Недавно Информационные агентства опубликовали, что президент Эквадора Рафаэль Корреа выгнал из страны официального представителя Мирового Банка. Для латиноамериканцев это не столько сенсационная новость, сколько долгожданное действие со стороны государственных правителей. Внешний долг Латинской Америки превышает 780 млрд. долл. Бедность охватывает 42,9%, а нищета 18,6% всего населения. Если в 1970 внешний долг стран Латинской Америки составлял 29 млрд. долл., в настоящее время эта цифра превышает отметку 780 млрд. долл., т.е. долг вырос почти в 27 раз за 36 лет. 71 % этого долга сконцентрирован в Бразилии, Мексике и Аргентине. Внешний долг составляет 34,4% ВВП стран региона, и 27,9% внешнего долга всех стран Третьего мира (2,8 триллионов долл.). По отношению к уровню экспорта латиноамериканский внешний долг составляет около 177%. В связи с нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов ускоряется утечка капитала, и растут проценты, которые латиноамериканские страны должны платить за долг. К этому прибавилось резкое падение уровня цен на сырье в конце 70-х и начале 80-х гг., что привело к неплатежеспособности стран региона. В период 1986-2004 гг. страны Латинской Америки перевели в развитые страны 2,54 триллионов долл., в качестве оплаты процентов за долги 30-летной давности перед МВФ, МБ и странами-членами Парижского клуба. Эта сумма представляет около 25% государственного бюджета всех стран региона. При этом, большинство кредитов, полученных после 1979 года, были использованы для обслуживания внешнего долга. Только сумма, которую в период 1990-2004 гг. страны Латинской Америки заплатили по процентам за долги, в 66 раз превышает сумму их долга по состоянию на 1970 год, и в 2,6 раз – размер сегодняшнего долга. Начиная с 2000 года, наметилась тенденция к сокращению потоков иностранных инвестиций в экономику Латинской Америки, а также к росту процесса перетекания капитала из стран региона на другие внешние рынки. В 2001-2004 гг. страны региона перевели более 156,08 млрд. долл. на внешние рынки, а получили инвестиций всего чуть больше 170,43 млрд. долл. Экономическая нестабильность привела к тому, что Мексика опустилась с 3-го на 22-е место в мировом рейтинге доверия прямых иностранных инвестиций. Поток иностранных инвестиций в экономику Мексики упал с 23,147 млрд. долл. в 2001 году (самый высокий уровень за всю историю страны), до 13,5 млрд. долл. в 2004 году. Бразилия с 9-го места перешла на 17-ое. Объем иностранных инвестиций в Бразилию упал до самого низкого уровня с 1995 года. Если в 2001 году иностранные компании инвестировали в бразильскую экономику 24,715 млрд. долл., то в 2004 году – всего 7,1 млрд. долл. Надо отметить, что внешние займы были крайне неэффективны. Не смотря на то, что внешний долг растет, среднегодовой прирост латиноамериканской экономики в 1986-2006 гг. был очень низким и находился на уровне около 3%. Это привело к уменьшению государственного бюджета латиноамериканских стран, особенно в таких сферах как образование, здравоохранение, жилищное строительство, инфраструктура и т.д., что отрицательно повлияло на соблюдение экономических, социальных и культурных прав населения. Сегодня в Латинской Америке самый высокий в мире уровень социального неравноправия. 10% наиболее богатых людей получают 48% всех доходов региона, в то время как 10% самых бедных получают лишь 1,6% доходов. Сумма выплат по обслуживанию внешнего долга превышает расходы на образование в 12 из 23 латиноамериканских стран; в 13 странах – расходы на здравоохранение; а в 6 странах – расходы на образование плюс расходы на здравоохранение. Безработица в регионе, которая 20 лет назад составляла 5%, сейчас составляет 10,5%. Реальная зарплата трудящихся снизилась на 20% и сохраняет сегодня уровень 80-х гг. В виду отсутствия альтернативы нелегальная работа, которая 20 лет назад охватывала 35% всех работающих, сегодня охватывает 46%. За порогом бедности в регионе находятся 42,9% (205 млн. чел), а нищеты 18,6% (89 млн. чел.) всего латиноамериканского населения. В то же время, 39 млн. латиноамериканцев неграмотные, а 125 млн. не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Кризис внешнего долга постоянно возрастает из-за неолиберальных программ, коррупции, отсутствия экономического динамизма, макроэкономического дисбаланса, уменьшения притока инвестиций, инфляции, безработицы, ухудшения уровня жизни… Доступ к кредитам от МБ и от МВФ предусматривает своим обязательным условием внедрение странами дебиторами жестких программ «либерализации» экономики. Эта серия денежных, фискальных, экономических и коммерческих реформ известна как «Политика структурного урегулирования». Она включает уменьшение роли государства в управлении экономикой, уменьшение импортных пошлин, упразднение всех ограничений на иностранные инвестиции, увеличение налогов, упразднение субсидий на основные продукты питания и национальную промышленность, сокращение зарплат, девальвация национальной валюты, развитие производства, направленного на экспорт, а не на внутреннее потребление. Латиноамериканские народы сыты по горло программами «помощи» со стороны Вашингтона, Запада, МБ и МВФ, которые в настоящее время подразумеваются Альтернативой Свободной Торговли для Америк (ALCA) и Договоров Свободной Торговли (TLC). Сегодня поднимается волна отказов правительств латиноамериканских стран от сотрудничества с МВФ и МБ. Раньше с этими международными финансовыми центрами не сотрудничала только Куба. Сегодня к ней присоединились Венесуэла, Эквадор и Аргентина. Безусловно, Боливарианская Альтернатива для Латинской Америки и Карибов (ALBA), которая, по словам президента Венесуэлы Уго Чавеса является альтернативой «… основанной на солидарности, социальном развитии, а не на наживе…» - единственный разумный выбор, который вытащит латиноамериканцев из болота внешнего долга и растущей бедности, поглощающей нас в результате неолиберальных программ, навязанных нашим народам.
|