Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В Кремле рассказали подробности разговора Путина с Шольцем
Турция разорвала отношения с Израилем
Минобороны сделало представление Израилю после удара около авиабазы в Сирии
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Наука и образование: экспансия экономизма
21.08.15 00:05 Наука, техника, образование
Снежана Здиславовна Семерник — доцент кафедры философии, кандидат философских наук
В существующем обществе тотально преобладает экономический дискурс в оценке важнейших проблем современности. Соответственно усиливаются попытки разрешить возникающие проблемы экономическими методами, экономическую пилюлю провозгласить панацеей от всех проблем.

Так, в академической среде значительно увеличилось количество работ, посвященных вопросу применения экономического подхода в различных сферах человеческой деятельности. Появились политэкономия культуры, политэкономия образования, политэкономия воспитания, здравоохранения и т. д. В рамках данного подхода, вслед за европейскими учеными, отечественные исследователи стали применять принцип рыночной рациональности, количественный подход, теорию обмена при решении вопросов важнейших сфер общественной жизни. На сегодняшний день практически не осталось явлений и процессов, которые сохранили бы свою неприкосновенность, не попали бы "под прицел" меновой философии вследствие того, что в обществе господствует экономоцентризм.

Экономоцентризм — система взглядов, жизненных ориентаций и установок, в которых решающая роль при объяснении природы, общества, собственно самого человека, а также связей, устанавливаемых между ними, и норм, регулирующих возникающие отношения, отводится экономике и производным от нее феноменам. Так, глубоко имманентым для данного типа мировоззрения является понимание, к примеру, природы как "природного ресурса", осмысление человеческой личности в категориях "человеческий ресурс", "человеческий капитал", а также общественных связей с позиции "социального капитала" и т. д.

Рассматривая характеристики экономо-центричного общества, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики РФ Ф. В. Шелов-Коведяев указывает, что в нем роль экономики абсолютизируется:

"Экономическая деятельность из инструмента обеспечения частных и общественных нужд превратилась в самодавлеющую сущность: недаром все чаще приходится слышать: „экономике требуется то-то и то-то“, „экономика диктует“ и т. д., будто она есть некая, абсолютно независящая от нас сила" [11, с. 157].

Это, по мнению профессора, крайне негативно отражается на многих сферах общественного функционирования, в частности, на демографии:

"Малодетная семья — прямое следствие экономоцентричного мировоззрения" [11, с. 157]. В качестве аргумента он приводит следующие рассуждения: "Если человек воспринимает экономику как высшую по отношению к нему и, следовательно, непреодолимую силу, то он тем самым настраивает себя на ограничение своего воспроизводства в потомках. Ведь одинокий индивид, лишенный широкой корневой системы родственных связей, более социально пластичен, а значит, более удобен бизнесу и управлению, экономике в целом, чем сплоченный коллектив дружных родственников. И коли многие уже привыкли воспринимать любые сигналы экономики как приказы, подлежащие исполнению без обсуждения, не удивительно, что они психологически настраиваются на малодетность" [11, с. 157].

Стоит согласиться с мнением российского исследователя, поскольку совершенно очевиден факт утраты поведенческой нормы многодетности в странах "победившего капитализма", которые, кстати сказать, по материальному уровню жизни являются одними из наиболее благополучных во всем мире. Несмотря на это, проблема сокращения численности населения является для них одной из наиболее острых. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные: "60% амстердамцев признались в проведенном опросе, что вообще не хотят обременять себя детьми; одиночество предпочитают браку 11% французов, 14% нидерландцев, 22% датчан; в Бельгии на все 10 млн жителей — 928548 семейных пар вообще не имеют детей" [7, с. 30].

Экономизация[*] важнейших социальных связей затронула самые сложноорганизованные социальные институты, такие как наука и образование.

Так, наука стремительно утрачивает свои завоеванные ранее рубежи: социокультурный статус, свободный творческий поиск, высокий авторитет. Как мы знаем начиная с XVII века, наука из спорадического разрозненного феномена превратилась в социальный институт. А это значит — вступила в систему прав и обязанностей по отношению к обществу. Общество признало науку, легитимировало ее деятельность, наделила полномочным статусом, вплоть до абсолютизации ее роли. Еще недавно под грифом "научно доказано" решались абсолютно все проблемы, вплоть до существования посмертной жизни, души, Бога и т. д. Хотя очевидно, что собственно специфическими научными методами это не доказывается, так как находится вне границ применения данных методов.

И, тем не менее, для нас интересно то, что клише "научно доказано" указывало на тот высочайший общественный статус, который занимала наука. Она выступала и как способ получения новых знаний, и как источник развития, и как институт по решению насущных прикладных задач, и даже в качестве духовного кормчего.

Сегодня, безусловно, мы наблюдаем колоссальное понижение статуса ученого и науки как таковой. Экономический момент здесь играет центральную роль. Если в прежние времена наукой и философией занимались люди состоятельные (рабовладельцы в античности, аристократия в Новое время и т. д.), то современный ученый занимается этим профессионально — т. е. наука для него — источник дохода для обеспечения жизни. В этих условиях даже в лучшие времена некоторые ученые рассматривали свою деятельность исключительно как способ получения чинов, званий и более сытого образа жизни. Но, тем не менее, значительная часть действительно развивала научное знание. Однако с тех пор как в обществе возобладали философия и психология, абсолютизирующая роль экономики, рынка и материального потребления, люди науки, как и прочие члены общества, устремлены преимущественно на добывание денег посредством своей профессии. Это выражается в стремлении получать всевозможные гранты, выигрывать конкурсы с материальным финансированием и т. д.

Все это приводит к тому, что цели и приоритеты развития науки все чаще и чаще определяются не отдельными учеными, высококвалифицированными специалистами в той или иной области, способными оценить потенциал и глубинные потребности некоторой области знания, и не научным сообществом в целом, а, находясь вне данного социального института, — определяются платежеспособным заказчиком: реже — государством (читай — чиновниками, которые решают свои, управленческие, задачи) либо крупным капиталом, имеющим запрос на реализацию своих узкособственнических целей.

Таким образом, наука стремительно превращается в сферу интеллектуальных услуг, выполняет субъективные заказы определенных групп лиц.

Образование, похоже, ожидает та же участь — утрата достигнутого социокультурного статуса, существование на грани вымирания. Экономоцентризм, охвативший современное общество, способствует тому, что современный человек скрупулезно высчитывает собственные сиюминутные выгоды, не желая сколько-нибудь увеличивать затраты, расходы, уменьшающие его нынешнюю прибыль. Вложения в будущее — это тоже уменьшение дохода в настоящем, а потому долгосрочные перспективы никто не хочет оплачивать — ни отдельный гражданин, ни крупный капитал, пребывающий в дне сегодняшнем, ни экономически ориентированное государство. А потому образование сегодня также сведено до статуса "образовательных услуг", переводится на самоокупаемость, что фактически подрывает самые его основы, ухудшает качество.

Современные исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что происходящая во всем мире реформа образования является выражением превращения его из феномена культуры в фактор экономики и технологии, дабы готовить не личностей для социума, а агентов для техноса. Из "фабрики мыслей" университеты превращаются в "фабрики информации", а вернее, — в универсамы по ее рекламе и продаже, в "предпринимательские университеты" [5].

Как справедливо отмечает Э. Фромм, рыночный тип мышления имеет глубокое влияние на систему образования: здесь "от начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом, полезной для целей рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остаются силы и время думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость — вот побудительный мотив получения более широкого образования" [9, с. 78–79].

Здесь интересно обратить внимание на такое обстоятельство, что научные исследования, проведенные в разное время по вопросу о, если можно так выразиться, "рентабельности системы образования", экономической выгодности его для общества, по мере усиления в социальных системах власти капитала претерпевают существенные изменения в своих фундаментальных выводах относительно данного вопроса.

Так, например, в России, еще в XIX веке, в 1886 году, постоянная комиссия по техническому образованию издала сборник, в который были включены научные статьи известных экономистов того времени И. И. Янжула, А. И. Чупрова и др., в которых они рассматривали влияние грамотности на производительность труда, пытались дать экономическую оценку образованию. В предисловии авторы лаконично сформулировали главные идеи, цели и задачи данного сборника: "Собрать воедино всевозможные аргументы экономического характера на пользу народного образования (курсив наш. — С.С.)…" (цит. по [2, с. 32]).

Обратим внимание: данные экономисты в своих экономических изысканиях пеклись не об умножении капитала, не о том, сколько „расходов“ уйдет на образование, на содержание „непроизводительных“ педагогов, администраторов и т. д., а о пользе образования. Такая исследовательская установка коренным образом отличается от меркантилизма, более свойственного западноевропейской культуре, который рассматривает любую нематериальную сферу как потенциальную угрозу капитализации.

Между прочим, они отмечают: „Затраты на образование не представляют собой акта филантропии, а являются лишь непосредственным удовлетворением насущнейшей потребности страны в интересах прогресса ее производительных сил. Богатство и процветание России зависят от качества и уровня образования ее народа“ (цит. по [2, с. 32]).

Проведенные во второй половине 80-х годов исследования в США (под эгидой американского Совета по образованию) на тему „Экономическая ценность высшего образования“ имеют все еще благоприятный исход для самого образования: американские специалисты в области экономики Л. Лесли и Б. Бринкман сделали вывод, что инвестиции в высшее образование полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды частным лицам [3].
Однако уже к середине девяностых годов образование вообще, и высшее образование в частности, ставятся на подозрение, обвиняются в „нерентабельности“, невыгодности для человека и общества.

Так, известный специалист в области экономики образования, главный специалист департамента „человеческих ресурсов“ Всемирного банка, Г. Псахаропулос в своем докладе „Отдача на инвестиции в образование“ за 1993 год делает вывод о том, что социальная отдача образования в целом заметно сокращается по мере возрастания национального дохода в силу возрастания связанных с ним совокупных расходов на обучение.

Отдача начального образования гораздо выше, чем отдача от среднего образования, а последняя выше, чем отдача от высшего образования. Важным обоснованием такого вывода является величина расходов: университетское образование стоит гораздо дороже в расчете на одного студента, чем начальное и среднее образование в расчете на одного ученика" [3, с. 32].

Замечательный вывод. Оказывается, чем меньше в обществе высокообразованных людей, тем лучше для общества, тем быстрее растет его национальный доход. Сэкономленные от вложений в образование деньги повысят количество потребляемых благ на каждого члена общества. Вот такая политэкономия. Таким образом, сегодня все чаще многие явления, процессы, отношения, составляющие пространство человеческого общежития, низводятся до статуса рыночного товара. Хотя они таковыми никогда не могут являться, не имея ни одного признака продукта, подлежащего обмену. И это неудивительно: язык денег весьма циничен. На это обращал внимание еще в XIX веке известный немецкий философ Георг Зиммель. В своей работе "Философия денег" он указывал на то обстоятельство, что деньгам присуща способность вовлекать в обменный бизнес и те блага, которые не являются товарами, причем так, будто они таковыми являются. "Деньгам все глубоко безразлично. Это среда, в которой приравнивание различного осуществляется на практике", — соглашается с Г. Зиммелем в своей работе "Критика цинического разума" современный исследователь П. Слотер-дайк [6, с. 352].

Поэтому вполне закономерным является то, что говорящий на языке денег рынок беззастенчиво использует ресурсы духовного, символического капитала (П. Бурдье), никак не пытаясь поддержать и восполнить эту высокосложную реальность, поскольку мгновенной очевидной прибыли она не дает, а оказывает общесистемное укрепляющее, стабилизационное и усиливающее действие на социальную систему в целом.

Современные исследователи справедливо отмечают: "Вся сложная культурная, духовная, политическая деятельность в условиях регулирующей деятельности рынка оценивается уже не по качественным, а по количественным критериям" [4, с. 50]. Соответственно "все, что не является „рентабельным“, выбраковывается рыночным сознанием из пространства социальных практик. Поэтому сегодня во многих сферах общественного производства беззастенчиво сокращается то, что не сулит немедленной окупаемости и выходит за рамки прибыльности" [4, с. 217].

Решение этой проблемы в плоскости сугубо экономического подхода представляется не только неэффективным, но и разрушительным для сущности и принципов функционирования нематериальной сферы общества.

Современными как зарубежными, так и отечественными мыслителями в качестве одного из методов повышения статуса труда, реализуемого в сфере нематериального производства, укрепления положения в обществе работников данной сферы предлагается метод перенесения принципов материального производства в нематериальную сферу. А именно: применение в нематериальной сфере категорий и законов экономического мышления (потребительская стоимость, нематериальный товар, рынок образовательных услуг и т. д., и т. п.).

Вот что, к примеру, пишет о таком нематериальном ресурсе человеческого труда, как разум, известный белорусский экономист академик НАН Беларуси Н. Г. Никитенко: "Как сущностное явление разум, накапливаясь в различных формах знания — науке, образовании, информации, технологии, культуре, духовности, психологии и других, все в большей степени "заявляет" о необходимости "вычленять" ("отчуждать") себя из предметной деятельности и непосредственно фиксировать в статистической, бухгалтерской, финансово-кредитной, налоговой и других системах учета и анализа как специфического нематериального товара — стоимостного актива ноосферной (интеллектуальной) стоимости (патентов, изобретений, программных продуктов, методик, теорий, методологий, формул, моделей, авторского права и т. д.)" [10, с. 8].

И далее: "Организация и управление системой общественного воспроизводства разума (кроме фундаментальных научных исследований) как товара предполагает повсеместное введение его в производственные отношения преимущественно на рыночных принципах" [10, с. 8].

Рыночный подход к такому феномену человеческого существования, как разум, способствует вычленению его не только из предметной деятельности, но к гораздо более глубокому отчуждению — от личности самого человека. Главное условие разумной деятельности человека, согласно логике рынка, находится не внутри человека, а вне его — определяется спросом на данный вид "продукции". Материальный успех продавцов разума зависит от того, насколько большему количеству людей они смогут продать интеллигибельные практики личности, безотносительно самой этой личности. Данный принцип используется при решении важнейших вопросов человеческой жизнедеятельности.

Так, например, современный экономический подход при выборе вида образования, будущей профессии (одного из важнейших выборов в жизни личности) рекомендует использовать учетно-бухгалтерскую логику точных цифр.

"Сначала индивид определяет оптимальный объем образования для каждой данной профессии; затем он выбирает профессию, которая при оптимальном для нее объеме образования дает самую высокую приведенную оценку (стоимость) пожизненных заработков.
Равновесие спроса и предложения образовательных инвестиций достигается в точке, в которой предельная норма отдачи инвестиций в человеческий капитал равна предельным издержкам их финансирования и в которой норма отдачи равна процентной ставке. Оптимальный уровень инвестиций в образование определяется такой предельной нормой отдачи, при которой приведенная стоимость издержек образования становится равна стоимости доходов от него" [1, с. 33].

Итак, норма отдачи, выраженная в денежном эквиваленте, рассчитана на предполагаемое количество лет жизни. И никаких тебе мучительных поисков будущего пути, склонностей и талантов, самореализации и служения обществу. Ведь профессия во многом определяет образ жизни. Публичная она или предполагающая мало контактов, творческая или связанная с механическим воспроизводством — все это не имеет сколько-нибудь существенного значения при экономическом подсчете выгод. А уж такие категории, как священная профессия, о чем хорошо было известно традиционному обществу, вообще не применимы в данной логике, поскольку священное не переводимо на язык цифр.

В этой ситуации "свободная рука рынка" вовсе не собирается поддерживать те социальные отношения и практики, которые прямо не направлены на решение задачи приращения капитала, а "нерентабельно" растрачивают свои ресурсы в пользу обеспечения качества жизни широких слоев общества. А потому такие неэкономические институты, как наука и образование, нуждаются в масштабной государственной поддержке (как это и происходит во многих странах). В отношении данных феноменов общество должно исходить из презумпции безусловной полезности, приоритетности в обеспечении качества жизни, достойного уровня развития общества, рассматривая собственно коммерческую деятельность как вторичную и даже не обязательную для данных социальных институтов.

Только лишь в этих условиях мы можем говорить о серьезном развитии науки и образования — необходимых составляющих успешного развития социума.

ПРИМЕЧАНИЯ

Статья опубликована в научном журнале "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена" Выпуск № 146 / 2012

[*] Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что в современной социогуманитарной рефлексии разработан ряд понятий, наиболее адекватно, по мнению автора, выражающих реалии современной жизни. А именно:
Экономизм — принцип, предполагающий перенесение норм функционирования экономической сферы на внеэкономическую реальность.
Экономоцентричное общество — такой тип социума, в котором решающая роль при объяснении природы, общества, собственно самого человека, а также связей, устанавливаемых между ними и норм, регулирующих возникающие отношения, отводится экономике и производным от нее феноменам.
Экономический фундаментализм — абсолютизация значения рыночного обмена как универсального фактора регуляции социальных отношений.
 

 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
белый кит21.08.15 08:38
Разум - вещь энтропическая, а вот стремление человека - эволюционно и прогрессивно.
Корректор21.08.15 09:41

Мир победившей философии меркантилизма.

"Главное условие разумной деятельности человека, согласно логике рынка, находится не внутри человека, а вне его — определяется спросом на данный вид "продукции"."

Вот в этом и вся суть философии. Согласно современному мировоззрению, экономика это некая "природная сила", а человек существует исключительно в зависимости от действия природных сил. В данной философии нет представления об ином пути "развития", кроме как в результате воздействия обстоятельств. Роль человека сводится к "рефлекторному существованию". Весь ужас такой философии в том, что человек — это просто животное существующей в условиях "природной силы" экономики. В рамках данной философии даже не допускается мысль о наличии внутренних потребностей и устремлений человека, это какой-то "меркантильный фатализм" и человечество без воли к жизни. Такая систему существовать не может, и она уже умирает. Но проблема в том, что умирая, система пытается похоронить все человечество. Прямо эпитафия – "экономика требует" войны и сокращения человеческой популяции.

ti-robot21.08.15 15:36
В статье упущено обстоятельство, что время, когда общество вкладывало в науку деньги, не требуя отдачу, закончились во многом благодаря самим ученым, которые начали требовать безотчетности на том основании, что они де ведут научный поиск и негоже им указывать или контролировать этот "творческий" процесс.
В прошлом веке поступали проще - творцов и научников окунали в быт лесоповала, чтобы поняли, как страна добывает лес для продажи за валюту на их эксперименты, а проникшихся отправляли в шарашки. Некоторые после этого перевоспитывались и выдавали прекрасный материальный результат.
В этом веке все сложнее - отгоняют "ученых" от финансовых потоков "на науку" и требуют, чтобы ученые сами разработали критерии оценки их работы. Пока видим результат только в виде вывода:
такие неэкономические институты, как наука и образование, нуждаются в масштабной государственной поддержке (как это и происходит во многих странах). В отношении данных феноменов общество должно исходить из презумпции безусловной полезности, приоритетности в обеспечении качества жизни, достойного уровня развития общества, рассматривая собственно коммерческую деятельность как вторичную и даже не обязательную для данных социальных институтов.
Я считаю, что общество должно обеспечить мне масштабную государственную поддержку для проведения научных исследований влияния передвижения моего тела зарулем Бентли, Мазератти и Феррари на мою самооценку. И в отношении этого начного исследования общество должно исходить из презумции безусловной полезности.
arthur21.08.15 19:41
> ti-robot
время, когда общество вкладывало в науку деньги, не требуя отдачу, закончились во многом благодаря самим ученым, которые начали требовать безотчетности на том основании, что они де ведут научный поиск и негоже им указывать или контролировать этот "творческий" процесс.
Не было такого времени. И сейчас нет.
Это американцы не требуют отдачи, что ли?
iz0921.08.15 20:16
> ti-robot
В прошлом веке поступали проще - творцов и научников окунали в быт лесоповала, чтобы поняли, как страна добывает лес для продажи за валюту на их эксперименты, а проникшихся отправляли в шарашки. Некоторые после этого перевоспитывались и выдавали прекрасный материальный результат.
В этом веке все сложнее - отгоняют "ученых" от финансовых потоков "на науку" и требуют, чтобы ученые сами разработали критерии оценки их работы. Пока видим результат только в виде вывода:

В этом комменте удивительная ненависть к ученым. В быт лесоповала окунали тех, на кого поступили доносы, а с наукой это мало было связано. Так же писали доносы на военачальников, чиновников.
ti-robot21.08.15 20:43

Королева туда отправили за "растрату казенных средств". Хотели за теракт - все таки чуть не ухлопал целого генерала, но после получения справки из академии, что тов. Королеву многократно письменно объясняли, что системы наведения на уровне СССР 30го года сделать невозможно - террор сняли, а растраты оставили.

Я производственник. Я не люблю чиновников от науки, из-за которых я вынужден сам заниматься прикладной наукой вместо того, чтобы получать готовый результат. Меня бесит, когда я в специальной литературе вижу диссертацию, автор которой просто не понимает, что он нарушает правила термодинамики. Почему я это вижу, а куча редакторов и рецензентов нет? Почему наши ветераны просят приехавших ученых держать от них подальше? Почему вместо РАН прикладные исследования тащит Минпромторг?

2 Артур.

Было. Погуглите количество ускорителей в разных странах мира и время из строительства.

Посмотрите фильмы тех лет. Воспевание научного подвига, молодые ученые, вырвать тайны у природы...

Все это было. Но кончилось.

_STRANNIK21.08.15 21:33
ti-robot, RU
................................
"Почему вместо РАН прикладные исследования тащит Минпромторг?"
Потому , что Вы попутали время и мотивы.
В СССР РАН никогда не занимался прикладными исследованиями. За исключением случаев когда это была задача государственной важности. Которая соответствующим образом финансировалась. Ну и другие стимулы само собой были...
А прикладными работами занимались отраслевые НИИ (вполне успешно). Которые сплошь и рядом были уничтожены в 90х. За экономической ненадобностью. А РАН ноне посадили на рыночную модель. Так что не обессудьте. Бабки есть? Добро пожаловать. Договор (с четким ТУ на желаемый результат) и вперед... Оплата по факту получения желаемого. И желательно все на открытой конкурсной основе. Рынок однако. Кто не вписался - ногами вперед- на вынос.
arthur21.08.15 23:02
Не следует забывать, что только Фарадей и Максвелл оправдали науку на все времена.
Причём Фарадей оставил все коммерческие проекты, чтобы заниматься исследованиями природы электричества. И его биограф восклицает, какой современный учёный на это способен!
Кроме денег вред науке может приносить неуёмное и неумное желание управлять наукой, поставить её под контроль людей, для которых учёные те же рабы, которых надо только эксплуатировать - тот же пролетариат по Марксу, но интеллектуальный.
Например, почему сбежал в Швецию, отказавшийся от миллиона, бессребреник Григорий Перельман, про которого у нас уже все забыли вместо того, чтобы им гордиться. Более того имеет место быть удивительная ненависть и неодобрение к учёным, и не только к ним. Пишущий рано утром у окна Бунин вспоминал, как проходящий на сенокос крестьянин говорил: "Всё пишешь, барин". Хотя, казалось бы, какое ему дело - но это как раз характеризует презрительное отношение общества к умственному труду. Сталин, например, платил учёным в 30-40 раз большую зарплату, надо полагать под воздействием "английского" Капицы. А потом уже в 90-х Харитон отсоветовал Сахарову возглавить Арзамас-16 вместо него, хотя сам же рекомендовал его: "Им уже ничего не надо".
magyar22.08.15 00:00

Одномерный подход к многомерным сущностям, исповедуемый экономизмом, это лженаука в чистом виде, мракобесие, попирающее науку, наглое издевательство над здравым смыслом и самим человеком, вопиющий признак полной деградации общества.

magyar22.08.15 09:23
Можно порассуждать на тему о том, что если "экономизм" является контрпродуктивной идеологией и практика приносит только разрушения в общество, то почему он до сих пор не развенчан и не искоренён на государственном уровне. И здесь можно задаться вопросом о том, что если "экономизм" губителен для экономики и общества, то это значит, что он существует постольку, поскольку он кому-то выгоден. А выгоден он тем, что представляет собой раковую опухоль из коррупционных схем, пронизывающих госаппарат сверху донизу. И тогда такое внешне благозвучное и псевдонаучное название "экономизм", превращается во всем знакомые нам слова - мздоимство или коррупция в государственных масштабах, подкреплённая псевлонаучными теориями, в первую очередь, теорией либерализма, которая по существу, является теорией обоснования права госчиновников и представителей "бизнеса" на предательство государственных интересов и на воровство в самых разнообразных формах. И это объясняет, почему такой безобидный, на первый взгляд, "экономизм" приводит к столь плачевным результатам.
ti-robot22.08.15 10:38

Вот так вот требование государства о жесткой финансовой дисциплине в науке, названное научными философами "экономизмом", плавно сводится к теме "госаппарат=коррупция".

Не отклоняйтесь от темы:

Общество ЗА научный поиск, но общество ПОТИВ того, чтобы этот научный поиск свелся к теме "деньги вы обязаны давать, а а отчет вам без надобности, не поймете, сиволапые".

Против чего протестует РАН - против того, чтобы "ученых отодвинули от финансов", прислав "ничего не понимающих менеджеров".

Но насколько оправдано такое возмущение? Что, не было аренды и продажи помещений, не было нецелевого использования, не было взяток и коррупции в науке?

В 90е государство бросило науку, как и все остальное, наука выживала как могла. Кто то их за это ругает? Нет.

В 00х государство смогло начать финансировать науку. И что произошло? Налаженные схемы 90х переключились на "освоение" и этих средств. Может ли государство вливать в науку больше денег, чем успею освоить деятели от науки? Нет. Можно ли все вернуть к порядкам АН СССР - нет, не может отдельная отрась жить в социализме, когда вокруг капитализм.

Государство пошло по пути западной науки, когда наука развивается как отрасль капиталистической эконмики с сильным влияниме государства. А капитализм - это учет средств. Это не нравится "деятелям от науки". Это не нравится ученым старшего поколения, не привыкшим к грантовой системе и госпрограммам.

Но, дорогие мои ученые, другой России у нас для Вас нет.

magyar22.08.15 11:13
Ну да, к науке вы так неравнодушны, так как она тычет правдой в глаза. А что вы скажете педагогам и разрушенному образованию, убитой медицине, культуре, нравственной и духовной сфере, убитому сельскому хозяйству и колониальной сырьевой экономике в целом, всем без исключения сферам жизни общества, колоссальному росту внешнего долга при катастрофическом падении ЗВР. Не пора ли признать, что всё это и есть плачевные результаты либерального "экономизма", завязанного на системную коррупцию и предательство национальных интересов на государственном уровне. И не пора ли остановитья, особенно с учётом того, в каком положении именно благодаря либеральному "экономизму" оказалась теперь вся страна?
argus9822.08.15 11:21

> magyar "А что вы скажете педагогам и разрушенному образованию, убитой медицине, культуре, нравственной и духовной сфере, убитому сельскому хозяйству и колониальной сырьевой экономике в целом, всем без исключения сферам жизни общества, колоссальному росту внешнего долга при катастрофическом падении ЗВР."(с)

осмелюсь спросить - О какой стране Вы столь страстно изволите переживать? Озвучьте - попереживаем вместе...

arthur22.08.15 11:29
> ti-robot

Но, дорогие мои ученые, другой России у нас для Вас нет.

А вас не смущает, что для спортивных атлетов она есть? Тогда как для атлетов мысли, коими являются учёные, другой России у вас нет. Смотри выше о Фарадее и Максвелле, которые экономически опрвдали науку на все времена, в отличие от спортивных атлетов.
ti-robot22.08.15 13:23

В мире есть другие страны. Другой России у нас для Вас нет.

Атлет и ученый имеет полное право переехать в другую страну. Да, с точки зрения государства это убыток (так называемая "утечка мозгов"). С другой стороны - если для того, чтобы ни один ученый не уехал, надо построить стену до неба (пограничников не достаточно, из СССР ученые успешно уезжали) или выдавать им миллиарды для удовлетворения любопытства (под лозунгом "Фарадей все окупил, что вы жмотитесь"), так дешевле этого ученого отпустить.

Кстати, раз пошла такая пьянка, расскажите нам, как эта бездушная экономика разрушила нашу атомную отрасль, например. Про гигантское отсавание военной электроники. Про разваленный центр судостроения имени Крылова. И что характерно, никто из них не входит в РАН.

Про Фарадея можете уточнить экономически: вот Фарадей сделал открытие, вот прибыль именно от открытия Фарадея, перекрывающая расходы на науку в мире в 2014 году.

arthur22.08.15 13:38
> ti-robot
раздаёте задания? Может начнёте с себя?
_STRANNIK22.08.15 13:51
ti-robot, RU
......................................
Если бы не животный, инстинктивный страх потерять власть и "нажитое непосильным трудом" (вкупе с исчезновением иллюзий насчет священного права собственности) , то ничего из Вами озвученного не сохранилось бы и не развивалось. Это осмысленная и вынужденная мера (развитие ВПК , сильная армия и флот). Поскольку именно они гарантируют сохранность крупному национальному бизнесу (в лице государственных институтов) .
Насчет атомной отрасли. Как человек отработавший в ней 35 лет и совсем не в мирной ее части, могу ответственно заявить - попытки переформатировать Средмаш под "рентабельность" имели место. Но не срослось. По очень разным причинам. Но одна из основных - не успели дотянуться рученки . Поскольку решения принимались на самом верху да и военные проявили завидное упорство...
По статье - практически все верно. Но вот вопрос , что делать - не раскрыт.
magyar22.08.15 14:05
Вообще говоря, в статье представлено научное описание и обоснование провальности либерального проекта в России. На основании таких научных работ в советское время принимались судьбоносные решения на самом высоком политическом уровне. И в наше время эта статья, допонительно к уже существующим работам, даёт полные основания для проведения умеренных антилиберальных реформ, с целью ликвидировать прорывы либерализма на тех фронтах, где он показал себя с отрицательной стороны. И сохранить там, где он действительно приносит пользу. Там, где либерализм ликвидируется, он заменяется госуправлением, возвращается понятие нравственной экономики и нравственного человека. В общем, нужен путь, близкий к пути, по которому сейчас развивается Китай, с которого мы в 90-х годах по неизвестным причинам, не без участия Госдепа США, свернули и оказались в пропасти.
_STRANNIK22.08.15 14:24
magyar, RU
........................
То что нужно что-то менять было ясно еще "вчера". Вопрос как и что . Дьявол как всегда в деталях.
По Китаю. Вы совершенно напрасно идеализируете китайскую модель. Там совсем не все в радужном цвете.
Однако сотрудничество и кооперация России и Китая может дать интересный результат (страшный ночной кошмар англосаксов) с переходом количества в качество...
magyar22.08.15 14:45

Я совсем не идеализирую китайскую модель, но по достоинству оцениваю её потенциал, а он огромен ссылка и ссылка

ti-robot22.08.15 16:14
> arthur
> ti-robot
раздаёте задания? Может начнёте с себя?

Одна выполненная программа в области энергосбережения в этом году.

Участие как субподрядчика в программе перспективных исследований в прошлом году.

Стоимость каждой программы порядка десятков миллионов рублей.

Это помимо серийного производства оборудования.

arthur22.08.15 21:58

> ti-robot

похоже, вы не понимаете роли фундаментальной науки. Солдат не учит маршала.

ti-robot22.08.15 22:37

Я прекрасно понимаю роль фундаментальной науки.

Я не понимаю другое:

А потому такие неэкономические институты, как наука и образование, нуждаются в масштабной государственной поддержке (как это и происходит во многих странах). ЭТО в России реализовано

В отношении данных феноменов общество должно исходить из презумпции безусловной полезности, приоритетности в обеспечении качества жизни, достойного уровня развития общества

Я как часть общества считаю, что если ученый получает госфинансирование, то он должен принимать во внимание не только самореализацию и удовлетворение своего любопытства, но в первую очередь задачи, поставленные государством.

И если кто то получает деньги из бюджета, то он должен либо предоставить понятные критерии оценки эфективного расхода этих средств, либо должен следовать решениям бюджетных органов в деле отчетности.

РАН не может или не хочет выработать такие критерии. А на решение государства взять контроль в свои руки выпускает такую "аналитику".

_STRANNIK22.08.15 22:46
arthur, KZ
"похоже, вы не понимаете роли фундаментальной науки. Солдат не учит маршала."
.......................................
А Вы не понимаете ее роль (сегодня) не в меньшей , а скорее в большей степени. Или сознательно троллите.
С тех пор когда можно было делать "фундаментальную науку" на уровне Фарадея (на коленке) слишком много воды утекло. И "фундаментальность" как понятие сильно поистерлось и трансформировалось...
А кстати кто в роли Маршала? ...
argus9822.08.15 22:47
> arthur "Солдат не учит маршала."(c) - ну да... Зато маршала учит материально-техническое снабжение, если маршал в нём (м-т снабжении) нихрена не шарит. Или следственные органы, если маршал им (м-т снабжением), мягко говоря, злоупотребляет. В переводе на русский - ворует.
_STRANNIK22.08.15 22:52
ti-robot, RU
.............................
" А на решение государства взять контроль в свои руки выпускает такую "аналитику""
Опять происки врагов.
Берите в свои руки (да поможет Вам бог) только "беря в свои руки", не обессудьте , и отвественность за принятые решения нести. Как при ИВС...
ti-robot23.08.15 08:26

Я за свои решения отвечаю. Я работаю на частном предприятии, от моих ошибок (а фактически я твечаю за электрочасть пятой части выпускаемого оборудования именно как руководитель конструкторов) зависит зарплата больше, чем тысячи человек и реализация проектов от Севастополя до Камчатки.

И я не разу не говорил кому либо про "презумцию полезности".

Презумцию полезности для меня имеет большой андронный коллайдер.

Мне пофиг, что они заняты тем же, что было описано в популярной книге, прочитанной мною в школе в СССР.

Мне важно, что коллайдер требует огромного количества инженерных, конструкторских, логистических и вычислительных решений. Которые потом уйдут в промышленность.

Презумцию полезности для меня имеет космос - по той же причине, генетика, математика, медицина.

Но я считаю, что прикладная наука в РАН оторвалась от жизни и стала самодостаточным субъектом, который с помощью подобных "воззваний" защищает свое право жить отдельно от государства. И я против.

Кто мешал господам из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена взять в руки карандаш и сделать концепцию "Пути оптимизации развития фундаментальной науки в современных экономических условиях"?

Они тратят время на многословное "так нельзя", но ни слова про то, "как исправить".

И это "за все хорошее против всего плохого" - имеет для общества "безусловную презумцию бесполезности".

Как верно сказал классик:

Товарищи учёные! Доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню.
Ох, вы там добалуетесь, ох, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниёт, заплесневет картофель на корню!

Автобусом до Сходни доезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой её намять!

Вы можете прославиться почти на всю Европу, коль
С лопатами проявите здесь свой патриотизм.
А то вы всем кагалом там набросились на опухоль,

Собак ножами режете, а это - бандитизм!

Товарищи учёные, кончайте поножовщину,
Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид!
Садитесь, вон, в полуторки, валяйте к нам, в Тамбовщину,
А гамма-излучение денёк повременит.

Полуторкой к Тамбову подъезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой её намять!

К нам можно даже с семьями, с друзьями и знакомыми,
Мы славно тут разместимся, и скажете потом,
Что Бог, мол, с ними, с генами, Бог с ними, с хромосомами,
Мы славно поработали и славно отдохнём!

Товарищи учёные, эйнштейны драгоценные,
Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз!
Ведь лягут в землю общую останки наши бренные,
Земле - ей всё едино: апатиты и навоз.

Так приезжайте, милые, рядами и колоннами,
Хотя вы все там химики и нет на вас креста,
Но вы ж ведь там задохнетесь за синхрофазотронами, -
А тут места отличные - воздушные места!

Товарищи учёные! Не сумлевайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот аффект, -
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денёчек покумекаем - и выправим дефект!
spv223.08.15 09:52
Комментарарии напоминают мои диалоги в гуманитарном корпусе одного ВУЗа. По-видимому, я единственный, кто там имеел вообще какое-то отношение к производству, прикладным исследованиям и армии. Все требуют, возмущаются, негодуют, вещают о развале... Но начиная с дедов заканчивая внуками никто ничего не делал, не делает и не будет делать руками (или головой) - а что, рядом Москва, куча контор от Агата (который, среди прочего, club-ы делает) до Алмаз-Антея. Да даже под боком в родном городке есть запрос и весьма интересные вакансии. Нет, должно государство, Пунин, общество, Вася, ... Они даже не знают, что производят в их же городе...
Самое смешное - они предполагают, что все окружающие их люди из их же страты, поэтому ноют самозабвенно и искренне. Конечно, о науке и производстве. А когда рассказываешь, где успел поучаствовать к 22 годам (возраст выпуска из института!) - начинают игнорировать, чтобы не мешал. Потому что следующий вопрос и так понятен -что мешало, мешает и будет мешать им и их детям. Тем более, что живём в такой местности, где всё под боком. И зарплаты сейчас вобщем в городе не так разнятся и на производстве можно зарабатывать. Впрочем, предполагаю, что тот же самый список: государство, Пунин, общество, Вася...
Парадокс- рядом корпус естественнонаучный... Ни тени нытья... Навряд ли тут что-то зависит от специализации... Просто другие люди. И так сложилось.
ti-robot23.08.15 10:02

Зарплаты сейчас разные.

МНС- аспирант в подмосковном институте зарабатывает в 2 раза меньше, чем наши пацаны в монтаже и в три раза меньше, чем наладчики на выезде. Этот МНС приезжает на поезде, я должен генеральному директору обосновать, зачем я беру билеты поезд, а не на самолет.

_STRANNIK23.08.15 10:21
ti-robot, RU
..................................
"Но я считаю, что прикладная наука в РАН оторвалась от жизни и стала самодостаточным субъектом"
Еще раз : прикладные исследования не входят в функции РАН. И в соответствии с сегодняшними реалиями могут вестись только на договорных условиях (с оплатой заказчиком). Да и то если на это остается время от выполнения финансируемых из бюджета (в рамках целевой государственной программы) работ .
...................................
"Они тратят время на многословное "так нельзя", но ни слова про то, "как исправить"
Вполне справедливый упрек. Я собственно выше это же и написал.
..................................
"Как верно сказал классик:...."
Боюсь Высоцкий с Вами бы не согласился. Поскольку в этой песне он высмеивал тогдашние "картофельные десанты" на поля , которые инициировал Брежнев. И от которых вреда было больше чем пользы...

spv2, RU

.........................

А содержательную часть статьи Вы благоразумно решили не комментировать...

ti-robot23.08.15 10:58

Содержательную часть статьи я уже прокомментировал, см. выше:

В статье упущено обстоятельство, что время, когда общество вкладывало в науку деньги, не требуя отдачу, закончились во многом благодаря самим ученым, которые начали требовать безотчетности на том основании, что они де ведут научный поиск и негоже им указывать или контролировать этот "творческий" процесс.

В прошлом веке поступали проще - творцов и научников окунали в быт лесоповала, чтобы поняли, как страна добывает лес для продажи за валюту на их эксперименты, а проникшихся отправляли в шарашки. Некоторые после этого перевоспитывались и выдавали прекрасный материальный результат.
В этом веке все сложнее - отгоняют "ученых" от финансовых потоков "на науку" и требуют, чтобы ученые сами разработали критерии оценки их работы. Пока видим результат только в виде вывода:
такие неэкономические институты, как наука и образование, нуждаются в масштабной государственной поддержке (как это и происходит во многих странах). В отношении данных феноменов общество должно исходить из презумпции безусловной полезности, приоритетности в обеспечении качества жизни, достойного уровня развития общества, рассматривая собственно коммерческую деятельность как вторичную и даже не обязательную для данных социальных институтов.
Я считаю, что общество должно обеспечить мне масштабную государственную поддержку для проведения научных исследований влияния передвижения моего тела зарулем Бентли, Мазератти и Феррари на мою самооценку. И в отношении этого начного исследования общество должно исходить из презумции безусловной полезности.

На картошку ученых начали отпралять тогда, когда уважительное отношение к ученым закончилось.

Корректор23.08.15 12:18

Я вижу тут все опять утонули в частностях – "Кто виноват". А ответ то есть даже в самом названии статьи – "экспансия экономизма". В этом и весть вопрос. Просто нужно увидеть суть явления. А суть такова, когда экономика становится "природной силой", некой данностью, в которой мы существуем, удел человека, склонить голову перед "буйством природы" и ожидать "лучшей погоды", лучшей "рыночной конъюнктуры". Вот и получается, что все ждут лучшей погоды, когда природная сила – экономика, смилостивится и предоставит лучшие условия для развития. Неужели непонятно, что этого никогда не произойдет. Неужели не понятно, что развития происходит не в результате воздействия "природных сил", а в результате внутренних процессов развития общества. И эти процесс находятся в прямой зависимости от доминирующего в обществе мировоззрения.

А что касается фундаментальной науки, то прошу заметить, что ее результаты не имеют и не могут иметь "денежной оценки". Более того, развитие фундаментальной науки мало связано с количеством денежных средств вливаемых в "фундаментальную науку". И потому бессмысленно, регулировать фундаментальную науку методами "экономики". Действительно фундаментальной наукой люди занимаются совсем не за деньги. И вопрос управления наукой, это вопрос "проектного управления". Говоря проще, как в СССР, заявляем инфраструктурный мега-проект, а заинтересованные в нем сами придут, нужно только обеспечить их приемлемое существование.

_STRANNIK, ru

Есть знакомые занимающиеся вопросами прецизионной механики? Очень нужен механизм линейного перемещения нагруженной рабочей поверхности с шагом в 20 микрон (максимум 20 микрон!). Речь идет о проектировании оборудования для селективного лазерного спекания порошков. Если есть специалист по порошковой металлургии, то тоже очень нужен (но не прямо сейчас, сейчас пластики в защитной атмосфере). Почти все механизмы есть, а вот как собрать модуль вертикального перемещения рабочей поверхности возникли сложности. В общем, как не переворачивай задачу, нужно перемещать или рабочую поверхность, или оптическую систему с модулем укладки порошка. А точность 20 микрон, это необходимый минимум.

Prokrust23.08.15 12:44
Счастье наступило у чиновников-бояр - теперя они всем рулят. Как и встарь, будут поднимать науку. Правда науки как таковой в РИ почему-то массово не наблюдалось. Российская империя вообще все время отставала в науке.
Для чиновника главное ХОРОШАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
На профессионализм насрать.
Для бизнесмена главное ПРИБЫЛЬ
На профессионализм насрать.
Для политика главное ПОПУЛЯРНОСТЬ
На профессионализм насрать.
Ну конечно у всех этик категорий есть свои признанные профи - профи в составлении отличных красивых отчетов и умелых подстав конкурентов, профи ведения эффективного бизнеса, профи имиджмейкеров и политологов.

......................................................
На картошку ученых начали отпралять тогда, когда уважительное отношение к ученым закончилось.
......................................................
Одна фраза - и вся глубина понимания происходящего у человека ясна. Телега впереди лошади, следствие впереди причины. Он даже не понимает что всех отправляли на картошку. КО ВСЕМ КОНЧИЛОСЬ УВАЖЕНИЕ. Большие чиновники в СССР поняли что они и есть бояре, а все остальное быдло на место, в стойло.
Корректор23.08.15 12:46
ti-robot, RU

На картошку их стали отправлять по совершенно другой причине. Субъективно, поскольку не хватало рабочих рук, а вот объективно, поскольку вся система была не предназначена для такой большой доли научных сотрудников и инженеров. Вся экономическая модель СССР была основана на индустриальном производстве, и как только доля ИТР в производстве стала превышать долю рабочих, политическая и экономическая модель начала захлебываться. Вот отсюда и все "творчество" политической элиты, и неизбежный конец СССР.

Да и сегодня система существует только благодаря уничтожению большей доли ИТР и возведении остатков в статус "креативных менеджеров". Но конфликт некуда не делся, и требования модернизации производства быстро его возрождает. И как только доля высокотехнологичного производства увеличится, политическая и экономическая система опять начнет захлебываться. Ну не получится платить ИТР по "рыночным ценам", а заставить их работать за "экономически обоснованное вознаграждение" тоже не получится.
_STRANNIK23.08.15 13:16
Корректор, RU
..................................
Самый простой и дешевый вариант - линейный привод от дисководов DVD или жестких дисков. Точность не хуже 10мк. Программу для позиционирования сможет написать любой грамотный программист за месяц.
Если есть средства, не мутите воду : ссылка
Сори за офтоп.
 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» В Абхазии оппозиция выступила с обращением о ситуации в стране
» Конгресс США выделил более 180 миллиардов долларов Киеву с начала СВО
» В "Рособоронэкспорте" рассказали об интересе к Як-130М за рубежом
» Китай начал поставлять оружие России: Боррель пригрозил Пекину санкциями
» Евросоюз профинансирует закупку четырьмя странами региона польских ЗРК
» Остин представил Конгрессу доклад об обновленной стратегии использования ядерного оружия
» Новак: Россия рассматривает новый маршрут поставок газа в Китай
» Украине не быть в НАТО, пока я премьер — глава правительства Словакии

 Репортаживсе статьи rss

» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове
» ФСБ рассекретила новые подробности Волынской резни

 Комментариивсе статьи rss

» Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом
» Сергей Глазьев представил стратегию ускорения роста ВВП до 8% в год
» Что известно о планах переподчинить ФРС президенту США
» На авиасалоне AirShow China 2024 хозяева доминируют
» Триумф Су-57, ЗРК «Витязь» и Ка-52Э в Чжухае: на что рассчитывать заказчикам?
» Кто и зачем вернул Дональда Трампа
» Санкции, взрастившие дракона. Как Китай захватывает мировые рынки
» WSJ: Остин отказал Зеленскому в приоритетной поставке новых систем ATACMS

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"