В столице Катара Дохе завершился Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ). Россию на форуме представляла делегация высокого уровня во главе с министром промышленности и энергетики В. Христенко и главой ОАО «Газпром» А. Миллером. Встреча участников ФСЭГ была посвящена вопросам координации добычи и поставок газа. При этом основной интригой форума стали перспективы объединения основных газопроизводителей в газовый картель, подобный ОПЕК. В ходе переговоров также обсуждались вопросы международного сотрудничества в сфере разведки, добычи и поставок «голубого топлива». Некоторые страны планируют подписать ряд двусторонних договоров.
Первый день форума показал, что активная работа по созданию газового картеля уже началась. Хотя пока никаких документов по созданию такой организации подписано не будет. В.Христенко по окончании заседания форума заявил, что участниками заседания было принято решение о создании группы высокого уровня по ценообразованию на газ. Состав организационной группы пока не определен. Она будет функционировать на протяжении 2007 года и соберется не менее 6 раз.
По словам министра, страны-экспортеры газа приняли это решение единогласно. Как отметил министр, это решение - только шаг к созданию «газовой ОПЕК». Хотя страны-экспортеры и не приняли решения о картельном соглашении, но вполне очевидно, что подобная договоренность, направленная на контроль и координацию ценообразования, является шагом к созданию газового аналога ОПЕК.
«Проблематика ценообразования на газ очень важна, – подчеркнул министр. – Важно начать исследования по ней, и Россия готова выступить опорой тем, кто начнет эти исследования».
Следующий шаг на пути к картелю члены ФСЭГ сделают на российской территории. Седьмой форум стран-экспортеров газа пройдет в 2008 году в Москве. По словам В. Христенко, такое решение было принято по предложению российской делегации. Россия выступит координатором группы высокого уровня по ценообразованию на газ, отметил министр. Фактически это означает, что Москве удалось возглавить объединительное движение газопроизводителей. И это естественно: политический вес России придает формирующемуся союзу серьезную геополитическую мощь.
Участниками ФСЭГ являются 16 стран: Алжир, Бруней, Боливия, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Норвегия присутствует на форуме в качестве наблюдателя. Страны ФСЭГ контролируют 42% газа и располагают более чем 70% его мировых запасов (ОПЕК контролирует 43% мировой добычи нефти). Многие члены газового клуба также входят в состав ОПЕК.
Идея создания «газовой ОПЕК» стала хитом и без того политизированных дискуссий по проблемам мировой энергетики. Изначально инициатива Ирана, высказанная в ходе первой конференции ФСЭГ в мае 2001 года (Тегеран) была встречена мировой газовой элитой, в том числе, российской, сдержанно. Однако события 2006 года, в первую очередь, существенное обострение отношений Россия - Запад по энергетической проблематике, подвигли Кремль в решительному развороту в сторону объединения производителей газа на картельной основе. В ходе своего первого визита в Катар в феврале 2007 г. В. Путин заявил: «Нужен ли он, будем ли мы его создавать – это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны». Позже эту идею поддержали лидеры всех крупнейших стран–поставщиков газа, которые владеют 70% его мировых запасов. Южноамериканские страны во главе с Венесуэлой уже создали группу, подобную газовой ОПЕК (Южноамериканская организация газа), которая регулирует ценовую политику. Однозначно за создание «газовой ОПЕК» выступают Иран и Венесуэла. Более осторожно – арабские страны. На днях и президент Казахстана Н. Назарбаев подтвердил наличие дискуссии по вопросам газового картеля: «Мы обсуждаем это среди стран–экспортеров газа, и такое желание действительно есть».
Реакция потребителей, прежде всего, США и Западной Европы – предсказуемо отрицательная. В начале апреля с.г. палата представителей конгресса США обратилась к госсекретарю Кондолизе Райс с требованием «энергично выступить против создания глобальной организации по вымогательству и рэкету, которая будет представлять основную и долговременную угрозу мировым поставкам энергоресурсов».
Особое беспокойство картельные планы газопроизводителей вызывают в Европе. Это объяснимо: по мнению ведущих исследовательских центров, в долгосрочной перспективе следует исходить из того, что объемы потребления газа будут нарастать. Согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе может возрасти к 2020 году примерно до 640 млрд. куб. м. Одновременно с этим наметилась явная тенденция к сокращению собственного производства, поэтому зависимость Европы от импорта сильно возрастет. По осторожным оценкам концерна E.ON Ruhrgas, исходя из анализа уже заключенных договоров, нехватка газа в Евросоюзе может составить в 2020 году примерно 140 млрд. куб. м, и в компании считают неизбежной необходимость покупки дополнительных объемов импортного газа. Поэтому в центре внимания Европейской комиссии (ЕК) стоит вопрос о диверсификации источников его получения. Кроме того, диверсификация поставщиков рассматривается здесь как основной инструмент сдерживания цен. И «координация» ценовой политики производителями иначе как картельный сговор здесь не рассматривается.
Что не совсем оправдано. Многие эксперты, в том числе, европейские, отрицают прямую связь между объединением поставщиков газа с ростом его цены. Во-первых, большинство поставок газа в мире осуществляется по долгосрочным контрактам, где цены на газ привязаны к ценам на нефть. Во-вторых, повышение газовых цен может ударить по самим странам-экспортерам, поскольку многим потребителям станет выгоднее использовать перейти на уголь или возобновляемые источники энергии, или же развивать атомную энергетику.
В то же время, как ни парадоксально звучит, угроза вроде «газовой ОПЕК» нужна и Брюсселю: это хороший аргумент для укрепления «единого фронта» стран Евросоюза в газовом диалоге с Россией. На что, кстати, обратил внимание СМИ министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко, заметив, что «причины озабоченности стран - потребителей газа и их резких высказываний надо искать внутри» этих стран. По его мнению, «очень выгодно из стран - экспортеров газа нарисовать монстра, создать образ глобальной угрозы, чтобы отвлечь от своих проблем, это традиционный политический прием».
России, фактически обеспечивающей продвижение производителей газа к объединению, «газовая ОПЕК» нужна как инструмент формирования правил игры, отвечающих интересам не только потребителей, но и производителей. А с учетом лидерства страны в добыче, экспорте и запасах, для Москвы важна не столько атрибутика в виде формальной организации, сколько возможность влиять на политику всех основных производителей газа, а в перспективе – и транзитеров. И с этой точки зрения «газовая ОПЕК» может существовать в любом виде – формальном или неформальном.
Еще один важный тактический нюанс: чем громче звучат призывы к созданию «газовой ОПЕК», тем меньше упоминаний об Энергетической хартии и требований к России по поводу ее ратификации. Тактика «отвлечения внимания» срабатывает. А практически для Москвы вступление в «координационный картель» гораздо менее обязывающий шаг, чем ратификация Хартии со всеми ее неудобоваримыми протоколами. В случае же достижения каких-либо принципиальных договоренностей между ведущими экспортерами газа, принципиально изменятся сами правила игры на этом рынке.
Для России стратегически важно не «переборщить» с разговорами о газовом картеле. Появление влиятельной организации производителей газа способно серьезно сместить существующий баланс сил и интересов и в дальнейшем стать причиной серьезных конфликтов и противостояний между потребителями и производителями энергоресурсов. Десятилетиями складывалась ситуация, когда главными владельцами инфраструктуры газовой отрасли являлись развитые страны, а источники сырья находились в отстающих регионах мира, что позволяло и Европе и США диктовать свои условия. Объединение, пусть даже и координационное, производителей ограничит аппетиты Запада и скоординирует действия на мировом рынке газа, чего и опасаются ведущие страны мира.
Вашингтон заявил, что будет рассматривать вхождение России в «газовую ОПЕК» как недружественный шаг и угрозу национальной безопасности США. А потому американцы полагают необходимым выработать ряд конкретных шагов по недопущению создания картеля.
Европа, где до сих пор отношения в газовой сфере строились на двухсторонних контрактах и вполне удовлетворяли ЕС, намекает на то, что в случае организации газового картеля Россию могут ждать трудные времена. Газпрому грозят, что его деятельность в Европе попадет под юрисдикцию антимонопольного законодательства ЕС, в отношении России могут быть ограничены инвестиции в газовую промышленность.
Наблюдатели отмечают, что на форуме российская сторона продолжила активные контакты с Алжиром и Катаром. Именно координация действий с этими ведущими поставщиками газа необходима российским газовикам в первую очередь. Об интенсификации переговоров именно с Алжиром убедительно говорит то, что значительную часть времени на форуме Виктор Христенко посвятил встрече со своим коллегой из этой североафриканской страны Шакибом Хелилем.
Эксперты сходятся в том, что скоординированная политика может помочь отвязать цены на газ от корзины цен на нефтепродукты. В этом заинтересованы все производители и экспортеры газа, поскольку решение этой проблемы позволит им проводить собственную ценовую политику, независимую от мировой нефтяной конъюнктуры.
Появление организации экспортеров газа позволит им на равных сотрудничать с картелем потребителей в лице Международного энергетического агентства. Однако для полной энергетической безопасности производителям нужно включить в картель еще и транзитеров газа, ведь в основном по их вине срываются поставки потребителям.
Очевидно, что создание полноценного газового союза лишь отложено, хотя сама идея начинает наполняться конкретным содержанием. Создание «газовой ОПЕК» неизбежно и может принести пользу всем участникам газового рынка. Координация действий ведущих мировых производителей газа давно назрела и сегодня их объединение в рамках картеля – вопрос технический. Кроме того, в фокусе внимания не только цены на газ, но и направления и инфраструктура экспорта, согласование объемов добычи и транспортировки, новые проекты и технологии. В конечном итоге должен быть найден баланс интересов производителей и потребителей. |