К началу текущей осени во властных российских кругах наконец-таки окончательно вызрела и кое-как оформилась одна давно назревшая идея, по всему обернувшаяся объективной необходимостью. Точнее – актуальная проблема, решение которой длительное время откладывалось. "С этим Каримовым надо что-то делать…" - приблизительно так она выражается, пока. Что делать? – ещё не совсем ясно, но делать, как ни крутись - надо. Придётся, хотя и не очень того хочется. Что же такого нехорошего натворил узбекский президент? Так особенно, если разобраться, и ничего. Просто "достал" он всех. И дальше в таком духе продолжаться не может. Достал своею неуступчивостью, своей непредсказуемостью, непомерными амбициями, желанием по мельчайшему поводу подчеркнуть свою "особую роль", а таких обычно ох как не любят в любом коллективе. Имеешь своё мнение, отличное от других? Молодец! Но держи его при себе, особо не выпячивай. Ишь какой, самый умный выискался. СНГ, ОДКБ – в принципе это сообщества президентов-единомышленников, по крайней мере, так эти организации изначально были продекларированы. Допускаются, конечно, отдельные разногласия, но по непринципиальным вопросам. В основном же полагается слушать Старшего, в данном случае – РФ. А у Каримова чуть что, так сразу – клал я на вас всех! Никто мне не указ! Не доросли вы ещё меня учить тому, как жить и править. С другой стороны его тоже можно понять. Ислам Абдуганиевич поступает так, а не иначе, сообразуясь с интересами своей страны. В его, естественно, личном понимании сущности этих интересов. Однако такое поведение узбекского лидера может послужить дурным примером для остальных президентов и тогда, ….. ну очень нехорошо получится. Настоящее состояние дел не образовалось спонтанно, само собой, а является лишь результатом той аморфной политики, проводимой Россией по отношению к республикам Центральной Азии, да и не только к ним. Основной парадигмой московской дипломатии на протяжении уже, по крайней мере, десяти последних лет является желание сохранить status quo без приложения для этого достаточных, даже минимальных, усилий. Пусть оно продолжается так, как было. Всё образуется со временем, главное – не дёргаться, никого не трогать. А ведь ещё каких-нибудь шесть лет тому назад, тот же Каримов после "андижанских событий", помнится, прибегал в Москву на полусогнутых и дрожащих, с просьбой о защите и помощи. Отчего же не воспользовались этим, господин Лавров? Почему пустили на самотёк межгосударственные взаимоотношения? Узбекский президент всё это со временем натурально просёк, оправился от пережитого страха и вопреки всему ….. стал необыкновенно "многовекторным", причём российская компонента результирующего вектора, теперь уменьшается с каждым годом. И вот уже Ташкент торгует на российском рынке автомобилями собственного производства по демпинговым ценам, в то время как у себя в стране возводит всяческие препоны продаже продукции Тольяттинского и других автозаводов. Имеются и другие аналогичные примеры. За что же Каримову представляются такие привилегии? За красивые глазки? Нет! За то, чтобы был покладистей, делал хотя бы вид, что прислушивается к мнению Москвы, не покидает СНГ и иже с ним. "А Васька слушает, да ест". Доколе подобное может продолжаться и дальше? Если же Ислам Каримов, в один прекрасный день да ещё по собственному желанию, покинет все пророссийские межгосударственные объединения (ему не привыкать к такому), при этом демонстративно и громко хлопнув дверью, то такой пассаж может действительно больно ударить по имиджу Кремля, как "полновластного хозяина" на постсоветском пространстве. Так стоит ли такого дожидаться? Не лучше ли самим перехватить инициативу? Политические решения в идеале должны опережать возможные события, а не быть реактивными, не являть собой лишь способы устранения последствий. Эксперты российского Института современного развития (ИНСОР) в своём последнем докладе пришли к неутешительным выводам. Россия постепенно, но с возрастающей скоростью, продолжает терять политический вес и позицию лидера в СНГ. Интеграционные процессы практически застопорились, экономическое влияние на соседние страны катастрофически падает. Одно из предложений сводится к следующему – Москве желательно несколько ослабить вожжи. Никого вкруг себя больше не удерживать силой, уговорами и подачками, на первое место должна выйти экономическая заинтересованность, причём взаимная. "Лучше меньше, да лучше". База для новых экономических отношений – это Таможенный союз. То же самое касается и членства в ОДКБ. Не стоит силком в нём держать Каримова. Не желаешь, так вали на все четыре стороны и не порти остальным обедни! Что ж, по-своему это очень даже разумно. Нынешняя политика Узбекистана является как бы результирующей направлений трёх основных векторов различной ориентации. Север – это Россия, Восток - Китай, Запад – США и ЕС. Столь разрекламированный в узбекской прессе успех последнего визита Каримова в КНР ныне совсем позабыт, реальных положительных результатов от данной поездки и вовсе незаметно. Никакой собственно политической поддержки "солнечная республика" от Поднебесной империи не получает и в этом нет ничего удивительного. Если ты продаешь соседям сырьё и не являешься монополистом в данной отрасли торговли, то обязан ориентироваться только на соответствующие мировые цены. Твой "простой продукт" – это ведь ни какие-нибудь высокие технологии, на которые всегда найдется много охотников, при повышенном спросе на них можно было бы поторговаться и кое-чего для себя вытребовать. Ради "чисто спортивного интереса" Узбекистану возможно и стоило бы разок попробовать втюхать китайцам узбекские автомобили, заманить их коврижками в СИЭЗ "Навои" и посмотреть, что из этого получится. То есть, если не лень, поискать дурачков в округе. Политика самой КНР по отношению к Узбекистану безукоризненно строится на фундаменте экономического прагматизма и ….. "ничего личного". "Дают - бери, бьют – беги"! Не возьмёшь (не продашь!) – потом пожалеешь! Главный же каримовский политический вектор сегодня направлен в сторону США и их союзников по НАТО. Ислам Каримов почему-то уверен, что оседлав "Северный маршрут" он тем самым ухватил американцев за причинное место, а потому может себе позволить диктовать любые условия. И действительно, что-то в этом и есть. Вы только посмотрите – с какой подчёркнутой самоуверенностью держат себя узбекские дипломаты при общении со своими западными коллегами! Тут следует отдать должное Исламу Каримову. Соглашения США по данному маршруту в Афганистан ими, американцами, подписаны кроме Узбекистана ещё с Украиной, Белоруссией, РФ, Казахстаном и Таджикистаном, но лишь узбекский президент поставил это дело так, что все почему-то считают участок, проходящий по его территории, самым наиглавнейшим. Почему? Да потому, что капризный Каримов действительно, причём ни с того ни с сего, может в любой момент отказаться от прежних договорённостей и элементарно перерезать всю цепочку. Учитесь же, господа другие президенты! Вот как нужно уметь себя поставить! Долго ли ещё "хвост будет вилять собакой", а Ислам Каримов выставлять свои всё новые неуёмные требования США и Западу? В военных кругах России сложилось мнение, что уже к 2014 году войска сил НАТО в Афганистане больше не будут представлять собой действенную силу способную сдерживать натиск толибов на Центрально-Азиатские республики, да и сами американцы этого не отрицают. Отъедут вскорости янки восвояси. Что же потом? Поскольку в течение многих последних веков Афганистан не выступал в роли агрессора и никогда не стремился к захвату чужих земель, то можно предположить, что избавившись от непрошенных гостей воинственные племена на этом и успокоятся. Предоставьте каждому афганскому мужчине на законном основании право владеть автоматом Калашникова и позвольте ему возделывать посевы опийного мака на своей небольшой делянке, на том он и успокоится. Не нужны ему станут чуждые пределы. Так ли это на самом деле? Так, да только всё слишком быстро, а кроме того и радикально меняется в нынешнем мире. Кто из нас ещё несколько лет тому назад мог себе вообразить последние "страсти египетские", а также ливийские и сирийские? Всё может статься и в один прекрасный день афганские бородачи, собравшись с силами, попрут на север… Ислам Каримов видит основополагающим в своих отношениях с Россией лишь военный союз. Всё остальное, типа ОДКБ, ЕвроАзЭС и прочее, лишь приложение к нему. Подобно тому, как в советские времена "в нагрузку" к дефицитным товарам в магазинах пристёгивали ещё какую-нибудь ерунду. Бери всё вместе или вообще не бери! Так вот, возникает вопрос – захочет ли Россия в случае нашествия афганских толибов на Узбекистан встать на защиту Каримова или другого президента на его месте, и вступить в полномасштабную войну? Не факт, что это произойдет именно так, а московские власти останутся верными своим прежним обязательствам. Ergo – Узбекистану следует прежде всего надеяться на собственные силы. А как у нас с этим обстоят дела? Особенно, после того, как американцев поблизости не будет, или они ещё продолжат оставаться в стране, но в виде очень-очень ограниченного контингента? Узбекская военная доктрина предполагает-таки возможность наступления банд афганских боевиков с юга, через общую границу. В таком случае на пути врага встанет труднопреодолимая преграда, река Амударья, в тех краях ещё полноводная. На этом участке сосредоточенно значительное количество узбекских войск имеющих в наличие достаточное количество тяжёлого вооружения – артиллерия, установки залпового огня, бронетехника. Добавим к этому ещё и авиацию. Короче, можно вполне быть уверенными – здесь враг не пройдет. Да и просто не сунется. Следующим возможным направлением удара считается путь через горные перевалы в Ферганскую долину, причём через границы с Таджикистаном и Киргизией. И к такому варианту развития узбекские военные считают себя достаточно подготовленными. Одни участки границы минированы, на других имеются преграды - прорыты глубокие земляные рвы…. Именно они, эти рвы, считаются самими узбекскими вояками непреодолимым препятствием. Но главное – это созданные по личной инициативе Ислама Каримова "ударные вертолётные взводы", спецназ. В условиях горной местности такие подразделения могут достаточно быстро перемещаться на значительные расстояния, обнаруживать мелкие вражеские отряды и соответственно их уничтожать. В теории такое звучит почти убедительно. Однако продвижение крупных воинских формирований через памирские хребты представляется крайне сомнительным. Чай не Ганнибал и не Суворов будут афганцами командовать, чтобы с воробьиной лёгкостью через горы скакать. Главная трудность при этом – наладить чёткое снабжение войск. На плечах да на ишаках многого не увезёшь. Тем не менее, вся сегодняшняя узбекская сокровищница военной мысли очень напоминает ту самую стратегию Франции в прошлом веке, когда их генералы самонадеянно пытались огородиться от немцев цепью крепостей и "линией Мажино". Если уж афганские моджахеды решатся на крупномасштабные военные действия, то ударят они, будьте в том уверены, со стороны Туркмении! Пропустите нас, добрые туркмены, - скажут они, - мы не причиним вам никакого вреда! Мы идём освобождать мусульманские святыни, Бухару и Самарканд! (Кстати, ещё совсем недавно толибы грозились совершить именно это). Точно таким же образом немцы в двух Мировых войнах атаковали Францию через Бельгию. Подобный прорыв вполне возможен. Туркмения не сможет оказать действенного сопротивления, да и особо того не захочет, пропустит тех афганцев за милую душу. По приграничным дорогам вдоль русла Амударьи гораздо проще двигаться мелкими отрядами, чем по горам. Каких-нибудь 250 километров и ты уже в Туркменабаде (Чарджоу), а до Бухары рукой подать. Смогут ли Вооружённые Силы Узбекистана что-нибудь противопоставить подобному фланговому обходу? Авиацию? И это против боевиков, которые уже имеют огромный боевой опыт того, как следует укрываться от ударов с воздуха наносимых висящими на огромной высоте бесшумными беспилотниками? Или узбекские фронтовые истребители-бомбардировщики примутся гоняться за отдельными мелкими отрядами противника? Боевой вертолет в небе над пустыней, заметный издалека – нет лучшей мишени для переносных зенитных комплексов. Неповоротливые полки и бригады узбекской армии, скорее всего не смогут противостоять мелким подвижным отрядам опытных моджахедов. Так в своё время, прежде победоносные фаланги Александра Македонского становились практически бессильными в сражениях против лёгкой кавалерии азиатских кочевников. Не верьте же, господа, если вас начнут убеждать в том, что Узбекистан сегодня обладает по-настоящему боеспособной армией! "Одноразовый" призыв новобранцев, при сроке службы всего в один год, превратил Вооружённые Силы страны в краткосрочные "курсы по подготовке" кадров для милиции и СНБ. Такая армия может условно считаться хоть к чему-то ещё способной лишь на протяжении двух-трёх месяцев в году. Имеющиеся же силы спецназа способны вести довольно успешные боевые действия только лишь против отдельных (!) мелких отрядов противника, да ещё охранять своего президента. К чему затеян весь этот разговор? Да к тому, что очень может статься – не пройдёт и пары лет, как все каримовские "векторы" самым примитивным образом скукожатся и превратятся в сморщенные стручки. Страна же при этом останется один на один с реальным, хорошо подготовленным и имеющим огромный боевой опыт противником. Могут ли боевики сначала напасть на другие соседние республики? Вполне, но Узбекистана всегда будет оставаться для них наиболее притягательным. Все эти – НАТО, ОДКБ, КСОР, ШОС – наверняка не встанут дружно на защиту узбеков, а ограничатся лишь заявлениями, порицающими агрессора. Вот характерный пример. Государство Израиль, имея в стратегических союзниках США и связанное с ними различными договорами военного характера, тем не менее, прилагает огромные усилия для содержания одной из самых сильных в регионе армий. Так ли уж напрасно это делается? "Свой дом охраняй сам" - так учит нас Ислам Абдуганиевич Каримов. А на деле он, как Главнокомандующий, вместо того, чтобы всемерно укреплять и вооружать собственную армию, душевно тешится строительством никому не нужных дворцов и запуском дорогих поездов. Если не нынешнее поколение, то уж точно сама История этого (оставил страну без армии в грозные времена) ему никогда не простит. |