Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Сумерки либерального мышления
20.11.16 12:42 Демократия и удобные режимы
Джон Николас Грей

"Безумие масс" заменило "мудрость толпы" в качестве главной темы нашей политики.  

Все, что казалось незыблемым в либерализме, исчезает на глазах. В Европе ЕС более семи лет пытается достичь торгового соглашения с Канадой, одной из самых "проевропейских" стран в мире; в то же самое время в Италии и Германии усиливаются банковские кризисы, а продолжающийся миграционный кризис работает на укрепление позиций правых партий. В Великобритании Джереми Корбин усилил контроль над Лейбористской партией после того, как однопартийцы опрометчиво попытались его сместить, что послужило катализатором трансформаций внутри партии, выходящих далеко за границы вопроса о лидерстве. На мировом уровне Владимир Путин, расширяя военное вмешательство России в дела Сирии, перекраивает геополитическую карту мира, в то время как неомаоистское движение в Китае, представляющее главную угрозу репрессивному режиму, который Си Цзиньпин строит в стране, обращается к опыту одной из самых чудовищных тираний в истории. Либеральный порядок, казалось, распространившийся в мире после Второй мировой войны, отходит в прошлое.

Реакция либеральных идеологов на эти перемены резко колеблется между упорным отрицанием происходящих существенных изменений и предчувствием конца света. Хотя ЕС вряд ли способен на решительный поступок, наследники старого режима — Эд Милибэнд, Клегг, Мандельсон и сам брюссельский "хозяин" — подали голос, требуя приостановить, а по сути и вообще отменить итоги Брекзита. И даже сейчас, когда на президентских выборах в США чаши весов опять застыли в равновесии [оригинал статьи опубликован 7 ноября, за день до голосования в США. — Прим. ред.], многие держатся за былую веру, что либеральный статус-кво еще может быть восстановлен. Но избирательная кампания Трампа уже уничтожила двухпартийный консенсус о свободной внешней торговле, и в случае его победы партийная система, к которой принадлежат и его республиканские оппоненты, и Хиллари Клинтон, уйдет в историю. Либералы опасаются такого исхода, но догадываются, что он вполне реален, и возмущаются избирателями, отвергшими их просвещенное руководство. Неожиданно "глупость масс" пришла на смену "благоразумию толп" в главенствующем отныне языке вежливости. Однако мало кто задается вопросом, что в самом господствующем либерализме привело его к столь сокрушительному поражению.

Праздничное шествие либерализма сходит на нет, но либералы не могут продолжать существование, не веря, что они на стороне, как им угодно думать, исторической правды. Но беда в том, что единственное будущее, которое они способны себе представить, — это простое продолжение недавнего прошлого. И в этом между левыми и правыми либералами различий нет. Будь то сидящий в Сити "либеральный мейнстрим" Джорджа Осборна или идеологи тэтчеризма, ошарашенные Брекзитом и кипящие от негодования на эту помеху на пути к утопии свободного рынка, или же социал-демократы — эгалитаристы, настаивающие на перераспределении или "предраспределении" (predistribution), — вся эта публика смотрит на расплывшуюся картину настоящего.

Сегодняшние либералы резко расходятся во мнениях, как следует распределять богатство и ресурсы рыночной экономики. Но никто из них не ставит под сомнение тип рыночной глобализации, сложившийся за последние три десятилетия. Джордж Оруэлл, отрецензировав в 1943 году стопку "прогрессивных" книг для газеты Tribune, поделился наблюдением: "Меня поразило, с каким автоматизмом люди продолжают повторять фразы, модные до 1914 года. Две наиболее излюбленные из них — “уничтожение разделяющего нас расстояния” и “исчезновение границ”". По прошествии более 70 лет те же самые пустые формулы снова в ходу. В настоящее время либеральное мышление может функционировать лишь постольку, поскольку оно отгораживается от реальности.

Неудивительно, что при этом идут разговоры о вступлении в постлиберальный период. Достоинство идеи постлиберализма в том, что отступление от либерализма мыслится не как мятеж невежественных масс против просвещенных элит, а как результат недальновидных поступков самих либералов. Существует огромное различие между сформированным в мае этого года британским правительством, осторожно нащупывающим разумный способ обхождения с глобализацией, и мечтами Трампа о глобализации в одной отдельно взятой стране. И совсем уже другое — усиление антилиберальных сил по всему европейскому континенту.

Но признание того, что мы живем в постлиберальное время, отнюдь не означает, что мы должны отказаться от ценностей свободы и толерантности. Напротив, нам поручена задача обеспечить сохранение либерального образа жизни. Но величайшее препятствие на пути к этой цели, более серьезное, чем резкое неприятие нашего дела со стороны заклятых врагов либерализма, — это сама либеральная идеология, усматривающая в государственной власти главную угрозу свободе. На самом деле, у либеральных сообществ есть будущее только в том случае, если Гоббсова протекционистская роль государства будет немедленно восстановлена. Приведение в равновесие требований свободы и безопасности не обещает быть легким. Существует множество конфликтующих свобод, между которыми требуется сделать политический выбор. Но без требования безопасности и свободе быстро наступит конец.

***
Ничто не иллюстрирует упадок либерализма ярче, чем метаморфоза Лейбористской партии. Иногда принято понимать восхождение Корбина к власти как возвращение к троцкизму начала 1980-х.

[...]

Утверждение, что захват Корбином Лейбористской партии привел к возникновению рудиментарного либерализма крайнего толка, выглядит несколько странным. Он и его сторонники никогда не прекращали нападок на неолиберальную экономику — а под это общее понятие, кажется, попадает любая рыночная экономика в мире, — последовательно становясь на сторону тираний в своих антивоенных кампаниях, всегда нацеленных исключительно против политики западных правительств. Может показаться, что лейбористы при Корбине полностью отказались от либеральных ценностей, и некоторые даже поговаривают о новом левом фашизме.

Но это чересчур легкий путь к пониманию произошедших в партии изменений. Лейбористы Корбина — такие же криптофашисты, как и троцкисты. В некоторых аспектах эта партия, при поддержке Корбиным неограниченной свободы передвижения, воплощает собой гиперболизированную версию либерализма последнего поколения. В других аспектах она являет то, во что нынче превратился либерализм. Он всегда существовал в многообразии форм, но в последние десятилетия либеральное мышление пережило глубокую, радикальную мутацию. Из философии, нацеленной на теоретическое обоснование образа жизни, основывающегося на практике терпимости, он превратился в строй мышления, для которого враждебность по отношению к такому образу жизни сделалась главенствующим свойством.

"Инклюзивное" отношение Корбина к "Хамасу", "Хезболле" и ИРА вписывается в леволиберальное мировоззрение, поддерживающее антиколониальную борьбу в рамках более общей политики сохранения идентичности. Такое присвоение чужой культуры не кажется странным, так как в основном звучит в стенах университетов, которые сами всё более маргинальны в современном мире. Но в таком присвоении чужого опыта получает выражение то, что теперь воспринимается как один из либеральных принципов, — право каждого утверждать собственную идентичность, как они ее понимают; особенно если ее можно представить как идентичность угнетенного меньшинства и утверждать ее теми средствами, которые будут сочтены необходимыми. Если на пути такого утверждения стоит свобода слова, от нее можно отказаться. Если потребуется террор, да будет так. Произошел фундаментальный сдвиг в либеральном мышлении.

Один из признаков нового либерализма — придание правам человека (во всяком случае в избирательном употреблении) первостепенной значимости. В той или иной форме доктрины прав человека существовали на протяжении столетий, и концепция всеобщих прав просто получила словесное воплощение в Декларации ООН 1948 года. Но права человека заняли центральное и первостепенное место в либеральной мысли только в 1970-е годы, с появлением легалистских философских концепций Джона Ролза и Рональда Дворкина, утверждавших, что свобода может быть кодифицирована в виде устойчивой системы взаимоограничивающих свобод, которую можно регулировать судебными решениями. Выступая от лица правых либертарианцев, Фридрих Хайек со своими конституционными предложениями по ограничению демократии говорил о чем-то подобном.

Но защита свободы не есть лишь вопрос ограничения деятельности правительства. Урезание участия государства в экономике и общественной жизни может привести к уменьшению свободы людей; этот факт признавали либеральные мыслители предшествующего поколения. Мейнард Кейнс понимал, что свободная торговля предоставляет потребителям широкий выбор возможностей. Но понимал он также и то, что свобода выбора обесценивается, когда происходит быстрое и масштабное уничтожение источников дохода, и отчасти по этой причине отказывался делать из свободной торговли священную догму. Ему никогда не приходило в голову, что свободу можно сводить к списку прав.

Переход к либерализму, основанному на правах человека, имел разрушительные последствия для многих политических областей. Воинствующая идеология прав человека сыграла свою роль в некоторых из крупнейших внешнеполитических катастроф последнего времени. Гибельные военные авантюры эпохи Блэра – Кэмерона потерпели крах не из-за того, что их организаторы не распланировали должным образом свои действия после вторжения. Они провалились, во-первых, из-за того, что, свергнув деспотические режимы Саддама Хуссейна и Муаммара Каддафи, их инициаторы разрушили государственную власть в Ираке и Сирии, создав зоны анархии, в которых смогли свободно действовать джихадисты. Но главная причина их провала в том, что невозможно навязать права человека обществам, которые никогда о них не слыхивали и в которых большинство людей могут вообще не желать иметь эти права.

Любое предположение, что либеральные ценности не являются всеобщими, вызывает приступ праведного гнева. Либералы просто не могут не верить в то, что все человеческие существа втайне жаждут стать такими же, какими либералы воображают самих себя. Но это вера, а не факт. Вера в то, что либеральные ценности являются предметом всеобщего благоговения, не основана на эмпирических наблюдениях. И эти ценности уже не столь незыблемы даже в тех частях континентальной Европы, где еще буквально несколько лет назад они казались непреложными. На большей части земного шара их едва признают.

Принадлежность либеральных ценностей конкретному образу жизни стала центральной темой очерков, собранных в моей книге "Постлиберализм" (1993). Современный либерализм — поздний продукт иудейского и христианского монотеизма. Именно из этих религиозных традиций — в большей мере, нежели из греческой философии, — выросли либеральные ценности терпимости и свободы. Эти ценности считались всеобщими потому, что люди верили в их богоустановленность. Большинство либералов сегодня придерживаются секулярного мировоззрения и тем не менее продолжают считать, что их ценности обладают значимостью для всего человечества.

Никогда не было ясно, почему все должно быть именно так. В стандартном ответе ценности Просвещения призваны на борьбу с ценностями релятивизма, но при этом как-то забывается, что релятивизм вырос из Просвещения. Другие ответы обращаются к теориям социальных наук, утверждающим, что только либеральные сообщества могут быть современными. Наибольшую известность получили идеи Фрэнсиса Фукуямы; но все эти теории утверждают, что глобализация порождает по всему миру средний класс, требующий политической свободы, как когда-то в XIX и XX веках ее якобы требовала буржуазия.

В действительности же европейский средний класс связывал свою судьбу с авторитарными режимами столь же часто, сколь часто он поддерживал свободу и демократию. То же самое происходит в глобальном масштабе и сегодня. Большая часть среднего класса в России, кажется, успешно сочетает консюмеризм с национализмом, а в Китае большинство, похоже, желает лишь повышения уровня благосостояния и свободы своей частной жизни. В США, с другой стороны, бесконтрольная глобализация разрушает средний класс.

Если бы либерализм, господствующий в умах последнего поколения, был бы фальсифицируемой теорией, его бы давно уже отбросили. Невозможно установить связи между прогрессирующей глобализацией и распространением либеральных ценностей. Либералы сопротивляются подобному выводу, потому что это лишает их жизнь смысла. Для них либерализм — это суррогатная религия, обеспечивающая устойчивую иллюзию, что их ценности выражают смысл истории.

Эти рассуждения могут показаться весьма далекими от повседневной политики, но у них есть важные практические выводы. Либеральные общества не могут в своем выживании зависеть от истории. Они должны защищать себя, но для этого необходимо ослабить культ прав человека. Права человека могут иметь ценность в качестве символических барьеров против наихудших зол, таких как геноцид, рабство и пытки. Но когда права человека не обеспечены государственной властью, они не имеют никакого веса; и даже хуже того: они побуждают людей верить в то, что их защитят (как в Сребренице и сейчас в Алеппо), тогда как власти, которая могла бы их защитить, не существует. Права человека не могут служить лекалом для построения мирового порядка. Когда их используют для обоснования фанатичных военных кампаний, тогда под угрозу попадает тот образ жизни, который как раз и призван защищать права человека.

***

Отвращение, которое население испытывает к сложившимся элитам, вызвало некоторые любопытные ответные реакции. Постоянно слышны разговоры о том, что в ходе референдума о членстве Британии в ЕС в этом году в результате эмоционального неприятия мнений экспертов в утиль, якобы, был сдан и здравый смысл. Однако, насколько нам известно, те, кто претендует на особые прозрения в области экономики или политики, не выступили тогда с какими-либо серьезными заявлениями. Многое из того, что выдается за экспертное знание, состоит из спекулятивных и дискредитировавших себя теорий, таких как субкейнсианские идеи, поддерживающие накачивание экономики деньгами на постоянной основе и представление о том, что глобализация выгодна в долгосрочной перспективе всем. Когда раздраженные либералы говорят о триумфе эмоций над здравым смыслом, они имеют в виду, что избиратели игнорируют речи тех, кто раньше наставлял их лидеров, а ныне превратился в интеллектуальные развалины, и вместо этого реагируют на факты и личный опыт.

Чего британские избиратели точно не делают, так это не отказываются от того общества, в котором живут. По мнению некоторых критиков либерализма, необходимо отречься от индивидуализма в экономике и культуре. Таково послание книги Джона Милбэнка и Адриана Пабста "Политика добродетели" (The Politics of Virtue). Книга выдвигает неомедиевистское видение органического сообщества, не чуждое Хилэру Бэллоку и Г.К. Честертону, которых Милбэнк и Пабст одобрительно цитируют. Постлиберализм этого толка представляется мне тупиком в политике. Большинство британцев не хотят жить в органических сообществах. Они не испытывают ностальгии по воображаемому прошлому и не выказывают особой нежности в отношении клаустрофобной камерности неизменяющихся, гомогенных жилых районов. Они хотят того, что Томас Гоббс называл "удобной жизнью" (commodious living), — другими словами, удобства современной экономики — без хронической незащищенности, создаваемой необузданными силами рынка. Они не отвергают рыночный индивидуализм — они требуют его обуздания. Они желают жить в общей культуре, но вместе с тем рады тому, что она вмещает в себя различные убеждения и стили жизни.

В постлиберальном обществе свобода и терпимость обретают защиту под эгидой сильного государства. C экономической точки зрения, требуется перестать думать, будто первоочередная цель государства — продвижение глобализации. В будущем об успехе или неудаче правительства будут судить по тому, насколько оно способно обеспечить процветание и совладать с вызываемой глобализацией дестабилизацией. Ясно, что для этого нужен тонкий баланс настроек. Иначе есть опасность, что деглобализация может постепенно вырваться из-под контроля.

Новые технологии скоро разрушат установившиеся модели труда и жизни, какие бы усилия ни предпринимали правительства. Потребности населения невозможно удовлетворить полностью, но те партии, которые не будут ограничивать свободу рынка в интересах социальной сплоченности, обрекут себя на забвение. Тот тип глобализации, который сформировался за последние десятилетия, отныне не имеет политической перспективы.

Бессмысленно ожидать, что либералы постигнут суть происходящего. Ведь на их глазах распадается не только либеральный порядок, но и представление об их собственном месте в истории. Бывшие когда-то авангардом человеческого прогресса, они оказываются бессильными зрителями, взирающими на происходящее помимо их воли. Тем не менее, они настаивают на том, что выход из кризиса либерализма очевиден. Для него нужно все то же самое, что и раньше, но только в больших количествах — вливание более насыщенного раствора идеализма, непреклонная решимость обновить либеральные проекты прошлого. Они даже и помыслить не могут, что любой из этих проектов — например, свободная мировая торговля или свободное перемещение труда через национальные границы — нуждается в ревизии, а без того он окажется выброшенным на свалку. Единственный изъян предшествующей политики им видится в ее недостаточном либерализме.

Несокрушимая уверенность, смешанная с нарциссической тревогой, была определяющей чертой либерального мышления издавна и остается таковой до сих пор. Но сейчас чувствуется уже совсем иное настроение либералов. Единственное, что действительно осталось от либерализма, — страх за будущее. Когда мир, каким либералы его якобы знали, исчезает на глазах, у многих из них возникает соблазн удалиться в воображаемые миры, о которых грезят некоммерческие организации левого толка и призраки которых они заклинают на своих академических семинарах… Это равнозначно отказу от политической борьбы, и возможно те, кто представляет правящий либерализм, вопреки самим себе, просто идут к пониманию, что их время подошло к концу.

Источник: New Statesman
 

novl200020.11.16 14:39
И действительно. Грабить под вывеской "права человека" больше не получается. Человеки сопротивляются навязываемой доктрине, потому что видят, что кончается как всегда для противостояния запада и туземцев - ограбленим туземцев.
На западе права декларированы, но когда нужно запросто нарушаются, нет денег на адвокатов - никаких шансов отвертется.
В Ливии или Ираке прав человека не декларировалось, пользовались мусульманской идентичностью, этого как то хватало.
iz0920.11.16 15:39
Хорошая статья, показывающая, что ВШЭ-подобные теряют с каждым днем вес. Также следует признать, что ожидания "вечного либерализма" пытались опровергнуть диалектику, но последняя показала свою жизнеспособность во всем мире.
Что касается отношений в Европе, то еще Кукрыниксы делали карикатуру с надписью: какой там общий рынок - сплошной базар.
Аяврик20.11.16 16:00
Статья оставляет впечатление, будто Автор использовал "под копирку" Тезисы аналогичных размышлений 25-30-летней давности о точно таком же Идеологическом Крахе коммунистической идеологии Красного глобального проекта и чувства прострации и бессилия перед происходящим тогдашних марксистских властьимуших и их приспешников в Мировой Социалистической Системе
Абсолютно тот же процесс Прозрения (Протрезвления) от столкновения с "так называемой реальностью"
:-/

Неадекватность миропонимания одной усохшей ветви проповедников всеземшарных Свободы, Равенства, Братства продолжается усыханием такого же неадекватной Экхарт типов Аннино миропонимания другой ветки, соседней, на том же Древе (иудо-христианского сектанского сознания свой Исключительности и Мессианства монотеического)

Один в один итоги - у глобалистов-марксистов в конце 20 века и у глобалистов-либералов в начале 21-го
у утопистов-гуманистов, короче...
Пауль20.11.16 22:14
Если применить любую научную технологию (например, контент-анализ) к публикациям западных СМИ о правах человека (и свободе), то окажется, что единственно существенные права человека это:
1) право вести подрывную деятельность против неугодных госдепе режимов;
2) право на половые извращения.
Giotoo21.11.16 03:04
Нелиберализ мертв...
Нет никакой свободы, поведение человека изначально ограничено множеством запретов...
заложенных программно (врожденные инстинкты)... или сформированных обществом (мораль, КоАП и т.д.)... нарушая их человек, либо отторгается обществом, либо выбывает из процесса размножения...

Нет никакого "свободного рынка" - весь рынок всегда жестко регулировался и контролировался... более того, за право контролировать "свободный рынок" идет неприрывная борьба...

Государство - общественный договор, уничтожая государство, уничтожается и общественный договор... с соответствующими последствиями... а подмена договора понятием "свободы" автоматически порождает хаос...
От которого еще нужно... защищаться.

Либерализм/неолиберализм изначально основаны на неверных исходных данных... хоть и стали удобной идеалогией капитализма в достижении абсолютной власти... но фактически не смогли спрогнозировать появление хаоса и дестабилизации системы
gotirbit21.11.16 09:01
А я думаю, что всё происходящее с "либирально-демократическими ценностями" можно объяснить гораздо проще. В 1936-37 году Усатому доложили что призывников в РККА недобор. Иосиф, как и все феодалы, не любил когда количество холопов уменьшается. Он отнял 18-19 лет назад и назвал виновным "троцкисткий-зиновьевский блок" и его "реформы" 1917-1921 г.
Также и сейчас в 2015-16 г. отнимаем 18-19 лет назад получаем... кто у нас тогда за экономику отвечал? Только не говорите, что Путин. "Экономика- это не его конёк" (Явлинский) . ФИО эти"реформаторов" в 2008 году Чубайс, Кудрин, Улюкаев. А Гайдар уже умер.
Понимаете, коллеги. Невозможно скрыть сокращение населения в результате проведения "либирально-демократических" реформ. Значит этот путь не развитие и его надо менять. А когда "куры перестают несьтись, заборы падают, а народ сам собой разбегается", кто-то "должен отвечать по всей строгости закона".
_STRANNIK21.11.16 09:35
gotirbit, ru21.11.16 09:01 ..........................................
Понимаете, коллеги. Невозможно скрыть сокращение населения в результате проведения "либирально-демократических" реформ. Значит этот путь не развитие и его надо менять.
.................................
Ну почему... Просто он был и демократическим и либеральным исключительно на словах . А основная проблема как всегда в головах...основной массы населения. Которой (как и раньше) все по фиг. ИМХО.
Настасья21.11.16 11:50

Не нужно забывать, что когда говорят о свободе – имеют в виду экономическую свободу, когда о либерализме – то тоже с экономической точки зрения. Естественно, при сжимании рынка, империализме и монополизме все это немножечко кончается. И было бы странно верить, что при исчезновении экономических политические права и свободы останутся.

Джону Николасу Грею Ленина бы почитать "…господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания".

Аяврик21.11.16 13:01
2 Настасья, RU

-- Джону Николасу Грею Ленина бы почитать "…господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие.

а почему тогда уж не сразу Гитлера?!

чем Вам - с Вашей цитатой Ильича - бесноватый Фюрер по части разоблачения лицемерия буржуазно-демократических свобод и прав человека не ко двору пришелся?
;-)
Главный Злодей21.11.16 15:02
В 1936-37 году Усатому доложили что призывников в РККА недобор.
Вы глупость написали. Призывная система в РККА была введена только в 1939-м.
Настасья21.11.16 15:06

Можно и Алоизыча "Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых дорастают лишь немногие"

Когда о свободе говорят идеалистически всегда фигня получается.

Корректор21.11.16 17:48
> Настасья

Можно и Алоизыча "Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых дорастают лишь немногие"

Когда о свободе говорят идеалистически всегда фигня получается.

Тоже недавно цитировал любителям либерализма. Не понимают. Ну никак они не могут понять, что весь современный либерализм именно в этой цитате.

Pangolin21.11.16 20:08

_gotirbit_

Невозможно скрыть сокращение населения в результате проведения "либирально-демократических" реформ. Значит этот путь не развитие и его надо менять. А когда "куры перестают несьтись, заборы падают, а народ сам собой разбегается", кто-то "должен отвечать по всей строгости закона".

А вот это утверждение спорное, его надо еще доказать.

Нужно ли нам увеличение населения?

Если вы обладаете передовыми технологиями - то ответ нет, так как вы можете весь рынок планеты рассматривать как свой потенциальный рынок сбыта. Именно так поступает Япония, которую не очень заботит что её население медленно вымирает.

А вот если вы планируйте построить самодостаточную по емкости рынка экономику, которая вполне бы могла в случае чего замкнутся сама на себя, то вам нужен рост собственного рынка сбыта, но опять же этот рынок должен быть платежеспособен. Нельзя просто взять и присоединить к себе 5 мил. человек с рассыпающейся экономикой и ждать, что через год-два регион выйдет в плюс (какими бы деньгами вы его не поливали в течении этих двух лет), в лучшем случае это лет 5, а скорее 7-8. Думаю Крым только после 2019 года сможет перестать быть дотационным, не раньше. Аналогично любые другие территории. Сразу навалить на себя нагрузку в 10 миллионов человек - это риск всей системе. Поэтому мы кстати не берем ни Донбасс, ни другие области ЮВ Украины, они нам как люди просто не нужны, под них нет рабочих мест.

К тому же есть логика намерений, а есть логика обстоятельств. Логика намерений это создать экономику и увеличить рабочие места, а для этого надо увеличивать население (наращивать рынок сбыта и количество рабочей силы в долгосрочной перспективе). А есть логика обстоятельств, что для реализации намеченного рывка, государство заставляет оптимизировать свои расходы все существующие институты, и они в свою очередь проводят у себя серии сокращений рабочих мест и зарплат, увеличивая количество безработных в текущий период времени, что снижает их желания (да и общества в целом) заводить детей, и идти в том направлении которое наметило государство. Отсюда, к слову, все эти попытки через Патриарха отменить аборты в системе ОМС - попытка неуклюжей коррекции, собственной политики.

Логика обстоятельств, явно толкает нас не в том направлении куда бы хотело нас направить наше правительство, нам нужно сосредотачиваться на передовых технологиях для ТНП (товары народного пользования), а не ввязываться в гонку вооружений или гонку за Марс. Но амбиции не дают покоя.

Отдельно стоит отметить что наша элита многое поставила на энергетические проекты, а спрос на энергию будет расти только если будет расти население планеты, что опять же противоречит всем стремлениям глобализации, и наоборот совпадает с целями националистов в любой стране. Поэтому, в том числе, мы выбрали вектор роста численности и собственного населения, но рост это очень затратное дело, а так как часть (большая часть) расходов по воспитанию детей ложится на домохозяйства, то не удивительно, что многие семьи не торопятся со вторым или даже с первым ребенком. И опять - логика намерений противоречит логике обстоятельств.

magyar21.11.16 21:03
Либерализм - это слабоумие. Либерализм - это власть дегенератов. Либерализм - это извращение, которое возводит в добродетель ложь, воровство и предательство, оправдывая их извращённо истолкованными "свободами и правами" человека, переходящими во вседозволенность. Либерализм - это разрушение морально-нравственных устоев общества и человека. Либерализм - это идиотизм особого рода, психический наркотик, в основе действия которого лежит использование одной - единственной мозговой извилины, безвозвратно подавляющей все умственные способности человека. Либерализм - это вырождение и гибель той части человечества, которую эта чума успела поразить.
iz0921.11.16 23:23
Как хорошо, что либерализм уже на уровне разоблачения, неслучайно и этого "тигра" свалили. И это уже ощущают многие страны мира. А ведь либеры прикрыли свою политику чуть ли не 5-ю нобелевками.
knolur22.11.16 02:06

Да, получается, что нафиг Права человека. И действительно, раньше государство-то социалкой не заморачивалось. Армия, военный и торговый флот, полиция, тайный сыск, фискалы, чиновники, дипломаты - основные статьи расходов. Ну пенсии им еще, а то сами на старость плохо копят. И вообще, дать им вотчину на кормление. Ну науку (Академию иметь положено для престижа же, мы передовые, чай), театры там разные (а то Райкины ругаются, да и надо же зрелищ народу, и самим скучно). Школа, там, больничка - так пусть Земство скидывается. А доходов нет, расходы одни, казне убыток. Или церковь - пусть занимаются человеколюбивыми и богоугодными делами, в конце-то концов. Или ищите спонсора, вдруг кого совесть замучила (пусть церковь тут тоже напряжется). А так - сами скидывайтесь. "На том и этом свете буду вспоминать я, как упоительны в России вечера..." Что, какие коммунисты и социалисты?!! Вот блин...

Это эссе такое, про "дремучее капиталистическое сознание". Где тут "слезинка ребенка"? На фоне повсеместного детского труда, отсутствия нормального здравоохранения и образования, "циркуляров о кухаркиных детях" и т.д? И так ведь во всем. Это не либерализм рушится, это еще коммунизм/ социализм доламывается, и на Западе в том числе.

gotirbit22.11.16 08:20
Злодею,
это не глупость. Я сам читал донесение Германского консульства расположенного тогда в столице УССР г.Харькове. "Ожидается некомплект призывников с 1938 год по 1941." Именно такого уровня документы я считаю заслуживающего внимания. Материалы перепечатывались "АиФ" Коротича и "Ледокол" Резуна (Суворова). Но главное для меня слова деда -"Тогда стали забирать с 18 , а не с 19 лет". Вот так!
gotirbit22.11.16 08:42
Pangolin, RU

Я с Вами полностью согласен и даже писал на WaP , что важнее "качество население чем количество" (Дэн Сяопин) и что приглашение других народов жить в России -"черта оседлости" для нас закончилась "Крушением империи". Но ГРУ , Генштабы и Госпланы планируют и считают. А мужиков не хватает. И им нас..ать на все "либеральные ценности". У них другая работа. Вот они и докладывают "...нету,...нечем". Их, понятное дело, сперва "устраняют" или отстраняют. Другие приходят и опять тоже самое- "много буржуинов, да мало наших...".
Надо что-то менять...

Я предложил одному "либералу" на ПК посмотреть со спутника на те места, где родились его родители. Он потом долго со мной не разговаривал...
gotirbit22.11.16 09:00
Злодею добавка
Учёт мужского населения в Московском государстве был ВСЕГДА. Именно потому оно и состоялось , а другие рядом нет. Найдите сами как набирались мужики в "чёрные сотни", "рекруты", "копщики" и т.д. Учёт производили "ПРИКАЗЫ" и церковь. После прихода к власти "рабоче-крестьянского правительства" , чтобы скрыть убыль населения начали уничтожать церковно-приходские книги. ИМЕННО КНИГИ, а не стены церквей. В книгах была запись крещения и отпевания. Об этом рассказала мне моя бабушка. Институт марксизма-ленинизма об этом не расскажет никогда!
novl200022.11.16 09:01
Да дело не в либерализме. А в том, что на поверку оказалось, что его и нет. Как собственно и демократии.
Помните попытку Сбербанка купить Опель? Дали? Все нынешние проявления это последствия тех событий.
Далее последуют и "права человека". Их вновь придется доказывать армией.
Ксенофобя и гомофобия развзязанная по всем мировым СМИ тому порукой.
Аяврик22.11.16 11:29
2 novl2000, RU

-- Ксенофобя и гомофобия развзязанная по всем мировым СМИ тому порукой.

это где такое безобразие Вы обнаружили?????

в то время, как на самом-то деле имеет место прямо противоположное промывание мозгов (и мировыми СМИ, и голливудами, и голубыми экранами вместе с радио) - безродный космополитизм, толерастия и гей-культура 24 часа в сутки

в одну калитку
Giotoo25.11.16 17:14
> Аяврик
Абсолютно тот же процесс Прозрения (Протрезвления) от столкновения с "так называемой реальностью"
:-/

Неадекватность миропонимания одной усохшей ветви проповедников всеземшарных Свободы, Равенства, Братства продолжается усыханием такого же неадекватной Экхарт типов Аннино миропонимания другой ветки, соседней, на том же Древе (иудо-христианского сектанского сознания свой Исключительности и Мессианства монотеического)

Один в один итоги - у глобалистов-марксистов в конце 20 века и у глобалистов-либералов в начале 21-го
у утопистов-гуманистов, короче...

Ну, а всё-таки какие итоги...?

Если посмотреть с точки зрения Ваших предков живших 200 лет назад... то Вы живете в утопическом и сверх- гуманном мире...

И это результат кропотливого труда... труда кого... тех самых "утопистов-гуманистов"... которых Вы презираете... И с реальностью они столкнулись не вчера....

Подскажите на кого опираться... покажите тех людей, которые способны изменить мир (в лучшую сторону)?... которые не ради денег и власти... которые способны упорно работать ради других людей... ради создания более совершенного и справедливого мира... для всех (а не избранных)...

Ведь подавляющее большинство людей цинично думает, только о себе... и если не "утописты-гуманисты", то кто?

П.с. Реализация идей, это другой вопрос... ведь даже самую здравую идею можно исказить настолько, что ради "светлого будущего, всеобщего блага" восторженно уничтожаются миллионы... (миллионы вообще всегда уничтожались восторженно и исключительно "ради всеобщего блага")...

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» КНДР провела испытания новых ракет
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Reuters: На военной базе около Багдада произошел мощный взрыв
» СМИ: Чад потребовал от США приостановить работу авиабазы
» Французский эксперт назвал cущественные недостатки истребителей F-16
» Президент ЦАР предложил России место для военной базы
» Уже треть регионов России законодательно ограничили трудоустройство мигрантов
» Власти недружественных стран вынуждают режиссеров отказываться от участия в ММКФ
» Россия собирается ввести в зону СВО до конца мая 10 новых бригад — MI-6
» Нидерланды окончательно закрыли крупнейшее месторождение газа в ЕС

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"