Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Британского дипломата выдворят из России за шпионаж
ВСУ попытались повторить в Селидово провокацию в Буче, заявил Мирошник
Заявление Президента Российской Федерации
Россия начала использовать замороженные активы иностранцев
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Город, которого нет
09.12.08 16:16 Наследники СССР сегодня

Любая оценка ситуации на Украине приводит к вопросу о власти. И вопросы «почему?», «что делать?», «кто виноват?» с неизбежностью обнажают болезненный вывод: украинство и власть не синонимичны. Можно даже сказать одно исключает другое. Но, анализируя текущие события, легко незаметно смешать нетождественные понятия власти и политики. И тогда делается вывод, что поскольку внешние атрибуты государственности на Украине присутствуют, и есть люди, якобы осуществляющие внутреннюю и внешнюю политику, то, значит, они и являются носителями власти. Но метастазы тотального украинского кризиса говорят о другом. О потери, а может и об изначальном неумении осуществлять властные полномочия.

На вопрос «почему власть на Украине так трудно инсталлируется?» легче всего ответить - во всем виноваты «оранжоиды». Ответ верен лишь отчасти. Вина есть, и они ее наверняка искупят. Но во всем ли виноваты эти люди? И если забрать власть у «помаранчей», то  кому отдавать бразды правления? То, что желающие найдутся, понятно, сейчас не об этом. Существуют ли люди и структуры, способные практиковать технологии управления? И если нет, то почему?

Комплекс неполноценности лучше сразу отбросить. В истории были и есть вполне жизнеспособные государства восточных, южных, западных славян, тюрков и прочих этносов, чьи предки, так или иначе, создавали «украинцев». Значит, гпамять в генах осталась. И пусть великороссы и малороссы между собой принципиально не отличаются,  сепаратизм, фронда – явление частое в мировой истории. Многие государства в той же Европе вполне успешно отделялись от  материнского суперэтноса и успешно существовали. Например, Германия после 1648 года представляла собой множество самостоятельных «народов» и независимых государств. Поэтому не является такой уж фантастикой существование еще одного русского государства с русским же языком общения.

Мания величия тоже не подходит. Вроде того, что на самом деле, далеко в степи, девять (а может двенадцать) казаков-характерников когда-то создали иллюзорный мир своей тайной магией, переданной от великой культуры трипольцев. И скоро мир прозреет. И попросит укров – правьте нами, вот вам скипетр. И выйдут на свет истинные властелины мира. Но  холодные батареи центрального отопления приводят к другому прозрению - власти на Украине нет.

Может возникнуть вопрос: а у кого эта власть была? В качестве ответа – короткое культурологическое отступление. Освальд Шпенглер в свое время заявил: история мировой культуры – это история городов. Он рассматривал историю государств как процесс взаимодействия двух сословий – аристократии и духовенства. Первые творят историю, вторые – религию. Субстратом для этих первичных сословий выступает протосословие - крестьянство. Оно живет само по себе и не включено в историю. Шпенглер даже использует термин «вечный крестьянин», феллах, человек, который по определению, вне истории. Поэтому история свершается только в городах. Вот они, примеры:

Древний Египет: возник и существовал как союз двух десятков городов.

Западноевропейская цивилизация: создание и развитие городов вызвала бурный рост и усложнение экономических отношений, что привело к созданию национальных государств, но сначала, все же, был Город, который становился столицей.

Рим как империя начинался с многовековой традиции муниципальной деятельности.

Культура майя – конфедерация (иногда федерация) независимых городов- государств.

Древняя Эллада: полисы как ключевой аспект всей истории Древней Греции.

Разумеется, на определенном этапе Город и Деревня превращались в Империю, взаимодействуя и развивая друг друга. Но Город первичен как место, где зарождается власть. Тщательный взвешенный анализ истории человечества позволил Шпенглеру поделить народы на исторические и неисторические. На тех, кто творит Историю, даже не зная об этом, и тех, «кем творят Историю». Исторических народов не так и много. Но именно о них и пишется в учебниках. Остальные – расходный исторический материал. Здесь нет места для расизма или национализма. Мировую культуру творили египтяне (хамито-семитское происхождение), Мезоамерика (индейцы), цивилизация Междуречья (большая примесь семитов). Из этой формулы (а возразить трудно) получается, что «украинцы» (термин сугубо технический) выступали либо в роли исторического фона, либо субстратом для Православной (Русской) цивилизации.

Почему Шпенглер прав? Потому что то, что называют «украинской культурой» в принципе не урбанистично. Слова «украинец» и «горожанин» несовместимы. Только не будем вспоминать Киев и его 1 500 лет. Да, в свое время Киев был одним из самых больших и развитых городов средневековой Европы, но уже к 13 столетию он стал рядовым городом, одним из десятка таких же на русской земле. И уже никогда после этого Киев не достигал того могущества. Казаки, как специфический малорусский феномен, к Киеву как к некому политическому или государственному центру, отношения не имели.  Чигирин, Батурин, Трахтемиров – это не города, это ставки. А значит, казаки не владели городской культурой и аристократией быть не могли по определению. Важно различать силу и власть. Стотысячное войско может взять город приступом, но наладить жизнедеятельность города не смогут даже самые лучшие воины. Власть – это технология, которая вырабатывается и практикуется в течение многих поколений и в определенной среде. Власть – это система сложно переплетенных вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Постоянная динамика здесь –ключевой фактор. Сравните темп деревни и города. Суета мегаполиса, на которую часто нарекают горожане, ностальгируя о летнем отдыхе в селе, является по-своему завораживающим действием. Многочисленные процессы, запущенные разными людьми в разный период взаимодействуют на разных уровнях. Миллионы людей и тысячи механизмов находятся друг с другом в неком симбиозе и при этом  особо не задумываются, а как это в принципе возможно? Городская жизнь дает наглядное понимание власти как, прежде всего, действия, а не полномочий. Город и село в принципе находятся в разных измерениях, настолько разные у них уровни сложности. Но ведь на Украине даже в начале 21 столетия отсутствует городская культура. Парадокс: Украина есть, украинцев нет, города есть – горожан нет. Некая культура есть, но в ней нет городского элемента. Того, что уже тысячу лет существует в преслjвутой Европе.

То, что сейчас называется «украинская культура» – это культура малорусского села и казачьих воинских поселений (Запорожская Сечь). И если отбросить лирику – песни, вышиванки, обрядовые праздники – окажется, что здесь на протяжении столетий не существовало площадки, где можно было получить навыки управления. Да, были города в Галичине с многовековой историей, тот же Львов, но вот беда, жили в них поляки, евреи, армяне, и только на окраинах - русины. Существует целый индустриальный регион на востоке страны, где город на городе, но заселялся Донбасс пришлыми людьми, потому что малорусского крестьянина только невероятными усилиями можно было согнать с земли. Вот и получилось, что в новое тысячелетие Украина вошла с архаическим мировосприятием, основанным на вечных ценностях земледельца, для которого время измеряется в сезонах посадки и выкапывания картофеля. Ведь часы как обязательный атрибут жизни общества возник именно в городе, где рядом с Ратушей, местом власти, стояла башня с часами. Потому что темп жизни требовал учитывать каждый час. А зачем в селе часы? Даже сейчас многие крестьяне (не жители села, а именно крестьяне)  встают и ложатся по солнцу. А часы используют, чтобы узнать время трансляции сериала.

Работа на селе представляет собой горизонталь, в прямом и переносном смысле. Крестьянин живет одним днем, вечным сегодня, он не готов прогнозировать, что будет даже послезавтра, не говоря уже о более длинных периодах. Конечно, у него есть виды на урожай, но это так неустойчиво, да и, по сути, характер деятельности крестьянина не в состоянии изменить как неурожай, так и сверхурожай.  Обладая ограниченным комплектом навыков и умений, сельский житель адекватно их старается применять в своем ограниченном мирке. Это вынужденное ограничение, но оно  вполне подходит для такого способа жизни. Пространственные категории тоже вполне конечны: подворье, усадьба, огород. Другие масштабы не используются, потому что не используются. И, попадая в город, человек с такими представлениями начинает испытывать то, что в психологии называют когнитивным диссонансом. Возникает противоречие между тем, что человек видит и способом описания этой реальности. В таком случае, либо сознание подстраивается под реальность, либо реальность замещается подходящим описанием и удобной картиной мира, не всегда адекватной, но всегда комфортной. Что легче, стать настоящим горожанином, выработав у себя определенные навыки и способы поведения или подогнать картинку, превратив город в большую деревню? Ответ зависит от количества. Город способен переварить безболезненно некоторую массу новых жителей, но есть критическая точка, после которой город становится большой деревней. Это уродливое зрелище, современный Киев – яркий тому пример. Те немногие, кто является  истинными киевлянами, стали маргинальной прослойкой, тихо и беззубо протестующей против вульгаризации древнего города. А город переполнен массами, чье любимое занятие – щелканье семечек. Не правда ли, древняя традиция «укров»?

Кроме того, на Украине городская культура не имеет глубоких корней, и поэтому сама по себе слаба. Конечно, можно вспомнить Магдебургское право, но в условиях империи, будь-то Австро-Венгерской или Российской, городские права и свободы были скорее элементом экономических уступок, чем реальным опытом самоуправления.

Казачество, как сословие, по роду своей деятельности было анти-городским. Города можно осаждать, собирать с них дань, сжигать, но продуктивно работать в черте города казаки в принципе не могли. Да и по происхождению казаки были сплошь из крестьян, и видели в городе только источник опасности. Если оставить в стороне милитарные и духовные аспекты жизни казачества, то окажется, что Запорожская Сечь представляла собой в экономическом срезе  систему хуторского землепользования (так называемые «зымивники»). То же село, но с еще более упрощенными социальными связями. В организационном плане Запорожье было типично организованной Ордой. В слове «орда» не должно слышаться каких-либо уничижительных ноток. Речь идет о некотором способе взаимодействия вооруженных людей, с жесткими правилами подчинения. Не зря же слова орда, орден, Ордунг  - однокоренные. Но не всегда те, кто хорошо воюет, хорошо управляет. Орда Чингиза захватила все, что можно захватить, но уже внукам Монгола было удобнее править  своими отдельными улусами. Для армий Хмельницкого оказалось легко дойти до западных рубежей современной Украины, но в его войске не было ключевого звена - горожан. Поэтому и вопрос о независимости не возник.

Свобода – это атрибут сугубо городской жизни,  за это горожанин воюет и умирает. А для православного шляхтича-казака  главное – права (привелеи), для простого казака главное – быть внесенным в реестр и получать жалование, для крестьянина цель – земля. Дело не в том, что нынешние украинцы лишены каких-то особенных качеств, просто в их истории было слишком мало городов. И главное – не было смыслообразуещего Города. Как Рим, как Москва (третий Рим), как Париж.

Поэтому в новейшее время независимость Украины воспринималась, прежде всего, с потребительской точки зрения. С точки зрения хутора. В сознании миллионов возникла идиллическая картинка рая на земле, где все есть. И действительно, в 1992 году картинка была  хотя и радужная, но подтвержденная развитыми экономическими связями, грамотным и профессиональным населением, богатыми природными запасами. Но это не помешало в Украине развернуться гиперинфляции и катастрофическому падению производства. Потому что современный мир требует динамики, а село – это статика. Не случайно все три президента Украины – выходцы из сел, и сел довольно, как бы помягче выразиться, забитых. Кравчук - с Волыни, Кучма с Новгород-Северщины, Ющенко - с Сумщины. Это все окраины Украины. Хочется в очередной раз подчеркнуть, речь не идет о неполноценности. Работа на земле так же достойна, как и работа в городе.  Но существуют фундаментальные различия в видении мира и места человека в этом мире для горожанина и селянина.

В психологии считается, что детский опыт оказывает ключевое воздействие на всю дальнейшую жизнь. Уровень социальных отношений, который воспринимает ребенок, потом переносится на все общество  в целом, какого бы возраста человек не достиг. Многие психологические и социальные стереотипы формируются именно в детском возрасте. А  уже во взрослый период, они накладываются на все события и поступки человека, и часто происходит грубое искажение в понимании многих процессов. И никакие книжные знания не заменят реальный опыт. А главная опасность заложена в том, что эти шаблоны может заметить только специалист, да и то – только зафиксировать, изменить такие ключевые представления практически нереально.

Человек со стойким хуторянским сознанием и должность президента рассматривает не как должность бургомистра, топ-менеджера, посредника между пересечением интересов разных кланов и групп (а дело это архисложное и непростое), а как должность старосты села, который в перерывах между своими праведными делами решает споры односельчан. Но что хорошо для деревни, то для города, а тем более, для такой сложной системы как государство – катастрофа. Именно в последнем президенте Украины (скорее всего он станет последним во всех смыслах) воплотились худшие черты сельского мировоззрения. Кравчук прошел через коридоры партийной иерархии, Кучма получил опыт управления крупнейшим заводом Украины, Ющенко – только кабинетный начальник, причем с откровенно хуторянским мышлением. Но если бы только это было бедой президента. Иногда отсутствие опыта работы с людьми – это преступление, ибо затрагивает интересы и судьбы миллионов. Та же нелюбовь Ющенко к России - это не отношение к конкретному народу. Скорее, это выбор мифологической реальности вместо скучного и пресного бытия. Вместо признания права сильного на свои интересы - апелляция к сказочным отношениям вымышленных царств. Вместо каждодневной тяжелой работы, часто неблагодарной, ибо почти никто не знает тяжкость бремени власти, – пустопорожние воззвания к народу. Вместо «я должен это сделать», – «они (в том числе целый народ) мне должны». Тут в первую очередь не о вине следует говорить, а о неадекватности. Это как если бы существо из двухмерного мира поместили в трехмерный.

Но вспомнив о Ющенко, не стоит забывать о тех, кто его короновал. Они, прежде всего, хотели реализовать ту самую хуторянскую мечту, колбасно-матрасную.  И мечта эта никуда не делась, просто Ющенко исчерпал кредит доверия. Феномен Ющенко следует рассматривать не через тщательный анализ биографии этого человека, там нечего особенно выискивать. Продуктивнее будет увидеть за президентом те миллионы селян, которые будут предсказуемо голосовать за хуторянские ценности снова и снова.

Очень показательным примером сельской идеологии является баба Параска. Этот гротескный персонаж вызывает скорее чувство неловкости, чем осуждения. Пожилая женщина выглядит более чем комично, пытаясь политику страны перевести на уровень банальной склоки. Наверное, многим приходилось видеть сельских бабушек, попавших по каким-то неотложным делам в город. Они выглядят чужими в этом ландшафте, но все равно, им присуще чувство достоинства и особенного такта. В случае с бабой Параской у меня всегда возникало недоумение. Ну не может эта пожившая немало лет женщина не видеть, что над ней потешаются, почему же она продолжает регулярно выставлять себя на посмешище? Да еще и тратить время и деньги на  необязательные поездки в Киев? Ценности Майдана? Ну ведь нет. И вот недавно был сюжет в выпуске новостей: баба Параска, приехав в очередной раз «разруливать» проблемы, стала жаловаться на свои плохие условия проживания (хотя какая-то фирма, сжалившись, выделила ей в коридоре угол для кровати, «мечта бомжа»). Жалоба заканчивалась словами: «ну разве я не заслужила хотя бы однокомнатную квартиру в Киеве для себя и своих дочек?». Я бы не поверил, если бы мне кто-то сказал об этом. Но я видел и слышал это сам. Она даже не понимала, что можно говорить, а что нет. Речь даже не о том, зачем бабушке из Тернопольской области жилье в Киеве. В ее вопросе заложен весь смысл Майдана. И смысл психологии селянина, который по определению ничего «просто так» не будет делать.

Известно, кто составлял электорат «оранжевых». Западные, северные, центральные области Украины. Население сел, поселков, местечек. Ну, еще Киев, но это тоже сельская конфедерация: Поздняки, Оболонь, Троещина. Украина во время Кучмы уверенно и прочно заняла место страны, которая проходит «між крапельками». И как теперь видится, это место отнюдь не было худшим. Но хочется всегда  лучшего. Вот здесь и всплывает любимое занятие крестьянина при его несогласии с реальностью - бунт. С обязательным сжиганием усадьбы как символа ненавистной власти. Многие помнят кураж «оранжоидов», когда они хотели из администрации Президента сделать музей «кучмизма». Типичное хуторянское мышление. С одной стороны - мифологизация и демонизация власти (Кучма как абсолютное зло), с другой – ритуальное надругательство над символами власти. В данном случае , места, где принимались государственные решения. Мечта не реализовалась, здание оказалось добротным, стало жалко его терять (еще одна крестьянская черта). Но вполне искреннее желание было.

Простодушие хуторянина – его слабое место. И этим часто пользуются хитрецы. Некоторые обманутые, типа бабы Параски, все-таки пытаются конвертировать свои заслуги, не понимая исчерпанности ситуации. Большинство же  с интересом вслушивается к новым версиям  песен о главном очередной лисы Алисы. "На этот раз уж точно не обманут. Не посмеют!"

Избиратели другой силы были не лучше. Но там больше городского населения, а оно более адекватно и прагматично. Житель Краматорска за русский язык не потому, что  хочет читать Пушкина без перевода, а потому, что хочет смотреть свои любимые сериалы без дурацкого коверканья. И за дружбу с Россией потому, что его завод работает на российском газе. Быть пророссийским  - выгодно, а скоро станет еще и модно. Но хитроумный хуторянин жадно поглощает картинки с  Брюсселя и почему-то верит, что и он будет жить также. Взывать к логике тут бесполезно. Поэтому и диалог с «помаранчами» нереален. Им нужно говорить либо на языке мифа, либо на языке сверхприбыли. Или на языке силы. Мифами сыт не будешь. Прибыли все меньше. А для силы нужна соответствующая, отнюдь не селянская, организация масс.

Близится эра «темных годов». Украина с необратимостью идущего на водопой слона,  входит во всеохватывающую катастрофу. Хуторяне потянутся назад в села. Города опустеют. Оптимисты будут пробиваться на Запад, реалисты – на Северо-Восток, пессимисты не переживут смутное время. А романтики начнут собирать кирпичики и строить Город. Место могущества, точку сборки. Она, эта точка, возможно, будет в Киеве, точно не будет в Диком Поле. Но она будет. Она уже есть. Она где-то рядом.
 

kshurik10.12.08 02:28
Вот ты какой украйнский олень!
Аяврик10.12.08 09:34

Очень доходчиво и аргументированно!

Вот только про романтиков ... не согласен... Романтики в политике НИКОГДА не занимались сборкой кирпичиков и строительством Городов, ибо это слишком НЕРОМАНТИЧНО, а были - в отличие от "вечных крестьян" - Идейными и Радикальными противниками Власти (т.е. Города). Ожидать от романтиков строительства Украинского (в данном случае) государства - наивно, а вот РАЗРУШИТЬ ДО ОСНОВАНИЯ - это да, могут...

ИМХО: собирать камни и складывать кирпичи на благо Государства политические "романтики" способны только под конвоем....

Статья очень толковая.

frv10.12.08 09:41

Понравилось.

Как бывший историк, могу многие факты подтвердить.

Угол зрения анализа - очень продуктивен.

МАЛАДЕЦ!!!

dalv10.12.08 10:06
> Аяврик

Вот только про романтиков ... не согласен... Романтики в политике НИКОГДА не занимались сборкой кирпичиков и строительством Городов, ибо это слишком НЕРОМАНТИЧНО, а были - в отличие от "вечных крестьян" - Идейными и Радикальными противниками Власти (т.е. Города). Ожидать от романтиков строительства Украинского (в данном случае) государства - наивно, а вот РАЗРУШИТЬ ДО ОСНОВАНИЯ - это да, могут...

Не надо читать, вернее искать смысл во второй части последнего абзатца. Это ритуальное заклинание, оно тут присутствует потому что должно присутствовать. Украинцы просрали свой шанс на независимость. Им теперь уже никто не позволит построить свой украинский город, вырастить свою украинскую власть. нет ни времени ни ресурсов. Рвать будут с трех частей. Россия к себе, поляки с америкой к себе, ну и румыны пошакалят.

АХ! а какой был слон! (с)

Alaska2810.12.08 11:00

Хорошая статья.

Если глянуть на историю Украины как самостоятельного гос-ва, то в 1992 году страна имела очень и очень серьезные конкурентные преимущества. Среди всех союзных республик на Украине были лучшие условия для бурного развития - кадры, ресурсы, география, климат, развитые агропром и индустрия. Даже спустя 8 лет бардака - к 2000-му году Украина все еще имела неплохие шансы развиться в мощное гос-во, еще не перессорилась с Россией и не изобрела резко антироссийскую "идеологию". Сейчас, задним умом, понимаешь, что до начала глобального кризиса тогда было еще 7-8 лет, за которые можно было поставить на рельсы ряд ключевых отраслей экономики. Это если бы делом занимались

А сейчас очень вряд ли Украине дадут подняться. Время сильно поменялось. При усиливающейся России и слабеющей Европе и США - вряд ли Россия отдаст хоть что-то от Украины. Мне кажется, что власть в России мыслит категориями "все или дам в морду", когнда обсуждает раздел Украины с западными партнерами.

Shadow5410.12.08 12:19

Хорошая статья. Только на счёт романтиков - города они не строят. Они на звёзды смотрят. Города реалисты строят, а они, как вы правильно заметили нучнут (уже начали) тянуться на северовосток. Так что не будет города. Даже если бы реалисты остались, всё равно бы не было. Век не тот. Времени уже нет на это. Да и сразу не было. Для Украины на будущее тот жа рецепт, что и для Грузии - скорее кому-нибудь продаться. Тогда есть шанс уцелеть. Но тут тоже выбора нет. Если хотите уцелеть - то продаваться надо только России. Больше некому. Ни Румыния, ни Польша, ни Турция целиком вас переварить не в состоянии. Только по частям. Россия может полностью. Тоже с Грузией - её уже делят и делить дальше будут. Белорусию Лукашенко пока держит, но только своей волей. Нет его - нет Белорусии. И то же самое, только Россия может взять полностью, как есть. Все остальные сперва будут разваливать, чтоб сами распались, а потом вводить миротворцев. Потом присоединять. У нас единственная жизнеспособная Республика из старых советских - это Казахстан, да и у той просто период распада увеличен благодаря нефтяным залежам. Но не отменён, а увеличен. Если не успеют создать города, то и им хана.

P.S. Грустная история получилась.

ahil10.12.08 12:49
Я не могу понять и принять вот это безпрестранно повторяющееся во многих статьях деление на город-деревню, движитель-статичное. Ну право слово, ну что это? "Мой мозг движдитель, только он знает куда идти как идти, он дает мне новое и моё развитие. Это конечно метание и суета, иногда нервы всего организма трепет из-за надрывности своей и природы которая заставляет метаться в поиске , но он мое всё. А что живот и ноги? Они мне ни чего не дают, так бренная запчасть организма. Нет они конечно тоже нужны и ноги живот но что они... Вот МОЗГ... А ноги что? Как опендикс, тока ходить могут. Пользы мало. А мозг - это дааа..." Вот объясните мне к чему это? Все эти деления на город деревню. Только не будем вспоминать Киев и его 1 500 лет. Давайте не будем. Чего там. Алма-ата лучше? Астана? Так например просто на вскидку. Что то Казахстан мы под таким углом не рассматриваем (просто опять же так взял) в государственности и здравии общества и политиков не сомневаемся? Или скажите там и села нет, кочевые они были? Или еще чего подведем?
Alaska2810.12.08 12:58
ахил, уровень сложности системы "город" на порядки больше, чем системы "село". Кол-во связей и степеней свободы - тоже на порядки больше. Человеческая цивилизация, наверное, должна была пройти такой вот этап от простого к сложноу, чтоб в итоге выйти на качественно более высокий уровень социальной системы, которая сейчас как раз кризисует и трансформируется в нечто новое. Дай Бог, чтоб это новое было жизнеспособным. Не имею в виду Украину - речь о глобальных трансформациях. И роль городов тут самая что ни на есть прямая - в них и через них происходят основные мутации.
ahil10.12.08 13:11
2Alaska28, Но объяснять кризис общества, государства, власти, политики, тем что город, не такой как другой город, или другой город "городее", или страна "городоносней" глупо, понимаете? Ни в истории, ни в современной географии, Вы не найдете подверждений. А заслуг города, и сложности его ни кто не умаляет, уж если я говорю что ноги и живот важны то мозг и подавно.
onceReed10.12.08 13:39

2ahil. На самом деле все просто.

Шпенглер вторичен, первичен Маркс-Энгельс.

Разделение деревня-город это второе разделение труда. Первое разделение труда - мужчина-женщина.

Первое разделение продиктовано биологическими особенностями, второе - производственными.

В Средневековье города были оплотами цехового производства и выполняли роль крепостей. В городе конкретный человек был отделен от условий труда и получал их только путем вступления в особенную социальную группу - монашеский орден, цех и т.д.

В деревне все было не так. Землей как таковой владели сеньоры, а обрабатывали и рапоряжались продуктам труда крестьяне. Между первыми и вторыми существовал своего рода общественный договор а-ля Руссо: крестьяне кормли сеньора, который, как профессиональный воин, их защищал. В свою очередь, сеньоры имели дворянское происхождение и в силу него были профессиональным войском короля.

Иными словами, существали 2 общественных отношения.

1. по Марксу - производственное. В городе человек получал часть прибыли от производственной деятельности, будучи отделенным от вещественных условий труда он получал их при вступлении в цех. В деревне крестьянин был объединен с условиями труда и владел продуктом труда через земельную ренту. Город и деревня постоянно обменивались товарами, расширение обмена конституировало государство. Естественно, по мере накопления богатств город начал доминировать и поглощать в себя крестьян. Туда же - в промышленность - стала перетекать земельная рента - возможности промышленности по наращиваю прибыли определяются только техническим прогрессом, а производительность земли - климатическими и плодородными факторами.

2. по Гегелю - идеальное. Гегель считал, что в Средневековье существовало "благородное сознание", носителями которого были дворяне, чья единственная задача была - защита сюзерена. Дворянин был в замке, в деревне. ПОстепенно "благородное сознание" стало заменяться "льстивым сознанием", когда дворяне стали перебираться в город, стремиться ко двору, гнаться за богатством. Крах Средневековья - это победа "льстивого сознания".

По сути, все Средневековье - это диалектика деревня-город, Новое время - подеба города над деревней с ее патриархально-общинным укладом. У нас это произошло только в СССР.

Есть еще одна забавная вещь. Деревня - это тыл, куда всегда можно сбежать от проблем города. Это причина, почему иностранные мигранты кучкуются в общины - это для них привычный мирок деревни.

DeafNet10.12.08 14:32
Достаточно посмотреть на карту США, Японии - увидите огромное количество городов, вот и думайте, откуда пошел менеджмент:) Систематизация и формализация навыков могут развиваться только при высокой степени сложности связей и отношений.
ahil10.12.08 19:30

2КОТ-1 Даже не читая Маркса, Гегеля, Шпенглера, а опираться на школьное образование эти прописные истины уяснить не сложно. И я их не в коем случае не оспариваю.

Смотрим на данную статью. В разрезе город деревня. Всё вроде складно и все последовательно. Не знали они город. Не городские по сути. Киев не город. И т.д. и т.п. Берем перепись после революции 1926г

население городское гор в %
рсфср1008912441744265517,2885716
усср29018187537355318,5178798
бсср498324084783017,0136297
зсфср5861529141087624,0701018
узсср5272801110221820,9038422
турсср100091413698213,6856913
И что видим? Братья хохлы были самые урбанистичные, но совсем на чуть-чуть. Спустя 50лет. Перепись 1976г
1976 в тыс. чел
всегов т. ч. городскогодоля городского населения, %
СССР 255 524,00 156 590,00 61
РСФСР 134 650,00 92 101,00 68
УССР 49 075,00 29 341,00 60
БССР 9 371,00 4 868,00 52
Узбекская ССР 14 079,00 5 484,00 39
Казахская ССР 14 337,00 7 706,00 54
Грузинская ССР 4 954,00 2 507,00 51
Азербайджанская ССР 5 689,00 2 943,00 52
Литовская ССР 3 315,00 1 903,00 57
Молдавская ССР 3 850,00 1 433,00 37
Латвийская ССР 2 497,00 1 650,00 66
Киргизская ССР 3 368,00 1 312,00 39
Таджикская ССР 3 486,00 1 300,00 37
Армянская ССР 2 834,00 1 806,00 64
Туркменская ССР 2 581,00 1 254,00 49
Эстонская ССР 1 438,00 982,00 68

Выходит дело не в доле городского населения? Может дело в науке? Но нет. УССР просто не могла быть обделёние других республик. А может, надо было бы поискать статистику пораньше? Сомнительно. При таких то темпах роста за полвека. И вроде как исходя из теории город локомотив власти и государственности и т.п. мы подходим к идеи, а может дело не только в количестве городского населения? Как и самих городов? Может дело в качестве? Может города Азербайджана, Казахстана, Белоруссии качественнее, чем города Украины? Минск лучше Киева? Мы почему то же не смеемся и не хватаемся за голову от политики и государственности Казахстана? Хотя я очень сомневаюсь, что при оценке городов Казахстана и Украины, Украина проиграет. Или суть статьи в том, что украинцы не могут создать город качественнее, чем белорусы, казахи, эстонцы? Кто то всерьёз так считает?

Рим как империя начинался с многовековой традиции муниципальной деятельности.- говорит автор. Рим оставаясь во всех отношениях передовым городом, с отрывом на порядки и столицей империи пал перед варварами. И что – то мне подсказывает что абхазы, обретут государственность и власть, не смотря на то, что Сухуми, врятли, качественнее многих других городов.

Я вперед поверю в значение Личности в становление, укреплении и успешной реализации государственности и власти, чем в значение теории городов-деревень.

Человекъ10.12.08 21:58

2 ahil

Вы не поняли мысль автора, видимо потому, что не читали или не обратили внимания на реалии начала XX века на Украине в произведениях, скажем, М. А. Булгакова или А. С. Макаренко.

Народ и в городе и в селе называл и ощущал себя русскими, и разбиение проходило именно по линии город/село. Село говорило на различного рода"малоросских говорах", а город - на русском литературном языке.

"Украинцы" там и тогда - это не народ, а политическая сила, иностранного просхождения, пришедшая с оккупантами.

Города на Западе Украины были польско-еврейскими, и вообще в состав Украины вошли в 1939 году.

Klenogg10.12.08 23:55
Провокационная,между прочим,статейка,братья! Зачем сейчас куча антирусского воя в украинских блогах? Щас все вспомнят про имперские комплексы клятых москалей, Ющ со товарищи больше всех...Осторожнее надо.
frv11.12.08 09:14
Klenogg10.12.08 23:55
Провокационная,между прочим,статейка,братья! Зачем сейчас куча антирусского воя в украинских блогах? Щас все вспомнят про имперские комплексы клятых москалей, Ющ со товарищи больше всех...Осторожнее надо.

Не согласен.

1) Ющенко поднимает вой в любом случае, что по реальному поводу, что сам его придумывает. У него работа такая.

2) Боятся воя Ющенко тоже не стоит, он для нас "не лидер мнений", скороее наоборот.

3) Статья хороша тем, что дает новый ракурс анализа исторических процессов и Украина приведена здесь как пример, более знакомый автору. Помнится на этом сатье была неплохая статья про уральские города и их историческое становление и мировозрения. Там помнится описывались отношения завода (он же читай город) и приписной деревни.

4) Угол зрения выбранный для анализа дает подтверждения, что когда политики не побеждают "в городе", они призывают на помощь "село", скармливая ему обещания о замечательной жизни. Так в свое время поступили большевеки, которые "обещали решить крестьянину его вопрос о земле". Правда Сталин его потом решил по своему.

5) В статье четко показано, что варвары чаще всего сильнее в военном плане чем город, особенно если у варваров военная демократия. Это нормально. Микроском всегда менее прочен чем кувальда.

6) Насколько я понял, последний пассаж автора о романтиках, его мечта, что найдутся люди на Украине, которые смогут построить её настоящую государственность, а не ту, как сейчас. Жена Президента сотрудник Госдепа - есть еще вопросы? У прибалтов, там тоже президенты - граждане других знамо каких стран, есть еще вопросы какую политику они будут проводить?

7) Из статьи можно сделать очень важный вывод, что если мы хотим, чтобы РФ была настоящим государством, то важно развивать города и главный город как идею "фикс нации" (помните за нами Москва)? Ведь казалось, да сдай ты его, отступи, собери силы и вдарь в ответ. НЕТ!!! Это вам не гадюкино - это Москва, символ России. И Наполеон и Гитлер и татары в правление московских князей, всем нужно было стратегически захватить этот город. Кутузов по тому и был в немилости, что сдал Москву, не смог её отстоять, хотя тысячу раз был прав как военный стратег.

8) Значение символа-города четко понимал Петр, потому и "прорубив окно" поставил на костях и камнях город н аболоте. Чтобы закрепить то, что досталось с таким трудом. Ведь мог построить просто мощную крепость (там уже была крепость-орешек, который "Городом" не являлся) Нет, именно город.

Поэтому статья очень даже хорошая. На много новых вопросов можно попытаться найти ответ. Главное не превращать и не рассматривать данный метод как абсолютный.

Автору еще раз большой респект

ahil11.12.08 09:55

Я эту статью уже на пять раз перечитал ))) что бы понять мысль автора. Мысль то я понял. Только мне она кажется сомнительной и недостаточной для объяснения отсутствия власти и государственности. Я в последний раз попробую объяснить, в чем я не согласен. Поправьте меня если я не прав. Начнем сначала и до конца.


Любая оценка ситуации на Украине приводит к вопросу о власти… вывод: украинство и власть не синонимичны… О потери, а может и об изначальном неумении осуществлять властные полномочия. Вообще вывод спорный, поставлен во главу всей статьи. Пусть даже украинец, как россиянин. Не национальность. Но можем ли мы утверждать, что население территории Украины не способны установить власть? Комплекс неполноценности лучше сразу отбросить. Я абсолютно согласен. И генетически и культурно, более чем на половину, в той части, что культура их это наша культура, отрицаемая государством, но не отрицаемая значительной частью населения. Утверждать о их неполноценности, это говорить и о своей. Но холодные батареи центрального отопления приводят к другому прозрению - власти на Украине нет. Вывод бесспорный то, что есть трудно назвать адекватной властью.


Далее следует, теория города деревни, со всеми ее примерами, укладами, и продуктами. Оспаривать которую, я не берусь, ибо разделяю. Но вот мы приходим к первому выводу. Но ведь на Украине даже в начале 21 столетия отсутствует городская культура. Парадокс: Украина есть, украинцев нет, города есть – горожан нет. У меня возникает вопрос, как так? С начала 20века, Украина не имела отставания в доли населения проживающего в городах. И, пережив бурный рост городов, к концу 20века Украина не имела отставания, да она не была лидером, но учитывая, что это все же житница доля городского населения в Украине смотрится более чем достойно. И то, что заселялся Донбасс пришлыми людьми, потому что малорусского крестьянина только невероятными усилиями можно было согнать с земли. не выделяет и не делает Украину уникальнее Казахстана, Белоруссии, Азербайджана и т.п.


Далее следует культура. На эту тему так много сказано и написано. Я даже не буду пытаться пересказать. Нынешняя «недовласть» Украины взяла и вырезала огромный пласт своей культуры, так как этот пласт был общий Украины и России. Разделяет население Украины эту точку зрения? Думаю, значительная часть не разделяет. И опросы это показывают. Однако, вывод автора: в новое тысячелетие Украина вошла с архаическим мировосприятием, основанным на вечных ценностях земледельца, для которого время измеряется в сезонах посадки и выкапывания картофеля. Объясните, как так? Города со всей инфраструктурой были, УССР с республиканской властью, занимающее не последнее место в Союзе, были. Производства, в том числе и наукоемкие, трудоемкие были. Образование, наука, медицина… Автобусы, вертолеты делали, а в 21век вошли как аграрии? Почти век не изменили Украину, но изменили все остальные республики? И города Украины это большие деревни. Пусть тогда автор возьмет и сравнит по 5-10 больших городов, каждой или нескольких республик, и докажет в чем именно ущербность городов Украины.


Сельские корни президентов, это момент интересный, а город наверняка голосуя за них, смотрел не на корни, на опыт руководящей работы, образование заграничное, и еще непонятно на что. Бабушки и сантехники, это тоже прелюбопытно, характеризует, конечно, но лишь от части.


И последние пара абзацев, просто перекладывают ответственность всего общества, граждан и интеллигенции, на Простодушие хуторянина. Ибо десказать, от кто виноват. О как! Высший продукт города- мозга, извилина, напряглась и сказала, что виноваты во всем ноги – хуторянин. И вот это тоже шедевр- они все разбегутся по деревням и оставшиеся построят новый город! Ай да назад в аграррную страну! Это позволит сделать власть лучше. )

Skif12.12.08 07:20

Не согласен с автором статьи - Казахстан и другие республики б.СССР попадают под основные выводы автора про город-село, аул.

Однако они демонстрируют несколько иные темпы экономического роста и способность к накоплению, а не разбазариванию наукоемких технологий и кадров. Медленно, правда, но не сравнить с потерями Украины.

Вывод: дело не в истории взаимодействия города с селом и воспитание через это взаимодействие способности к управлению. Дело в том, каким способом пришла нынешняя власть на Украину и через это осознание причины ее не способности конструктивно править.

Про 90-е и предшествующих президентов можно не вспоминать - везде в б.СССР так было, а вот начиная с 2000 года, можно выставлять счет группе рябых лиц. )

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» G7 пригрозила Китаю "мерами" за якобы поддержку РФ в конфликте на Украине
» Евросоюз выделил Польше рекордный транш
» Парламентская ассамблея НАТО призвала к передаче Украине ракет Tomahawk
» Россия не получила места в исполнительном совете ОЗХО
» Израиль утвердил соглашение о прекращении огня в Ливане
» Турция не знает, как платить за российский газ: Анкара ведет переговоры с Вашингтоном
» В Молдавии назвали прекращение поставок газа в Приднестровье катастрофой
» Транснациональные корпорации скупают землю на Украине, заявил Бортников

 Репортаживсе статьи rss

» Кризис системы охлаждения F-35: недостатки конструкции порождают для Пентагона дилемму на 2 триллиона долларов
» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций

 Комментариивсе статьи rss

» Лукьянов: Публичная среда, где обмениваются сигналами РФ и НАТО, сужает пространство для договоренностей
» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus
» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов
» Призраки прошлого: в Литве продолжают бороться с коммунизмом

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"