Анализ содержащейся в СМИ информации показывает, что в последние месяцы начинают проявляться тенденции формирования нового миропорядка, а также существенных изменений в мировой финансовой системе. Побудительными мотивами этого процесса стали потеря доверия со стороны большинства европейских и азиатских государств к доллару США как мировой резервной валюте, фактическое банкротство США (вопрос только о времени юридического признания этого факта), приближение момента исчерпания разведанных запасов легкодоступных углеводородов, усиление военных устремлений США и попытки втянуть в это европейские страны. США во многом уже не учитывают жизненно важные интересы даже своих традиционных и давних союзников, проводят масштабную эмиссию и экспансию не обеспеченных товарами и услугами долларов под девизом «Наши доллары – ваши проблемы!», непомерно раздули свой долг, составляющий уже около 40 трлн. долл.
Складывается убежденность, что последние финансовые кризисы, инициированные ипотечными проблемами на внутреннем рынке США, имеют совсем не рыночный характер, а представляют собой хорошо продуманный и организованный комплекс мероприятий по стерилизации избыточной долларовой массы и экспорту инфляции в другие страны. Особенно это задевает европейцев и китайцев, фактически вынужденных выплачивать дополнительную дань из-за неестественно возросших нефтяных цен (для США, несмотря на показную озабоченность высокими ценами, они не являются большой проблемой – всегда можно напечатать дополнительные доллары и решить свои проблемы при любой цене нефти). Как показывает проведенный анализ, в результате последнего экономического кризиса Россия также оказалась в числе проигравших, хотя финансовые власти страны и мировые рейтинговые агентства уверяют, что кризис обошел Россию стороной. Между тем только на резком обесценивании доллара Россия потеряла до 15% своих накоплений, размещенных на Западе в виде разного рода фондов. Иллюзия стабильности в настоящее время поддерживается в значительной мере военной мощью США, которая направлена на сдерживание сужения зоны распространения доллара США. Но уже заканчивается очередная после 1971 г. фаза процесса глобализации мировой экономики: в США рассматриваются законопроекты, направленные на предотвращение возврата в страну ранее распространенных по всему миру долларов. В частности, предполагается значительно затруднить инвестирование в американскую экономику средств так называемых «суверенных фондов», в которых содержатся валютные (долларовые) резервы многих развивающихся стран, в том числе России. Все эти факты указывают на приближение масштабного (мирового) системного кризиса современного миропорядка, существующего с окончания Второй мировой войны. Не исключено, что такой системный кризис может окончиться новой мировой войной. Естественно, что в этой ситуации лидеры ведущих европейских и азиатских стран должны предпринять серьезные шаги по консолидации своих позиций. И, похоже, что такие шаги уже начали предприниматься. Подобное поведение руководства ведущих стран мира подтверждается проведенным анализом и оценкой информации, доступной в СМИ. Так, в течение последних месяцев складывается достаточно определенная картина, свидетельствующая об интенсификации переговоров на высшем уровне руководителей ведущих европейских стран, основной целью которых, возможно, является выработка своеобразного европейского взгляда на новый миропорядок. В переговорном процессе принимают участие руководители как минимум 4-х европейских стран – Германии, Италии, России и Франции. По ряду косвенных признаков лидером в обсуждении нового формата мироустройства является Германия. Именно ее позиция определила ситуацию в Европе после отказа ведущих европейских стран поддержать агрессию США против Ирака. Лидирующая роль Германии в процессах выстраивания новой конфигурации миропорядка может прослеживаться также и в действиях немецких политиков, в частности в борьбе с подконтрольными США хедж-фондами, ставшими в последние годы одним из наиболее значимых и эффективных инструментов управления мировой экономикой и провоцирования экономических кризисов. О необходимости контроля над этими финансовыми структурами говорилось, в частности, на встрече G8 в Германии в 2007г. Однако, судя по поступавшей информации, США не согласились на ряд мер, предложенных Германией. Результатом отказа стали решительные действия германских спецслужб по установлению контроля над финансовой системой Нидерландов, в результате которых в распоряжении Германии оказалась важная финансовая информация, в том числе и по компаниям, управляющим хэдж-фондами. С другой стороны, в качестве противодействия германским инициативам можно рассматривать ситуацию в бывшей Югославии, связанную с предоставлением ООН независимости Косово в обход международному мнению. Очередная дестабилизация ситуации на Балканах не в интересах Германии. В целом деление Европы по воле Д.Рамсфелда на «старую» и «новую» не прошло даром, и достигнутое взаимопонимание во многом оказалось лишь временным. Накопившиеся противоречия между двумя геополитическими школами атлантистов и евразийцев привели к началу реализации последними практических шагов по формированию собственного видения современного мира. Первым сигналом возможного начала подобных переговоров стал визит в Москву канцлера Германии А.Меркель 8 марта текущего года. Визит проходил вне протокола и не был согласован заранее. Официально сообщалось, что в ходе визита обсуждался ряд вопросов, касающихся, в том числе, ситуации в мировой финансовой системе. Далее, в ходе визита президента РФ Д.Медведева в Берлин, а также во время визита председателя правительства РФ В.Путина во Францию был сделан ряд заявлений со стороны российского руководства, свидетельствующий о начале раскрытия для широкой общественности европейского плана нового миропорядка. В частности, были затронуты финансовые основы современного мира – подвергнуто сомнению первенство доллара как мировой резервной валюты, поставлена под сомнение и целесообразность существования военно-политического блока НАТО. В СМИ появилась информация о начале переговоров между руководителями ведущих европейских государств о необходимости создания собственных вооруженных сил. Вместе с тем, складывается впечатление, что Россия была приглашена к переговорному процессу по формированию европейского видения современного мира в связи с неудачами российской дипломатии на ее азиатском векторе внешней политики. Анализ СМИ показывает, что не все гладко складывается в вопросах функционирования ШОС, где ведущую скрипку играет Китай, а влияние России с каждым годом падает. Остается крайне напряженной ситуация на Кавказе и Закавказье. Учитывая общий контекст мировой политики, сложившийся в первой четверти текущего года, можно предположить, что уже в ближайшее время внешнеполитическая ситуация для России должна измениться в благоприятную сторону. Действительно, создавать альтернативный США (если без дипломатической казуистики называть вещи своими именами), новый военно-политический союз без России, как обладателя все еще мощными ядерными силами, сопоставимыми с арсеналом США, невозможно. Поэтому место России в этом новом союзе однозначно зарезервировано. Отсюда следует, что таким странам, как Украина, Грузия, Казахстан, странам Балтии необходимо будет или противопоставить себя этому новому союзу или присоединиться к нему. Последнее представляется предпочтительным и более безопасным. Поэтому многие современные трудноразрешимые внешнеполитические проблемы могут разрешиться сами собой. Одновременно закончатся и разговоры об альтернативных путях транспортировки углеводородов. Создание нового военно-политического альянса – сильный политический ход, подкрепленный экономическими стимулами его основных участников. Наличие существенных финансовых ресурсов, а также жесткая связь России и Западной Европы на нефтегазовом рынке, явились теми факторами, которые сыграл свою роль в приглашении России к начавшемуся в Европе переговорному процессу. Для России это красивый выход на оперативный внешнеполитический простор. И российские политики не преминули этим воспользоваться – на состоявшемся в начале июня XII экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент РФ Д.Медведев позволил себе озвучить ряд достаточно смелых тезисов, фактически направленных против внешней политики США. Что же касается основных ориентиров европейского взгляда на современный мир, то они вырисовываются в результате анализа публичных выступлений руководителей европейских стран. Так, в частности, канцлер Германии А.Меркель высказалась за необходимость формирования новой финансовой среды, способствующей продвижению евро в качестве региональной резервной валюты. Ею, в частности, была заявлена и необходимость формирования европейского рейтингового агентства для объективной оценки складывающейся в экономике ситуации, так как доверия к ведущим мировым агентствам после ипотечного кризиса уже нет. Появилась информация о возможности формирования «Европейского Интернационала», объединяющего партии Н.Саркози, А.Меркель, С.Берлускони и В.Путина, что открывает новые пути европейской интеграции. Однако при рассмотрении и анализе последующих событий не следует быть слишком наивными и полагать, что все вопросы решаются только публичными политиками – президентами стран, канцлерами и председателями правительств. Все будет зависеть от расклада комбинаций реальных участников мировой финансовой системы, которые предпочитают оставаться в тени. Именно они будут определять последующие действия публичных политиков. Анализ же показывает, что в финансовых глубинах мирового «закулисья» в последние годы наметились очень серьезные противоречия, которые и стали проявляться в виде заявлений реальных политиков.
|