Все нынешние трудности России - экономические, политические, социальные, внешние и внутренние, - связаны с отсутствием у страны стратегии и не просто стратегии, а в первую очередь стратегии мирового лидерства. Лидерства в политической, экономической, технологической, военной, валютной, демографической, социальной (качество жизни) сферах. Сразу необходимо уточнить - лидерства, а не господства. Необходимость обращения к, казалось бы, очевидному и устоявшемуся вопросу усилилась рядом факторов, возникших в последнее десятилетие. К ним в первую очередь относятся: - коренная ломка экономического уклада страны с переходом от плановой экономики к рынку; - глубокий структурный кризис, вызванный господством либеральной модели преобразований; - глобализация мировой экономики; - отсутствие ясной и официально принятой национальной стратегии развития России. Экономические итоги десятилетнего реформирования таковы, что за период с 1989 по 2000 годы главный интегральный показатель развития страны - физический объем ВВП - снизился почти вдвое (до 61%) и оказался равным 25% ВВП США, или 0,9% мирового объема ВВП. Другой важнейший экономический показатель - ВВП на душу населения - опустился до 2100 долларов в год, что определило положение России по этому показателю во второй сотне государств мира. Говоря о современной геополитике, можно констатировать, что доктрина многополярного мира равноправных субъектов все же потерпела крах. Она не выдержала испытания жизнью. И не могла выдержать, так как являлась изначально утопичной. Никогда страны-гиганты не захотят равняться в своих амбициях и претензиях со странами, имеющими незначительный ресурсный потенциал. Передел мира происходил всегда. Продолжается он и сейчас. История убедительно показывает, что уравновешенность мировой системы достигается только при равенстве противодействующих сил. Асимметрия же в силе на конкурентном поле, даже мнимая (пропагандистская), не может иметь мирного исхода. Сейчас конкуренты пытаются выставить Россию страной, потерявшей статус великой державы. Ее искусственно пытаются перевести в разряд развивающихся государств. В этом они пытаются убедить российскую и мировую общественность, указывая иногда на объективные внутренние проблемы России, иногда искажая факты, иногда некорректно расставляя акценты. Здесь используется широкий арсенал различных приемов дезинформации, деморализации главного мирового конкурента. Все, как на войне. Да, она и есть война, только средства выбраны экономические, пропагандистские, а также неравноценные разоруженческие инициативы. Развитым и активно развивающимся странам выгодно избавиться от России, как от одного из главных мировых конкурентов, и одновременно использовать ее природные ресурсы. Это является побудительным мотивом к тому, чтобы вынудить Россию как можно меньше расходовать свое сырье для собственной промышленности и социальной сферы. Место, отводимое конкурентами для России в мировой иерархии, незавидно. Всемирный банк следующим образом планирует прогноз развития до 2020 года с распределением стран по трем уровням: - технологические лидеры, в составе США, Западной и Центральной Европы, Японии, Южной Кореи, длительное благополучие которых должно базироваться на выпуске высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью; - страны, активно развивающиеся, специализирующиеся на выпуске товаров массового спроса, продукции с высокой трудоемкостью, в число которых входят государства Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия и др.), Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), Африки (Египет); - страны сырьевого обеспечения мирового хозяйства, куда Всемирный банк относит Арабский Восток, Африку, часть государств латиноамериканского континента и Россию. Для самой России такая перспектива неприемлема. Более того, она противоестественна и прямо противоречит ее возможностям, ее реальному потенциалу. В этой жесткой обстановке России предстоит кардинально поменять навязываемую ей третьесортную перспективу. России необходима стратегия мирового лидерства – в том числе и для сохранения ее как государства в нынешних границах. Последнее обстоятельство связано не только с обозначившимися вызовами глобализации экономики, нарастанием сырьевого дефицита в странах с развитым производством, но и попытками густонаселенных государств расширить свое жизненное пространство за счет соседей, попытками отдельных государств разбалансировать мировую политическую структуру. В сложившихся обстоятельствах у России нет иного выхода, как взглянуть на мир реалистически, прекратить искусственное самозанижение реального потенциала страны, сконцентрировать силы, средства и политическую волю, сделать решительные шаги к восстановлению и наращиванию экономического потенциала и военной мощи, возвратить утерянные за последние полтора десятка лет геополитические позиции. Россия на этом пути должна не только обеспечить свою безопасность и развитие, но и вновь стать гарантом мирного, поступательного развития всей мировой экономической и политической системы. Как заметил Президент России В.В.Путин, в планах и программах развития страны не достает амбиций. К этому можно добавить, что и в международных отношениях Россия должна работать на опережение, не отдавать инициативу в чужие руки, как это постоянно делается. При этом в основу инициативы должна закладываться в первую очередь забота о собственных национальных интересах, о своем народе, как это делают все без исключения страны. И еще. Стратегия должна формироваться на национальной научной основе. Последнее десятилетие очередной раз подтвердило очевидность того, что мировые конкуренты не дают друг другу полезных, в том числе "научных" советов и рекомендаций. Как известно, "в политике нет друзей, постоянны лишь национальные интересы". Стратегия мирового лидерства должна дисциплинировать все сферы жизнедеятельности России: управление, экономику, финансовую деятельность, технологическую и производственную дисциплину. Без жестких, пусть формальных подходов Россию ждет растаскивание ресурсов, дестабилизация управления, рост сепаратизма, а в итоге - пучина хаоса и распад. Несмотря на все трудности и потери, Россия имеет значительный вес в политической структуре и экономической системе мира. У нее есть объективные основания для того, чтобы стать и оставаться одним из мировых лидеров. Существует четыре базовых показателя, определяющих мировой статус любого государства. По ним Россия входит в число трех сверхдержав (Россия, Китай, США): Таблица 1 Как видно из таблицы, по первому показателю - территории, Россия значительно превосходит своих конкурентов - Соединенные Штаты Америки и Китай. Полоса плодородия в России тянется с запада на восток от границ с Белоруссией и Украиной до Охотского моря. Ширина полосы 750 км в европейской части и 500 км в Сибири. Это огромное жизненное пространство. То, что эти земные просторы не достаточно освоены, продовольственная отдача с них ниже их возможностей и говорит об огромном продовольственном резерве России. Второй показатель - природные ресурсы. Простое соотношение наглядно показывает наши возможности: у России разведанные природные ресурсы в 7 раз превышают показатели США, в 3,5 раза - Китая. Третьим показателем является научно-промышленный потенциал. Здесь Россия делит 1 - 2 место с Соединенными Штатами, несмотря на то, что мы отстаем по ряду гражданских отраслей. По отдельным важнейшим показателям, особенно касающимся военно-промышленного комплекса, который в состоянии воспроизводить двойные технологии, мы держим мировое лидерство. Этот парадокс явился следствием непродуманной инновационной политики государства и нашим тормозом, но одновременно с этим он показывает, насколько велик не задействованный потенциал России. Нельзя также забывать, что общий и специальный образовательные уровни в России весьма высоки. Россия до сих пор является интеллектуальным донором, в том числе для Европы и США. Данный потенциал должен быть эффективно использован внутри страны. Именно он в итоге будет определять ускоренную модернизацию экономики России. В чем Россия действительно сильно уступает конкурентам, так это по демографическому показателю: в 8,5 раз - Китаю и почти в 2 раза - США. Более того, за последние полтора десятилетия демографическая обстановка значительно ухудшилась. За этот период тенденция изменения численности населения сменилась на противоположную - от стабильного прироста (см. табл. 2) к убыли. Таблица 2 Сейчас речь идет о критически низкой численности населения, не соответствующей масштабам и возможностям России, - более того, недостаточной для удержания территории страны. По этому параметру еще более опасным является региональный срез. Остроту проблемы и необходимость незамедлительного исправления ситуации подчеркивает контраст величины территории и численности населения восточных регионов. Так на территории Сибирского федерального округа, площадь которого составляет 5,1 млн. кв. км (29,9% территории России), проживает 20,8 млн. жителей (14,2% населения России). Территория, занимаемая Дальневосточным федеральным округом, самая обширная в стране - 6,2 млн. кв. км (36,3% территории Российской Федерации). На указанной территории проживает 7 млн. человек, что составляет 4,9% к численности населения России. Ситуация усугубляется еще тем, что за последние годы численность населения восточных, приграничных с КНР регионов страны, сократилась почти на 1 млн. человек из 10 млн. человек. Сокращение российского населения в приграничных регионах происходят одновременно с процессом проникновения на эти земли китайских граждан. В ряде населенных пунктов Приморья число китайцев уже превысило российское население со всеми негативными последствиями этого. Такое состояние объясняется, в первую очередь, тем, что численность населения соседних китайских провинций стремительно растет и достигла в короткие сроки 400 млн. человек. В настоящее время китайцами усиленно прорабатывается Туманганский проект, согласно которому в КНР на границе с Россией, в непосредственной близости к Владивостоку, вырастет еще одна многомиллионная китайская агломерация. Складывается ситуация, чреватая угрозами территориальной целостности России, что может привести в перспективе к Косовскому варианту. Единственный способ сохранить территориальную целостность нашей страны - это ускоренное заселение востока России на базе его интенсивного и комплексного хозяйственного освоения. Еще сто лет назад видный общественный деятель России князь А.Г. Щербатов утверждал: "Густое население на восточных окраинах Империи закрепит их за Россией более, чем трехсоттысячная армия и дорогостоящие крепости". Если учесть, что этот регион России обладает гигантскими, мирового значения запасами природных ресурсов и огромным жизненным пространством, становится понятной надвигающаяся угроза территориальной целостности России, исходящая и от Китая, и от США, и от Японии. Важность хозяйственного развития указанных регионов с целью противодействия возможной экспансии возрастает по мере роста ресурсного дефицита в развитых и развивающихся странах. Сибирь и Дальний Восток же по залежам полезных ископаемых и лесным богатствам представляют собой заманчивую мировую кладовую. Здесь сосредоточено 85% основных природных ресурсов России. По отдельным видам сырья показатели относительно мировой базы составляют 20%, 50% и т.п. Для стран, испытывающих ресурсный дефицит, подступиться к таким богатствам заманчиво. Еще 28-й президент США Вудро Вильсон остро сожалел о том, что России достался "главный приз в истории человечества - Сибирь". В прессе США уже появились пробные пропагандистские шары о возможности выкупить малозаселенную, слабо хозяйственно освоенную территорию Сибири за 4-5 трлн. долл., и таким образом повторить прецедент продажи Россией Аляски. В то же время необходимо учесть, что хозяйственному развитию территорий всегда предшествовало и потом сопровождало его дорожное строительство. Пограничная Транссибирская магистраль была проложена исключительно для сохранения восточных территорий России путем их заселения русскими, активизации хозяйственной деятельности, несмотря на значительные экономические трудности страны и вопреки противодействию на всех уровнях власти. Именно в полосе Транссиба развернулось основное расселение, создание промышленных центров. Учитывая стратегические интересы России, ее безопасность, следует исключить предлагаемое заимствование зарубежной практики массового завоза рабочей силы для выполнения тяжелых и неквалифицированных работ. Этот вид миграции обостряет обстановку на рынке труда, особенно в условиях недостатка рабочих мест для граждан России, ведет к оттоку финансовых ресурсов из России. Однако главная угроза национальной безопасности России кроется в массовом въезде и закреплении на территории страны иностранных граждан. Сторонники завоза иностранной рабочей силы пытаются мотивировать это тем, что Россия в настоящее время не имеет демографического ресурса для масштабного переселения населения в отдаленные и экстремальные по условиям проживания районы. Для усиления доводов в пользу массового привлечения иностранной рабочей силы приводятся расчеты, по которым при отсутствии иммиграции в Россию (нулевой миграционный прирост) для сохранения пропорций между трудоспособным и нетрудоспособным населением страны на нынешнем уровне к середине века возраст выхода на пенсию для россиян необходимо будет установить в 73 года (для мужчин и женщин). Исходя из этого, делается заключение, что "при определенно позитивных тенденциях, внешняя для России миграция только на 24% восполняет естественную убыль населения". По расчетам, выполненным Отделом народонаселения Секретариата ООН, для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет необходимо около 500 тыс. «чистой иммиграции» в год, т.е. в сумме 25 млн. человек. В целях привлечения иммигрантов в Россию сторонниками этой позиции предлагается даже сопровождать ввоз иностранцев их натурализацией. Это предложение - самое опасное для национальной безопасности России. Оно неизбежно приведет к проблеме, аналогичной негритянской в США, турецкой в Германии, афро-азиатской в Англии, арабской во Франции, албанской в Италии и т.д. Развитые страны уже не в состоянии разрешить этнические конфликты сейчас и на обозримую перспективу. Подобные рекомендации провоцируют депопуляцию российского населения, нарушают этническое единство народа, 85% численности которого составляют русские. Поэтому миграционная стратегия России должна не просто избегать привлечения иностранной рабочей силы массовых профессий, но противодействовать ей. Что касается демографического кризиса, отрицательно влияющего, в том числе и на возможность заселения отдаленных районов, то оздоровление демографического положения должно проводиться по проверенным веками схемам, в основном, за счет мер поддержки рождаемости. Так, например, происходило в Югославии после Второй мировой войны. В США за десять лет численность населения была увеличена на 30 млн. человек и запланирован к 2050 г. беспрецедентный для развитой страны прирост еще на 75 млн. человек. Это логически стыкуется с высказываниями о возможных торгах за восточные территории России. России в этой ситуации, с учетом надвигающихся угроз, не остается иного выхода, как повторить свой собственный опыт, когда с 1864 г. по 1897 г. численность Центральной России увеличилась в полтора раза. Доля населения России среди жителей земного шара на 1913 год составляла 10,2%. Вот к чему должна стремиться Россия сейчас. Для избежания демографической трагедии в России должна быть сформирована и реализована национальная Доктрина роста численности населения, с отдельной составной частью по Сибири и Дальнему Востоку. В основу последней должны быть положены три стратегических направления: - снижение оттока адаптированного к местным климатическим условиям населения из восточных регионов страны, - формирование мощного миграционного потока на восток, - создание в Сибири и на Дальнем Востоке социально-экономических условий для интенсивного (более 2%) естественного прироста населения на национальной основе. Этот параметр должен быть выше, чем в целом по стране. Основным направлением для решения третьей стратегической задачи является снижение занятости женщин в общественном производстве. Это условие было и остается определяющим во всем мире, во все времена. Женщине должна быть предоставлена возможность выбора - трудиться в общественном производстве или воспитывать детей с условием материального обеспечения в обоих случаях. Такая постановка вопроса накладывает особые требования на интенсивное развитие малолюдных технологий в Сибири и на Дальнем Востоке, особенно на тяжелых и рутинных работах, на активизацию инновационной политики. Но именно это является обязательным и по причине своеобразия климатических и пространственных особенностей этого региона и в силу того, что именно эти виды работ наиболее просто поддаются автоматизации. Что касается начального этапа - приостановки оттока населения из восточных и северных территорий страны - то это целиком относится к области социальных гарантий. Следует особо отметить тот факт, что на настоящий момент сложились объективные возможности для формирования организованного миграционного потока. Это связано со значительным миграционным резервом, возникшим в результате отрицательного в целом явления - спада промышленного производства в стране, появления безработицы, вынужденного перехода значительной части квалифицированных работников в разряд неквалифицированной рабочей силы (охранники, подсобные рабочие и т.д.). Поэтому Россия в настоящий момент имеет не только насущную потребность в упорядочении целенаправленных миграционных процессов, но и принципиальную возможность их реализации. Именно такой подход должен стать конструктивной альтернативой привлечению иностранной рабочей силы на территорию России. Для реализации восточной миграционной стратегии России могут быть использованы различные социально-экономические стимулы, в том числе льготы по проезду, подъемные для обустройства переселенцев в этих районах. Финансирование по указанным статьям должно закладываться в стоимость тех инвестиционных проектов, для реализации которых будут организовываться миграционные потоки. Для закрепления населения в регионах перспективного развития представлялось бы оправданным снизить процент подоходного налога с работающих, увеличить пенсионные пособия ветеранам. Кроме того, полезным могло бы явиться введение районных повышающих коэффициентов к заработной плате и пенсии, соответствующих объективно более дорогому прожиточному минимуму, а также создание здесь особо благоприятных условий для материнства и детства и т.п. Для отработавших договорный срок трудящихся, желающих уехать в другие регионы страны, должна быть предоставлена льгота, например 90% компенсация строительства жилья по новому месту жительства. Значительному повышению численности работоспособного населения, людей самого репродуктивного возраста, могли бы способствовать благоприятные условия для добровольного расселения в восточных регионах вынужденных переселенцев из стран СНГ. Хотя необходимо учесть и то, что чем меньше становится пророссийская диаспора в странах СНГ, тем слабее политические позиции России на постсоветском пространстве в целом. Высвобождающуюся нишу занимают представители третьих стран, не являющиеся проводниками российских интересов. Стратегия освоения Сибири и Дальнего Востока вынудит внести уточнения в федеральные программы трудовой занятости, особенно в отдаленных и депрессивных районах, строительства там жилья, в том числе для переселенцев с Севера. Должны будут оставлены за рамками рассмотрения проекты по целенаправленному отселению безработных тружеников из районов с перспективными сырьевыми запасами, в первую очередь таких, как Воркута, Норильск, Сусуман. Зарубежные инвесторы готовы оплатить эти проекты по 10 млн. долл. каждый, но для России реализация этих проектов грозит ущербом в стратегическом плане. По всей видимости, требуется дополнительный анализ необходимости ликвидации 380 населенных пунктов на Севере и т.д. "Схема регионального расселения по территории Российской Федерации до 2005 г." будет не только востребована, но в нее придется вносить коррективы по росту перспективной численности жителей в ускоренно развивающихся регионах Дальнего Востока и Сибири. Сейчас необходимо разработать новую Генеральную схему расселения в России с учетом требуемых демографических перспектив, нового размещения производительных сил по территории страны и рассматривать это как упреждающий шаг по отношению к обозначившимся вызовам и угрозам глобализации. Насколько климат и природные условия зоны БАМ, Транссиба, Крайнего Севера, а также Горного Алтая, Тувы и других, приравненных к ним территорий России, пригодны для постоянного проживания, показывает опыт сходных по природным и климатическим условиям некогда малозаселенных и отсталых северо-восточных территорий КНР. То, что при благоприятных экономических и социально-бытовых условиях население готово длительное время и даже постоянно проживать на Севере, доказывает отечественный и зарубежный опыт, в том числе северных городов России - Мурманска, Архангельска, Норильска и др., а также Аляски, северных провинций Канады. Особенно это касается своеобразного "оазиса" амурской поймы (Комсомольск-на-Амуре и Амурск), окруженной горными рельефами. Интегральная оценка дискомфортности Комсомольска-на-Амуре сопоставима с Новосибирском -165 баллов (по методу Л.Амлена) и значительно лучше, чем у Братска (235 баллов) или Сургута (267 баллов). Комсомольская агломерация представляет надежную опорно-тыловую базу Севера. В связи с необходимостью развития градостроительства в восточных регионах страны при их транспортно-промышленном освоении заслуживает внимания позиция ученых ЦНИИПГрадостроительства Е.М.Маркова и других, выдвинувших в свое время проблему "обеспечения равных комплексов благоприятных условий жизнедеятельности на компенсационной основе, а не на уравнительной". Равенство условий проживания может быть достигнуто лишь путем обеспечения сбалансированного равновесия достоинств и недостатков проживания в той или иной зоне России. Вполне естественны и встречные требования, при которых стройная система поселений на всей территории Востока и Севера России потребует соответствующей системы транспортной связи между ними. Транспортные связи должны обеспечивать активные хозяйственные отношения между регионами России. Это важно не только с экономической точки зрения, но и с той позиции, чтобы крупные города и отдельные регионы (особенно на окраинах России) не превращались в анклавы других государств, ибо последнее создает угрозу усиления сепаратистских тенденций и распада страны. Насколько трудно становится субъекту Российской Федерации, имеющему затрудненные транспортные связи с другими российскими регионами страны, наглядно показывает пример Калининградской области. Поэтому первоначальная цель развития транспортных связей - это способствовать развитию внутригосударственного экономического пространства, препятствовать развалу единого хозяйственного комплекса как основы экономического могущества России. ________________ Станислав Степанович ГОНЧАРЕНКО - Президент Евроазиатского транспортного инновационного центра. |