неформальной обстановке Макфол позволил себе некоторую откровенность. Открывая "мозговой штурм" по Ирану, Макфол объяснял: "Мы хотим включить Иран в современный мир. С этим приходят определённые условия: вы должны позволить нам открыть наше посольство, вы должны допустить деятельность USAID, вы должны разрешить нашу общественную дипломатию - всё, что мы делаем в других странах, где у нас есть посольства... И знаете, что ещё приходит с открытием посольства в вашей стране? Ага! Именно - офицеры разведки. ЦРУ - часть посольства. Мы могли бы кардинально расширить возможности агентурной разведки за счёт большего присутствия в стране... Это создаст настоящий конфликт внутри режима, потому что создаст угрозу приверженцам жёсткой линии. Это хорошо. Мы хотим обострить напряжённость между ними. Россия, конечно, давно уже прошла этот этап: посольство США, USAID, NED и вся остальная батарея "общественной дипломатии", которую раньше в режиме секретности вело ЦРУ, у нас действует совершенно легально. За последние двадцать с лишним лет в России была отстроена колоссальная инфраструктура из западных и клонированных ими российских фондов и неправительственных организаций в экспертных кругах и гражданском обществе; крупнейшие из них - Московский центр Карнеги, Фонд "Новая Евразия" (32), Московская школа политических исследований - обладают миллионными (в долларах) бюджетами и ведут высокопрофессиональную подрывную деятельность. Более того, в последние три с половиной года, благодаря пермиссивной атмосфере в России сформировался слой околокремлёвских экспертов и советников, которые в открытую проповедуют переход России в атлантический лагерь, включая вступление в НАТО - то есть капитуляцию. Среди них - отдельные члены Совета по внешней и оборонной политике, Институт современного развития, новобразованный Российский совет по международным делам, финансируемый из российского бюджета (33). ИНСОР и его глава И.Юргенс, помимо членства России в НАТО, выступает за роспуск МВД и ФСБ, и переориентацию ОДКБ на службу НАТО. В этой ситуации совершенно скандален тот факт, что председателем наблюдательного совета ИНСОРа является президент России: своим статусом он узаконивает капитуляцию как легитимную позицию на политической арене России. Попробуйте представить себе президента США, председательствующего в организации, которая предлагает распустить ФБР и ЦРУ и вступить во враждебный военный альянс, как, например, Варшавский договор в своё время. "Исход битвы за демократию в России в основном определят внутрироссийские силы....Нашей главной стратегией должны стать всеобъемлющие, устойчивые и осмысленные контакты со всеми элементами российского общества", - определяет Макфол. Внимательные наблюдатели могли заметить, как администрация Обамы адаптировала дискурс: термин "экспорт демократии" больше не используется, его сменила формулировка "помощь внутренним силам, борющимся за демократию". Макфол также будет говорить: В. Путин ставит целью высокий уровень жизни в стране в условиях всеобщей безопасности? Мы поможем ему в достижении этих целей - работая напрямую с российским гражданским обществом и борясь с общими угрозами в Афганистане. Как рассказывает профессор Российской экономической школы Константин Сонин: "На приеме в американском посольстве в день президентских выборов 2008 г. половина моих знакомых говорила, как они ждут победы Обамы. "Почему Обамы?" - "Так в этом случае у меня будут связи на самом высоком уровне, у Обамы же в советниках Майкл Макфол, мой давний и близкий друг!". Двадцать с лишним лет Макфол поливал (долларами) дерево российской оппозиции - они ему принадлежат. Он их хозяин и благодетель. Для текущих целей и задач США в России нет лучшего посла, чем Макфол. Ибо нет в Америке "специалиста", который бы обладал более широкими сетями в России, и более глубоким опытом их эксплуатации, чем Макфол. Теперь "давний и близкий друг" Майк будет в Москве на расстоянии вытянутой руки от своих подопечных. Путин - "параноидальный лидер" "Продвижение свободы требует в первую очередь сдерживания, а затем уничтожения противостоящих ей сил, будут ли это индивид, движения или режимы" (36), - проясняет Макфол. Кого новому послу предстоит "сдерживать, а затем уничтожать"? Главную проблему России, "отход от демократии", Макфол считает личной ответственностью В. Путина, а не России вообще и не российского общества: "Проблема в отдельном лидере, двигающемся в своём направлении, и это даёт нам надежду, потому что другой лидер в другой момент может пойти в другом направлении". "Путин не желает превращать политическую систему России в западную демократию", - жалуется Макфол, "он не слишком заботится о западном мнении и западных условиях по членству в западных клубах. Его видение мира имеет больше общего с Хрущёвым или Брежневым, чем с Горбачёвым или Ельциным". Предостережение президента Путина в ежегодном обращении к Федеральному собранию в 2007 г. о западных попытках подорвать российский суверенитет Макфол смог приравнять к "ксенофобии". Упоминание В. Путиным новых угроз, в которых, "как и во времена Третьего рейха, всё то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат", Макфол оценил ни много ни мало как "слова параноидального лидера, которому нужны внешние враги для обретения легитимности внутри страны". Макфол прибывает в Москву ровно под старт активной фазы парламентских выборов и президентской кампании в полной готовности. На слушаниях он информировал сенаторов: "На предвыборный период мы выделили 9 миллионов долларов, на один миллион больше, чем было потрачено в 2007-2008 гг., для поддержки деятельности, связанной с укреплением свободных и справедливых выборов". Макфоловские кадры в России тоже готовы к старту кампании по тотальной дискредитации парламентских выборов. "Акции протеста будут идти по нарастающей, - рассказывает член оргкомитета и исполкома "Другой России" Сергей Аксенов. - Ближе ко дню выборов наши митинги станут ежедневными, а 4 декабря выйдем на Триумфальную площадь". С "Другой Россией" Макфол знаком давно; в частности, в июле 2006 г. он участвовал в конференции этой группы, организованной под саммит Большой восьмёрки в Петербурге и выпустившей "Открытое письмо лидерам Б7" (заметьте, Россию, принимавшую саммит Большой восьмёрки, членом клуба они не считают), с призывом "дать знать Путину, что его внутренняя и внешняя политика неприемлема". Среди подписантов стоит имя Макфола. Кто автор этого письма? Брюс Джексон, офицер военной разведки, основатель в 1996 году Комитета США по расширению НАТО, куратор Саакашвили и высокопоставленный оператор "цветных революций". Как зафиксировали французские документалисты в фильме "Революция.сом. США: завоевание Востока" его российские подопечные, движение "Оборона", считающие Саакашвили своим героем и примером - гости в его вашингтонском офисе. Несмотря на малочисленность этих марионеточных организаций ("Другая Россия", ПАРНАС, "Оборона", "Солидарность", "Роспил") и маргинальность их лидеров, недооценивать их воздействие было бы опрометчиво. Даже если их акции соберут несколько десятков человек, западные СМИ раструбят их как основные предвыборные новости из России. Эти группы будут генерировать постоянный поток "открытых писем" и призывов западным лидерам, парламентариям, правозащитным организациям, занимая тем самым большую часть информационного пространства в западных СМИ. Любая адекватная реакция властей будет подана как "диктаторское попирание демократии и свободных выборов". Рабочая группа по вопросам гражданского общества под председательством М. Макфола и В. Суркова, созданная в июле 2009 г., станет приводным механизмом для проведения давления на Россию в предвыборный период и на последующие годы. Сделанный ежегодным Саммит гражданского общества устанавливает прямой канал взаимодействия между российскими активистами и Белым домом, включая и президента США, и Совет по национальной безопасности. Повестка дня США: вы нам служите, мы вас подрываем Проанализируем, к чему США будут стремиться по важнейшим вопросам на уровне правительственного взаимодействия. Транзит через Россию тылового снабжения для войск США и НАТО в Афганистане - критически важный для США вопрос, без которого военные операции просто встанут: США будут стремиться расширить транзит, скрывая фундаментальную для них важность этого вопроса. Укрепление военного и экономического присутствия в Центральной Азии: США и НАТО будут использовать имеющиеся у России связи и ресурсы, чтобы утвердить своё присутствие в Средней Азии, отрезать регион от России и взять под контроль местные природные ресурсы. ООН: США усилят попытки взять под контроль Организацию Объединённых наций и использовать её как расширение Госдепа и эмитента мандатов для НАТО, выдавая собственные планы за инициативы международного сообщества. Так, Международные силы содействия безопасности (МССБ) ведут войну в Афганистане на основе мандата ООН - но под командованием НАТО, при этом члены ООН потеряли контроль над содержанием мандата; попытки включить в него борьбу с наркопроизводством и наркотрафиком в Афганистане не увенчиваются успехом. Операции по смене "режимов" в арабском и других регионах: США обострят давление на Россию по содействию их подрывной деятельности, одобрению их санкций и резолюций в ООН. Чем активнее Россия будет содействовать США, тем быстрее придёт и её черед на "смену режима". Система противоракетной обороны США и НАТО в Европе: это свершившийся факт. Администрация США не подпишет с Россией никакого юридически обязывающего соглашения, которое ограничивало бы возможности ПРО. России необходимо приступать к реализации контрмер. Грузия и другие подобные конфликты: под предлогом урегулирования США будут пытаться ввести на спорные территории контингенты ООН или даже НАТО. Как говорил Макфол, "Сутью нового подхода должна быть интернационализация каждого из этих конфликтов.... Россияне не могут быть единственными миротворцами в этих взрывоопасных регионах". При сопротивлении политике США, в адрес России последуют угрозы и попытки исключения её из международных клубов: как считает Макфол, если раньше Россию включали в международные клубы авансом, то теперь она должна сначала доказать, что соответствует стандартам, а потом они посмотрят, принимать её или нет. Для влияния на внутреннюю российскую политику будет, по всей вероятности, использовано "расширенное правительство", о создании которого было объявлено 15 октября. Такое "большое правительство, которое "работало бы наряду с партией власти, гражданским обществом и экспертами" станет идеальным механизмом для вбрасывания, продвижения и реализации выгодных США инициатив. В плане экономики, проект создания в России международного финансового центра станет механизмом для перевода наиболее перспективных активов российской экономики на счета американских корпораций и вывода прибылей из России. Для реализации проекта создана рабочая группа под руководством А.Волошина и при ней Международный консультативный комитет, состоящий из глав крупнейших американских банков, инвестиционных банков и фондов прямых инвестиций. Создание конкурентного Уолл стрит финансового центра при помощи ключевых игроков этой самой Уолл стрит - совершенный нонсенс. Модернизация России усилиям международного финансового капитала есть колонизация экономики России. В плане "продвижения демократии" в России, США добавят к "перезагрузке" и "модернизации" комплект жёстких мер: будет активизирована подготовка обещанной Дж. Байденом "революции", на российский "театр военных действий" вернутся силовые кадры, такие как Б. Джэксон; будут использованы протестные настроения среди населения - от борцов с коррупцией и мигалками до экологов и обманутых дольщиков; внутренняя "оппозиция" усилит провокации с целью вызвать жёсткие ответные действия и выступить в роли "мучеников диктаторского режима Путина". Крупнейшим инструментом дестабилизации обстановки послужит национализм. В конце 1980-х гг. США успешно использовали националистические порывы советских республик, чтобы вздыбить ими федеральную союзную структуру. Сегодня проекты в стиле "Россия для русских" послужат рычагом для расчленения России и сокращения её до размера Московского княжества XVI века. Первым на отделение стоит Кавказ, и для этого террористические акты могут стать ежедневным ходовым инструментом. Не удивительно, что в кампании "Хватит кормить Кавказ!" либеральная оппозиция сошлась с националистами. Грядущие месяцы и годы обещают быть сложными для России. В России многие боятся конфронтации с США - они не понимают, что США уже в конфронтации с Россией, и никогда из неё не выходили. Московские друзья Макфола должны понимать, в какую игру они играют, и какую цену придётся заплатить за это стране. Глупость и измена одинаково катастрофичны по своим последствиям. |