Результаты реформ
После выборов 1938 г. рузвельтовское окружение оказалось в "замешательстве относительно следующей фазы нового курса". Президент опасался конфликта с Конгрессом в условиях новой волны кризиса и демонстрировал "умеренность". Спикер палаты представителей заявил, что главные цели "Нового курса" "практически достигнуты" и необходимость в дальнейших реформах отпала. В ежегодном послании о положении страны, с которым Рузвельт выступил в январе 1939 г., не выдвигалось никаких проектов преобразований, президент официально провозгласил окончание "периода внутренних конфликтов, связанных с программой реформ".
6 марта 1939 г. Ф. Рузвельт официально заявил, что никаких планов дальнейших реформ у него нет. Таким образом, мы датируем "Новый курс" 1933-1939 годами и теперь можем рассмотреть, чего удалось добиться демократам за эти годы.
Несмотря на огромное внимание, уделявшееся социальным проблемам, "Новый курс" не смог серьезно изменить положение рабочего класса. Произошло это отчасти потому, что многие реформы были непоследовательны и недостаточны для исправления ситуации, отчасти из-за противодействия оппозиции. Много сил и средств ушло на организацию общественных работ. По всей стране в рамках этой программы строились дороги, плотины, жилые дома и другие объекты. Однако серьезно сократить безработицу с помощью принятых мер не удалось. В 1929 г. безработица составляла 3,2%. В промежуток с 1933 по 1939 гг., этот показатель ни разу не опускался ниже 14,3%. В 1935 году, через два года после начала реформ, он был выше, чем в 1931 г. (соответственно, 20,1% против 15,9%). Снизившись в 1937 г, до 7,7 млн., число безработных снова подскочило в 1938 г., когда вне занятости оказались 10,4 млн. чел. Правительство Рузвельта, таким образом, не решило этой проблемы.
Рузвельтовская администрация неоднократно подчеркивала свою озабоченность тяжелым положением трети американского населения, которой негде было жить, не во что было одеться, и нечем было питаться. Однако и здесь не удалось добиться существенных результатов. Не существовало единого для всей страны списка людей, которым полагается пособие, в каждом штате, местная власть устанавливала, тех, кто по ее мнению нуждается в государственной поддержке. Из числа получателей пособий по безработице были практически исключены чернокожие американцы. Пособия получали только 29% безработных негров. Размер пособия по безработице не превышал 36,6% заработной платы. Сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, государственные служащие денег не получали. Кроме того, были установлены пенсии по старости. Пенсии полагались тем гражданам, которые достигали 65-летнего возраста, но не ранее 1 января 1942 г. Таким образом, социальные выплаты существовали, но их размер был крайне мал, кроме того, получать их могли не все.
Попытки контролировать экономику также не принесли результатов. "Кодексы честной конкуренции" принимались в интересах крупных корпораций. В 1939 г. объем промышленного производства составлял 90% от уровня 1932 г. То есть в 1939 г., производили меньше, чем до начала реформ. ВВП в 1939 г. не достиг докризисного уровня и составлял 92.2 млрд. долларов, этот же показатель в 1929 г. равнялся 103.6 млрд. долларов. Тоже можно сказать и о национальном доходе страны (в 1929 г. он был равен 80 млрд. долл., национальный доход за 1939 г. 73 млрд. долл.).
Реформы в области сельского хозяйства были направлены на спасение крупных ферм. Чтобы избежать падения цен на сельскохозяйственную продукцию фермеры были обязаны сокращать посевы и забивать скот. Позволить себе уничтожить урожай могли только владельцы больших ферм. Поскольку посевы сокращались, многие наемные работники становились лишними и их увольняли. В результате проведенных преобразований 10 млн. акров под хлопок, 1/4 посевных площадей зерновых было уничтожено, 6 млн. свиней ушло под нож. Сама природа способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и повышению цен на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, к 1936г. 10% фермеров разорилось. Процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.
В рамках "Нового курса" не удалось добиться стабильности экономики. Уже во время второй администрации Рузвельта в 1937 году страна пережила очередной экономический спад, вызвавший новое падение цен на сельскохозяйственную продукцию и рост безработицы. Если демократы называли крах 1929—1933 гг. "гуверовской депрессией", то республиканцы, окрестили очередной кризис "рузвельтовской рецессией". Новый кризис подорвал веру в эффективность реформ. Демократы все более теряли инициативу.
К положительным сторонам "Нового курса" следует отнести ограничение рабочей недели, разрешение забастовок и другие меры по улучшению трудового законодательства, о которых было подробнее рассказано выше. Однако, не было создано механизмов для контроля над исполнением этих законов.
К сказанному следует добавить, что "Новый курс" был выгоден крупным компаниям и владельцам больших ферм. В результате преобразований усилилась концентрация производства. После проведенной реформы банков, укрупнился и банковский капитал. В сложившихся обстоятельствах, мелкие и средние собственники неизбежно проигрывали и разорялись, например, в результате реформ было закрыто более 6 тысяч банков, разорились около 10% фермеров.
В целом же, можно говорить о том, что проводимая демократами политика не принесла ожидаемых результатов. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, положение населения по-прежнему оставалось тяжелым. Сохранялась безработица, субсидии не помогали улучшить жизнь населения. Добиться стабилизации в рамках проведенных демократами реформ не удалось, однако в 1939 г. было объявлено, что "новый курс" достиг своих целей. В том же году реформы были свернуты.
У президентской администрации не было единой программы реформ. Сначала Рузвельт пытался спасти американскую экономику путем установления контроля над капиталом. Сделать это ему не удалось. После этой неудачи президент и его помощники пытались реформировать трудовое законодательство. Кроме того, был принят ряд законов, направленных на поддержку необеспеченной части общества. Реформаторы надеялись, что им удастся повысить уровень жизни населения и таким образом снова создать спрос на продукцию промышленных предприятий. Однако из-за временного характера работ, маленького размера пособий и пенсий, исключения большого числа граждан из-под юрисдикции принимаемых законов, добиться результатов не удалось. Общественные работы, организуемые государством и назначение различных пособий для малообеспеченных граждан полезны в качестве временной меры и только тогда, когда у власти есть готовый способ выхода из кризиса. На примере "Нового курса" мы видим, что выдумывание общественных работ для населения и расходование большого объема средств на социальные пособия без коренного изменения экономической системы не принесли результатов. В свою очередь, поставить под контроль бизнес не удалось из-за того, что такая политика вызвала возмущение в среде крупного бизнеса, в результате чего Рузвельт рисковал потерять власть.
Вторая мировая война и стабилизация экономики.
Еще до начала Второй мировой войны в американских политических кругах развернулась дискуссия об изменении внешнеполитического курса США. В этом споре выделились две точки зрения. Сторонники политики изоляции уверяли, что необходимо воспользоваться преимуществами географического положения США и не вмешиваться в европейские конфликты, таким образом, удастся избежать человеческих потерь и материальных убытков. Благодаря этому в послевоенном мире США окажутся в более выгодном положении и смогут диктовать свои условия разоренным войной государствам. Оппоненты изоляционистов, к которым принадлежал и Рузвельт говорили о том, что наилучшим путем достижения лидерства является активная внешняя политика, предусматривающая приобретение союзников и занятие стратегически выгодных позиций в международных отношениях, которые смогут оказать решающее влияние на исход войны.
30 июня 1939 г. изоляционисты добились в Конгрессе сохранения запрета на вывоз оружия в воюющие страны. Однако в условиях нарастания международной напряженности и тяжелого состояния американской экономики проведение такой политики было неразумно. США были объективно заинтересованы в поддержке государств, воюющих с Германией и Италией, а также в рынках сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции. 4 ноября 1939 г. Конгресс одобрил предложение Рузвельта о снятии запрета с продажи оружия дружественным воюющим странам. При этом было подчеркнуто, что все закупки должны быть оплачены наличными и вывезены на судах клиента.
В марте 1941 года был утвержден закон о ленд-лизе. Согласно этому закону, президент мог продавать, передавать в собственность, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье, другие материальные ресурсы и военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии считалась жизненно важной для обороны США. Позднее этот закон распространился на продовольственные товары и товары широкого потребления.
Помимо военно-политических задач, программа ленд-лиза сыграла важную роль в решении проблемы перепроизводства. Первым государством, на которое распространился ленд-лиз была Великобритания, с 28 октября 1941 г. получателем помощи стал Советский Союз. Кроме того, помощь по этой программе получали Китай и Франция. С 1941 по 1945 гг. в эти четыре государства было отправлено товаров на сумму 50,1 млрд. долл. по ценам сороковых годов. В пересчете на современные расценки, эта сумма примерно равна 610 млрд. долл. В списке товаров, поставлявшихся союзникам в рамках программы ленд-лиза, упоминается продукция почти всех типов предприятий: вооружение, топливо, одежда, продукты питания. Таким образом, почти все отрасли американского производства могли рассчитывать на получение больших государственных заказов. Об объемах поставок, а соответственно и о размерах заказов можно получить представление, если сравнить количество поставляемого по ленд-лизу товара с объемом производства этого же товара в стране - получателе. Например, в Советский Союз было поставлено 658 тыс. тонн сахара, что составляло 66% от количества сахара, произведенного в СССР в тот же период. По ссылке можно ознакомиться с данными по другим видам продукции, по некоторым пунктам, количество поставленного товара превышало собственное производство в два-три раза. Оценивая объемы поставок, нужно так же заметить, что СССР не был основным получателем помощи. Большая часть поставок приходилась на долю Великобритании.
Чтобы справиться с таким объемом заказов, американская промышленность должна была заработать в полную силу. С 1939 г. США постепенно наращивают объемы производства. Его наивысший уровень во время "Нового курса" был достигнут в 1937 г. и составил 91,9 млрд. долл. Однако уже в следующем 1938 году произошел спад до 86,1 млрд. долл. Аналогичный показатель последнего докризисного года равнялся 103,6 млрд. долл. в период реформ его не удалось достигнуть. До уровня производства времен "просперити" американская экономика доросла только в 1941-1942 гг. (соответственно - 126,7 и 161,9 млрд. долл.). Все время, пока продолжалась война, можно наблюдать увеличение объемов производства. Наиболее значительные темпы расширения производства наблюдаются в 1941-1943 гг. Разница между ВВП 1941 года и показателями 1942 г. составляет 35,2 млрд. долл. (57%), между 1942 и 1943 гг. - 36,7 млрд. долл. (59%). В дальнейшем этот показатель продолжает расти, но не такими быстрыми темпами. ВВП 1945 года равен 223,1 млрд. долл.
Во многих отраслях стало необходимым строительство дополнительных производственных мощностей. Однако предприниматели не спешили вкладывать деньги в расширение производства. Правительство провело ряд преобразований, направленных на расширение военного производства и усиление контроля над промышленностью. 30 июля 1941 г. было образовано Управление экономической обороны во главе с вице-президентом Г. Уоллесом. 28 августа под его же председательством возникли Управление по очередности снабжения и размещения заказов, в которой наряду с главами правительственных ведомств вошли представители крупного капитала — Д. Нельсон, Н. Рокфеллер. Кроме того, правительство приостановило действие законов против трестов. С помощью государственных субсидий, займов и налоговых льгот в пользу промышленников оно поощряло строительство частных предприятий. Государство строило заводы военного назначения и передавало их корпорациям.
После вступления США в войну важную роль в установлении государственного контроля над экономикой сыграло Управление военного производства (УВП). Это управление состояло из 30 отраслевых отделов, его задачами было: распределение военных заказов и контроль их выполнения, обеспечение предприятий рабочей силой, строительство новых заводов, перевод гражданских предприятий на военное производство. По существу, это управление контролировало всю хозяйственную деятельность. Между монополиями развернулась конкуренция за военные заказы. Руководящие посты в УВП занимали представители крупных корпораций. Нередко от государства они получали символическую оплату в 1 доллар, основное же жалование руководители УВП получали от корпораций.
К середине 1942 г. Управление военного производства издало предписания, направленные на сокращение выпуска основных потребительских товаров и увеличение военной продукции. Важные отрасли промышленности - автомобильная, самолето- и судостроительная, металлургическая, энергетическая и химическая переключались на удовлетворение потребностей вооруженных сил. Развернулось широкое строительство предприятий военного назначения. Финансирование взяло на себя государство, которое заключало контракты с корпорациями на льготных для них условиях. На эти цели было выделено 17,2 млрд. долл.
Произошло резкое сокращение безработицы. Если в 1939 г. безработными были 9,2 млн. чел., т.е. 17,2%, то в 1942 г. всего 2,5 млн. чел., а в 1943 г. уже 1,2 млн. С 1939 г. постоянно увеличивается численность солдат в американской армии. С 1940 по 1941 гг. количество военнослужащих удвоилось (1940 г. 653,5 тыс. чел., 1941 г. 1,5 млн. чел.) . В дальнейшем численность вооруженных сил постоянно увеличивалась. К 1945 г. в американской армии служило 8,3 млн. человек, на флоте - 4,3 млн. чел. Кроме того, увеличилась занятость в военной промышленности. Осенью 1942 г. число рабочих в военно-промышленном комплексе достигло 15 млн. чел. Занятость населения в экономике достигла к 1943 г. 54,5 млн. чел. В отдельных отраслях военного производства, например в судостроении, возникла нехватка рабочих рук. В этих условиях люди стали искать работу с лучшими условиями труда, и миграция рабочих с одного предприятия на другое приобрела всеобщий характер. Появились районы с "критической нехваткой рабочей силы". Стало необходимо более жестко регулировать перемещение рабочих.
В условиях военного времени удалось на время приостановить забастовки. В декабре 1941 г. в Вашингтоне встретились представители профсоюзов и администрации предприятий, чтобы договориться на время войны о "мире в промышленности". Предприниматели требовали от рабочих отказа от забастовок. Профсоюзы согласились выполнить это требование. Участники конференции подписали соглашение, в котором говорилось, что рабочие не станут прибегать к забастовкам, а возникающие конфликты будут разрешаться мирным путем.
В феврале 1943 г. Рузвельт издал приказ о введении 48-часовой рабочей недели на предприятиях военного производства. 17 апреля того же года Комиссия по распределению людских ресурсов запретила рабочим покидать предприятия без согласия предпринимателей. Действие этой директивы распространилось на 35 млн. рабочих, ее нарушителю грозило тюремное заключение на год. 8 февраля Конгресс рассматривал проект "Закона о национальной службе", который предусматривал направление людей на работу по усмотрению государственных органов. Профсоюзы выступили против этого закона, "за" высказались представители большого бизнеса и военное министерство.
Финансисты и промышленники использовали благоприятную возможность для увеличения своих прибылей. Возросли цены на товары первой необходимости. По сравнению с январем 1941 г. они поднялись в 1943 г. на 43,5%, в то время как заработная плата выросла лишь па 15 % . К весне 1943 г. стоимость жизни превысила довоенный уровень. 8 апреля 1943 г. президент запретил изменять цены на товары и повышать заработную плату. На отдельные виды товаров частично вводилась карточная система. Это вызвало недовольство рабочих. Несмотря на то, что шла война, росли доходы крупных компаний и их владельцев, в то же время, усиливалась эксплуатация рабочих.
Заключение.
Вплоть до начала Второй мировой войны успехи "Нового курса" имели относительный характер и лишь вызванный войной огромный рост заказов, милитаризация экономики и ленд-лиз увеличили спрос. Мобилизация значительной части контингента рабочих и фермеров в армию, а также расширение военно-промышленного комплекса ликвидировали безработицу.
Потери США в живой силе за годы войны составили около 300 тыс. убитыми и 670 тыс. ранеными. Участие в войне, бремя которого легло на американских налогоплательщиков, обошлось более чем в 300 млрд. долл. Национальный долг вырос за военные годы с 40 млрд. долл. до 258 млрд. долл. Однако война принесла США не только потери, но и огромные прибыли. Несмотря на сокращение фермерского населения, доходы американских фермеров выросли более чем вдвое. Безработица была практически сведена к нулю, а национальный доход вырос с 73 млрд. в 1939 г. до 181 млрд. долл. в 1945 г. Основные блага от войны пришлись на долю большого бизнеса, сотрудничавшего с Пентагоном. Около 70% правительственных контрактов, связанных с военными заказами и оценивавшимися в 175 млрд. долл., пришлось на долю крупнейших американских корпораций. За военные годы их доходы выросли более чем вдвое. Только в 1944 г. их прибыли после вычета налогов составили 10 млрд. долл. Для сравнения, в 1939 г. доходы корпораций составляли 5 млрд. долл.
Таким образом, мы видим, что комплекс мер, получивший название "Новый курс" не привел к стабилизации экономики. Администрации Рузвельта не удалось ликвидировать перепроизводство промышленных товаров, безработицу и прочие негативные последствия депрессии. Первая и вторая администрации Рузвельта не привели к возвращению основных экономических показателей к уровню начала 1929 г. Более того, по некоторым показателям (сравните национальный доход 1934 и 1931 гг.) наблюдался спад.
Проводимые реформы были недостаточны. Значительно ограничивался круг лиц, получающих пособия по безработице. Общественные работы не помогли справиться с безработицей, так как населению была необходима постоянная занятость, а не временные подряды. Из-под действия законов о трудовом праве исключались большие группы рабочих и служащих. Принимаемые законы о регулировании сельского хозяйства были выгодны только крупным фермам, так как только они имели возможность сокращать посевы и при этом не разоряться. Чтобы исправить ситуацию, нужны были более радикальные преобразования.
Но даже эти половинчатые реформы встречали ожесточенное сопротивление среди тех представителей капитала, которые не смогли добиться государственной помощи. Рузвельта постоянно критиковали за большие расходы на поддержку безработных, излишнее вмешательство в дела корпораций, попытки поставить под контроль банковскую систему. К 1939 г. реформы зашли в тупик. Правительство объявило о свертывании "Нового курса".
Кризис был преодолен только после начала Второй мировой войны. и не благодаря реформам, а за счет появления новых рынков сбыта продукции и усиления эксплуатации рабочих.
Литература и источники
1. http://amstd.spb.ru/Great_Depression/unemployment.jpg 2. http://en.wikipedia.org/wiki/Image:US_Employment_Graph_-_1920_to_1940.svg 3. http://scilla.ru/works/knigi/infl.pdf 4. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004039 5. http://www.mrswing.com/articles/The_October_Job_Report_Digging_Deeper_into_the_Dat.html 6. http://www.huppi.com/kangaroo/Timeline.htm 7.http://www.mrswing.com/articles/The_October_Job_Report_Digging_Deeper_into_the_Dat.html 8. http://www.infoplease.com/ipa/A0004598.html 9. http://www.contr-tv.ru/common/2482 10. http://www.istorya.ru/book/ww2/271.php 11. http://mail.yandex.ru/r?url=http%3A%2F%2Fwww.infoplease.com%2Fipa%2FA0004598.html&ids=1710000000084276386&fs=inbox 12. http://mail.yandex.ru/r?url=http%3A%2F%2Fwww.usgovernmentspending.com%2Fus_military_spending_30.html%23usgs302&ids=1710000000084276386&fs=inbox 13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7 14. История США. В 4-х тт. М., "Наука". 1983-1987 (Том третий) 15. Иванян Э.А. История США. М.; 2004 |