Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Китай увеличит дополнительные пошлины на товары из США до 125%
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145 процентов
Трамп приостановил введение пошлин в отношении более 75 стран
В Киргизии предотвратили попытку госпереворота
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО.
10.02.11 15:33 Экономика и Финансы

Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО

Содержание.

  1. Введение.
  2. Краткая история переговоров.
  3. Итоги переговоров с ВТО в этом году.
  4. Обязательства и уступки в с/х некоторых стран, вступивших в ВТО
  5. ПЛЮСЫ - возможные выгоды России от членства в ВТО
  6. МИНУСЫ - возможные потери России от членства в ВТО
  7. Заключение.

 I.                   Введение.

Россия в ВТО – проблема общегосударственная и потому требует взвешенного решения на межведомственном уровне.

Проблему ВТО, по нашему мнению, нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты  собственных рынков и борьбу за внешние. В данном приложении, в основном, мы касаемся проблем сельского хозяйства, как отрасли, по единодушному мнению большинства экспертов, политиков и государственных деятелей, наиболее уязвимой в первые годы нашего членства в ВТО.

Кто занимается вопросами вступления России в ВТО:

  1. Представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов (МИД РФ)
  2. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов
  3. Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина
  4. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник
  5. Российский представитель на торговых переговорах в США Максим Медведков
  6. Директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский

Вопросами внутренней поддержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве  занимаются: Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, МАП России, Минфедерации России.

Вопросами субсидирования (промышленные и сельскохозяйственные субсидии)  - Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин России, МПР России, МАП России, Минфедерации России, Госстрой России.

 II.                Краткая история переговоров.

Россия пытается стать членом ВТО уже почти 17 лет, заявка на присоединение была подана в 1993 году, хотя обычно эта процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести лет напряженных переговоров Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали протокол о присоединении РФ к ВТО в 20 ноября 2006 года.

Однако с того момента и до сих пор ЕС и США регулярно выдвигали новые требования и условия. В итоге в июне 2009 года терпение лопнуло, и Россия заморозила переговорный процесс. Премьер Владимир Путин объявил о решении создать с 1 января 2010 года Таможенный союз России с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что "индивидуальные" переговоры прерываются, и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза. Буквально сразу после этого Евросоюз и США заявили о том, что в этом случае вопрос присоединения России, Белоруссии и Казахстана к организации осложняется. Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции. Глава российской делегации Максим Медведков в мае 2010 года объявил по итогам состоявшихся в Женеве многосторонних консультаций о решении возобновить переговоры о вступлении России в ВТО. Тогда же, по его словам, многие страны впервые четко заявили, что "ВТО без России – не ВТО".

В конце июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев совершил официальный визит в США. Одним из главных экономических итогов визита стало то, что впервые за долгие годы России удалось договориться с США по срокам завершения переговоров о вступлении нашей страны в ВТО.

После этого процесс вступления в ВТО резко активизировался и на серии процедурных переговоров был практически решен.

Для справки. Согласно правилам ВТО, претендент на членство в организации должен подписать двусторонние соглашения со всеми странами-участниками ВТО.

К моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

Сейчас полная информация обо всех условиях вступления России в ВТО отсутствует, так как подобные документы носят конфиденциальный характер.

III.               Итоги переговоров с ВТО в этом году

1. В сентябре 2010 года ходе переговоров Кернской группой* и с представителем США стороны пришли к соглашению, что одним из условий вступления России в ВТО станет сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое, а именно:

- до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем максимальном уровне - $9 миллиардов в год;

- с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику до $4,4 миллиарда.

Для справки: Ранее Россия настаивала как минимум на сохранении объема агросубсидий. Противниками этого была Кернская группа, препятствующая вступлению России. Члены Кернской группы так ратуют за снижение, а ещё лучше полный отказ, от господдержки АПК, вступающих в ВТО стран, поскольку сами не способны субсидировать свой АПК напрямую. А разница в субсидировании АПК различных стран создает абсолютно не равную конкуренцию, при которой "бедные" страны заведомо обречены на худшие условия для своих товаров.

В период с 2013 по 2017 год Правительство РФ планирует увеличить финансирование направления "зелёной корзины"**. При этом объём "жёлтой корзины"*** к 2017 году вернётся к текущему уровню - 4,4 млрд. долларов США, что не ниже федеральной поддержки, которую мы имеем сейчас. Однако, например, если суммировать сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в этом году, получится около 250 млрд руб., что составляет почти $8 миллиардов. Что говорит о явном сокращении господдержки при вступлении в ВТО.

Для справки: в странах ЕС господдержка фермеров выше примерно в 10 раз, притом, что их АПК находится в изначально хорошо развитом состоянии, то есть фактически вся господдержка идет на текущие проблемы в сельском хозяйстве. Поэтому России следует настаивать на сокращении господдержки в ЕС, чтобы постепенно мы  оказались в равных конкурентных условиях.

В России средняя природная продуктивность гектара пашни, ее биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. В этой ситуации России требуется максимально развитое сельское хозяйство, для обеспечения себя продовольствием.  Имея невысокую продуктивность и вступая в ВТО, Россия может попасть в ситуацию, когда страны-участники захватят нас в качестве объекта для  новых рынков, что в итоге может представлять опасность для продовольственной безопасности страны.

* Кернская группа – это "внутренняя оппозиция" в ВТО сторонникам сохранения агросубсидий, представленным преимущественно Евросоюзом. В Кернскую группу входят 19 стран - ведущих либерально настроенных экспортеров продовольствия, в т.ч. Новая Зеландия, Австралия, Канада, а также некоторые страны Латинской Америки. После вступления в ВТО Россия в перспективе имеет возможность присоединиться к группе с целью консолидации позиции в сокращении господдержки ЕС.

** "Зелёная корзина" - меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю, к ним относятся:  социальное развитие села, плодородие, услуги по инфраструктуре и другие услуги общего характера, проведение научных исследований, экология, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных и другие меры. Такие меры применяются без ограничения.

*** "Желтая корзина" - меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, к ним относятся:  адресная бюджетная поддержка сельхозпредприятий, конкретные дотации, льготы, программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен, займы с льготными процентными ставками в сравнении с рыночными, удешевление стоимости оборотных средств, лизинг и другие меры. Такие меры применяются с ограничениями по договоренности сторон.

Также было заявлено, что мы соответствуем регламенту ВТО в части отсутствия экспортных субсидий. В то время как, по оценкам экспертов развитые страны прямо или косвенно традиционно субсидируют свой экспорт. В таком контексте нужно прямо признать, что изначально мы отказались от борьбы за расширение участия России во внешних рынках.

2. 07 декабря 2010 в Брюсселе подписан меморандум о взаимопонимании между РФ и ЕС о завершении двусторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Были достигнуты соглашения по всем ключевым двусторонним вопросам, например, экспортной пошлине на древесину и железнодорожным тарифам

С 2010 года Россия собиралась повысить экспортные пошлины на необработанную древесину вплоть до фактически заградительного уровня — с 15 евро за 1 кубометр круглого леса (25% таможенной стоимости) до 50 евро (80% таможенной стоимости). После вступления в ВТО максимальный размер пошлины будет снижен с 25% таможенной стоимости до 15%. А пока министр экономического развития России Эльвира Набиуллина пообещала продлить мораторий на новые пошлины,  еще на год, до 1 января 2012 года (Мораторий на повышение Россией экспортных пошлин на необработанную древесину истекает 1 января 2011 года).

Для справки: Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий из России, по данным Росстата, за первые 9 месяцев 2010 года вырос на 18,5% до 6,357 млрд долларов.

Для России вопрос экспортных пошлин на древесину — принципиален, так как эти меры вводятся для стимулирования переработки древесины внутри страны, что "укладывается в концепцию увеличения доли производства продукции с высокой добавленной стоимостью"……

По железнодорожному вопросу — российское правительство взяло на себя обязательство приравнять экспортный грузовой тариф к внутреннему (сейчас первый в два раза ниже второго, а это нарушает всемирные правила равной конкуренции)

Примечание. 07 декабря 2010 на 26-й саммите Россия-Евросоюз в Брюсселе, где большую делегацию возглавлял Президент РФ Д.Медведев было официально объявлено об окончании переговоров между Россией и ЕС по вопросам вступления РФ в ВТО.

Проблем было три: вступление России в ВТО, отмена виз для взаимных поездок граждан и разработка нового базового соглашения между Россией и ЕС.

Обсуждался также вопрос энергетического сотрудничества и энергобезопасности, в частности вопросы Третьего энергетического пакета, "который способен нанести ущерб российским интересам". В Третьем энергетическом пакете, одобренном властями ЕС в конце 2009 года, содержится требование предоставлять доступ третьих лиц к газотранспортным мощностям.

Вывод. Несомненно, что принятые уступки в сфере сельского хозяйства стали компромиссом для достижения каких-то приемлемых условий по другим отраслям России и/или актуальным политическим проблемам международных взаимоотношений. Вопрос о субсидиях стал частью весьма сложного размена: мы уступили по сельскому хозяйству, а нам уступили в чем-то другом и дали "зеленый свет" процедуре вступления.

Несомненно, одно: ВТО в последнее десятилетие испытывает серьезные противоречия внутри себя, особенно в после мирового финансового кризиса, и Россия в очередной раз выступает в роли спасителя мирового сообщества, на этот раз, системы глобальной экономики, частью которой она де факто уже является сама. И многие страны впервые признали, заявляя, что "ВТО без России – не ВТО".

Вначале рассмотрим опыт других стран, недавно вступивших в ВТО.

IV.        Обязательства и уступки в сельском хозяйстве некоторых стран, вступивших в ВТО

Болгария: снижение экспортных субсидий по с/х по реальным выплатам на 35,8% и по ассигнованиям на 22,0% за 6 лет; агрегированные меры поддержки с/х- снижение на 79% за два года.

Грузия: Агрегированные меры поддержки с/х - 10% от ВНП с/х.

Молдова: Агрегированные меры поддержки с/х- снижение на 16% за 4 года.

Хорватия: Агрегированные меры поддержки с/х - снижение по отношению к базовому периоду 1996-1998 на 20% ежегодно равными частями в течение 5 лет с даты вступления.

Украина. Украина вступила в ВТО в май 2008 года. Только в I квартале 2009 года, в связи с понижением ввозных пошлин, потери бюджета Украины от вступления в ВТО составили 707 миллионов гривен. В 2009 году почти в 2 раза снизился уровень господдержки аграриев. По 7 бюджетным программам совсем отсутствует бюджетное финансирование.

Между тем, в 2008 году в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС каждая из 707 агропромышленных компаний стран ЕС получила более 1 миллиона евро субсидий.

Украина, как и Россия,  - аграрная страна. В ней ~75% молока производится в домашних хозяйствах населения, равно как и мясные продукты производятся из туш, забитых на крестьянских подворьях. Несмотря на это, украинский продовольственный рынок наводнен импортными товарами. В Украину импортируются даже такие сельскохозяйственные товары, как зерно, сахар и тому подобные исконно и в достатке производимые ранее в Украине.

В июне-декабре 2008 года рост импорта продовольственной продукции составил в целом 11% (43% из которых составил импорт мяса и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличившийся в 6,5 раз).

Принятые в связи со вступлением в ВТО ряд законов, только усугубляют сложившуюся ситуацию. Например, запрещается реализация и сбыт необработанного молока и сыра домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных дворового забоя на агропродовольственных рынках.

Исполнение такого закона на практике может привести к полному краху украинской животноводческой сферы, лишению средств к существованию миллионов крестьян и, как следствие, к высокому проценту безработицы, а также к ещё более стремительному росту импорта.

Украинскими властями была предпринята попытка нарушить правила ВТО путем введения дополнительных 13% пошлин на импорт некоторых товаров. Что вызвало резкую критику в ВТО и возмущение. При этом большинство членов ВТО без зазрения применяют все доступные им средства для защиты национального производителя.

 V.            ПЛЮСЫ - возможные выгоды России от членства в ВТО, при положительном развитии ситуации в мире и России

Сторонники вступления России в ВТО апеллируют к следующим аргументам.

1.      Расширение зоны мировой торговли, т.е. возможности расширения рынков для     российских товаров.


2.      Повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований.

Потребители смогут получать прямую пользу от того, что в результате конкуренции будет расширяться выбор товаров и услуг, снижаться цены на них и возрастать их качеств. Среди аргументов, что не все отрасли разорятся, приводится пример, что за последние годы качество отечественной мясомолочной продукции кардинально улучшилось, расширился ее ассортимент, и большинство российских семей сегодня отдает предпочтение именно нашей продукции. Возможно ли было бы такое без конкуренции с аналогичными изделиями иностранного производства, которые хлынули на наш рынок в результате его либерализации? Очевидно, нет.

3.      Повышение инвестиционной привлекательности экономики России.

Приток финансовых средств в страну повлечет за собой создание дополнительного числа рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Россией доступа к современным технологиям.

4.      Став членов ВТО, Россия на правах членства получит возможность участвовать в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции, а также возможность защищать свои торговые интересы, используя имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий.

Российские экспортеры получат преимущество перед своими зарубежными торговыми партнерами, которые обязаны выполнять установленные ВТО правила.

Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня. Страны импортеры защищаются от обоснованного демпинга. Например, китайский металл дороже, чем российский, но на КНР, как на члена ВТО, ограничения не распространяются. Российские экспортеры чувствуют себя хуже

5.      Усиление внимания и ответственности в отношении прав интеллектуальной собственности российских производителей и прав потребителей.

6.      Упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств.

7.      Снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований.

8.      В долгосрочном плане наша система управления внешнеэкономическими связями станет более стабильной, без колебаний, которым она подвержена сейчас. Бизнесмены на многие годы вперед будут знать, какая пошлина устанавливается, в какой момент она будет применяться.

9.      Укрепление власти закона и уменьшение числа разрешительных документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

10.  К нам вернутся деньги. Сейчас Россия - одна из самых дискриминируемых стран во внешней торговле.

ВТО – это хороший инструмент для продвижения российских товаров. Если мы туда вступим, то у нас станут более длинные руки по отношению к Китаю, США, Европе. Например, наш экспорт металла в ЕС квотируется. А после присоединения к ВТО квоты будут отменены. Сейчас действуют более 100 антидемпинговых мер в этих странах и регионах по отношению к России. Вступление в ВТО позволяет более эффективно бороться с этим. Хотя эти же эксперты признают, что плата за "длинные руки" будет высока – открытость нашего рынка.

Общие выводы независимых экспертов этого лагеря показывают, что больших системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас, особенно в сельском хозяйстве. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эти эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

VI.              МИНУСЫ - возможные потери России от членства в ВТО, при негативных сценариях развития ситуации.

       Противники вступления России в ВТО апеллируют к следующим аргументам.

1.      Ослаблению национального суверенитета, от России  будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам.

При нарушении своих обязательств перед  ВТО, возникновении торгового спора и отсутствии намерения  исправлять ситуацию,  может быть использован механизм принуждения.

2.      Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг, зачастую более дешевых и качественных. Хорошо субсидированная западная еда, находясь от этого в заведомо выигрышных условиях, станет вытеснять своим количеством и доступностью российскую продукцию, как это происходит в Украине. Это приведет к неконкурентоспособности отечественного продовольствия; нарушению потребительского баланса в пользу импортных окорочков, мяса, молочных продуктов; к масштабному снижению экспорта российской сельскохозяйственной продукции.

Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями, особенно учитывая, что мы вынуждены будем сократить некоторые таможенные пошлины.

3.      Сокращения рабочих мест и сомнительные перспективы создания новых.

Сокращение рабочих мест повлечет за собой появление сотни тысяч безработных, прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности. Создание новых рабочих мест потребует огромные средства, в том числе на социальную поддержку, переквалификацию. Такие средства лишь частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

4.      Повысится себестоимость российских конкурентоспособных товаров.

В настоящее время себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Такая структура себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

5.      Дополнительная инфляция и снижение конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

Это может произойти из-за роста цен в результате выравнивания внутренних цен России на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства в этих отраслях.

6.      Соглашения ВТО запрещают странам-участницам, к примеру, предоставление правительственных субсидий, запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не применяются, или субсидий на импортозамещение.

Правило может быть смягчено для развивающихся стран, но где гарантия, что при возникновении в России потребности в субсидиях, произойдет такое смягчение. Практика субсидирования отдельных предприятий или отраслей, которая по правилам ВТО может вызвать ответные меры, в последние годы ограничена до минимума. Особым пунктом остается субсидирование аграрного сектора, который у нас и так не в лучшем виде.

7.      Юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах.

Вместе с тем эксперты предостерегают от последствий вступления в ВТО для России. Нужно отдавать себе отчет в том, что, ускоренно вступая в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. Дело в том, что предприниматели не имеют гарантий того, что после вступления России в ВТО они сохранят свой бизнес в стране. У них сейчас нет возможности "перевооружиться", нет достаточного количества денег, и в то же время от снижения барьеров они пострадают больше других. Нас ждет обнуления таможенных пошлин на автомобили и сельхозтехнику, отказ от поддержки сельского хозяйства, допуска иностранных банков на внутренний рынок. Но это невыгодно России сейчас.  Нужно готовиться к тому, что к нам сразу же будут предъявлять много исков и по поводу таможенных пошлин, и по поддержке сельского хозяйства, и по поддержке сталепрокатных предприятий, и так далее.

Даже российский представитель по переговорам в ВТО М.Ю. Медведков констатирует: "Совершенно очевидно, что сразу после присоединения "сливки" прежде всего снимает не страна-новичок, а "старые" члены ВТО. То есть наша "плата за вход" вернется к нам только в среднесрочной перспективе. Те инвестиции, которые делаются в ВТО, никогда не дают немедленного эффекта. Надо будет какое-то время подождать". Он также признает, что бюджетные расходы в России не могут конкурировать с  бюджетными расходами в странах ЕС, поскольку у нас помимо сельского хозяйства есть еще и другие секторы экономики, которые требуют поддержки.

Эксперты этого лагеря вообще утверждают, что прямой экономической выгоды Россия не получит. Так в аналитической статье в журнале "Эксперт" утверждается, что "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год.

Общий вывод критически настроенных экспертов, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транскорпорациям  и богатым странам.

VII.          Заключение.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, отметил: "Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…"

Россия по своей сути аграрная страна, и сельское хозяйство – наша опора и оплот, если эту отрасль оценивать как движущую часть программы развития сельских территорий, обеспечивающих социальную стабильность, территориальную целостность и нашу продовольственную безопасность! И нам просто необходимо было отстаивать свои интересы в этом секторе экономики с удвоенной, а то и с утроенной силой. Сегодня есть реальная угроза, что мы сами поставим крест на сельскохозяйственном будущем России.

Для сельского хозяйства условия вступления в ВТО – наихудший сценарий для развития сельских территорий. Рассчитывать на то, что, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем выбить себе лучшие условия, по меньшей мере, легкомысленно. Действовать нужно сейчас, пока двери ВТО открыты, пока есть возможность войти в эти двери с поднятой головой, с уверенностью в стабильном будущем, а не лелеять призрачные надежды.

Помимо денежных средств, положение сельского хозяйства зависит от урожайности года, от погодных условий. Мы хорошо помним, чем обернулось для нас катастрофически аномальное лето 2010 года. И подобные провальные года случаются отнюдь не редко. Когда требуется не просто вкладываться в развитие отрасли, а помочь ей выжить, чтобы вообще была перспектива двигаться дальше.

К сожалению, в высказываниях многих правительственных чиновников звучит явная прокламация отрицательных аспектов вступления в ВТО, но вопреки логике в положительном свете, что, мол, всё это нам только на пользу, главное поскорее вступить, а остальное приложится, устроится, наладится, образуется, другие же страны уже давно там!

Однако Россия выходит из этого ряда, т.к. занимает настолько большую территорию и имеет в первую очередь задачи ее освоения, что для остального мира мы представляем собой объект наивыгоднейшей торговой площадки, то есть мы – огромный рынок сбыта для продукции других стран. И вряд ли они упустят такую возможность расширить сферы своего экономического влияния, поэтому нас так ждут в ВТО. То хорошее, что нам сможет принести вступление в ВТО, будет несоизмеримо с масштабами возможных потерь, если оперативно не принять эффективную концепцию мер по компенсации негативных последствий для сельского хозяйства, понятную для общества. Ведь по социологическим опросам 

Государство не может развивать сельское хозяйство, если его продукция окажется в итоге неконкурентоспособной ни на внешнем, ни даже на внутреннем рынке. Это неизбежно произойдет, поскольку, в отличие от российских, зарубежные  сельхозпроизводители и переработчики получают в той или иной форме гораздо больше дотаций (в расчете на гектар посевных площадей).

Со вступлением в ВТО возможности регулирование рынка, скажем, зерновых интервенций, у правительства будут существенно ограничены. Если увеличатся объемы производства в сельскохозяйственном секторе, то лимита субсидий, зафиксированного на нынешнем уровне, уже не хватит. Нужно учитывать, что россияне занимаются сельским хозяйством, в основном, в зоне рискованного земледелия, из-за чего государству неизбежно нужно регулировать рынок. Поэтому требуется оказание постоянной поддержки, уже показавших свою эффективность, таких как субсидирование ставок по кредитам и т.п. А все это требует больших объемов бюджетных средств.

Никто сегодня не спорит, что главные задачи России - суметь преодолеть зависимость страны от реализации природных ресурсов и развить другие основные отрасли: промышленность, сельское хозяйство. Мы должны стать самодостаточной страной в этих областях, иначе никакое вступление в ВТО нам не поможет.

В 2011 году предстоит этап корректировки и согласования доклада рабочей группы о присоединении России к ВТО - документ, итог переговоров об условиях членства в ВТО. Члены ВТО торопят переговорщиков, чтобы закончить этап в первой половине года.

Сегодня еще есть надежды в рамках последней процедуры ВТО, что Россия сможет договариваться о приемлемых условиях для АПК, так как постфактум бороться за уступки будет очень сложно. Такими условиями, на наш взгляд, должны были быть:

1.      Меры по применению торгово-ограничительных процедур с целью защиты национального производителя на внутреннем рынке от демпингового, массированного и субсидированного импорта товаров;

2.      Мероприятия, направленные на стимулирование увеличения предложения на внутреннем рынке доли товаров отечественного производителя, т.е.  развитие новых внутренних  рынков для сельхозпродукции российского производителя.

3.      России следует отстоять квоты на ввоз мяса. Имевшиеся ранее договоренности истекли в 2009 году в связи с продлением срока вступления России в ВТО. Нам надо применять низкие квоты на ввоз мяса, чтобы поддержать инвесторов  птицеводства и свиноводства и защитить растущее производство в этих отраслях. Основные интересы по птице - у США, Евросоюза; по свинине -  у США, Евросоюза, Бразилии; по говядине - у Бразилии, Аргентины, Парагвая, США, ЕС и еще примерно у 8-10 стран.

Требования ВТО по части ограничения аграрных субсидий – тема довольно спорная. В то время как Россия уступила в этом вопросе уже на стадии вступления, другие страны продолжают бодаться из-за субсидий уже внутри организации. Все развитие ВТО застопорилось из-за этого и Дохийский раунд многосторонних переговоров, который год буксует. В крайнем случае, у России еще есть шанс отстоять права аграриев хотя бы "изнутри" ВТО, если мы  окончательно не завалим и Дохийский раунд.

В связи с этим мы делаем следующие выводы и рекомендации:

  1. Проблему ВТО, по нашему мнению, нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты  собственных рынков и борьбу за внешние.
  2. Россия в ВТО – проблема общегосударственная и потому требует взвешенного подхода к решению и постоянного контроля на межведомственном уровне, в рамках, например, межведомственной комиссии.
  3. Инициатором такого подхода к решению проблем сельского хозяйства и сельских территорий в условиях ВТО, по нашему мнению,  может выступить Минсельхоз, как профильное ведомство в правительстве РФ.

 От имени Экспертного совета

Общероссийской общественной организации

"Сельская Россия"                                                                            Д.В.Ларионов

 

Alaska2810.02.11 21:40

квоты агропрому - а почему Россия не может действовать так же, как и страны ЕС или США? Почему нельзя субсидировать в тех же пропорциональных объемах? Если США или ЕС могут, а Россия не может - то что-то тут не договаривают...

Россия - самая протяженная страна в мире. Поэтому уступки в ж/д перевозках должны учитывать сей географический факт.

Заградительные экспортные пошлины на необработанную древесину - а почему фины и канадцы их имеют, а России нельзя?

Подтверждаю ситуацию на Украине. Часто бываю в Одессе и Николаеве - в магазинах действительно за прошедшие 2 года резко увеличилось кол-во и наименование импортных продуктов питания. Думаю даже не в разы, а на порядок. Я вообще удивляюсь, что на Украине еще что-то из пищепрома работает, наверное с нулевой рентабельностью - так они так долго вряд ли протянут...

Алексей200910.02.11 23:14

Например, запрещается реализация и сбыт необработанного молока и сыра домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных дворового забоя на агропродовольственных рынках.

Не дай и нам…. Писец НАРОДУ, останется голодный электорат! А еще коммунистов чмарят, сами геноцидом занимаются, ЯВНЫМ, прикрытой лживой демагогией. Я не могу сказать точно, по разным регионам цифирь разная выйдет, но у нас ,ЮФО, в селе 50-60% народа получает ОСНОВНОЙ доход от подворного ЖИВОТНОВОДСТВА и ПТИЦЕВОДСТВА. Именно там на селе еще осталось место для кустарного труда , технологии обеспечивают получение прибавочной стоимости, а сама продукция востребована НАСЕЛЕНИЕМ.

ПЛЮСЫ - возможные выгоды России от членства в ВТО, при положительном развитии ситуации в мире и России… = ДЕСЯТЬ пунктов ЛЖИ и МАНИЛОВЩИНЫ – ноу комент!

МИНУСЫ - возможные потери России от членства в ВТО, при негативных сценариях развития ситуации. = а че комментировать, я об этом не раз писал, да и здесь еще более подробно распинали эти минусы….

Похоже, это чисто Русская традиция запрягать телегу впереди лошади и загонять все "быдло" в колхозы или ГУЛАГи .

так и хочется возопить: Красные придут- ГРАБЯТ, белые придут - еще БОЛЬШЕ грабют!!! .... куда бедному крестьянину податься?

Боярин11.02.11 00:16
Погуглите, Путин обещает каждый год с 2000, и сроки каждый раз переносятся. Обязательно найдётся что-то, что для Запада будет неприемлимым.
TNTIII11.02.11 12:38
Вступление в ВТО будет являться обезличиванием России, и останиться нам с вами торговать матрешками, так как только их, если повезет мы и сможем заявить "это наша раша". У меня родители живут только своим подворьем, и так почти треть поселка, все конторки развалились уже давно в поселке, и что пардоньте они будут делать я против такого ВТО пусть мне городскому может и лучше буде что далеко не факт, а старички наши от этого ой как пострадают. А государство которое не способно позаботиться о стариках и детях это не государство. Да и вообще я считаю надо жить тем что у нас есть а у нас есть все, а не грезить о пепелацах бороздящих космическое пространство, а барыги западные они всеравно к нам придут куда уж им деваться, кризис перепроизводства.
kotik11.02.11 12:57

Тут вот в чем дело. Если бы нас желали видеть в ВТО для освоение нешего рынка и получение от нас дешовых нефти и газа, ну и других ништяков по примеру Укарины, которую быстренько приняли в ВТО и опустили до уровня тупого потребителя, то Россию приняли еще бы при Ельцине. А тут получаются вечные переговоры и все ни как не договоримя, а значет есть у нас что то такое что не позволяет впустить нас в ВТО. Если не рассматривать товары и продукты, то возможно нас не пксткают по тому что мы имеем вес и ЯО и можем диктовать свои условия или как минимум принуждать всех к соблюдению правил, я не знаю, но то что нас не хотят видеть в ВТО по веским причинам это точно.

Джин11.02.11 13:41
А может это не с нами , а с нашим олигархатом ведутся переговоры, и не могут договориться о размере квот и пошлин на полезные ископаемые?

Если верить данному анализу получаем что ВТО выгодно части нашего общества, тем кто владеет предприятиями связанными с нефте-газо.. добывающими отраслями, продажей леса, металлургическим производством и т д, дающих основной процент дохода нашего бюджета на данный момент. Кто знает, что будет с гос пошлиной на эти продукты при вступлении России в ВТО ?

iz0912.02.11 23:53
При развале ЕС и будущей нищете в Европе еще "шагнуть" в ВТО? Тушить пожар керосином. А стороннички все те же: Набиуллина которая смотрит в рот Ясину и Чубайсу, сырьевики, которые готовы на все что угодно, только бы больше загрести прибыли. Последний скандал: Россия через "дочек" сырьевых компаний снабжала 5 лет авиабазы США в Манасе топливом. 5 лет и никто "не заметил", куда американцы перевозят топливо. "Ах обмануть меня не трудно..."
gekkon13.02.11 16:14
Россия по своей сути аграрная страна

А это ложная посылка, вообще-то. Я понимаю желание аграриев перетянуть одеяло на себя, но упрямые факты говорят о другом

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в 2010г. в действующих ценах, по предварительным данным, составил 2444,8 млрд.рублей

ссылка

А весь ВВП России в 2010 году составил 44491.4 млрд. руб.

ссылка

Как можно считать аграрной страну, где доля сельского хозяйства в ВВП равна 5,5% ?

cren13.02.11 18:01
Было же сказано,что Россия ПО СУТИ аграрная страна,ну т.е. потенциал развития АПК у страны огромный и просто в данное время он не задействован в силу разных причин.Пораженцы и саботажники виноваты,очевидно.
главный добродей13.02.11 18:41
Куча передергиваний.
Например - приводится пример Украины :
Принятые в связи со вступлением в ВТО ряд законов, только усугубляют сложившуюся ситуацию. Например, запрещается реализация и сбыт необработанного молока и сыра домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных дворового забоя на агропродовольственных рынках.

ограничивается продажа домашнего молока потому, что хитрые "хозяюшки", пользуясь тем, что городское население больше доверяет "селянам", а не "супермаркетам" в плане качества и экологической чистоты, стали бессовесно разбавлять молоко водой, добавлять стирального порошка (чтобы не портилось), прочей химии. И причем здесь ВТО ? Давно пора порядок навести. А для незнакомых людей это используется как аргумент против ВТО - "национального производителя зажимают". :(
Аяврик14.02.11 09:16
Если верить данному анализу получаем что ВТО выгодно части нашего общества....

Если бы нас желали видеть в ВТО для освоение нешего рынка...., то Россию приняли еще бы при Ельцине. А тут получаются вечные переговоры и все ни как не договоримя, а значет есть у нас что то такое что не позволяет впустить нас в ВТО....

мне кажется, что "нелогичное" препирательство по вступлению России в ВТО на самом деле вполне разрешимо:

1) "палки в колёса" вставляет официально всякая шушера - Грузия и Со - потому как процедура такова, что нужно идти на уступки всем членам ВТО, а не только кукловодам

2) с точки же зрения стран (или уже правильнее было бы говорить "лиц"?), являющихся настоящими выгодополучателями ВТО нынешнее положение России их в общем-то должно устраивать, ибо: фактически Россия УЖЕ привела своё законодательство под требования основных игроков ВТО и соблюдает его - а на "игроков" Грузии всем ведь наплевать..

т.е. и интересы заправил (их правила) в России соблюдаются в основном, и - с другой стороны - интересы некой "части нашего общества" ими на своей территории законно игнорируются...

...

т.е. глобалисты и при отсутствии де-юре членства России в ВТО имеют де-факто соблюдение нашей стороной НА РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ правил этой организации с одновременным продолжением на законных основаниях душить нашу торговлю НА СВОИХ ТЕРРИТОРИЯХ ("Джексон-Веник" и т.п.)

....

Как можно считать аграрной страну, где доля сельского хозяйства в ВВП равна 5,5% ?

тут, наверное, надо учитывать ещё и долю населения, для которых собственное индивидуальное подворье - без наёмного труда и без р/с в банке - продолжает оставаться источником существования....

эти сельские жители никак не участвуют в 5.5% ВВП, приходящихся на долю сельского хозяйства, т.к. они не только вне системы налогового контроля, но и в большинстве своём просто официально безработные (т.е. живут на селе, но ни в каких агропромышленных предприятиях не работают - и фермерами не зарегистрированы )

с учётом доли таких жителей мы в значительной степени "Сельская Россия" (ИМХО!)

а сколько городских "дачников"... которые упираются у себя на участках так, что у сельских люмпенов глаза на лоб лезут.....

т.е. для весьма значительной - на фоне Европ - доли населения России "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА" решается - а ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ обеспечивается - её собственными руками вне контроля государства...

Алексей200914.02.11 10:41

Вот, с моей точки зрения, здесь перепутаны причины и следствия, плюсы и минусы, где мое ,а где наше. Сами понимаете, что хорошо для государства, вовсе не обязательно НИШТЯК для народа – для МЕНЯ. Суть проста, возьмем конкретного ПИПЛА. Что даст для него ВТО? С одной стороны сплошные ништяки – цены на АВТО понизятся, шмотки и продукты – будет и больше, и дешевле…. ЗАШИБИСЬ? Конечно…. НО, с другой стороны, давайте подсчитаем сколько рабочих мест, сколько фабрик и заводов будут закрыты из-за вытеснения их продукции с рынка ИМПОРТОМ? Вот и начинаются минусы, сейчас безработица (зарегистрированная) около10%, а если считать с частичной занятостью (не полным раб днем) и НЕРЕГИСТРИРОВАННУЮ безработицу (стыдливо называемою самозанятостью), а еще можно к безработным приравнять всех работающих , но получающих прожиточный минимум…. ВЫ можете сказать сколько % ??? 50%? 80%? А давайте наложим на это все кальку социальной системы, т.е. полное ее отсутствие. Картинка будет жуткая и молодые позавидуют пенсионерам, а многодетные - бездетным. В соседней ветке разжевывается план заговора против народа РФ, ну если ВТО это преднамеренное действие, то можно согласиться с такой трактовкой событий, ибо власть сознательно идет на МИНУСЫ, минусы достанутся не им, им только ништяки.

Суть в том, что человек скотина тупая и ПОЛАГАЕТ, что на него могут падать только ништяки, а вот минусы, лично его , коснуться не могут ни при каких обстоятельствах. Смешно? Нет, чистая правда. Зря думают ВЕРХИ, что на них только ништяки падать будут, если низы припрет, как в ЕБИПТЕ, ну вы все сами видели, чем это заканчивается в итоге…

ЗЫ. Вот власть и завошкалась – проект введения продуктовых карточек для народа, а еще ТРЕБУЕТСЯ введение жилищных пособий, детских пособий от момента рождения до 14 лет, медицинских пособий на нашу самую бесплатную медицину …. НЕ НУЖНО ЛИЦЕМЕРИТЬ, нужна шоковая терапия государству. Не нужно дотировать ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (школы, больницы, садики, и т.д. ) , нужно вводить АДРЕСНУЮ персонифицированную дотацию на ВСЕ ЭТО, персонально мне , вам , соседу. Нужно бороться с бедностью, а не с бедными, нужно дотировать бедных , а не богатых., за работу нужно ПЛАТИТЬ, а не выдавать милостыню именуемую зарплатой. Вариант - И вашим, и НАШИМ, ущербен по определению. Пора определиться и начать играть по правилам , а не придумывать поводы и причины ничего не делать.

gekkon14.02.11 11:26
> Аяврик
эти сельские жители никак не участвуют в 5.5% ВВП, приходящихся на долю сельского хозяйства, т.к. они не только вне системы налогового контроля, но и в большинстве своём просто официально безработные (т.е. живут на селе, но ни в каких агропромышленных предприятиях не работают - и фермерами не зарегистрированы )

с учётом доли таких жителей мы в значительной степени "Сельская Россия" (ИМХО!)

Только учитывать таких жителей надо в последнюю очередь. Коль скоро они официально безработные, налоги не платят, ВВП не формируют. Для государства что они есть, что их нет - никакой разницы.
Куча деревенских люмпенов не делает Россию аграрной страной
mcf14.02.11 11:35
В общем все теперь стало понятно. Газово-нефтяное лобби продолжает геноцид.
Взгляд14.02.11 12:39

2 Аяврик / Поддержу,кроме -"мы в значительной степени "Сельская Россия".Оф. в РФ 20-25% селян,только Вы их попробуйте найти в близлежаших к городам селах днем.Кроме пенсионеров и ост.колхозников - никого.Или репортаж из сибирского села,где ВСЕ заняты шишкованием,сбором ягод и белых грибов.Всегда урожай либо шишек,либо грибов и нарабатывают семьей на УАЗ за сезон.А вот через местного "олигарха"(вполне зарегестрированного) это дело вышелушивается,сушится,фасуется и продается,влоть до экспорта.

iDesperado14.02.11 12:54
Для справки: в странах ЕС господдержка фермеров выше примерно в 10 раз

эх, дурят нашего брата. во первых такого разрыва в поддержке и близко нет, в германии средние субсидии 300 EUR на гектар. во вторых попробуйте сопоставить расходы хозяйств в РФ и европе. топливо 2.5-3 раза разница отопление какого-нить курятника 4-5 раз, цены на удобрения тоже разнятся в разы.
Взгляд14.02.11 16:51
> mcf
В общем все теперь стало понятно. Газово-нефтяное лобби продолжает геноцид.
Кажется РБ подтянулась? Экспорт на душу в бареллях/сутки.Выходит: Кувейт -0,87(от 0,92 добычи);ОАЭ - 0,56(от 0,58);Саудиты -0,3(от 0,34);Норв.-0,5(от 0,5);Азерб.-0,064(от 0,12);Казахи - 0,087(от 0,10);РФ - 0,035(от 0,7).Считаем разницу экспорта от РФ:Казахи - в 2,48 раза больше;Аз.-в 1,83;Норвегия - в 14,3 раза;Сауд.Ар.-в 8,6;ОАЭ-в 16;Кувейт - в 24,85 .Норвежцы экспортируют по 16 тысяч кубометров газа в год на норвежца,РФ- ок.1000. При сегодняшних ценах на энергоносители норвежцы могли бы и вовсе не работать.Но,до 2003-го года в графе "внешняя задолженность" напротив Норвегии писалось – "Норвегия является исключительно внешним кредитором", то к 2007-му Норвегия успела набрать 469 миллиардов долларов долга, пол триллиона, неплохая прыть для 4,6 миллионов человек? Догонять бум?
magistr200316.02.11 15:59
> iDesperado
Для справки: в странах ЕС господдержка фермеров выше примерно в 10 раз

эх, дурят нашего брата. во первых такого разрыва в поддержке и близко нет, в германии средние субсидии 300 EUR на гектар. во вторых попробуйте сопоставить расходы хозяйств в РФ и европе. топливо 2.5-3 раза разница отопление какого-нить курятника 4-5 раз, цены на удобрения тоже разнятся в разы.


Хм.

По первой же ссылке - ссылка

Лесной фонд, по данным Росреестра на 1 января 2010 года, занимает 1,11 миллиарда гектаров или две трети (64,8%) территории России, сельхозугодья - 399,99 миллиона гектаров (23,4%), а под населенные пункты выделено всего 19 миллиона гектаров или 1,2% российских земель, говорится в опубликованном в четверг сообщении на официальном сайте ведомства -

8 млрд долларов делим на 399,9 млн га и получаем около 20 долларов на гектар.... Получается вообще около 15 раз разница!!

vmar18.02.11 13:36

=== ИСТОРИЯ СПЕКТАКЛЯ ===

ЗАПАД (страшными голосами):

МЫ ВАС НЕ ПРИМЕМ В СВОЁ "ВТО" !!!! УУУ !!!

РФ (театрально-напуганно):

ОЙ БОИМСЯ ! ОЙ, ТОЛЬКО НЕ ЭТО! (заискивающе:) А ВОТ МОЖНО МЫ К ВАМ С КАЗАХСТАНОМ И С МАРСИАНАМИ ОБЩИМ ПУЛОМ? ЧТО? "НЕТ"??? ОЙ, А ВЕДЬ МЫ ТАК ХОТЕЛИ !

;o)

Не бойтесь, друзья ! Если рокфеллеры-бжезинские при ельцине не продавили ВТО, то что-то в меня теперь вселяет оптимизм.

У "Корпорации КРЕМЛЬ" (если они не идеоты) цель не столько мимолетные сливки снять с экспорта мелалло-нефне-газа, сколько сохранить статус-кво своего контроля над ресурсами РФ на десятелетия без потрясений (египет не дремлет!)

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?

 Новостивсе статьи rss

» Несколько стран ЕС ищут пути введения санкций против России без согласия Венгрии
» Дробницкий: Университеты становятся главным полем гражданского конфликта в США
» Швеция не доказала преднамеренность повреждения подводных кабелей судном под флагом КНР
» Индия вложится в завод СПГ в США, чтобы задобрить Трампа
» США не позволили союзникам по G7 осудить ракетный удар России по Сумам
» Британия выделила Украине второй транш, обеспеченный российскими активами
» Китай остановил закупки самолетов Boeing, сообщил Bloomberg
» Оператор "Фукусима-1" начал вторую операцию по извлечению ядерного топлива

 Репортаживсе статьи rss

» В регионах Черноземья разворачивают весенний сев
» Как Россия укрепляет военное присутствие в Индийском океане
» Сергей Чернышев: РОС максимально приблизит нас к Луне и Марсу
» Дипломатическая рок-звезда. Выступление Сергея Лаврова вызвало ажиотаж на Анталийском дипломатическом форуме
» Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
» База и уровень: Судан ждет от Москвы помощи в восстановлении страны
» "Не надо преувеличивать силу документа". Глава Росархива Андрей Артизов - о борьбе за правду
» В США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн

 Комментариивсе статьи rss

» Пять составляющих стратегической победы России — взгляд из Китая
» Евросоюз обрекает Африку на голод, вылавливая всю рыбу в прибрежных водах
» Основная проблема русских - это абсолютная ненадежность американцев (Э.Тодд о новом мировом порядке)
» Хуситы заявили о сохранении военного потенциала на фоне ударов США
» «Хлеб промышленности»: китайский металл подводит, российский — на высоте
» Бочечный шантаж. Трамп вынуждает Европу вернуться к газу и нефти из России
» Неприязнь к украинцам станет решающим фактором на выборах в Польше
» Страны Центральной Азии дистанцировались от Турции

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"