Публикуемый материал представляет собой тезисы доклада на военно-научной конференции "Состояние Вооруженных Сил РФ и необходимые меры по укреплению их боеготовности и боеспособности" (13.12.2008) президента Академии геополитических проблем, доктора исторических наук генерал-полковника Л.Г. Ивашова.
Отсутствие в государстве и обществе осознания реально существующих и потенциальных угроз безопасности, вероятных сроков их реализации противником неизбежно ведут к неадекватному на них реагированию, формированию неэффективной, а порой бесполезной (линия Мажино у французов 1940 г.) системы обороны и безопасности. Вспомним июнь 1941 года. Стратегические просчеты в определении сроков германского наступления, неправильная оценка характера будущей войны и организационная перестройка структуры вооружённых сил (кстати, не отвечавшая характеру боевых действий начального периода войны), затеянная в канун агрессии, привели к очень тяжёлым последствиям. Сильная, готовая немедленно и адекватно отреагировать на агрессию и нанести агрессору неприемлемый ущерб военная организация и система безопасности в целом являются мощным фактором предотвращения войны. В то же время слабая или выстроенная неправильно система военной безопасности, во-первых, создает у общества и государства иллюзию защищённости, деформирует оборонное сознание и оборонную деятельность, во-вторых, провоцирует противника на удар. В связи с избранием президентом США Б. Обамы и возвращением в систему исполнительной власти США представителей клана Клинтонов напомню некоторые намерения Билла Клинтона в отношении России. Выступая перед руководителями Объединённого комитета начальников штабов в октябре 1995 года, «друг Билл» заявил: «...в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: - расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; - окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;
- установление в оторвавшихся от России республиках режимов, нужных нам» (Цит. по: Ю. Дроздов. Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки. М., 2005, с. 329). Конечно, в этот замысел будут внесены коррективы, ряд военно-стратегических концепций, утвержденных Дж. Бушем-младшим, будет реализовывать тот же министр обороны Р. Гейтс. У давнего «друга» России З. Бжезинского появились реальные властные возможности для реализации планов «Великой шахматной доски». Что-то новое появится и у новой-старой команды. Какие же угрозы России прочитываются сегодня?
Глобальное измерение.
1. Главным вызовом человечеству и России является стремление определенных сил западного мира любой ценой выстроить однополярный миропорядок под властью финансового олигархата, опирающегося на превосходство военной силы, где России в лучшем случае отводится заурядная подчинённая роль, а в худшем предусмотрено её отсутствие на карте мира. 2. Постепенная утрата государствами мира прежней роли, обязанностей перед своими народами по сохранению суверенитета, территориальной целостности и безопасности и одновременное усиление влияния на мировую политику и политику конкретных государств субъектов транснационального, надгосударственного характера. 3. Обостряющаяся борьба за ресурсы планеты на фоне стремительного роста населения и динамичного развития стран Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. 4. Разрушение экологической системы планеты Земля опять же по причине неограниченного вторжения человека в недра Земли и нарушения ее гармоничной структуры, выброса в атмосферу огромных объемов производственных отходов, загрязнения природы производственным и бытовым мусором. Всё это вызывает масштабные природные катаклизмы, способные разрастаться до уровня угрозы существованию человечества с перемещением огромных людских масс в более стабильные регионы. 5. Нравственная деградация современного общества, превращение человека разумного в существо, безудержно потребляющее и проявляющее самые низменные инстинкты и агрессивность. 6. И ещё на одном глобальном вызове следует сосредоточить внимание. Это - тайные операции частных военных компаний (ЧВК) во взаимодействии со спецслужбами ряда государств. ЧВК, объединяющие в своих структурах вышедших в отставку профессионалов спецслужб, вооружённых сил и полиции, превращаются в мощную надгосударственную силу, способную дестабилизировать государства и целые регионы, проводить масштабные операции террористического характера, обучать и готовить незаконные вооружённые формирования. Специалисты отмечают, что в Ираке по контрактам Пентагона и спецслужб США и Британии действуют более 150 тыс. таких «частников». Отметились они и в грузинских войсках в августовских событиях 2008 г. Их почерк виден и в трагических событиях в Мумбайе (Индия), спровоцированных для того, чтобы столкнуть две ядерные державы - Индию и Пакистан. С высокой долей вероятности можно говорить о присутствии иностранных ЧВК на территории российского Северного Кавказа и в прилегающих к России странах. Угрозы военно-стратегического характера.
1. Безусловно, в военно-стратегическом плане главной угрозой безопасности России являются беспрецедентное по масштабам наращивание военных приготовлений со стороны Соединенных Штатов Америки и явная нацеленность американского военного потенциала против России. Военные расходы США в годы президентства Дж. Буша выросли более чем на одну треть, что в условиях практического отсутствия угрозы военного удара по американской территории говорит лишь об одном: США готовятся к большой войне или к серии войн меньшего масштаба. Сегодня военный бюджет Пентагона превосходит совокупные военные расходы всех остальных стран мира, вместе взятых. В доктринальные документы Пентагона в 2007 г. введен термин «эра перманентного конфликта». 2. США уходят в военно-технологическом плане в отрыв от остальных стран мира, включая Россию, наращивают военно-стратегическое превосходство и способность в короткие сроки разгромить вооружённые силы любого государства без риска понести неприемлемый ущерб. При этом моделью для объекта уничтожающего удара избран военный потенциал России, поскольку все остальные армии мира серьёзно воздействовать на территорию США не способны. С этой целью модернизируются ракетно-ядерные силы США, реализуется глобальная система ПРО, способная к 2015 году нейтрализовать потенциал российского ответно-встречного удара путём уничтожения части ракетно-ядерных средств и стратегической авиации в пунктах базирования, затем на разгонном участке, на орбитальной траектории с использованием космического эшелона ПРО и произвести перехват прорвавшихся боевых блоков наземными и морскими элементами системы. Баллистические и крылатые ракеты подводных лодок предполагается уничтожать лазерным оружием воздушного базирования (самолеты Боинг-747), об успешных испытаниях которого Вашингтон сообщил в ноябре 2008 г. 18 января 2003 г. президент Дж. Буш подписал директиву о разработке и реализации концепции «быстрого глобального удара», суть которой - нанесение мощного удара несколькими десятками тысяч крылатых ракет всех видов базирования по объектам противника при подавлении его электронных средств. Угрозу стратегического характера несёт также концепция одновременного ведения боевых действий вооружёнными силами США на суше, морских пространствах и в воздушно-космической среде. То есть превращение всех трёх сред в единый глобальный театр военных действий. 3. Теперь о НАТО, с которой Россия «сотрудничает». Альянс кардинально изменил свою сущность за годы после распада СССР и из оборонительного союза, что закреплено в Вашингтонском договоре 1949 года, ограниченного в своих действиях евроатлантическим регионом, превратился в военный инструмент завоевания мирового господства.
Сегодня в Брюсселе дискутируются и научно обосновываются следующие вопросы: - о применении сил Альянса в различных регионах планеты, - о задачах по обеспечению бесперебойной поставки странам Запада углеводородных и иных ресурсов, - о необходимости превентивного применения ядерного оружия против любого (включая безъядерные) государства мира для обеспечения интересов стран блока.
Россия в ходе расширения НАТО уже без военных действий понесла серьезные геополитические потери. В частности, утратила миллионы квадратных километров пространства геополитического влияния, потеряла зону своей безопасности (буферную зону), её территория, воздушное пространство, информационное поле сжимаются сетью недружественных государств, военных баз и военных объектов. И этот процесс далеко не завершён. У своих границ мы имеем мощные ударные группировки. На западном стратегическом направлении - основные силы НАТО, на южном стратегическом направлении - почти миллионную армию, обладающую не только численным, но и военно-техническим превосходством над группировкой российских войск, развитую военную инфраструктуру. Угрозы регионального характера.
Если взглянуть на карту России, можно констатировать, что практически все группировки её войск и сил, важные военные, административные и экономические объекты находятся под прицелом стран НАТО и других недружественных государств. Исключение пока составляет граница с Белоруссией и Украиной. 1. На западе и северо-западе вооружённые силы Североатлантического альянса непосредственно выходят к границам России. По составу этих сил даже Норвегия будет превосходить Ленинградский военный округ. Пространство, прилегающее к Северному Ледовитому океану, находится под контролем американской стратегической авиации и крылатых ракет. Северный флот заперт кораблями и авиацией НАТО в своих базах, каждый выход из которых контролируется и сопровождается разведывательными и ударными силами Альянса, двумя атомными подводными лодками США и Великобритании. Американская станция «Глобус-2», базирующаяся в Вардё (Норвегия), и радиотехнические средства на Шпицбергене снимают основные параметры со всех стартующих ракет подводных лодок и наземных и подземных стартов. По нашим предположениям, эти натовские технические средства способны влиять и на системы управления стартами и, вероятно, самих ракет. Подтверждением тому служат периодические аварийные пуски наших ракет из этого региона. 2. На востоке страны военное давление на наши границы и группировки войск и сил оказывают 100-тысячная группировка американских войск на базах Южной Кореи и Японии, авианосная группа кораблей США, морские системы ПРО США «Иджис», перемещенные год назад плавучие платформы с мощными радарами, просматривающими весь северо-восток нашей территории и морские акватории. В ноябре 2008 г. Казахстан разрешил базирование американской авиации на своих аэродромах. Конечно, для поддержки борьбы с терроризмом в Афганистане. Правда, до российских границ американским самолетам гораздо ближе, чем до Кабула. Это - хорошее дополнение к авиационному контингенту НАТО в Манасе (Киргизия).
О Китае - особый разговор.
3. Не лучше ситуация в Каспийско-Кавказско-Черноморском регионе. На южном стратегическом направлении дислоцирована самая сильная после США армия НАТО - турецкая (численностью 800 тыс. человек), турецкий флот активизирует свою деятельность на Чёрном море. Сюда же с «гуманитарными» грузами подтягиваются корабли США и других натовских стран. Включение в состав НАТО Грузии и Украины затягивает вокруг России «петлю анаконды». Единственный наш серьёзный союзник Республика Беларусь сама окажется в положении окруженного плацдарма и будет испытывать мощное военное, политическое, информационное и экономическое давление. 4. В дополнение к «петле анаконды» Россию будут «сдавливать» сетью вооружённых конфликтов на Кавказе (Северном и Южном), в Прибалтийской зоне, на Северо-западе. В 2009 г. мы можем столкнуться в военном противостоянии с Украиной. 5. В дополнение к сказанному процитирую сообщение «Независимой газеты» от 10 декабря 2008 г., указывающее на ещё одну серьёзную угрозу нашей национальной безопасности: «Минобороны готовит контракты с зарубежными производителями высокотехнологичного оружия. По мнению военного ведомства, отечественный ОПК не удовлетворяет современным требованиям: производство не оптимизировано, а стоимость оружия растёт, опережая рост инфляции. Только готовящийся контракт с Израилем на поставку военных беспилотников может составить до 1,5 миллиардов долларов, или 3% от военного бюджета страны». И далее: «Как заявил начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, министр обороны Анатолий Сердюков поставил задачу Генштабу ВС РФ, а также другим управляющим структурам военного ведомства «провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности». Если современное отечественное вооружение не соответствует «необходимым кондициям», предлагается рассмотреть «возможность закупки подобного образца у иностранных производителей». Главным приоритетом в закупочной политике Минобороны, по словам В.Шаманова, будет являться не принадлежность оружия к отечественному ОПК, а критерии «эффективного ведения боя». Как говорится, дальше ехать некуда. Неужели остаётся ожидать заявления о том, что теперь гораздо эффективнее и дешевле обеспечивать безопасность России силами НАТО? |