«Я приехал в Киев по просьбе моих друзей из „Нашей Украины“, они заинтересованы в том, чтобы создавать реальные субъекты противодействия влиянию русских», — такое заявление сделал президент Грузии Михаил Саакашвили, находясь с визитом в Киеве в декабре 2003 года. До майдана и «оранжевой революции» оставался год. И если Украина времен Леонида Кучмы практически не осуществляла ВТС с Грузией (причины тому были не столько политического, сколько экономического характера, а именно — неплатежеспособность покупателя), то с приходом к власти Виктора Ющенко ситуация во многом изменилась. После «оранжевой революции» экспорт украинского оружия в Грузию резко возрос. По заявлению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолия Кинаха (занимал должность с октября 2005 по апрель 2006 г.), в прошлом году Грузия была вторым после России партнером Украины по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Старт развитию украинско-грузинского ВТС был дан в марте 2005 г. подписанием соответствующего двустороннего соглашения между госкомпанией «Укрспецэкспорт» и Министерством обороны Грузии. Подписание документа декларировалось как выполнение договоренностей между президентами Украины и Республики Грузия. В частности, заключенное соглашение предусматривало подготовку офицеров грузинских ВС в украинских военных вузах, создание танкоремонтного производства в Грузии. Кроме того, по утверждению источников, близких к оружейному бизнесу Украины, в дополнение к соглашению был подписан контракт общей стоимостью до ста миллионов долларов с открытой номенклатурой поставок (перечень техники уточнялся позже в соответствии с пожеланиями грузинской стороны). В свое время газета писала о подробностях «первой очереди» этого контракта, который заключался в поставках техники для формирования системы ПВО в Грузии («ВПК» №12 (79) — 2005 г.). Выступления представителей Коммунистической партии Украины, в частности ее лидера Петра Симоненко, косвенно подтвердили проведенные поставки радиолокационной техники из Украины в Грузию. Стороны, несмотря на слабую платежеспособность Тбилиси, все-таки договорились о поставках Грузии целого ряда изделий, призванных сформировать единую систему активного и пассивного контроля воздушного пространства страны. Для решения этой задачи были использованы изделия 36Д6М и «Кольчуга М» производства научно-производственного комплекса «Искра» (г. Запорожье) и государственной акционерно-холдинговой компании «Топаз». Связать все перечисленные элементы в единую систему ПВО помог опыт корпорации «Аэротехника», которая уже решала подобные задачи в Туркменистане. Кроме того, в Грузию были поставлены зенитные ракетные комплексы «Оса» и «Бук». Помимо крупной техники, Тбилиси получил от Киева и партию стрелкового оружия: 940 единиц пистолетов, 396 снайперских винтовок, 4724 автомата/пистолета-пулемета, 204 легких пулемета, 500 ручных, подствольных и станковых гранатометов.
По утверждению Симоненко, также были поставлены 40 танков, готовятся к продаже 4 самолета марки «Су», 38 ракет типа «земля-воздух».
Судя по отчету Украины в регистр конвенциальных вооружений ООН за прошлый год, в Грузию поставляются танки Т—72. В 2005 г. — 16 единиц, остальные, скорее всего, будут отправляться в течение нынешнего года. Кроме того, в прошлом году были осуществлены поставки 12 БМП—2, 10 БТР—80 (эти БТР, исходя из утверждений украинских официальных лиц, не поставляются на экспорт, так как Вооруженные Силы Украины сами нуждаются в них) и 6 2С3 (крупнокалиберные гаубицы). Кроме того, в прошлом году Грузия получила от Украины 6 вертолетов Ми—24 и 2 Ми—8МТ. В отношении Ми—8 действует такое же правило, как и с БТР—80: в ВС Украины их осталось катастрофически мало, они нужны самим для выполнения различных задач. Но, видимо, для режима Саакашвили официальному Киеву ничего не жаль. В отношении поставок техники Грузии украинских лидеров не смущает и слабая финансовая дисциплина ее получателя. Как утверждают информированные источники, за часть уже поставленных танков, например, Грузия не рассчиталась до сих пор. Но это не смущает представителей секретариата президента Украины. Первый заместитель главы секретариата Арсений Яценюк уже заявил, что не возражает, если все украинские танки будут проданы Грузии, а их, по его словам, еще остается больше 3 тысяч.
Стоит отметить, что очередное заявление Симоненко о нелегальных поставках в Грузию украинских танков связано, скорее всего, с борьбой за влияние на госкомпанию «Укрспецэкспорт», обострившейся на прошлой неделе. 16 октября Ющенко своим указом отменил постановление правительства Украины, принятое в сентябре, которым вносились изменения в устав госкомпании «Укрспецэкспорт». В частности, после их принятия Совбез был бы устранен от решения вопросов, связанных с деятельностью госкомпании: «Укрспецэкспорт» подчинялся бы исключительно Кабинету министров Украины, а президент через Совбез не мог бы оказывать влияния на процессы, как это происходило ранее. Кроме того, с принятием изменений гендиректор компании отчитывался бы о деятельности перед украинским правительством, с ним же решал бы вопрос о создании дочерних предприятий, подразделений компании; правительство также получало исключительные полномочия по ликвидации и реорганизации «Укрспецэкспорта».
Одновременно с указом об отмене правительственного постановления Ющенко отправил в Конституционный суд Украины (КСУ) представление об оценке положений правительственного документа на соответствие требованиям Основного закона. Решение КСУ сложно прогнозировать: в новой форме правления, действующей на Украине с января нынешнего года, полномочия исполнительной власти сосредоточены в основном в Кабинете министров Украины. И раздел «сфер влияния», в том числе и военно-технического, только начался.
Независимо от стороны, победившей в конституционном противостоянии, «Укрспецэкспорт», скорее всего, не будет сворачивать ВТС с Грузией, пока Саакашвили находится у власти. Ему нужно оружие, Украине — рынки и доходы от оружейного экспорта. Просто факты эти будут скрываться тщательнее. |